Рассказы из жизни

                ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ.

Школу я закончил, когда мне было 17 лет. Я мечтал поступить учиться в мореходное  училище. Мне нра-вилась форма моряков, мне нравилась служба в морских войсках, хотя я не представлял этой службы, но из военных фильмов знал, что морская служба не лёгкая и мне хотелось испытать эти трудности. Таким же любителем военно-морских трудностей был мой друг, сосед по улице Иван Антохин. Поступать в военное училище мы не захотели, а решили поступать в гражданское мореходное училище в городе Херсоне. Туда мы и поехали с Иваном. По приезду в училище мы ознакомились с условиями приёма и с условиями даль-нейшей работы на кораблях гражданского флота. И мы не решили испытывать судьбу, а забрали доку¬менты и поехали в Одессу. Мы посчитали, что из Одессы нам легче будет добраться домой. А для этого нужно было добраться до Новороссийска и уже оттуда поездом в Минеральные воды. А здесь и дом рядом.
Три дня в Одессе мы ждали парохода, который бы доставил нас в Новороссийск. Ночевали недалеко от пассажирского порта в заброшенной перевёрнутой вверх дном лодке. А как попасть на пароход? Это боль-шая проблема. На билет у нас были деньги, но деньги были нужны дома, а не в Одессе. Когда мы узнали, что теплоход «Россия» идёт из Одессы в Сухуми с остановкой в Новороссийске, стали искать возможности попасть на теплоход. Целый день мы ходили по пирсу, обдумывая эту проблему. Нас заметил один из мат-росов теплохода и заинтересовался нами, стал наблюдать за нашим поведением. Перед вечером этот мат¬рос подошёл к нам и спросил:
-Что это вы ребята так внимательно рассматриваете «Россию»?- спросил он- Не хотите ли вы взорвать её?
-Мы не шпионы и не террористы- сказал Иван- и взрывать «Россию» не собираемся. А вот добраться бы до Новороссийска на «России» нам очень хочется.
-Это можно организовать- спокойно сказал матрос- но для этого надо дать согласие, на теплоходе не си-деть, пока он будет идти до Новороссийска, а работать. Если согласны, то я организую вам посадку на «Россию».
-Конечно согласны- с удовлетворением ответил я- а что мы будем делать на теплоходе?
-Это определит наш боцман- сказал матрос- в распоряжение его вы и поступите. До Новороссийска ходу двое суток. Боцман и покормит вас, и работу даст. Работа не сложная, не тяжёлая. Договорились?
-Да- хором ответили мы.
-Тогда вечером, часов в 10, я жду вас здесь же- сказал матрос и ушёл по трапу на теплоход.
Дождавшись вечера, мы подошли к теплоходу. Через несколько минут к нам спустился по трапу знако¬мый матрос и пригласил на теплоход. У нас на двоих был не большой чемоданчик с туалетными принад-лежностями, других вещей не было. Поднявшись на теплоход, матрос повёл нас по теплоходу куда-то на корму, потом спустились на нижнюю палубу и зашли в маленький двухместный кубрик. Там нас ждал, как мы поняли, боцман.
-Здравствуйте- поприветствовали мы боцмана.
-Здоровеньки буллы- ответил боцман- Зараз лягайте спать, а поутру я вам дам работу. До побачення.
-До свидания- ответили мы.
Боцман ушёл, а матрос остался с нами и сказал:
-Меня зовут Алексей. Пойдём один со мной покажу, где находится гальюн.
Иван ушёл с матросом, а я стал осматривать кубрик. Две койки, застеленные тонким одеялом и малень¬кие подушки. Освещение в кубрике тусклой лампочкой. Через минуту вошёл Иван бодрый и весёлый. Чему он улыбался, я понял сразу.
-Завтра отплываем- сказал он- как нам повезло. Через двое суток, Новороссийск,  а там и дом близко. Да-вай спать.
Мы долго не могли уснуть, возбуждённые быстрым решением попасть на теплоход. Часов в 12 ночи сон всё-таки сморил нас, и мы заснули. В пять часов утра нас разбудил боцман.
