Гаврилиада главы 5-6. Нинель Эпатова

Гаврилиада глава 5-6
 Нинель Эпатова
Из книги " Пушкин вечен в мирозданьи".

ГЛАВА 5.

О значении переписки Пушкина.

   В переписке Пушкин предстаёт перед нами во всём блеске трудной и опасной жизненной игры, которую вёл Пушкин и той, которую вели с ним. Жизнь поэта
была посвящена борьбе за свободу и честь.
   Письма Пушкина и его корреспондентов являются блестящими образцами эпистолярного жанра и отличаются высоким уровнем литературности. Их, с полным основанием, можно считать литературным наследием Пушкина и его эпохи. Кроме того, переписка помогает отсеять истину от легенд, фальсификации и домыслов. А поскольку, как уже было сказано выше, что основные воспоминания о поэте записаны из трёх источников, то значение Пушкинской переписки огромно.
   Особое значение имеет обширная переписка Пушкина со своим самым большим другом, князем П.А.Вяземским. Их переписка изобилует литературно-критической проблематикой: "...меж ними всё рождало споры и к размышлению влекло..."  Во время этих споров каждый был уверен в своей правоте. Позднее, несколько десятилетий спустя, в мемуарных высказываниях, Вяземский признаёт во многом правоту Пушкина. Но при жизни поэта, в разгаре письменных сражений и бесед, каждый самозабвенно отстаивал свои взгляды. К сожалению, писем Вяземского к Пушкину за годы южной ссылки сохранилось очень мало, а то проще бы было избавить Пушкина от клеветы. В письмах Пушкин и Вяземский острят, не стесняются в выражениях.
   Переписка  друзей дошла до нас не в полном объёме, оттого, что поэт вынужден был многое сжечь в Михайловском. И свои рукописи, и автобиографические записки, и острые и небезопасные в политическом смысле письма Вяземского, написанные после поражения декабристов. Именно откровенный характер их переписки особенно драгоценен для нас, так как приоткрывает многие существенные черты биографии и творчества Пушкина, которые в ином случае остались бы неизвестны или непонятны. Начавшаяся в лицейские годы переписка Пушкина и Вяземского продолжалась два десятилетия. Вот фраза из письма Пушкина, которая ещё раз говорит о правдивости и принципиальности: "...я никогда не мог поправить
ранее написанного..." В письме из Одессы от 20 декабря 1823г. читаем :"...поздравляю тебя с Рождеством Спасителя нашего Иисуса Христа..." Как же можно считать Пушкина неверующим? Вряд ли бы кощунственный атеист, написавший антихристианскую пиеску, с принципиальным характером Пушкина мог так лицедействовать.
  Часто они пересылали свои писма друг другу с оказией. Как писал Пушкин Вяземскому :"extro-почтой". К этому их толкала неизбежность цензуры. Но как раз одно из писем отправленное "extro-почтой" случайно попало в руки полиции и стало причиной обусловившей ссылку Пушкина из Одессы в Михайловское. Вот отрывок письма сыгравшего роковую роль в судьбе Пушкина и в то же время посмертно защищающее его от клеветы на него в полном безверии и опять же от фальшивого авторства. " ... Читаю Шекспира и библию... Святой дух мне иногда по сердцу... беру уроки чистого атеизма... Здесь англичанин глухой философ, единственный умный афей, которого я ещё встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, творца и правителя, мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но к сожалению более всего правдоподобная."
                А.Пушкин - П.Вяземскому  апрель-май 1824г.  Одесса.
   Кстати, после того , как письмо Пушкина к Вяземскому, отправленное с оказией, случайно попало в руки полиции, Вяземский писал Пушкину: "...Сделай милость будь осторожен на языке и на пере..."
    Может быть у прочитавших это письмо, возникнет недоумение. Чем же оно защищает Пушкина? Даже если принять это письмо за искреннее, неискажённое, то из него можно сделать выводы в пользу Пушкина. Сомнения в подлиности изложения письма и адресата, вызывает факт его перлюстрирования. Адресат назван П.И.Бартеневым, указавшим, что письмо было послано издателю "Бахчисарайского фонтана", т.е. Вяземскому. И сделано это указание при жизни Вяземского, что безусловно заслуживает доверия.
   Чтобы читателю было яснее - умный афей - это домашний врач семьи М.С.Воронцова в 1823-1824г.г.-доктор медицины Уильям Хатчинсон (1793-1850г.г.). Пушкин довольно часто встречался с ним в доме наместника,т.е.
М.С.Воронцова. Хатчинсон действительно учил нашего поэта философии атеизма и сделался невольным орудием его катастрофы. (Об этом можно удостоверится в книге Анненкова "Пушкин")
   Ну и что из того, что любознательный Пушкин познакомился с философией атеизма? И в какой то момент теория англичанина-философа показалась частично "...самой правдоподобной..." Можно ли после этого считать, что Пушкин был "чистый атеист..",  как это с пеной у рта, вещают махровые атеисты и врачи Пушкина? Конечно же нет. Да, Пушкин был грешник, земной человек, дитя своего века. Но кто из смертных землян не был подвержен греху и искуплению.
   Даже Христос в земном бытии был подвержен искушению. А Пушкин, живший в окружении вольтерьянцев и масонов, мог мимолётно попасть под ветер искушения, но не более . И ещё знаменательно, что в это же время Пушкин читает библию "...святой дух мне иногда посердцу...". Божие слово незримо охраняло поэта и на уроках атеизма.
   Вот ещё один пример искажения - письмо А.Пушкина  А.А.Бестужеву:
"...Зачем хвалить холодного, однообразного Осипова, а обижать Майкова. "Елисей" истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам:
Я мню и о тебе исподняя одежда
Чтоб и тебе спастись куда была надежда.

