НАШИ отрывок из Легенды Футбола. Ветхий Завет
Лишь для такого вратаря...
(Е. Евтушенко)
В начале 60-х годов прошлого века в СССР была потрясающая сборная по футболу. Посудите сами: 1960г. – выигрыш первого чемпионата Европы, 1961г. – триумфальное турне по Южной Америке, где были повержены поочередно Аргентина 2:1; Чили – 1:0; Уругвай – 2:1; Южноамериканские футбольные издания пестрели заголовками такого содержания: Метревели – 50 миллионов песо, Месхи – 50 миллионов песо, Яшин – нет цены! С такими игроками наша сборная имела в 1962г. реальную (и как оказалось потом последнюю и единственную) возможность стать чемпионом мира. Увы, не стала. А основным виновником поражения от сборной Чили стал "бесценный" Лев Иванович, пропустивший два нелепых, совершенно "неяшинских" гола. Как говорится, и на старуху бывает проруха...
… После ЧМ-62 на Яшина спустили всех собак, обвинив в поражении сборной. А то как же по-другому чиновники от футбола могли прикрыть свою жопу. Самое интересное, что матча с чилийцами никто не видел, его не показали по телевидению. Зато гавкали все: и функционеры, и журналисты и даже болельщики. Яшина стали освистывать на родных трибунах "Динамо". Вот она – человеческая неблагодарность! Забыли, козлы, кто принес им золото Мельбурна-56 и Кубок Европы-60! Только Валерий Воронин публично выступил в защиту вратаря. Яшин не забудет смелого поступка своего товарища, придет время и он отблагодарит Воронина.
Лев Иванович мужественно переносил несправедливые гонения. В московском матче 1963 года на Кубок Европы-64 с итальянцами Яшин не играл. Наши выиграли 2:0, голы забили Понедельник и Численко. Накануне ответного поединка перед Федерацией футбола встала дилемма: посылать Яшина в Англию (он получил приглашение от ФИФА сыграть за сборную мира против сборной Англии в честь векового юбилея футбола) или брать на матч в Италию. Спросили нового тренера сборной К.И.Бескова: – Тебе Яшин нужен в Италии? – Нет, не нужен – последовал ответ. И Яшин поехал в Англию.
Там он произвел фурор, не пропустив в матче ни одного гола. Ни Чарльтон, ни Пейн, ни Гривс ему не забили. Последний после матча сказал в сердцах: "Это наваждение, это какой-то дьявол в воротах, ему невозможно забить!". Игру смотрела вся планета. На следующий день мировые спортивные таблоиды вышли с заголовками: "Яшин – лучший вратарь в мире!". Наши зачесали репу: – А мы его, блин, уже списали на пенсию... Что делать? Не поставить на матч с Италией нельзя, скажут: вы что – совсем идиоты – держать на банке лучшего вратаря мира. Судили, рядили и буквально за час до начала игры объявили Яшину, что стоять будет он.
В этот день Лев Иванович сыграл, пожалуй, свой лучший матч в жизни. Он тянул все, что летело, а летело со всех сторон. Если бы не он, сборная получила бы три-четыре голешника, как минимум. А так – 1:1. Яшин взял даже пенальти. И от кого – от лучшего пенальтиста сборной Италии – Маццолы! Уже по тому, как форвард подходил к отметке, было видно, что он боится Льва... После матча итальянца спросили: – Как же так, почему вы не забили? Маццола, улыбнувшись ответил: – Что я мог сделать?! Это же Яшин! А наставник итальянской сборной на вопрос советского журналиста о тактике, сказал буквально следующее:
«Хотел бы я посмотреть на вашего тренера и вашу тактику, если бы в воротах стоял не Яшин, а кто-нибудь другой».
Яшина любили во всем мире: и футболисты (он дружил с Б.Чарльтоном и Пеле), и простые люди. Куда бы он ни приезжал, везде его встречали овациями толпы народа. В Испании матери поднимали к окну автобуса своих детей, чтобы те могли увидеть великого русского вратаря. Люди тянули к нему руки, в желании прикоснуться, как к святому!
Однажды в раздевалку сборной СССР зашел легендарный испанский вратарь Замора. Яшин бросился к нему, стал говорить, что тот его кумир, что он всегда мечтал играть так, как Замора. Великий испанец, улыбаясь, слушал переводчика. Потом взял Яшина за руку и сказал:
"Нет, Яшин, я никогда не играл так, как вы. Вы лучший вратарь в мире!"
27 мая 1971г. в Лужниках состоялся прощальный матч Яшина. Московское "Динамо" играло против сборной мира, в составе которой были лучшие футболисты планеты. Не смог прибыть только Пеле, но он прислал теплую поздравительную телеграмму, которую зачитали перед матчем. Зато приехал лучший друг именинника Бобби Чарльтон. Приятели встретились за рюмкой настоящего шотландского виски. Лев Иванович полюблял сей напиток, а его британский друг знал презентовать вратарю бутылочку-другую...
– Лёва, ну дай забить хоть на прощанье, умоляю тебя – просил Чарльтон, всю жизнь мечтавший забить гол Яшину.
– Бобби, ты же знаешь, я "спецом" не могу. Даже если захочу, все равно на автомате отобью...
Осенью 1984г. Яшину ампутировали ногу... Но он не сдался, мужественно боролся с недугом, занимался общественной работой в родном "Динамо", вел активный образ жизни. Вообще Лёва был компанейским мужиком: любил посидеть в кругу друзей, обожал рыбалку... Его не оставили в беде. Из ФРГ примчался Ф. Беккенбауэр, привез дорогие лекарства. Они посидели, вспомнили былое, обсудили ТОТ легендарный гол, который "Кайзер" забил Яшину на ЧМ-66. Лев Иванович разгорячился, костылем пытался нарисовать траекторию полета мяча. Друзья в присутствии репортеров пришли к однозначному выводу – тот мяч был не берущимся! Лева успокоился...
В августе 1989г. в Москве проходили торжества, посвященные 60-летию Льва Яшина. Праздник был грандиозный, такого парада "звёзд" столица еще не видела. Поздравить именинника съехалась вся элита мирового футбола: Эйсебио, Альберто Карлос, Беккенбауэр, Любанський, Виктор, Руммениге и др. Приехала действующая сборная СССР вместе с закончившим играть Блохиным.
На московском стадионе "Динамо" были запланированы две игры: первая – сборная ветеранов "Динамо" против сборной ветеранов мира, вторая – сборная СССР против сборной звёзд мира. На другой день состоялось чествование юбиляра в столичном Дворце спорта "Динамо". Зал был набит битком. Со всех сторон страны, из всех республик приехали целые делегации. Букетами цветов, сувенирами, подарками гости завалили сцену. Государственные и партийные деятели, артисты, спортсмены, писатели, поэты – все хотели выйти и поздравить великого вратаря. Праздник затянулся глубоко за полночь. Будучи уже очень больным, без ноги, Яшин стойко держался на сцене. В конце вечера Лев Иванович подошел к микрофону и сказал замечательные слова: –
"Дорогие друзья, не могу передать всех чувств, которые сейчас испытываю. Спасибо вам за добрые слова. Воспринимаю их не иначе, как хвалу советскому футболу, которому имел честь служить".
... Меньше чем через год Яшина не стало. Ушёл ещё один "могиканин", который служил футболу, который отдавал игре больше, чем брал. Вслед за ним и ему подобными из футбола уходила совесть...
Свидетельство о публикации №212030601985