-Хватит спать, пора работать, пошли за мной- строго сказал он и повёл нас на палубу, которая была выше нашей. Мы следовали за боцманом, оглядываясь по сторонам. Пока мы шли не встретили ни одного чело-века, будто теплоход был вообще без людей, кроме нас троих.
-Почему я поднял вас так рано?- спросил боцман, обращаясь к нам, и сам ответил- до 6-ти часов 30-ти минут все пассажиры теплохода спят, спит команда теплохода, кроме вахтенных. Поэтому до подъёма пас-сажиров и команды необходимо провести уборку на палубе и гальюнах.
Он посмотрел на нас, чтобы увидеть, как мы отреагируем на его сообщение. Мы же сразу обратили вни-мание на его сообщение нам на русском языке. Он ни разу не вставил украинских слов. Он подвёл нас к кубрику, открыл дверь и сказал: Вот инструменты: два ведра, две швабры, две тряпки. Забирайте их, я вам покажу, как работать, где работать, что значит хорошо работать и что бывает с рабочими, если они плохо выполняют работу. А теперь вот ваша площадка, которую надо промыть, вытереть за один час, то-есть до подъема пассажиров и команды. Воду менять в ведре через каждые 5-7 квадратных метров. Набирать воду вот в этом кубрике. Грязную воду сливать вот здесь, в эту раковину. А делается это, то-есть уборка, вот та-ким образом.
Он показал нам все приёмы работы на палубе, показал площадь, которую должен убрать каждый из нас, показал гальюн, в котором было десять ячеек, раковина с краном для мытья рук, сушилка для рук, два зер-кала. Каждому из нас было выделено по три гальюна- по два мужских и по одному женскому. Как убирать в гальюнах боцман рассказал, но показывать не стал.
-А теперь за работу  мальчики-юнги- сказал боцман- После уборки, а это в 6часов 30 минут, самим умыться и сидеть в своём кубрике, и ждать дальнейших указаний. На палубу не выходить, можно выйти только в гальюн и быстро возвратиться. Всё. Поехали.
Мы молча приступили к выполнению обязанностей. Дома мы никогда не мыли полы, так как у нас в до-мах во всех комнатах полы земляные. Поэтому иногда приходилось только подметать пол. Сначала мы во-зили шваброй с мокрой тряпкой по полу, а потом, отжав тряпку, возили влажной по полу. Первое время работа шла медленно, но через 15 минут мы с Иваном уже наловчились и всё пошло быстрее. Через пол¬часа подошёл боцман, осмотрел нашу работу и сказал:
-Для первого раза оценка два. Если не можешь работать шваброй, бери тряпку в руки, нагибайся пониже и протирай палубу. За два-три раза научитесь работать шваброй. Поехали работать дальше. И ушёл. Мы начали работать внимательнее и аккуратнее. Ещё через полчаса снова подошёл, осмотрел палубу, сделал кое-какие замечания.
-А теперь быстро обработать гальюны- сказал он- чтобы было чисто и сухо, иначе на мокром можно по-скользнуться, а тогда трибунал. Если кому-то из пассажиров приспичит в гальюн, когда идёт уборка, от-правьте его в другой гальюн. Во время уборки использовать гальюн по назначению нельзя. Всё. За работу. Время уборки этих помещений не более 30 минут.
И ушёл. Через 20 минут опять пришёл боцман, оценил работу и поставил оценку «еле удовлетвори¬тельно»
-Быстро помыть руки, умыться и ждать меня в кубрике- сказал он.
К нам в кубрик боцман зашёл через 40 минут, посмотрел на нас, улыбнулся и сказал:
-Пошли за мной, пора завтракать. Вы наверно уже давно проголодались. После завтрака полчаса отдых, а дальше работа до обеда. Работа заключается в следующем:
1. Чистить поручни на трапах между палубами.
2.Следить, чтобы пассажиры не сорили на палубе. Если увидел на палубе какой либо мусор, аккуратно собери и отнеси в сборник мусора. Пассажирам замечаний не делать, с ними не вести никакие разговоры.
