Горе от ума. Чацкий - герой?

 Давно обещанная Кхаз-Гору статья. Ответ на это:http://proza.ru/2009/09/10/909
   Кхаз там писал о Скалозубе. Тоже не понятый герой. В советские времена, когда я училась в школе, нам его представляли как тупого вояку, карьериста и солдафона. И вообще - всё старомосковское общество по определению было скопищем мракобесов, самодуров и жестоких крепостников. Хотя тот же Скалозуб - участник войны 1812 года и, судя по всему - воевал неплохо.
    Но я здесь речь поведу не о нём, а о другом герое, которого у нас принято было тогда считать "прогрессивным". А именно - о Чацком. В советские времена, на которые пришлись мои школьные годы, у нас его было принято представлять как чуть ли не борца за счастье народное, революционера, почти "без пяти минут" большевика и  прочая, и прочая, и прочая. Но уже тогда я особой революционности в нём не заметила. Со временем мои сомнения только укрепились.
 Итак, Чацкий. В самом произведении про него говорится довольно много, но всё чужими устами. Сам герой мастерски напускает туману, не сообщая о себе практически ничего. Шифруется. Но мы узнаём, что приехал он из-за границы. И приехал не просто так, а к другу своего отца Фамусову. Причём, как это становится ясно по ходу пьесы - цель у Чацкого была одна - добиться согласия на брак с Софьей - дочкой Фамусова. Софья, опять же из пьесы - невеста завидная, с хорошим приданным. Фамусов человек небедный, к тому же Софья - его единственная дочь. Будучи человеком умным и проницательным, Павел Фамусов, конечно догадался - зачем приехал Чацкий. И стал выяснять, чем Чацкий намерен заниматься. Не ищет ли места по службе, на что Чацкий отвечает, что "служить бы рад, прислуживаться тошно". Почему-то именно эта фраза у советских учителей литературы вызывала щенячий восторг: вот оно! Вот! Обличение проклятого царского режима! Фамусов же, из уважения к памяти покойного отца Чацкого предлагает ему помощь, но тот отказывается. Ему нужна только Софья - богатая невеста. Он и гоняется за ней по всему дому, но натыкается лишь на Фамусова, который безуспешно пытается вызвать нашего героя на серьёзный разговор. Чацкий отшучивается, иронизирует над самим Фамусовым и его гостями, над Молчалиным, которого до поры до времени всерьёз не принимает, над нравами московского общества. И вообще - самонадеянно считает, что Софья практически у него в руках. А то, что девушка избегает его - считает глупым женским кокетством. Ну что поделаешь - мужчины - существа примитивные и прямолинейные.
 И что из себя представляет сам герой? Вот тут вспоминается одна хорошая русская поговорка про зеркало, на которое нечего пенять, коли рожа крива. Но и зеркало тоже может быть кривым. Причём, самое интересное приключается именно тогда, когда и зеркало, и рожа - кривы, но каждый на свою сторону. Чацкий - и есть такое вот "кривое зеркало", подсунутое московскому обществу. И они стоят друг друга. Что такое Чацкий как личность?
 Да ничего! Абсолютно! Кроме фатовства и умения пускать пыль в глаза  (прекрасно, кстати, показал эту черту Чацкого В. Соломин в 1986 г.) у него нет ничего!К тому же Чацкий ещё и грандиозный нарцисс и манипулятор. С чего он начинает разговор с Софьей, едва оказался в доме Фамусова? С наездов и обвинений! Причём обвинений беспочвенных. Потому что сам Чацкий около трёх лет назад вдруг пропал куда-то без объяснений и за всё это время практически не давал о себе знать. Но виновата всё равно Софья. Они пытается изо всех сил внушить ей чувство вины. А Софья - девушка неглупая и даже очень и сразу просекла, что к чему и потому во во всё остальное действие пьесы от Чацкого бегает.
    Чем занимался Чацкий за границей - тоже непонятно. Вроде как учился. Чем собирается заняться в России, кроме женитьбы - тем более непонятно. Ах, да! Сам Фамусов признал, что Чацкий "славно пишет, переводит". Но и литературным трудом на жизнь тоже зарабатывать не стремится. Чем вообще занимается Чацкий - не понятно. Ну, кроме того, что откровенно стебётся над московским обществом. Да, само это общество малосимпатично. Тот же Фамусов - просто аморальный тип. Если внимательно вчитаться в его монолог, тот самый "Петрушка! Вечно ты с обновкой...", то с ним сразу всё станет ясно. Для тех, кто не понял - этот его финальный пассаж с вдовой-докторшей, у которой он должен крестить новорожденного младенца. И тут вдруг память его подводит, хотя до этого все обеды-ужины и прочие визиты помнил назубок. А от кого ребёнок? Не сам ли Фамусов воспользовался в своё время?
 Ну и остальные ничем не лучше. Но они - общество. Они связаны круговой порукой, сложными связями из интриг, привязанностей, взаимных обязанностей и обязательств друг другу. Чацкий в этом мире чужой. Да ещё и пришёл сюда незваным. Его приняли только в память о его покойном отце. А он начал с наездов. И общество ему этого не простило. Ему довольно жестоко указали на его место, а потом и вовсе вышвырнули вон. Кривое общество самозабвенно принялось пинать кривое зеркало.
 
