Жажда чистого листа
В статье «Какого цвета слово стих», Елены Зайцевой {http://www.topos.ru/article/6933} – я открыла для себя чудный алфавит звуков (цветной!), а «Сияние» стало для меня подарком с близким мне пониманием искусства:
«Искусство конкретно, оно тяжело своей конкретностью, – поэтому его и не любят. Любят эти «по мотивам», где становится всё можно. « – Да я, в конце концов, так понимаю! Да ведь и автор как-то по-своему понимал!». Автор, конечно, по-своему понимал, – и по рощам бродил, и всё на себя перекраивал, – в общем, жил. Но всё его письмо – разворот этого узенького «по-своему» на что-то большее (об этом и «произведение лучше автора», об этом и «вдохновение»)…»
и взаимоотношений Автора и Читателя:
«А что такое этот «тандем» автор-читатель? Они ведь не друг на друга настраиваются, а на что-то третье, на вовне, или скорее на над, – это «третье» больше, выше обоих, и тому и другому дотягиваться надо. Зато такая «вертикальная связь» не требует совпадений «по горизонтали», межличностных каких-то соответствий» (http://www.topos.ru/article/7448).
Вообще, у Зайцевой очень любопытные статьи, и это то измерение новой литературной критики – на порожке нескольких распахнутых дверей – в которое стоит зайти.
Обязательно прихватив с собой «Этюд в инфинитивных тонах» Жолковского.
О Жолковском я узнала совершенно случайно: во время одной из достаточно нудных конференций, из ряда тех, что пробуждают естественные чувства – желание есть и спать, я буквально подпрыгнула, услышав от одного из докладчиков, явно выбивающегося из сонно-голодной массы, о инфинитивном письме Бродского, разобранном до основания Жолковским. Нужно признать, что в этом был личный интерес: истерзанная своими инфинитивами в стихах, я была не то что рада услышать, что кто-то ещё так писал, это было бы очень мягкое "не то что"; новость, что есть такая штука и что она существовала до меня и мыслила, и была осмысленной – стала для меня сродни бутылки, прибившейся к необитаемому острову. А в статье Жолковского я нашла очень точную отметку «иного мира»:
«Инфинитивное письмо отлично от другого минималистского стиля (…) Классические Шепот, робкое дыханье... и Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… представляют описываемое как имеющее место здесь и сейчас. Инфинитивы, напротив, трактуют о неком “там” - виртуальной реальности, которую поэт держит перед мысленным взором в порядке “медитации об ино-бытии” (медитации, насущность которой усиливается благодаря наличию у русского инфинитива также значения повелительности; соображение Т. Д. Корельской)»
(http://www-bcf.usc.edu/~alik/rus/ess/etk.htm).
Такой маячок – определения «там» – действительно помог мне не разувериться в своём «инфинитивном финте» (моём любимом определении, подаренном Серёжкой Юревичем) и отпугнувшем добрую половину моих читателей.
{Для злой, что осталась, могу сказать только, что мне так уютно «не-быть» в инфинитивах, потому что они дают возможность быть в тех состояниях и ипостасях, которые невозможно измерить даже категориями «я»/«ты», не то что особами. Кроме того, инфинитивы позволяют посмотреть на себя глазами тени, крепко пришитой – с изнанки или лицевой. И передать «тебя», не оставляя ненужных следов (даже без аллюзий на мою любимую повесть А.Ра). Или же передать Бога, что в тебе (во мне и в каждом), но намного больше всех нас. Впрочем, пока мне сложно сформулировать своё отношение к своей же инфинитивной поэзии столь точно, сколь удалось написать о ней Жолковскому}.
Зато легко и приятно согласиться с L в определении отношений Поэта с чистым листом:
«И ещё, и ещё раз: факты своей биографии используются только с целью выйти на уникальность. И искренность, честность поэта перед собой, перед чистым листом – это тоже, то же самое средство выйти на уникальность. Потому что бессознательная ложь, бессознательное приукрашивание – это инстинктивное стремление соответствовать общепризнанному, общепринятому – приятному обществу! – то есть является штампом» (http://www.proza.ru/2011/04/10/647).
Возвращаясь (и снова, и снова!) к Бродскому, нельзя не отметить «Монотонию речи» Беглова (http://www.rvb.ru/philologica/03/03beglov.htm). Специфическая статья, более закрытая, тем не менее, выигрывает за счёт показательности – графиков – и может быть интересна каждому.
А вот «Утопия литературы» Женетта затянет Вас в свои коридоры надолго, в ней приятно бродить как в старинной библиотеке и понимать, что
«Смысл книг находится впереди, а не позади них, он в нас самих; книга — это не готовый смысл, не откровение, которое нам предстоит пережить, это запас форм, ожидающих себе смысла…», а «все авторы — это единственный автор, потому что все книги — это единственная книга, из чего следует также, что одна книга представляет собой все книги, “и я знаю такие, что подобно музыке являются всем для всех людей”»
А если надоест держаться за руку, можно перейти к ролям Палача и Жертвы у Гумберта (даже без Гумберта о Кухулине стоит почитать каждому!)