3.Сразу после обеда помыть палубу, которую мыли утром. Это нужно сделать за время обеда пассажиров.
4.Протереть все места отдыха пассажиров влажной тряпкой- спинки и поручни скамеек, бачков, поручни ограждения вдоль бортов палубы. Это та работа, за которую вас пустили на борт теплохода и будут кор-мить.
5.После обеда повторение работы, которую делали до обеда. И так работать до ужина. После ужина уборка мусора на палубе.
6.Рано утром и весь день повторение работы, как сегодня.
Это всё нам рассказывал боцман, пока мы шли на камбуз. Там нам дали по тарелке каши, по котлете, по два кусочка тёмного хлеба и по стакану чая. До обеда мы работали без перерыва, нужно было всё сделать до посадки пассажиров. В семь часов вечера теплоход отчаливал из Одессы в Сухуми. До этого плавания, которое нам предстояло совершить, ни я, ни Иван никогда не видели моря, а тем более не плавали на  па-роходе. А «наш» пароход «Россия», это просто красавец-пароход. Работали мы аккуратно и честно до позднего вечера. Выполняли всё то ,что требовал от нас боцман.
-А когда мы приплывём в Новороссийск?- спросил я боцмана, когда он пришёл к нам.
-Теплоходы и корабли не плавают, а ходят. Плавает только говно в воде- грубо ответил он обиженно.
-Мы не моряки, поэтому не знаем, что морские суда ходят, а не плавают- сказал Иван.
-В Новороссийске будем через двое суток, а через сутки будем в Севастополе- сказал боцман- В Севасто-
польский порт заходить не будем, а остановимся на рейде. Всё. Возвращайтесь в свой кубрик и спать, а завтра снова за известную вам работу.
Эти два дня достались нам не просто. Боцман не давал нам отдыха, даже если мы заканчивали работы на палубе. Мы таскали овощи и разные продукты из трюма на палубу, где была столовая для пассажиров. Во время нашей работы к нам иногда подходил матрос, который помог нам зайти на теплоход. Он научил нас некоторым терминам, которые употреблялись при разговорах между матросами. Он ранее служил на воен-ном корабле четыре года, а после службы устроился работать на теплоходе помощником боцмана в боц-манской команде. К нам он относился очень доброжелательно и часто подсказывал, как нужно работать на палубе, чтобы не иметь замечаний боцмана. Вечером, через сутки после выхода  из Одессы, теплоход оста-новился на рейде у Севастополя. Некоторых пассажиров высадили на катер, и они ушли в город. Какой кра¬сивый Севастополь вечером. Очень много огней, которые отражаются в воде и создают неописуемую кар¬тину и красоту. Следующий день прошёл без приключений и вечером мы остановились у причала в Ново¬российске. Мы попрощались с боцманом, вышли в порт, а оттуда побыстрей отправились на железнодо¬рожный вокзал. Билеты на поезд мы не захотели брать. Узнали, что поезд идёт в Ростов-нА Дону. Пробрались к одному из вагонов, у которого была лесенка на крышу вагона, и как только поезд тронулся, мы залезли на крышу вагона. Довольные, уселись на крыше и стали смотреть вперёд по ходу поезда. Мы сидели на крыше восьмого или девятого вагона. В те годы дорога из Новороссийска до Ростова не была электрифицирована, и вагоны таскали или паровоз или тепловоз. Оба всегда дымили, когда тащили вагоны в гору. Дорога из Новороссийска шла сначала в гору, так что мы глотали много дыма. Вдруг Иван говорит мне: Смотри, паровоз исчез. Он вошёл в туннель, быстро пригнись.
Иван пригнулся, как было возможно, и я последовал ему. Поезд действительно вошёл в туннель. Трудно передать словами, что мы почувствовали тогда. Дым душил нас, воздуху не хватало, кашель останавливал дыхание.  Мы думали, что приходит конец нашей молодой ещё не начатой жизни. К нашему счастью туннель быстро закончился, и мы очень обрадовались свежему воздуху. Но свежий воздух быстро охлаждает, и мы стали замерзать. К нашему счастью на крыше нашего вагона был поперёк вагона сделан купол, который прикрывал трубы, выходящие из туалета вагона. Купол был большой и мы вдвоём с трудом, но  влезли в него, и сразу стало теплее, так как встречного ветра уже не было. А ночь была впереди. В этом куполе мы провели почти всю ночь, а рано утром поезд остановился на станции Сосыка, где поезд поворачивал налево в Ростов, а нам нужно было ехать направо в Минводы.