   У Чацкого, как выясняется из той же пьесы не то 300, не то 400 "душ". То-есть - он относится к среднепоместному дворянству. Доходов с такого имения на жизнь, конечно, хватит, но это если жить в провинции и не излишествовать. Фамусов ему и говорит, чтобы тот не проматывал своё имение, а занялся бы им, если уж служить не хочет. Но Чацкий его не слушает, поднимает на смех, да ещё явно привык себе ни в чём не отказывать. Долго жил за границей, учился, но, очевидно поиздержался и, приехав на Родину, рассчитывал выгодной женитьбой поправить пошатнувшиеся дела. А тут - бац! Молчалин. Соперник. Вот незадача-то! Молчалин чем-то напоминает комсомольского вожака времён позднего "застоя", или активиста "Наших". Знает, чего хочет, имеет цель в жизни и ради достижения этой цели готов на что угодно. Вот этого-то Чацкий никак не ожидал. Отсюда и его истерика в финальной сцене, где он обвиняет Софью во всех смертных грехах, а его финальный монолог - это никакое не обличительство, это обычная такая истерика в духе Остапа Бендера в "Золотом телёнке": "Увели девушку! Из стойла увели!". И вообще - вы все сволочи, а я в белом и д'Артаньян! При чём тут революция? Не понимаю. Мальчик не получил того, чего хотел. Чацкого жестоко обломал конкурент, но он же своей невоздержанностью - не вовремя разоткровенничался с горничной Лизой - погубил и свою карьеру. Софья, которой теперь терять нечего - её всё равно отец отправит "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов... над святцами зевать..." ему этого не простит и наверняка выдаст горе-ухажёра отцу. Не сама, так из страха перед его гневом. Так что покатится Молчалин обратно в свою Тверь, где его и подобрал в своё время Фамусов. И вообще - для этой пьесы подошло бы название "Ни себе, ни людям", или "Не доставайся ж ты никому!" Хотя Софью чисто по-человечески и по-женски жалко. Два циника любили не её, а её приданое. Так что Чацкий ничем не лучше Молчалина, или Фамусова.


Рецензии
Короче, были они козлами.

Сергей Белехов   08.05.2012 20:41     Заявить о нарушении
Серый, кто - "они"?????

Анастасия Игнашева   08.05.2012 21:22   Заявить о нарушении
Чацкий и его конкурент. Мне вот приданное не волнует, как и питерская регистрация, у меня к тебе только любовь.

Сергей Белехов   10.05.2012 16:09   Заявить о нарушении
Опять Серый как в воду пёрднул...

Анастасия Игнашева   10.05.2012 21:04   Заявить о нарушении