Ступени обретения жизненных ценностей

                РАЗМЫШЛЕНИЕ

Темой важнейших ценностей в жизни человека заканчивается «Разговор с искренним атеистом». Теперь об этих ценностях подробнее.
Вновь перечислим их.

1. Способность ощущать ТРЕБОВАНИЯ ЖИЗНИ, в которую мы погружены. Предел - желание выполнять их с удовольствием.
2. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в отношениях с жизнью. Предел – любовь к ней.
3. РАЗУМ. Обучением приобретается его потенциал. Опытом - стратегические и тактические способности. Предел для разума – мудрость!

Начнём с РАЗУМА.
Привычная оценка требует признавать разум главным качеством человека среди его других достоинств. Почему?
Во-первых, мы САМИ ДАЛИ СЕБЕ звание «человек разумный». Оправдание было весомым: оценка со стороны отсутствовала. Но развеялось ли сомнение?
Попробовали опереться на «объективный показатель»: вес мозга, некоторые другие характеристики его «совершенства». Вроде бы, всё подтверждалось. И вдруг выяснилось, что мозг дельфина по объёму и «архитектуре» выглядит совершеннее человеческого!

Минимум фантазии: что если одна из исчезнувших на нашей планете цивилизаций (скажем, «Атлантида») сумела вложить свой разум в морских животных? И тем самым, погрузить его в более обширную на нашей планете морскую среду обитания? В пользу такой версии говорит необыкновеннейшая ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ этих чудных животных. Не исчезающая даже при появлении у них отрицательного опыта взаимодействия с человеком. Для животного мира это качество совершенно нетипичное, из ряда вон выходящее! Возникает даже чувство, будто дельфины ПРОЩАЛИ человеку его иную жестокость по отношению к ним. Мол, «она же не была постоянной?! Не носила системного характера»!

Мало того, достаточно часто дельфины помогают тонущим людям. Заметим, только дельфины! Показательна их склонность к играм. Будто они РАДУЮТСЯ жизни!
Пусть эта фантазия, всего лишь, оправдывает СОМНЕНИЕ абсолютного превосходства разума человека над другим разумом. Тем более, перед ДРУГИМИ СПОСОБАМИ ВОСПРИЯТИЯ ЖИЗНИ.
Да, условия выживания у человека были гораздо суровее, чем у дельфинов. Возможно, это породило большую изощрённость человеческого разума. С другой стороны, не исключено, что изначально более верный вектор устремлений дельфинов позволил избрать им лучшую участь, жить без необходимости противостоять злу, и просто радоваться жизни!!.

Что неоспоримо, когда мы оцениваем разум?
Применение рационального разума с его опорой на логику, опытные данные и научный метод познания, дают неоспоримые результаты при исследовании РЕАЛЬНОГО МИРА.
Об этом в статье о несостоятельности атеизма тоже было сказано.
Там же мы решили (по аналогии с представлениями в математике) приравнивать РЕАЛЬНЫЙ МИР – к действительной составляющей общего комплексного Цельного мира, а чувства и веру – к его МНИМОЙ составляющей. Разумеется, всё это – лишь для наглядности. Цельный мир, возможно, имеет большее число составляющих или измерений.

Рациональному разуму пусть с неохотой, но приходится признавать мнимую составляющую Цельного мира. Что можно к ней отнести? Гипноз. Предчувствия. Элементы ясновидения. Пророческие сновидения. Чувственное восприятие мира, опирающееся на принцип сенсуализма с присвоенными ему в быту именем: женское восприятие. Наконец, религиозное восприятие мира.