Когда утором мы посмотрели друг на друга, то…. Нас нельзя было узнать. Копоть и грязь на лице, на одежде, на руках. Пока мы рассматривали друг друга, к нам подошёл милиционер. Осмотрев нас, он пригласил к себе в кабинет, хотя в кабинет сразу не пустил, а заставил умыться у питьевого крана. Потом расспросил нас, проверил документы и сказал, что поможет добраться до Минвод. Он поверил нашим рассказам и действительно посадил нас в поезд Ростов-Баку в тамбур вагона, и мы спокойно доехали до своей станции. Когда пришли домой, родители нас не узнали- грязные, худые, не  чёсаные, помятые.Вот так закончились наши похождения при поступлении в мореходное училище.
Потом всё лето мы работали в колхозе на заготовке силоса. Работа заключалась в том, чтобы на автомашине, на которую из-под комбайна наваливался рубленый кукурузный силос, нужно разравнивать его по всей площади кузова и утаптывать его. И так работаешь целый день. Отдыхаешь только, когда машина едет от комбайна до силосной ямы, в которую выгружали этот силос с машины. На дне кузова машины укладывалась сетка из широких шкивов от комбайнов, и на неё насыпался силос из-под комбайна. А когда подъезжали к силосной яме, то задним бортом машины становились к яме, а трактор колёсный ХТЗ стаскивал за сетку весь силос с машины прямо в яму. Трактор находился с другой стороны ямы, поэтому весь силос сваливался прямо в яму. Так мы работали в колхозе до октября месяца.
В октябре я поступил учиться в Пятигорскую автошколу, которую закончил в конце декабря и получил права шофёра третьего класса. А уже с 3-го января 1957 года стал работать шофёром в колхозе. В автогараже колхоза я был самый молодой по возрасту, мне было только 18 лет, а также самый молодой по стажу вождения автомашины. Мне дали разобранную для ремонта машину с заданием собрать её, а потом на ней ездить. Ремонтом занимались опытные шофера-слесаря, а я был подмастерьем. Принеси то, отнеси туда, закрути это и так далее. Общим вся чёрная работа в гараже была моей. Через полтора месяца мою машину всё-таки сделали и начали её заводить. Аккумуляторов для машины не было и её пытались завести с буксира. Долго таскали машину по двору гаража, а она не заводилась и не заводилась. И вот слесарь говорит мне:
-Сходи к Косте (Костя в гараже аккумуляторщик и жестянщик) и попроси у него ведро компрессии. Мо-
жет тогда после заправки компрессией машина заведётся.
Я уже знал о такой ехидной шутке слесаря, но пошёл к Косте и рассказал ему. Тогда Костя говорит мне:
-Сходи в нашу слесарку, возьми сумку с едой этого слесаря, она висит на гвозде сразу за дверьми и принеси сюда.
Я быстро выполнил эту просьбу. Костя вытащил из сумки все продукты, а туда наложил различных болтов, гаек, всяких железок. Спокойно без улыбки сказал мне:
-А теперь отнеси сумку на место и иди ко мне, молчи. Ты ничего не знаешь и ждёшь моего решения.
Я выполнил задание Кости и стал ждать, когда сам слесарь придёт за мной. Слесарь же не долго ждал меня. Он стал громко кричать и звать меня.
-Скажи вот что своему слесарю- сказал Костя мне- Пусть он сядет на крыло твоей машины, откроет капот, снимет центральный провод распределителя зажигания, скажет чтобы твою машину буксировали, а ты сядь за руль машины. Когда начнут буксировать, ты включи третью передачу и зажигание, а слесарь снимет все провода со свечей и центральным проводом начнёт касаться каждой свечи в порядке работы цилиндров- 1-5-3-6-2-4 и быстро всё повторяет хотя бы 8-10 минут, пока будут буксировать твою машину. Понял, Витёк? Так и расскажи своему слесарю.