Дальше – больше: перепрыгивая из дискурса в дискурс, здорово провалиться в «психизм» Тютчева и потеряться в нём, заблудившись в снах под звуки арфы: «Звуки волшебной арфы, символизирующей связь и страдательное напряжение между землей и небом (символ "арфы" выстраивается вдоль той же символической линии, что и "лебедь", лейтмотивный для Тютчева образ-символ медиума-гермафродита), знаменуют приближающееся присутствие Бытия, представленное в стихотворении в образе "божественного огня", пылающего эфира, т. е. обнаженной первосущести мира; "дышать" им для смертного нельзя долго (Бытие ничтожит)» (http://abursh.sytes.net/korona/statii_s/tytchev8.htm).
{Невольно вспоминаю свои первые звучания арфы. Что символизировала она для меня, кроме той всепоглощающей – “больше чем любви”, которая живёт в тебе всегда и только однажды проливается – осознанием её. Неповторимая музыка изгнания из неосознанного рая}.
Уставшим от звуков и прочего высоко-растущего и несъедобного можно предложить канапе, в которых все основные фигуры и тропы подаются под вкусным и лёгким соусом мнемолимериков (http://centrolit.kulichki.com/centrolit/mnemolim.html).
А для заядлых – ох, нет! не курильщиков, а нудильщиков, для которых чю = -ся (стройно!) атавизму – предложить познакомиться со статьёй о стёбе (http://ec-dejavu.ru/s-2/Steb.html), подарив её Стёпе Разиню, «застенчивому новобранцу массовых коммуникаций» (оттуда же), безвозмездно и пур тужур.
После такого подкрепления можно покопаться в «зауми» (http://www.topos.ru/article/1277), изучить «Новые карты Аида» (http://www.netslova.ru/slepuhin/hades_new_maps.html) или отогнать надоевшую муху (http://newlit.ru/~bondarenko_oleg/3344.html), которая, на самом-то деле, не видит большого различия между Вами и столом, нарушая все человеческие представления о референтности слов. Невольно начинаешь задумываться: не имеющий языка, чтобы их описать, – более слеп или, всё же, глазаст?
И забыть обо всём, читая Jean-Marie Barnaud. Для тех, кто знает французский – это истинное наслаждение, а для Ра – домашнее задание на лето. Он, и правда, того стоит. И Ра, и Барно. И п у т ь «Le rеel est un chemin» (с потерянным аксантом, который не пропускает редактор), но тот, что стоит пройти (http://remue.net/spip.php?article99).
А потом заглянуть к Транстрёмеру, идущему под руку с Ильёй Кутиком, если не ради метафоры:
«Метафора вас приглашает видеть и развёртывать веер различных (собственных) визий между “далековатыми идеями”, тогда как символ претендует на зашифрованное всезнайство»,
то ради одного этого утверждения:
«никакой свободный (даже!) стих свободным НЕ бывает.
Ибо: от чего свободным? От поэзии?..
От преодоления тех бесконечных препятствий, которые ставит перед собой поэт –– сам–с–собой воитель?..
И что есть творчество, как ни преодоление этих препятствий: собственных, а?»
И уйти слушать ответ на этот и все непоставленные вопросы вместе с Мариной Цветаевой:
«Верно услышать – вот моя забота. У меня нет другой»
(http://gondola.zamok.net/093/093tsvetaeva.html).
И услышать. Ту же арфу. Сегодня, завтра и всегда.
Свидетельство о публикации №212030700331
А может быть, всё дело в том, что я не получил высшего образования.
Знаешь, Маринка, я анализировал свой творческий путь и заметил в нём очевидную векторность. Я долго ломал голову, ЧТО же это за вектор? Вслушивался в стихи, изучал свои поэмы...
И наконец - понял. Я бессознательно стремился К ПРОСТОТЕ.
Не минимализму, примитивизму, Боже сохрани! В этих упрощенческих -измах ещё больше зауми и высоколобого бла-бла-бла. А именно к простоте. Форма должна быть проста и ясна. Автор, который мудрит с формой, выдаёт беспомощность в содержании. Ему нечего сказать, и он осваивает цирковое ремесло - искусно, до потрясения зрителей ИСКУСНО делать никакому не нужные вещи. Это - шоу.
Так я в своё время раскусил пустопорожность Павича. Ни одной его книги я не запомнил толком, хотя некоторые перечитал по два-три раза. Ему нечего сказать. По крайней мере - для меня. Мне.
Наивно думать, что если все художники будут стремиться к простоте, то они сойдуться в одной точке. Наоборот - это нарочитый "мудрёж" делает всех "умудрецов" похожими как клоны. А простота, - если личность находит её, конечно, - делает произведение этой личности АБСОЛЮТНО УНИКАЛЬНЫМ.
ИМХО и ещё сто раз ИМХО ))
Геннадий Петров 07.03.2012 15:35 Заявить о нарушении
(Марина Гареева 07.03.2012 16:31)
_________
Конечно, у каждого свой путь. Можно уйти в пустыню и сидеть там ))) Тоже ить путь.
