Светлой памяти поэта Михаила Берковича

               ПАМЯТИ ПОЭТА И ЧЕЛОВЕКА МИХАИЛА БЕРКОВИЧА

Надежда Далецкая [2008-07-19 18:26:38]

Господи, какое печальное известие - умер Михаил Беркович...
Извините за бурчание, Михаил Леонидович, расстроилась...

Михаил Лезинский [2008-07-19 21:44:20]
Я был с Мишей Берковичем знаком ... Встречались ...

Надежда Далецкая [2008-07-19 22:02:42]
Я не была знакома, даже виртуально, с Михаилом Берковичем, в том смысле, что не вела беседы, не переговаривалась с ним так, что можно сказать: "А мы знакомы, правда, в Инете", но очень хорошо знаю его стихи. Может, когда и писала комментарий ему на стихи.ру. Но я там редко пишу комментарии, а вот читала его много.

Михаил Лезинский [2008-07-20 02:12:30]

Михаил Фадеевич Беркович (1929- 17.07.2008)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

Беркович Михаил Фадеевич родился в 1929 году в Ачинске, Красноярского края, куда семью выслали как раскулаченных. Жил в Новокузнецке. После окончания войны семья уехала в Одессу, где Михаил окончил школу мореходного обучения по профилю судового машиниста. В Дунайском морском пароходстве работал кочегаром на судах. Попал в сталинские лагеря на пять лет. (Коми АССР, Кольский полуостров). Учился заочно, экстерном сдал за десятилетку.
В 1963 году вернулся в Новокузнецк. Работал слесарем-сантехником. Неожиданно для себя стал репортером в многотиражной газете "Металлургстрой", затем редактором газеты "Разведчик недр", зав отделом и репортером городской газеты "Кузнецкий рабочий", откуда ушел на пенсию.
В 1975 окончил Новокузнецкий педагогический институт. Пять лет жил в таежной деревне. В Израиле с 1994 года. Живет в Ашкелоне. Автор девяти книг — стихов и прозы. Журналистские материалы публиковались во всех центральных газетах СССР, в журналах "ЭКО", "Советский шахтер" и других, а также почти во всех газетах Израиля. Составитель антологии "120 поэтов русскоязычного Израиля" (вместе с Эвелиной Ракитской), изд-во Э.РА, 2005.

Предисловие из книги «Избранное» М. Берковича

«Стихи Михаила Берковича похожи то на чистую росу – когда он пишет о природе, то на звон набата – когда он пишет о войне и мире, то на спокойный, мудрый и ласковый разговор – когда он пишет о любви или просто о жизни...

Его стихи так же просты и естественны, как голубое небо или шум дождя, а их автор старается не самовозвыситься, а поднять всех нас на ступеньку выше к Б-гу. Михаил Беркович очень любит людей, особенно – пишущих, и люди, как мне кажется, отвечают ему тем же.

Михаил Беркович – это человек, сделавший невозможное – он приехал в Израиль и вплотную занялся литературой в весьма преклонном возрасте – и за несколько лет стал не только одним из самых известных и публикуемых авторов (поэтом, прозаиком, страстным публицистом) русскоязычного Израиля, но и литератором, известным за рубежом, членом Союза российских писателей, наставником молодых талантов, ведущим литературного клуба, известным правозащитником, составителем книги «120 поэтов русскоязычного Израиля» (2 тома) и вообще человеком, которого знает вся страна... Я очень люблю Михаила Берковича.
Он настоящий Поэт».
Э. Ракитская

Из писем:

«…память о таком человеке сохранится, и будет волновать нас, не даст почивать на пенсионной лавке до конца».

Валерий Пайков, профессор, член СРПИ

«Мишино присутствие всегда было так тепло ощутимо. Он был такой большой и по таланту своему, и по доброте безграничной. Он умел просто любить ни за что, просто так, потому что не мог не любить. И как он совершенно волшебно писал. И как без него сиротливо»
Рина Левинзон

Некоторые произведения Михаила Берковича:

«Меня судил военный трибунал». Документальная повесть.

www.codistics.com/sakansky/paper/bercovich/michael7.htm

Израильская публицистика Михаила Берковича

www.era-izdat.ru/bercovich-jurn.htm

Книга поэзии «Избранное» Михаила Берковича, подготовленная к изданию

(вышли сигнальные экз-ры)

www.era-izdat.ru/bercovich.pdf

Избранные произведения в библиотеке А. Кобринского

www.geocities.com/svr_2000svr_us/brkv/


ПРИГЛАШЕНИЕ

Как уходят из мироздания,
Мне не ведомо – опыта нет.
Но, уйдя, я назначу свидание –
Здесь. Тебе… Через тысячу лет.