Когда я подошёл к своей машине, там уже стояли несколько человек с улыбками, ожидая что будет, когда я принесу ведро компрессии.
-Ведро очень тяжелое- сказал я- иди сам к Косте. Он сказал, чтобы ты принёс маленькое ведёрко с бобиной зажигания и не растерял искру, а то у тебя часто она уходит в правое колесо, тогда он и нальёт тебе компрессии в твои дырявые карманы. Если не придёшь к нему, то останешься без обеда и будешь облизывать метизы, которые лежат в ящике для металлолома. Ожидающие колхозники выслушали советы, которые дал слесарю Костя, и долго хохотали над слесарем его неудачной шутке.
Машину мне сделали на следующий день и я стал полноправным шофёром, так думал я. Оказалось, что я со своей машиной стал мальчиком для каждой дырки, которые постоянно появлялись то у првленцев колхоза, то у работников гаража, то у бригадиров разных бригад. Меня посылали отвести из правления колхоза справку в райисполком, съездить за автомобильным маслом на нефтебазу, привезти ветеринара в правление колхоза с отчётом по МТФ или СТФ. Отвезти доярок на обед и с обеда привезти на МТФ, отвезти на птичник несколько досок и так далее, и так далее. А каждую субботу и воскресение я дежурил в гараже, как самый молодой шофёр. Для меня все эти работы, конечно, давали возможность получать водительский стаж и опыт. А вот заработки были, как у молодого специалиста, совсем маленькие, трудоднями. Больше двух трудодней за день я не зарабатывал, хотя баранку крутил с раннего утра и до позднего вечера. За дежурство в выходные дни начисляли по одному трудодню за день. Перед уборочной страдой я узнал, что за три месяца заработал всего 52 трудодня. Шофера со стажем за это же  время заработали по 200 трудодней и более. А молодым у нас была везде только дорога, а некоторый почёт давно работающим на одной должности или по одной профессии.
За неделю до начала уборочной страды все автомашины колхоза становились на профилактику: смазывали рессоры, меняли масло в двигателе и в заднем мосту, шприцевали все соединения рулевых тяг и многие другие работы. Работы всегда хватало на весь световой день. А заработок для каждого- один трудодень в день. Один из шоферов, Валентин Бутенко, всегда был недоволен такой работой и такими начислениями за проделанную работу. Он справедливо высказывался:
-Вон на арматурном заводе, на маслозаводе и других заводах у каждого шофёра на грузовой машине в зависимости от грузоподъёмности машины, есть оклад. Каждый месяц получают зарплату. А мы настоящие рабы. Начисляет трудодни завгар так, как ему чёрт нашепчет. Может приписать работу, может недописать. Бухгалтерия начисляет трудодни, а что получу за эти трудодни я, даже сам бог не знает. И когда получу, тоже неизвестно. А у меня семья: жена, старая мать, двое школьников. Уйду из колхоза, на хрена мне такая работа. Хорошо воровать я не умею, просить и клянчить мне тоже не по душе.
Выписывай из кладовой колхоза продукты, мясо , зерно, муку, овощи, советовали ему шофера. Под трудодни всегда можно что-нибудь выписать для пропитания.
-А за какие шиши я куплю детям обувь, одежду на лето и зиму. Да и остальным членам семьи нужно одеваться и обуваться. А аванс выписывают 20 руб. в месяц не больше- говорил Валентин.
-А ты в огороде у себя выращивай овощи, фрукты, разную живность, а потом продавай на базаре, вот и будут некоторые деньги- опять советовали шофера- ведь мы тоже в таком положении. А уйти из колхоза всегда можно. Только будет ли лучше там, куда тебя примут?
-Везде хорошо где нас нет- сказал слесарь Стехов- а с объятиями нас никто не встречает.
