Асы зеленого безмолвия

Движения его неторопливы, размеренны. Надев старинные, вроде велосипеда, очки, Иван Васильевич четко, как ротный писарь, отмечается в ведомости почтальонки: Пономарев. Потом, не считая, принимает у женщины упаковку сторублевых купюр и спрашивает у меня:
— А знаете, молодой человек, когда я в последний раз получил деньги пачками?.. Семьдесят лет назад, в американском городе Фербенксе.
* * *
Глядя на самолет У-2, никак нельзя было поверить, что он летает. Утлая воздушная ладья состояла из хилого полудеревянного скелета, обтянутого брезентовой кожей. Слабенький мотор и слега вместо заднего колеса - вот вам полный рисунок аэроплана, на котором в 1940 году летал выпускник Иркутского аэроклуба Иван Пономарев. Возил он почту и редких единичных пассажиров по сибирской глубинке. Киренск, Бодайбо, Мама, Ленек, Оклекминст и даже Вилюйск - вот маршруты его рискованных полетов на брезентовом воздушном челноке. Кружил молодой летчик над разливами тайги и на чем свет стоит костерил своего отца - кулака из Воронежской области Василия Парамоновича. Это с отцом, братьями и матерью после раскулачивания оказался будущий выпускник аэроклуба в Сибири. Лет через пять после переселения разрешили Пономаревым за прилежную работу на сплаве оставить спецпоселение, но выезжать из Сибири запретили. И во всех анкетах у Ивана Пономарева значилось: сын пораженного в правах крестьянина.
И если бы не эта запись, то поступил бы Иван Пономарев в военное училище, и стал бы красным сталинским соколом. Мечтал он об истребительной авиации: прямо-таки во сне видел себя за штурвалом тупоносного верткого самолета И-16...
И вот — тихоходный почтарь. На нем и развез Иван по многим городам и селам Сибири, оторванным от прочих мест из-за отсутствия дорог, весть о войне. Потом начал возить представителей военкоматов по дальним селам и стойбищам, где по мобилизации призывались в Красную Армию запасные бойцы.
Сам в первый же день войны направил в Управление гражданского флота рапорт с просьбой отчислить его на фронт, в авиацию. Согласен был хоть техником служить на аэродроме, хоть пока на том же У-2 при любом штабе служить. Ответа ждал долго. За это время ушли на фронт почти все его друзья по Иркутскому авиаотряду, на смену им пришли девчонки. Они летали слабо, часто терялись в тайге. Сам дважды отправлялся на поиски такой пропавшей. Одну по костру нашел у поселка Алмазный, другую... Другая, впрочем, видимо, погибла.
А он все писал рапорты. И вот в начале 1942 года ответ ему пришел из... штаба Главкома ВВС. Следовало из этого ответа, что Ивану Васильевичу Пономареву присваивается воинское звание младший лейтенант и он приписывается к Особому отряду ВВС, и надлежит ему незамедлительно прибыть к месту службы в город Киренск.
Ликовал Иван Пономарев, примеривая скрипящую ремнями форму, но что его смущало — так это новое место службы. Ведь Киренск — глубинный сибирский город, за тысячи верст от фронта. Но старый Василий Парамонович успокоил:
- Набудь, це запасный полк у Киренску. Не робь, сын, побуваешь и ты у молотилке.
(Это он так войну называл — молотилкой).
* * *
А в Киренскс формировали экипажи летчиков для сверхдальних перелетов. Сидел Иван Пономарев в учебном классе вместе с двумя сотнями таких же бывалых летунов и изучал новую трассу: Фербенкс—Зырянка—Киренск—Сыктывкар. Инструктор-майор размашисто водил указкой по огромной карте, а Иван Пономарев уже словно видел под крылом самолета бесконечный, до самого горизонта разлив тайги, рукава бесчисленных безымянных речек, громадные сибирские села и небольшие стойбища... И все это — без единой пригодной для посадки площадки. Тут если что случится с мотором — спасайся, как можешь. Впрочем, собранные в классе летчики знали, как посадить самолет на вершины деревьев или на воду. Потому их и собрали в этот отряд — таежников, привыкших к многочасовым перелетам.
И уже в июле отправились в Америку. Летели партией в чреве словно раздутого «Дугласа». Командовал русскими летчиками грузный, но голосистый капитан Варламов. Он-то и принял в Фербенксе первые двенадцать пятнистых «аэрокобр». На вид громоздкие, с непривычными для глава внешними контурами, машины эти при пробных полетах оказались легкими в управлении и устойчивыми в воздухе. Всего неделю позанимались наши летчики на аляскинском аэродроме, и вот он — первый транспорт «аэрокобр» к фронту.
Летели так. Впереди оборудованный радиопередатчиком самолет капитана Варламова. Дальше — тройками — «аэрокобры» Ленд-Лиза. Завершал «стаю» еще один самолет с радио. Все остальные самолеты были без связи, и команды воспринимали визуально, по условным сигналам в поведении ведущего.
Иван Васильевич шел в первой тройке. Кабина и подсобные помещения самолета были загружены запасными частями к самолету. «Аэрокобра» летела тяжело еще и потому, что под крыльями у нее плескались дополнительные баки с горючим. Еще перед вылетом американский полковник на аэродроме говорил:
— На маршруте самолетов противника нет, поэтому обойдетесь без боезапаса. А вот без бензина никак: поэтому заполняйте горючим все емкости, вплоть до личных фляжек.
Ну, насчет личных фляжек полковник, конечно, загнул. Как раз во фляжке у каждого был коньяк, все имели надувные шлюпки и парашюты, пистолеты с боеприпасом. А еще там же, в Фербенксе, русский майор-начфин вручил каждому по несколько пачек советских денег :
— Не ровен час - сорветесь с небес, так хоть за деньги питаться будете по стойбищам, да транспорт наймете до ближайшего города.
«Ближайший город» по собирским меркам — это нередко за тысячи километров. Отсюда и денег столько.
...Летели. Незаметно миновали линию границы в океане, качнули крыльями над Анадырем, и к концу дня, изнуренные, с подпрыгом опустили машины на временный аэродром под Зырянкой.
— А потом такие полеты пошли в привычку. Иван Васильевич показывает мне портрет группы военных летчиков.
— Это мы снялись в сорок третьем, в Киренске. Вот он, майор Варламов. Бывало, — вспоминает он дальше, — уже когда все самолеты стали оборудовать радиосвязью, он по-своему подбадривал нас в воздухе. Представьте ссбе многочасовое болтание над зеленым безмолвием тайги. Или, того хуже, над зимней Сибирью. Однообразие земли и неба, назойливое потрескивание наушников, в которых надлежало держать полное радиомолчание. И вдруг:

— Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы к своей подлетаем земле.
Вся команда цела, и машина пришла
На честном слове, и на одном крыле!

Варламову нарушение радиомолчания прощалось. Да он и не злоупотреблял этим. А вот после его «концертов» настроение поднималось, до аэродромов дотягивали.
— Все ли дотягивали, — спрашиваю.
Иван Васильевич на минуту умолкает. Потом говорит.
— Я ведь грезил в свое время истребителями. Так вот однажды смотрю — тот он, родимый И -16, за окном самолета маячит! И как он попал сюда, в Колымскую тундру? Заметил истребителя не я один. Тем более, что появилось их аж шесть штук. Они шли на сближение и неожиданно открыли огонь. Две «аэрокобры» тут же вспыхнули, подстреленные в бензобаки. По к тому времени мы уже летали с боеприпасом и отогнали истребителей. А спустя время узнали: сумев за лето пройти Северным морским путем под советским флагом, немцы сделали на пустынном берегу Колымы аэродром подскока с тем, что¬бы не допустить полета караванов «аэрокобр». Уже после войны я нашел документы, из которых узнал, что самолеты наши «И-16» были захвачены генералом Франко в Испании у республиканцев н переданы немцам (Кстати, по просьбе немцев пытались «достать» нас и японцы, хотя их аианосцы не смогли полниться и северные широты).
Аэродром немцем разгромили части НКВД.
Теряли товарищей и от неисправности самолетов. И еще потому, что на трассе почти не было метеообслуживания, и экипажи иногда пропадали и тумане
А дослуживал уже на аэродроме. Выпала и на его долю посадки на брюхо, на вершины сосен. Самолет спас, да вот ногу одну покалечил навсегда.
— И всегда с особым не терпением дожидался я возвращения ребят из Америки. Наши связисты вывесили на столбе репродуктор, и переговоры с воздушным караваном за многие сотни верст слышать не возбранялось. И лишь тогда отлегало от сердца, когда в динамике раздавался знакомое пение майора Варламова.А ведь подчас именно так и было, как в песне:

Вся команда цела, и машина пришла
На честном слове и на одном крыле.


Рецензии
Вот бы побольше информации о создании немцами аэродрома подскока на Колыме, откуда взлетали и тп.

Владимир Шевченко   06.03.2012 11:27     Заявить о нарушении
В мемаурах гроссадмирала Э.Редера "Воспоминания командующего кригсмарине" эта операция называна - "Флейта". Я впервые о ней узнал из брошюры "Война в Запоярье. Неизвестные страницы(Воениздат, 1962 г.)". Там рассказывалось еще о том, что трасс перегона самолётов из Аляски было несколько.

Мой герой лишь подтвердил давнишнюю истрию.

Вообще, по прошествии времени, уходящие ветераны распечатывают уста. Всю жизнь боявшиеся говорить, они открывают невероятны страницы былого.Полагаю - на пороге вечности им обманывать нет смысла.

Владимир Калуцкий   06.03.2012 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.