Праздник наивности

"Все истории потерянной наивности будут не о том, как прекрасна человеческая душа, но как больна она может быть". Так пишет Курт Воннегут в автобиографической книге "Воскресенье пальмовой ветви". Сам он утверждал, что все его романы рассказывают о том же: о потере наивности ("Хотя я не читаю свои романы...").

Я увидел её, когда вышел из дома, направляясь на работу. Она шла мелкими, очень мелкими шажками, словно двигая утюги. Её вёл под руку немолодой мужчина с грустным и недовольным, как мне показалось, выражением лица. Они ползли, упрямо, как две улитки, по ухабам нечищенной Фудзи.

Вот, подумалось мне по наивности, вот идут две души, в преклонной немощи поддерживая друг друга. Как это прекрасно.

Мужчина отделился и зашагал в сторону мусорных баков. Наверное, что-то выбросить, догадался я. Когда он миновал баки и продолжал уходить всё быстрее и дальше в глубину двора, я понял, что ошибся.

Улитка стояла посреди ледяной дороги. На ней было чёрное пальто. Ноги в тяжёлых ботах-утюгах. Извините, сказал я, не могу ли я помочь Вам? Мне нужно на вокзал, радостно отвечала улитка, принимая предложение руки. На вокзал?! Прощай, работа. На базар?! Ах, на базар... И мы поползли, игнорируя жизнь во всех её проявлениях, биологических и механических.

По пути я узнал о ней всё. Муж погиб в Абхазии. Служил? Нет, поехал в отпуск. Дети живут на Варламова. Очень хорошие. Всё покупают и не берут денег. Ногу она сломала в июле. Срослось как-то не так. Доктор велел ходить на массаж. Сын сказал, я так часто не могу тебя возить. Пробовала делать сама - получается...

Плевать я хотел на эту работу. Не Алитет, в конце-то... И Вы так ходите каждый день? А как же обратно, с покупками? Выяснилось, что она идёт только за хлебом. И ещё конфеты. Решила купить внучке конфет. Скоро праздник.

Я довёл её до нашего Древлянского рынка. Дальше она сама. Мне нужно было поворачивать направо. Я попрощался и заскользил, на манер Фёдора Терентьева, олимпийского чемпиона, по нетронутой целине льда и снега. Бойкий школьник резво навернулся впереди, резво же восстановился и обругался матом.

Да, наши души бывают больны. Прав Воннегут. Но душа прекрасна. Вечно теряем наивность, на льду и в мороз. Но скоро праздник.


Рецензии