Сравнивать действительную и мнимую составляющие Цельного мира вряд ли возможно. Зададимся другим вопросом: а есть ли такие аргументы, оценивающие ВСЁ и ВСЯ, которые можно считать более значимыми в сравнении с аргументами и рационального разума и чувства? Ответ: есть! Это - ДОВОДЫ ЖИЗНИ!
Иногда они согласуются с доводами разума. Иногда – с доводами чувства. Но если вдруг доводы жизни отвергают доводы рациональной оценки, - это серьёзный повод усомниться в безупречности привычной логики разума. Возможно, данный случай жизни совершенно необычен, и требует осмысления разумом новых граней жизни.
Она – Жизнь – нас рождает, в неё мы погружены, в ней мы возрастаем, рождаем своё продолжение, предаём ему свой опыт. Пытаемся объяснить законы окружающего мира и своё в нём предназначение!

Вывод: на «пьедестале ценностей» первое место по праву занимает Жизнь. Её требования, её доводы.
Вывод простой, логичный, использующий доводы рационального разума, но… почему-то не возведённый этим разумом в рамки непреложного закона!
Почему?! Ответ: да знаете, это как-то неудобно разуму… Он – разум – по своей природе обладает качеством лидера, активной движущей силы.

Но разум – это НАШ разум. И мы говорим ему: ты действительно лидер в познании реальностей, мы тебя признаём и уважаем. Но не наступило ли время подняться на следующую ступень понимания? Для этого надо подняться над самим собой, не изменяя СВОИМ методам познания, но совершенствуя их! Признай, что ты, разум – производное жизни, а не наоборот! Чёткая формулировка этого признания развяжет тебе «руки», позволит спокойно заниматься «своим делом», снимет с тебя обязанности давать расплывчатые формулировки, ради «наукообразного объяснения», а не ради истины, которой ты служишь! Поднимись, и мы, люди, поднимемся вместе с тобою!

Уважение даже к умному врагу, не говоря об уважении к другу, к помощнику – только такое УВАЖЕНИЕ ко всему ВНЕШНЕМУ, рождает настоящее УВАЖЕНИЕ к СЕБЕ!
Почему нашему разуму «технически» трудно отказаться от самоуважения в пользу уважения каких-то внешних ценностей. «Уважение» - это мнимая составляющая Цельного мира. Так что простим разуму иной раз почти «мюнхаузеновские» усилия, вытягивающие себя за волосы из трясины малопонятного!
Прощение, нежелание обидеть – это тоже мнимые качества. Так что, убеждая разум признавать доводы Жизни, нельзя обижать его! И надо верить в его будущую способность подняться над собственными сегодняшними установками!!

В разделе «Отдельные размышления о жизни» есть статья «Как правильно относиться к разуму?» Там приводятся такие доводы, которые нельзя отнести только к логике. Но к доводам жизни - вполне.

Как правильное позиционирование себя поможет разуму в жизни?
В физике есть термин «конечная деформация». Это когда нагрузка, чуть выходящая за грани допустимой - разрушает некую деталь, устройство, построение. И всё! Дальнейшие испытания не имеют смысла. Так вот. Разум «сам по себе» без опоры на внешние устои, иной раз способен «надорваться» и сломать своего носителя – гордого человека разумного. Иной раз «гордого через край»! (Простите иронию). Но что другое можно сказать, когда молодой человек заявляет: «а для меня главное не жизнь, а кайф»! Или: «я сам(-а) распоряжаюсь своей жизнью»!

Вот она – разрушительная деформация в жизни одного человека, не уяснившего ТРЕБОВАНИЯ Жизни. Разум, не нашедший объяснения НЕОБХОДИМОСТИ трудиться, вдумываясь в требования Жизни, деформирует себя с недопустимыми для Жизни последствиями!
Итог такой жизненной позиции известен. Он печален. Но если вдуматься разуму, то это именно ЕГО ошибка, когда он – разум этого человека – поставил себя на ПЕРВУЮ ступень пьедестала ценностей! И позволил этой личности заявить: я не нуждаюсь в воспитании! Мне не нужен вектор устремлений в понимании жизни.
Проще: склонность к суициду – признак ограниченности разума, не имеющего «вектора устремлений».

