Глава 11. На Витязе - в новом качестве

 Почти с самого начала 1994 года наш славный «Витязь» стал возить «челноков». Капитаном на нём оставался Ю.С.Ефанов, с которым я плавал в 1986 году на «Рифте» по Средиземному морю и в 1991 году на «Витязе» по Чёрному морю. В обеих экспедициях он был капитаном, а я в одной из них был начальником, в другой – заместителем начальника эспедиции.
 
 В августе 1994 – го с «Витязя» был вынужден уйти пассажирский помощник капитана, ставленник анапской туристической фирмы, взявшей судно в аренду. Ефанов предложил эту должность мне. И в третий раз я согласился стать помощником капитана! Забегая вперёд, скажу, что пассажирским помощником я поплавал недолго – чуть больше двух месяцев, сделав за это время восемь «круизов» Новороссийск – Стамбул – Новороссийск.
 
 Арендовавшая «Витязь» туристическая фирма была организована бывшими комсомольскими работниками города Анапа. Один из них впоследствии стал мэром Анапы.

 Пассажирский помощник капитана является руководителем самой многолюдной на судне службы – в неё входят горничные, уборщицы, официантки и камбузная команда во главе с коком.

 Обязанности пассажирского помощника на «Витязе» были несложны. Они не требовали больших затрат времени в рейсе, за исключением подготовки судовых ролей, для печати которых на судне имелся компьютер с принтером.

 «Витязь» принимал на борт до 130 пассажиров. Учитывая мою, очень низкую в то время, квалификацию пользователя компьютером, подготовка судовой роли на такое количество людей занимала у меня почти всё время перехода от Новороссийска до входа в Босфор. А там уже и до контактов с турецкими властями оставалось полтора – два часа.

 Часть времени стоянки в Стамбуле я был свободен. Зато большая часть времени двухсуточной стоянки в Новороссийске была у меня занята поисками замены для сотрудников и (в основном) сотрудниц моей службы, которые по той или иной причине не могут идти в очередной рейс.
 
 На судне всем членам экипажа обеспечивалось постоянное бесплатное питание, а валюта начислялась только за время рейса. Никакой другой оплаты морякам не предусматривалось. Пассажирскому помощнику за пятидневный рейс причиталось около 50 долларов.
 
 Восемь рейсов с «челноками» на «Витязе» дали мне представление об основных моментах  организации и некоторых проблемах их бизнеса. Эти проблемы сводились к поиску нужного товара, его доставке на судно, оплате провоза, организации хранения на судне (с учётом возможности рэкета), налаживанию взаимоотношений с таможенниками, разгрузке в Новороссийске и доставке по домам.

 В один из рейсов на борту «Витязя» вместе с несколькими оптовиками и уменьшенным (по сравнению с обычным) количеством «челноков», пошла группа известных киноартистов. Эту поездку мэрия Анапы совместно с фирмой – арендатором судна подарила им как участникам  Анапского кинофестиваля.
 
 Утром до начала посадки пассажиров в Новороссийске я подошёл к вахтенному матросу у трапа. И увидел, что снизу от причала по трапу с двумя тяжёлыми сумками в руках поднимается очень пожилая женщина.

 Сделав замечание матросу за то, что он не догадался спуститься по трапу и помочь пожилому человеку, я сам сбежал вниз и взял у неё сумки. И уже на палубе судна, услышав слова благодарности, я внимательней взглянул на усталое лицо женщины. Это была Клара Лучко.

 Чуть позже «знаменитый артист пошёл косяком». Я с готовностью помогал им в решении их мелких бытовых проблем. И, по возможности, контактировал» с ними.

 Сергею Шакурову поменял каюту, так как в той, куда его поселили, он обнаружил тараканов.
 Аде Роговцевой, забывшей дома кипятильник, необходимый для приготовления кофе по утрам, отдал свой собственный. 
 
 Известному литовскому артисту помогал решить проблемы с приобретением билета на самолёт. Имел интересный разговор с Сергеем Никоненко о востребованности (точнее - о невостребованности) артистов в то тяжёлое время.

 Сделал неудачный комплимент Светлане Крючковой, сказав, что мне с детства очень нравился её папа. Оказалось, что с артистом Николаем Крючковым они всего лишь однофамильцы.

 За восемь рейсов в должности пассажирского помощника, а также впоследствии за десяток (может быть - и более) "круизов" на других судах и самолётах я близко видел более тысячи "челноков". Это были самые различные люди - по возрасту, полу, профессии, образованию и т.д. Но большинство из них были одинаковы в одном: постоянно сверхозабоченные, время пути от Новороссийска до Стамбула они использовали для расслабления. А "расслаблялись" они обычным российским способом. И тут начинались всяческие мелкие чудеса.

 Например, однажды днём через несколько часов после выхода из Новороссийска мне в каюту позвонил старший помощник капитана: "Зайдите, пожалуйста, на мостик, здесь есть дело по Вашей части." "В чём же дело?" - спросил я, поднявшись на мостик. "А вот посмотрите." - сказал старпом, указывая на палубу.

 На палубе, свободно раскинувшись, сладко спала молодая дама с пышными формами в просторном хорошем платье. Она не замечала высоко стоящего жаркого солнца. И более того. Она не замечала, что около неё расползалось пятно жидкости, от которого в сторону борта струился маленький ручеёк (судно шло с лёгким креном на один борт).

 "Видите, как хорошо расслабилась Ваша пассажирка?" - посмеиваясь, продолжил старпом. "Конечно, вижу. Спасибо за спектакль. Только дело всё-таки целиком по Вашей части. Вызывайте боцмана с матросом - пусть помогут бедной девушке дойти до своей каюты, а потом смоют палубу."


Рецензии
Автор пишет честно, не жалея даже себя. Но очень кратко; дай бог ему здоровья, чтобы дописал и дополнил мемуары.
Мне хорошо знакома Голубая бухта под Геленджиком и "Пайсисы". Хотя сам не погружался, но был в рейсах на "Дм. Менделееве", на третьем "Витязе" (банановозе). К сожалению, знал В.Н. Маслова и С.Г. Шовгенову из команды "Витязя" четвёртого.
Автора занёс в список любимых, намерен читать ещё.

Владимир Бородин 4   21.07.2018 09:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.