Где начинается Северный полюс?

Викинг в Хатанге

Разве можно встретить викинга? Скажете, нереально, в наше-то время... А вот мне повезло: не только увидеть, но и познакомиться, поговорить и даже сфотографировать удалось. Где? Да в Хатанге! Откуда он там взялся? Из Норвегии...

Впрочем, хватит говорить загадками. Вот он, настоящий викинг - Борге Аусланд (Borge Ousland), известнейший норвежский турист-экстремальщик, вдоль и поперёк прошедший Гренландию, Шпицберген и не единожды покорявший оба полюса планеты.

Борге бредил приключениями с детства, зачитывался книгами о знаменитых норвежских полярных исследователях Амундсене и Нансене, а в двадцать лет предпринял своё первое путешествие по северу Норвегии. Серьёзно занимается экстремальным туризмом с 1986 года. В 1994 году он установил свой первый мировой рекорд, дойдя до Северного полюса за 52 дня. В 1997 году пересёк всю Антарктиду, пройдя через Южный полюс. Нынче (2001 г. прим. автора) настырный норвежец хочет сделать подобное и в Арктике, а именно - пересечь Северный Ледовитый океан от российского до канадского побережья через макушку планеты. Причём, всего за 90 дней!

Задача непростая. Усложняется она ещё и тем, что в отличие от других покорителей северных пространств, Борге полностью отказался от поддержки с воздуха - всё необходимое для путешествия он тащит за собой на саночках (пулке). Груз приличный - около 200 килограммов. Единственная ниточка, связывающая его с Большой Землёй, - небольшая рация, с помощью которой передвижение норвежца до полюса контролируют россияне, после полюса - канадцы. Группа поддержки будет ждать его на побережье Канады неподалёку от мыса Колумбия. Это будет самая трудная экспедиция такого рода, когда-либо проводившаяся в мире, но Борге спокоен и абсолютно уверен в успехе - за плечами многолетний арктический опыт, годы тренировок, да и на здоровье викинг не жалуется. Если экспедиция завершится благополучно (тьфу-тьфу!), то всем другим полярным путешественникам придётся изрядно попотеть (а, скорее, помёрзнуть), чтобы хотя бы повторить все свершения Борге.

Впрочем, арктические путешествия - не единственное хобби супернорвежца. Он занимается скалолазанием, альпинизмом. Недавно покорил в Гималаях вершину 8011 метров. Без кислородной маски! Любит все виды лыжного спорта, особенно прыжки с трамплина. Про плаванье не забывает - как-никак по профессии он водолаз. Поговаривают, что без особого напряга может проплыть километра три. Ну, не викинг ли?

Несмотря на мировую известность, Борге доступен и прост в общении. На встрече с местными жителями в районной библиотеке, хатангская ребятня буквально завалила его самыми разными вопросами от: «Какой климат в Норвегии?» до: «Было ли когда-нибудь страшно?» Отвечал подробно, шутил, а потом сам спросил ребятишек: «Когда вам больше нравится Хатанга, летом или зимой?» - и был откровенно поражён искренним хоровым ответом: «Зимой, конечно! Зимой чисто! Мусора и комаров нет!» Н-да... Что тут скажешь... Не Норвегия у нас...

Немного странный на первый взгляд вопрос объяснялся просто - в 2002 году норвежец намеревается совершить летний переход через Таймыр. Для Борге маловато зимней, ледяной планеты, он открывает для себя новую Арктику, новую Землю.


Огненная женщина идёт на полюс

Да... Борге - матёрый человечище... Вот ещё бы с датчанкой Беттиной познакомиться - столько мне про неё говорили! Беттина пыталась в прошлом году до полюса дойти - не удалось: повредила в торосах колено. Говорят, нынче снова попробует покорить макушку планеты. Ждут её с нетерпением хатангчане, видать, полюбили. Ещё бы! Беттина - настоящая северянка: обаятельная, сильная, решительная. Ничего не боится.

Наконец, и хатангчане дождались, и я - прилетела в северный посёлок смелая датчанка. Через знакомых договорились о встрече. Вышла навстречу ярко-рыжая, в зелёном, ещё более подчёркивающем огненный цвет её волос, свободном пуловере, небольшого роста женщина. Я откровенно удивилась. Всегда думала (а после встречи с почти двухметровым атлетом Борге совсем в том уверилась), что экстремальщики - народ здоровенный. Прошу представиться. Улыбается, отвечает охотно:

- Меня зовут Беттина Аллер (Bettina Aller), я из Дании. У меня муж и двое детей - дочь пяти и сын семи лет. Занимаюсь экстремальным туризмом всего два года. Я решила выйти к полюсу с российского берега, потому что люблю русский народ, русских людей - они добросердечные и гостеприимные. Прошлую экспедицию я вынуждена была прервать - на десятый день повредила колено, мне пришлось отлёживаться в Хатанге пять дней. Люди навещали меня, спрашивали о здоровье, я была просто поражена добрым отношением к себе. Поэтому опять вернулась в Хатангу.

