Христианство и мистерии 3

III
Определение пути сравнения христианства и мистерий

Такую не простую проблему мы решили по мере возможности более подробно изучить на примере христианства и мистерий. Мы отправимся на поиски пока еще в смутном предчувствии определенной верности утверждения, что древние мистерии действительно обладали более истинными духовными знаниями, нежели поздние религии, и надеемся в дальнейшем подтвердить это соотношение.

Кроме этого, ставшие известными нам на этом пути доводы вероятно откроют нам в некоторых моментах загадочный общий смысл мистерий и христианства.

Начнем с утверждения, что попытка объяснить христианство и мистерии со стороны религии, или напротив, обе системы посредством мистерий, представляется нам изначально неверным. Подобный путь не продвинет наше знание вперед и непременно будет содержать ошибку. Мы уверены в этом от того, что сама религия, подобно предшествующим ей мистериям, как духовные явления разных периодов цивилизации сами в свою очередь нуждаются в более объективном и глубинном объяснении со стороны науки в целом.

После такого первоначального поверхностного обнаружения сходства или отличий рассматриваемых двух институтов по отношению к подобному общему знаменателю можно попытаться подойти к ответу на поставленные нами вопросы.

Здесь мы робко подошли к предварительному вопросу, от которого будет зависеть все дальнейшие размышления. Нам представляется, что в целях объективности данную ситуацию стоит рассматривать с помощью некоторой нейтральной точки зрения, имеющей на это полное право. Такой взгляд должен способен дать понятие мистерий и христианства исходя из их родства, вскрыть истоки происхождения обоих и показать их роль для человечества в целом, исходя из общего для обои определения. Иными словами, подобная искомая общая теория, или научная платформа, возможно дисциплина, должна быть способна соединить различные явления мистерий и христианства в одно представление по отношению к религиозности вообще, объяснить причину возникновения обоих и осветить их отношении к реальности.

Определенно, такой общий взгляд возможно позволит рассмотреть скрытую схожесть и различие в символизме мистерий и христианства, если таковые существуют.

Такое сравнение, тем самым выполненное на одном языке, только докажет значимость наших дальнейших выводов и рассуждений.

В целях наших поисков приведем слова Августина, одного из апологетов мистерий, взятые из упомянутого сочинения Р. Штейнера. Вот его слова: «То, что теперь именуют христианской религией, существовало уже у древних, и не отсутствовало также и в начале человеческого рода; когда же Христос явился во плоти, то истинная религия, существовавшая и дотоле, получила название христианской".

Сюда же хочется прибавить выражение самого Р. Штейнера: «Исследуя народные религии, мы находим в них различные представления о духовном. Но если обратимся к более глубокой жреческой мудрости, служащей духовным ядром различных народных религий, то всюду встретим согласие».

Эти два выражения постараемся использовать связующим звеном в наших дальнейших размышлениях.

Следуя этому, мы понимаем мысли Августина и Штейнера следующим образом. При определенных обстоятельствах и процессах однажды появившееся представление о всемогущей фигуре Божества, существуя и видоизменяясь во времени, соединилось с позднейшими, более зрелыми размышлениями и приобрело некий общий смысл и название христианства. Иными словами, в определенном роде произошло эволюционное изменение представлений об одном предмете. Истоки данных представлений в своей сущности были одинаковыми, оставались прежними на протяжении тысячелетий и со временем приобрели более современное одеяние.

В этом заключении определенно чувствуется некоторое непознанное начало, являющееся отправной точкой всех религий. Видимо, такая исходная точка была толчком вначале к развитию анимизма, потом языческих представлений и затем религий в разнообразных их направлениях.

Хочется надеяться, что четкое обозрение такого предполагаемого общего начала в будущем поможет открыть глаза на происхождение и смысл как мистерий, так и религий в целом. 

Дальнейшие рассуждения подсказывают, что в нарисованной картине временные изменения представлений в сущности показывают поэтапные продукты развивающегося разума самого человека. По иному мы можем сказать, что представления меняются в зависимости от того, насколько механизмы деятельности разума самого человека приобретают более зрелый вид. При этом, естественно, мы уверены в том, что принципы действия и механизмы самой психики во все времена были идентичными.

Значит, наши сравниваемые единицы в виде древних мистерий и христианства одинаковым образом относятся к творениям человеческого духа, являются продуктом его психики, так сказать показывают отражение нашего разума в разные периоды развития. Это означает, что символизм мистерий и христианства в своем происхождении определенно должны иметь одинаковые опорные точки, которые следует искать в области изучения человеческого разума.

Нам известно, что в своей основе такой областью является психология.

                Продолжение следует ...


Рецензии