-Как же жить в колхозе?- продолжал говорить Валентин- Что можно ожидать в дальнейшем ? Куда смотрит партия и политбюро? Неужели они не видят, как живут люди? Зачем они там сидят? Или им старикам всё по фигу, у них всё есть, а народ проживёт как-нибудь.
-Ты, Валентин, такие мысли громко вслух при народе не высказывай- сказал Стехов- а то всю твою семью кормить некому будет. Только за подобные мысли, а не за разговоры о недовольстве жизни, до войны сажали и стреляли, чтобы другие даже не думали плохо о правительстве, а только работали и работали.
-Неужели для крестьянина единственное место для работы- это колхоз?- спросил себя Валентин- Ведь только крестьянин выращивает хлеб, без которого и жить то люди нормально не могут. Я говорю тихо, чтобы никто не слышал. Газеты и радио только и талдонят о достижениях в стране, о передовиках производства, которые очень хорошо работают. Никогда я не читал и не слышал, чтобы писали и говорили о том, как живут люди, обычные советские люди- колхозники или рабочие. Какая у низ зарплата, если они вырастили хороший урожай, как они одеваются, чем питаются? Чему учат их детей в школах. Но зато постоянно и регулярно информируют людей о том, как плохо живут люди в капиталистических странах, как над ними там издеваются, как их там жестоко эксплуатируют. А нас колхозников не эксплуатируют, заставляя работать по 12-14 часов и оплачивая за труд трудоднями, которые отовариваются в конце года. Хватит мне размышлять о нашей полугнилой жизни вслух, а то действительно мои дети останутся на длительное время без отца.
К уборочной страде шофера подготовились хорошо. За весь период уборки зерновых- ячменя, пшеницы ни какая машина не ломалась. Урожай убрали досрочно, потерь зерна почти не было.
После уборки зерновых началась уборка кукурузы, подсолнечника. Уборочная страда продолжалась до самого октября. Я уже хорошо освоился работать шофёром на моём газоне-51, и меня в гараже уже считали настоящим шофёром. Вот так закончился первый год после окончания школы, где я получил аттестат зрелости, который был просто бумажкой. Аттестат зрелости дают люди, с которыми ты работаешь и с которыми съешь не один килограмм обычной соли-NaCl.

P.S.
Прошло тридцать лет после моей работы шофёром в колхозе. Очень редко приходилось  встречаться с людьми, которые работали вместе со мной в колхозном гараже. Встреча с Валентином Бутенко произошла именно через тридцать лет. Валентин очень сильно сдал по здоровью. На пенсию он ушёл из пассажирского транспортного предприятия, куда пришёл из колхоза. Он не выдержал долгой работы в колхозе и ушёл из него в 1959 году и на транспортном предприятии проработал более 25 лет. Работал он в основном на городских автобусах по разным маршрутам, поэтому ему часто приходилось встречаться с шоферами из колхоза. Валентин и рассказал мне  о многих шоферах, с которыми встречался. Много людей уже умерло, почти все на пенсии, которая у них не более 60-70 руб.
-Я очень правильно сделал, что ушёл из колхоза- говорил он- пенсия у меня максимальная-132 руб. А у колхозников в два раза меньше. Вот как государство заботится о людях, которые кормят своим трудом всю страну. Страшно, стыдно и позорно. Даже животные, которых человек постоянно подкармливает, никогда не обидят его. Трудовой народ в нашей стране бесправные рабы, рабочее быдло. Рабы обязаны делать только то, что заставляет партия и правительство. Заботиться о себе должны сами рабы.
-Да, Валентин, ты совершенно прав- продолжил разговор я- только в лозунгах народ и партия едины. В каждой газете, в каждом журнале, по всем каналам радио и телевидения только и разговоры о партии, о любимом правительстве, об их заботе о людях. Только забота , а дел совершенно ни каких. Партия и правительство вели страну к тому, чтобы экономика была экономной, чтобы люди жили обязательно не так, как живут люди в других странах. Мы должны отличаться от всех людей на Земле. Мы должны строить общество, в котором нет богатых, в котором все равны.А мы, простые люди, как были нищими, такими и остались.

В. АНДРЕЕВ. Июль 2009 год.


 
;


Рецензии