- Почему вы выбрали именно экстремальный туризм? Женское ли это дело?

- Я очень крепкая (смеётся, встряхивая рыжими кудрями). Мои дети говорят: «Наша мама - самая строгая, но и самая сильная».

- Кстати, как муж и дети относятся к вашему увлечению?

- Они гордятся мной. Этим летом я свозила детей на остров Борнео. Там они сами ходили с рюкзаками по джунглям, разжигали костёр, жили в палатке. Им понравилось путешествовать, они поняли, что это значит для меня и отнеслись спокойно к моему очередному предприятию.

- Это не попытка доказать, что вы не хуже мужчин?

- Нет, так я сама решила для себя. Делаю это, потому что я люблю Север, люблю одиночество. Известность для меня ничего не значит, мне просто нужно знать, что я могу это сделать.

- Как давно вы почувствовали интерес к Арктике?

- С детства много путешествовала по Африке, по Южной Америке, была в Таиланде и многих других южных странах. Там везде очень жарко! Поняла, что я - северянка и меня тянет на Север.

- Расскажите подробнее о вашем нынешнем путешествии.

- Оно займёт примерно два месяца, и я надеюсь в начале мая быть на полюсе. Два раза за это время мне будут привозить продукты и горючее для примуса. Мне давно хотелось увидеть отдалённые места России, но раньше это было очень трудно сделать, так как было другое правительство. Сейчас такая возможность есть. Я думаю, что после моего путешествия многие датчане тоже захотят посмотреть Россию и Север.

- Нескромный вопрос: какой должна быть женщина - покорительница полюса, ваш возраст, вес?

- Мне 38 лет, я вешу 60 килограммов. Моя пулка (санки), которую я тащу за собой, весит 80 килограммов.

- Как вы намереваетесь преодолевать разводья и полыньи?

- Я буду их обходить, это отнимает много времени, но я не тороплюсь. Я не стремлюсь поставить рекорд, хочу просто дойти до полюса. Знаю, что будет трудно, холодно. Придётся закрывать лицо маской, в которой я похожа на гориллу, но всё равно на лице появятся пятна от обморожений (Беттина рисует пальцем кружок на щеке). Придётся вытряхивать по утрам изморозь из спального мешка и мечтать об умывании горячей водой...

- Вы берёте с собой оружие?

- Да, у меня есть пистолет со специальными пулями, которые делают медведю больно, отпугивают его.


***

Надо сказать, что в Хатангу Беттина прилетела не одна, а с Ола Скиннармо (Ola Skinnarmo), шведом, в прошлом году покорившим Северный полюс. Все два месяца путешествия Беттины Ола проведёт на Шпицбергене, откуда по рации будет поддерживать с ней связь и, по возможности (вероятно, только советами), помогать.


***

P.S. В этот момент, когда вы, сидя в уютном кресле, читаете эти строки, через торосы Ледовитого океана идут два смелых человека. За их спинами - мутный рассвет, над головой - Полярная звезда, впереди - Полюс...

Март, 2001 г.

P.P.S.

Предприятие Борге удалось полностью.

А вот Беттине не повезло: через несколько дней после начала путешествия на её палатку напали медведи. Храбрая женщина отстреливалась до последнего патрона, но любопытных зверей её пистолет-хлопушка, похоже, только веселил. Беттина пыталась отпугнуть мишек с помощью соли и перца, которые она бросала им в нос, но ничего не помогло. Спортсменка вынуждена была дать сигнал SOS.

Прилетевший через несколько часов вертолёт распугал медведей и забрал измученную бессонницей и непосильной борьбой с хозяевами Арктики женщину. Едва вертолёт взлетел, Беттина мгновенно уснула.

Свою мечту побывать на Северном полюсе она смогла осуществить только весной 2004 года.

2004 г., Норильск.

Фото автора.


Рецензии
Уважаемая Татьяна Алексеевна!

С большим интересом прочитал Ваш рассказ о двух путешественниках-экстремалах:
Borge Ousland из Норвегии и Bettine Aller из Дании, чьи имена вообще не были
известны мне. Особенно поразила меня Bettina!

Интернет стал быстрым и доступным практически повсюду. Пишут все кому не лень,
многие (возможно, большинство) - с большим количеством ошибок. К сожалению.
Вы с Владимиром своим примером, словом и делом, помогаете людям научиться
правильно писать. Ваш рассказ очень хорошо и грамотно написан, легко читается.
Он ещё и очень познавательный, а оба героя вызывают восхищение и уважение!

Успехов Вам в Новом году!

Валерий Солнцев   03.01.2019 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.