Не с того, что и сыро, и пусто
В непроглядной аидовой мгле,
Я сюда возвращусь, потому что
Мне понравилось жить на Земле.

Пусть тебя не страшит непогода,
Отложи «на потом» все дела,
И – три тысячи пятого года,
В марте, двадцать второго числа

Буду ждать у морского причала.
Мы оттуда отправимся в путь,
И опять повторим все сначала,
Может, что-то подправим чуть-чуть.

Будет все, как теперь на планете,
Те же травы и те же холмы,
И такие же вредные дети,
И такие ж полезные мы…

Вот рука моя! В час расставанья
Будет день, как и нынче, хорош.
Ты не плачь, просто дай обещанье,
Что ко мне на свиданье придешь.
М. Беркович, 2005

Надежда Далецкая [2008-07-20 10:27:46]
Спасибо огромное, Михаил Леонидович.
Мне кажется, что это готовый хороший очерк о Михаиле Берковиче. Ему бы место не в комментариях, а на Вашей странице - для того, чтобы многие могли прочитать о Поэте. Может быть, разместите?
С уважением,
Надя

Надежда Далецкая [2008-07-20 10:31:42]
Одно из моих любимых стихотворений Михаила Берковича

ДОМ

Я на опушке строю дом.
Не будет в мире лучше дома!
Машу привычно топором,
Кладу венцы – один к другому.
И, гордый зодческим трудом,
Я, словно душу проверяю,
И постоянно повторяю:
«Будь крепким,
будь красивым, дом!»

Здесь, у деревни на краю,
Я день свой завтрашний лелею:
Пусть он согреет жизнь мою,
Пусть станет крепостью моею.
Я на опушке строю дом,
Поёт весёлая жалейка,
Легко кедровая скамейка
Присела прямо под окном.

Дом будет здесь стоять года,
И я, конечно, твёрдо знаю,
Что он не станет никогда
Самодовольной хатой с краю.
Не сдавит горла духота
В моём дому, надеждой крытом:
Для всех семи ветров открытым
Он будет, как моя мечта.

Пусть всякий, кто в него вошёл,
Найдет приветливое слово
И кров, как водится, и стол...
Уйдет и возвратится снова.
Так жди сегодня под окном
Гостей кедровая скамейка…
О том, что я построил дом
Поёт весёлая жалейка.

ЛЮДИ ДОБРЫЕ , БРАТЬЯ ПИШУЩИЕ , ПОДКЛЮЧАЙТЕСЬ К РАЗГОВОРУ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПОЭТЕ !

© Михаил Лезинский, 2008
Дата публикации: 2008-07-20 11:22:42

 
Рецензии 


Светлана Оболенская [2008-07-20 17:32:27]
Михаил Леонидович! Спасибо Вам! К стыду своему я почти ничего не знаю о поэте, о его судьбе и о его стихах. Стихотворение "Приглашение" - за душу берет, волнует и радует тем, что были такие люди на Земле.

Ответить
Михаил Лезинский [2008-07-20 17:46:44]
Я был с ним знаком , но , как сейчас понимаю , совсем не был с ним знаком! А вы же не в Израиле живёте , вам простительно !

Редактировать || Удалить
Надежда Далецкая [2008-07-20 13:25:39]
Михаил Беркович

«Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед!»
Марина Цветаева.
* * *
О, черный город черной доли,
мерцанье черного стекла…
Постылой черною водою
Как в ад Елабуга текла.
А все могло быть по иному
и не случилось ничего,
но черные сбежались гномы,
шумят у праха твоего.
Над свалом книг, законов, правил —
как будто бы избой курной —
неторопливый Сталин правил
всей окровавленной страной.
И ночью пагубного лета —
при жизни, словно луч, светла —
душа убитого поэта
звездою черною взошла.
Цвет боли всюду одинаков —
В глуши российской и во вне…
Больное сердце Пастернака
зашлось в могильной тишине.
И ангелы заголосили
Надрывно, тягостно в захлёст…
О, сколько над тобой, Россия,
взошло таких же черных звезд!
Но солнце, поднимаясь снова,
будило сонное окно,
и по лучу стекало слово,
как драгоценное вино.

1.11.2002

Ответить
Михаил Лезинский [2008-07-20 14:09:30]
Чьи это , Надежда , замечательные стихи , достойные больших поэтов !?.