Мне интересно с людьми. Не хочу в пустыню.
А вот твоего Дракошу я помню до сих пор, спустя два года. Потому что в нём - божественная простота. )))
(Геннадий Петров 07.03.2012 16:43)
_______________
в пустыне и отшельничестве я не вижу ничего смешного. но это путь немногих
а Цветаеву тоже упрекали, что у неё разные стихи, и вот когда-то.. на что она отвечала: разные - потому что года разные.
Ген, с п а с и б о, но, пожалуйста, не нужно меня учить. когда ты научишься не учить - мне будет проще :)
(Марина Гареева 07.03.2012 16:54)
_________________
Добрый всем день!
По-моему, не стоит противопоставлять сложность простоте. Простых вещей не так много, и нахождение каждой следующей - великое чудо. Это как островок среди океана. Но с одного острова на другой, как правило, не перепрыгнешь. Вот и приходится плюхаться в воду, и порой - в бездонную. И барахтаться там, не всегда изящно и осмысленно. Но искать.
Павич мне дает уникальное ощущение многообразия - и в то же время, единства - жизни.
(Александр Ра 07.03.2012 16:54)
________
согласна, что настоящая простота сродни откровению, впрочем, я всё равно не смогу связать её с формой. п.что это уже другой уровень - передачи открытия. а вот простотой для всех часто прикрывается пустое зато разжёванное. я не о Гениной поэзии, кнчн, а о тенденциях
(Марина Гареева 07.03.2012 17:12)
________________
Я не думаю, что форма - это исключение, но простота формы должна быть оправданной.
(Александр Ра 07.03.2012 17:43)
_____________
не исключение, но я немножко не о том, а о том, что это всё равно другой уровень. п что форма каждым воспринимается по-своему: для меня нет ничего проще “осколка” или “Эпсилона”, а кому-то и они кажутся вычурными.
возможно, я глупа, но я не могу выдавать сентенции а ля "Автор, который мудрит с формой, выдаёт беспомощность в содержании". наверное потому что для меня нет ничего важнее, чем верно передать содержание, и для этого нужно уметь принимать любую форму, но не упрощать её из-за своей неумелости.
(Марина Гареева 07.03.2012 17:59)
п.что точно так же можно утверждать: Автор, который искусно упрощает и прячется за всем и з в е с т н у ю простоту, выдает осетрину второй свежести. а именно оправданность - как простой, так и сложной формы - для меня = заложенному в неё смыслу. то, что это смысл не считывается (каждым) - уже другой ?-ос.
(Марина Гареева 07.03.2012 18:04)
_____________
Категоричность той фразы достойна сожаления. Есть вещи, которые просто не опишешь. Означает ли это, что они не имеют правда на существование? Нет, конечно.
(Александр Ра 07.03.2012 18:05)
_____________
Я всегда понимал, что в художественном произведении важнее не ЧТО, а КАК. В сущности, никто никогда уже не скажет ничего нового после Библии (если говорить о ней сейчас как о сборнике историй и образов). Всё уже сказано. И тем не менее, мы ищем новых авторов и радуемся, когда находим.
Почему? Да потому что каждый талантливый человек, если он уже приобрёл опыт и готов трудиться (кстати, в том числе, где-то и ограничивая стихийный элемент творчества - это тоже труд), так вот, каждый новый автор скажет уже известное - ПО-СВОЕМУ.
Именно в этом смысле я употребил выражение "главное не ЧТО, а КАК".
И вот, если это "КАК" у автора замечательное, но "ЧТО" полностью отсутствует, я просто теряюсь... Это какой-то абсурд. Прекрасно рассказать ни о чём? Тогда уж давайте лучше зажёванное. Я, друзья мои, не люблю ощущать себя идиотом, глядя на произведение, в котором мне не понятно НИ ФИГА, и при этом слышать ахи и охи.
(Геннадий Петров 07.03.2012 18:09)
__________
Ну, про Библию - это Вы загнули. Например, Достоевского (т.е. внутреннего мира человека) в ней нет.
Попытки сказать что-то своё (а не по-своему) - да, в подавляющем большинстве бесплодны. Жить без них - невозможно.
{Александр Ра 07.03.2012 18:24}
___________
Саша, вы читали псалмы Давида?
(Геннадий Петров 07.03.2012 18:34)
____________
Читал (давно, правда). Насколько я помню, там как раз не очень много "что", куда больше "как". Картинка человека, как по мне, там узка и часто схематична. Зародыши многого - есть. Но распознать их можно лишь глядя из "будущего", поскольку мысль развивалась. Ещё слабее там картина общества.
В то же время, конечно, отдельные псалмы невероятно хороши.
Хотя с точки зрения поэзии, Коран намного сильнее. Увы, я не знаток его.
(Александр Ра 07.03.2012 19:03)
______
под моим грифом
Марина Гареева 20.03.2012 05:36 Заявить о нарушении