Но «вектор» этот не появляется сам по себе. А как же?
Ответ: (внимание, это очень важно!) Вектор устремлений вырабатывается ВОСПИТАНИЕМ! Воспитанием родителями, школой, друзьями… жизнью.
Но если так, то… значимость воспитания, очевидно, ныне не достаточно осознана?
Будем считать это предположение первым значимым итогом нашего размышления.
Зачать ребёнка – дело благословенное Жизнью и любовью супругов. Родить и вынянчить, вырастить – дело матери, потом всех (шестерых) родителей. Воспитать – дело тоже всех родителей, но, в основном, это дело отца!

Будем считать это утверждение вторым «попутным» итогом размышления. Давайте вдумаемся, как оно соответствует ДОВОДАМ Жизни?
А вот как, смотрите!
С принятием этого утверждения неожиданно (почти автоматически) для отцов восстанавливается статус главы семьи! Его ОТВЕТСТВЕННОСТЬ при выборе супруги! Его ответственность при возможном рождении ЕГО ребёнка «случайно, на стороне». (Ведь он не сможет воспитать такого ребёнка!) Его ответственность за наличие «вектора устремлений» у подростка, то есть, за отсутствие у него мыслей о недопустимости суицида, о многих других разрушительных устремлений. Его ответственность за умение ребёнка делать дело со старанием, с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. Всё. Круг замкнулся!

Красота спасёт мир! Это «знамя» несёт женщина!
Дело жизни спасёт ответственность по отношению к ней! Дело – «знамя» мужского начала!
Как непросто и, одновременно, просто диктует жизнь свои условия!
А наше Дело – вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в Доводы Жизни!!

Два слова о ценности, стоящей на втором месте. О Доброжелательности по отношению ко всему в Жизни. Тема очень непростая при переводе на язык разума. Ведь доброжелательность тоже мнимая составляющая Цельного мира. Но, думаю, она станет ощутимее, если вникнуть в понятие «Герои жизни». Рассказ с таким названием я написал в 2007 году. Правда, он ориентирован не только на одну логику. Но не буду в нём ничего менять, надеясь, что и умный атеист позволит своему разуму некоторые «мнимые» экскурсы при осознании Жизни. Читайте, думайте.

Заметим ещё, что говоря о трёх главных ценностях жизни, мы вынужденно затронули и четвёртую ценность. Обозначим её самостоятельно и добавим в общий ряд.
1. Способность ощущать ТРЕБОВАНИЯ ЖИЗНИ, в которую мы погружены. Предел - желание выполнять их с удовольствием.
2. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ в отношениях с жизнью. Предел – любовь к ней.
3. РАЗУМ. Обучением приобретается его потенциал. Опытом - стратегические и тактические способности. Предел для воспитанного разума – мудрость!
4. ВОСПИТАНИЕ опытом Жизни. Воспитание любящими тебя близкими людьми (родителями) - многократно ускоряет созревание человека.
Предел - обретение разумом человека жизнеутверждающего «вектора устремлений».
Только с таким вектором разум способен стать мудрым.

То есть четвёртая ценность дополняет третью. Позволяет разуму не погибнуть в слепом переборе направлений своих устремлений и обрести мудрость.

Разумеется, ценности жизни не ограничиваются указанными ступенями. Их множество. Среди них есть и ложные. Можно ли отличить ценности истинные от ложных? Можно! Используя ДОВОДЫ ЖИЗНИ, доброжелательность при ЕЁ восприятии, труд при Её познании с обретённым верным вектором устремлений, радость по отношении к Ней!
Возможно, РАДОСТЬ – итоговая ценность в отношениях с Жизнью?

Чёткое усвоение всех ценностей Жизни – залог Её правильного обретения нами и выполнение Её предназначений!


Рецензии
Понравились размышления.

Евгения Савера   22.12.2015 23:20     Заявить о нарушении
И это - всё? А я так люблю общение! Поэтому сейчас загляну на вашу страничку.

Юрий Анников 2   23.12.2015 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.