+++
Надежда Далецкая [2008-07-20 14:34:49]
Это - стихотворение Михаила Берковича.
Михаил Лезинский [2008-07-20 15:09:38]
Мне стыдно , Надежда , что будучи знакомым с Михаилом Берковичем , я мало был знаком с его творчеством . А ведь добрые слова , которые он уже не услышит , я мог бы сказать при его жизни . Они тогда были ему нужнее.

Редактировать || Удалить
Тамара Ростовская [2008-07-20 15:26:57]
Это стихотворение Михаила Берковича.А вот еще одно короткое,но какое емкое:

Перековать бы меч мой на орало.
Какая бы гора упала с плеч,
Но мой сосед проснулся нынче рано
Орало перековывать на меч.

Я познакомилась с Михаилом Берковичем в Натании на встрече стихирян.Мы обменялись книжками.Миша подарил мне свою книжку " Смотрю в твои глаза" с дарственной надписю "Тамаре Ростовской, радуясь знакомству!"
Это было в 2004г.Через год мы опять встретились в ресторане и он пригласил меня участвовать в сборнике "Сто двадцать поэтов русскоязычного Израиля",составителем которого являлся.Вот и последний сборник лежит у меня на столе "Год поэзии Израиля" 2007-2008 и в нем Михаил Беркович числится в редколлегии.
В своей книжке стихов " Сегодня и вчера",изданной в конце 2007 года я поместила рецензию Михаила Берковича,которую он написал мне на портале"Что хочет автор".
" Стихи Тамары Ростовской.Подборка не может оставить равнодушным. Пронзительные строки,идущие от сердца.Такие стихи невозможно написать не пережив это страшное позорище человечества,называемое Катастрофой,катастрофой еврейства в которой погибла третья часть народа.Стихи написаны рукой уверенной и талантливой."
Каюсь,собиралась я послать Михаилу свою книжку,но так и не собралась,думала встретимся еще,какие наши годы.А вчера получила печальное известие...
Эвелина Ракитская пишет:"Я его любила".Я тоже его любила и очень люблю его стихи.Светлый был человек.Да будет земля ему пухом.

Михаил Лезинский [2008-07-20 16:26:59]
"Год поэзии Израиля" 2007-2008 и в нем Михаил Беркович числится в редколлегии."

Этот сборник , дорогая Тамара , и у меня есть , - в нём же и мои посредственные стихи !
А разве ты с Михаилом не раньше познакомилась ? Разве тебя не было на наших посиделках , когда он приезжал в Хайфу ?

+++

Валентина Пьянкова [2008-11-14 22:04:57]
Михал Фадеич... Четыре месяца назад... А я до сих пор не знала.
Он взял меня за руку в 1967 году и привел в журналистику. В газету Западно-Сибирского геологического управления "Разведчик недр". Мой первый материал он заставил переписывать 16 раз! У него были любимые словечки: "вот потрясешься по колдоебинам", "пишу о первопроходимцах". Навскидку всего не вспомню, потому что потрясена его уходом. Но в моей семье живут его каламбуры, как у себя дома. Мы вместе ездили к гениальному предсказателю погодных катаклизмов Дьякову в Темир-Тау. Потом вместе работали в "Кузнечике", откуда я ушла 27 лет назад в большое плаванье. Таллин, Великий Новгород, вот уже 16 лет - Москва.
Не переписывались, но знали друг о друге, как Учитель и ученица. И вдруг...
Я об этом узнала случайно
и с тех пор все как будто больна.
Открылся для меня как Большой Поэт, хотя в Кузбассе относились снисходительно - стишками балуется.
Уход - невероятен.

Михаил Лезинский [2008-11-15 13:45:58]
Примите мои соболезнования , Валентина ! Создадим общими усилиями его биографический портрет .

© Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21002100760
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
 
+++                ++++                +++

Я работала в том самом Западно-Сибирском геологическом управлении, в котором редактором газеты "Разведчик недр" Был Михаил Беркович.
Позже с интересом читала его статьи в газете "Кузнецкий рабочий".
Дом у него был в деревне Мостовой. Красивейшие таёжные места.
Моя сестра купила там дом в перестроечные годы, мы летом на выходные приезжали отдыхать.
Сын М.Берковича вроде в те годы ещё жил там.
Жив человек, пока о нём помнят.
Всего доброго!

Зоя Чепрасова   26.02.2010 18:30   •
 +++
Спасибо , Зоя, за прочтение . Будь Михаил Беркович живой , думаю , он бы обрадовался землячке . Но мы с вами , надеюсь , и многие другие , помнят Мишу , писавшего очень хорошие стихи .
Был на вашей страничке.
С уважением , Дед Миша .

Михаил Лезинский   27.02.2010 00:45


Рецензии