Женщина-праздник Клара Цеткин

Женщина-праздник боролась за женское равноправие…

Что празднуют в разных странах 8 марта: почитание женщины или  день женской солидарности в борьбе за равноправие? Спросите об этом у мужчин и Вы получите разные ответы. Наиболее просвещённые представители сильного пола расскажут Вам историю  появления  Международного женского  дня, связанную с борьбой за права, другие станут уверять, что это почти такой же день восхваления и почитания женщин, как «Матроналии» в Древнем Риме.  Этот праздник античности отмечался в честь события, когда матроны (свободные  женщины, состоявшие в браке) остановили кровопролитие на поле боя, и наступил долгожданный мир между римлянами и сабинянами. 
 
История «Матроналий» поучительна – уже в древности женщины понимали, как опасна враждебность, как хрупка человеческая жизнь, как важно вовремя разрешить военный спор. Когда первый царь Древнего Рима Ромул, правивший с 753 – 716 гг. до н. э.,  построил со своим отрядом город на реке Тибр, в нём не хватало женщин. Желая как можно быстрее наладить жизнь в полисе, правитель обманом завлёк на праздник жителей соседнего племени сабинян. По знаку Ромула вооружённые римляне бросились к гостям, и каждый воин выбрал себе в жёны девушку. Сабиняне объявили Риму беспощадную войну и, собрав огромное войско под предводительством Тита Тация ,  напали на своих обидчиков. Остановили кровавое побоище похищенные женщины-сабинянки, прибежав на поле битвы вместе с детьми. Им удалось убедить мужчин, что уничтожать друг друга физически – это безумие. Военный конфликт был улажен, и следующие четыре года Римом управляли два царя: Ромул и Тит Таций. С того самого знаменательного времени в древнем полисе и стали отмечать первого марта праздник женщин «Матроналии» с подарками и почитанием, освобождая даже рабынь от их обязанностей. В этот день матроны в красивых одеждах, украшенные венками, отправлялись в храм богини Весты – хранительницы домашнего очага.
 
          * * *
 
Международный женский день, учреждённый на восьмом Конгрессе II Интернационала по предложению немецкой социал-демократки Клары Цеткин, долгое время отмечался как политическая акция солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права, но со временем превратился почти во всех странах в праздник их почитания. Прижилась и традиция – преподносить, как в Древнем Риме, подарки представительницам слабого пола. Мистическим совпадением кажется в калейдоскопе времени рождение будущей учредительницы Международного женского дня в год проведения работницами Нью-Йорка «Марша пустых кастрюль». Тогда трудящиеся женщины впервые заявили о борьбе за свои права, потребовав сокращения рабочего дня, улучшения условий труда и повышения зарплаты.
 
И хотя некоторые исследователи опровергают этот факт, в энциклопедиях приводятся подробности протестного выступления американских  женщин: «8 марта 1857 года несколько сотен работниц швейных и обувных предприятий провели забастовку, требуя 10-часового рабочего дня, светлых, безвредных… помещений и равной с мужчинами оплаты труда. Полиция жестоко расправилась с демонстрантами. Эта забастовка привела к рождению ещё одного женского профсоюза в США». 

Спустя пятьдесят лет социал-демократическая женская организация Нью-Йорка организовала  митинг и демонстрацию с лозунгами, призывающими к борьбе за равные права с мужчинами. Тогда же, в 1907 году, пятидесятилетняя дочь учителя Готфрида Эйснера (Айснера) из Видерау, Клара Цеткин, возглавившая женское отделение в социал-демократической партии Германии, на седьмом конгрессе II Интернационала в Штутгарте  провела первую Международную конференцию женщин-социалисток, на которой было принято решение о создании международной организации для развития и координации женского движения.
 
Как случилось, что послушная и трудолюбивая дочь немецкого учителя, помогавшая ему играть на органе в кирхе, возглавила борьбу трудящихся женщин за равноправие? В детстве  она успешно училась в школе, тянулась к знаниям и, мечтая продолжить педагогическую деятельность своего отца, отправилась в Лейпциг для получения образования. Если бы её родители могли предвидеть, что дочь вскоре будет отлучена от церкви, что она полюбит бедного еврея из Одессы Осипа Цеткина, что никогда не будет учительствовать в Видерау, то, вероятнее всего, оставили бы девушку дома.
 
В годы учёбы в частном педагогическом учебном заведении Клара прониклась идеями борьбы за социальную справедливость. В Лейпциге она познакомилась с русскими студентами–эмигрантами, и один из них стал её любимым политическим учителем, однако Исключительный закон против социалистов, введённый железным канцлером Отто фон Бисмарком, заставил молодого человека уехать во Францию. Клара тоже рвалась за границу, несмотря на уговоры и противодействие родных, но отправиться сразу же в Париж, куда уехал Осип Цеткин, она не решилась, должно быть, по материальным соображениям, а поселилась сначала в Австрии, затем в Италии, где трудилась воспитательницей.
 
Из Цюриха Клара переправляла некоторое время в Германию запрещённую газету «Социал-демократ», но все мысли были направлены на быстрейшее свидание с любимым учителем. Уже через год после отъезда из Германии она приехала к нему в Париж, и они соединили свои судьбы. Клара взяла себе фамилию гражданского мужа и до конца жизни осталась Цеткин, несмотря на второй официальный брак с художником Георгом Фридрихом Цунделем. Судьба провела дочь учителя из Видерау через девять лет испытаний нуждой и болезнями, но не сломила: она хваталась за любую работу – делала переводы, нянчила, стирала, рожала и продолжала любить своего обречённого мужчину.
 
После смерти мужа от туберкулёза в 1889 году Клара стала активно заниматься политической деятельностью. Она  принимала участие в создании II Интернационала в Париже и выступила на первом конгрессе с докладом о революционной борьбе женщин. После отставки канцлера Отто фон Бисмарка и отмены Исключительного закона против социалистов Клара вернулась с двумя маленькими сыновьями Максимом и Константином в Германию и возглавила редакционную работу в социал-демократической газете «Равенство».

Сто лет назад, в 1910 году, на восьмом конгрессе II Интернационала в Копенгагене Цеткин предложила учредить Международный день женской солидарности в борьбе против нищеты, за право на труд, за мир и уважение своего достоинства. Так великая революционерка, превратившая женское социал-демократическое движение в Германии в одно из самых сильных в Европе, вошла в историю, как женщина-праздник.

Уже в следующем году День женской солидарности праздновался 19 марта в Австрии, Германии, Швейцарии и Дании. Дата празднования  Международного женского дня 8 марта появилась в год начала первой мировой войны, и отмечался он тогда в воскресенье уже в шести странах: Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России и Швейцарии. В Советской России Международный день женской солидарности стал государственным праздником, а с 1965 года – официальным выходным днём. Клара Цеткин двенадцать лет была депутатом рейхстага, и в 1932 г., за год до своей смерти в Архангельском под Москвой, открывая заседание рейхстага, не побоялась угроз нацистов и призвала создать «единый фронт, чтобы свалить фашизм».

Женщина-праздник прожила долгую жизнь, прошла испытание нищетой, самоотверженно любила своих мужчин, но на старости лет осталась одна. Клара долго не давала знаменитому художнику развод, хотя у них не было общих детей, и Георг Фридрих Цундель был моложе на восемнадцать лет – она и здесь отстаивала свои права, своё женское достоинство, свою революцию полов…
 
В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН предложила всем странам мира отмечать Международный женский день как день борьбы за свои права. Слава преходяща, но вечны дела, и женщина, боровшаяся за равноправие, не забыта человечеством.
 


Рецензии