А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи:
Когда для пирогов она у ней топилась
И тем подобно Дидоне учинилась.

А разговор Зевса с Меркурием и герой, который упал в песок:
И весь седалища в нём образ напечатал,
И сказывали те, кто ходит в тот кабак
Что виден и по днесь в песке тот самый знак.

Всё это уморительно. Тебе, кажется больше нравится "Благовещенье", однако же Елисей смешнее, следовательно полезнее для здоровья.  А.Пушкин"
                Переписка А.Пушкина т.1 стр.460 изд. Худ. лит. 1982г.
   В комментариях к этому письму читаем:
 "Благовещенье" - поэма Пушкина "Гаврилиада"               
Опять же нелепо и бездоказательно. Ведь Пушкин не пишет моё "Благовещенье". Нет никаких доказательств что это одно и тоже и что автор Пушкин. Версия-догадка выдаётся за достоверность.
   Примечание к письму:
А.А.Бестужев (лит. псевдоним Марлинский) - 1797-1837г.г. - писатель, критик, в 1824г. принят Рылеевым в "Северное общество". После декабрьских событий был осуждён на 20 лет каторжных работ. Потом срок сократился до 15 лет. В 1829г. был переведён рядовым на Кавказ. 7 июня 1837г. убит в бою у мыса Адлер.
А.П.Осипов - автор шуточного переложения "Энеиды" Вергилия (СПб 1791г.)
В.И.Майков - автор шуточной поэмы "Елисей".

   
                ГЛАВА 6.


                Пушкин и массоны.

  Не надо забывать и ещё об одном роковом искушении, наложившем отпечаток на всю судьбу Пушкина, а может быть и ставшим причиной его преждевременной смерти. Это масонство. Юный Пушкин в среде образованного общества всюлу сталкивался с массонами, вольтерьянцеми. Направленный на юг, исправлятся от привитого ему в лицее политического вольнодумства, он оказывается захваченным ещё большим, чем в Петербурге, политическим и религиозным вольнодумством. Высланный в Бессарабию, он попадает в масонскую среду, "исправляющую" его от политического вольнодумства. Наместник И.Н.Индов был членом Кишинёвской ложи "Овидий". Однофамилец лучшего лицейского друга поэта генерал Павел Сергеевич Пущин, мастер масонской ложи "Овидий", и другие Кишинёвские масоны вовлекли Пушкина в начале мая 1821г. в число членов масонской ложи "Овидий". По версии Н.Бурляева и В.Орлова во время приёма Пушкина в масоны произошло следующее:"...Во время ритуала приёма в масоны,
Пушкин решительно отказался снять свой нательный крест, как это было положено во время этой процедуры... А по окончанию ритуала, оставшись с Пушкиным, магистр массонской ложи шепнул Пушкину по-французки: "...Все говорят о забавной записке, о дьяволе соблазнившем деву Марию, почитай мне её."
"Никогда ничего подобного не писал, Ваше Сиятельство" - таким же шопотом отвечал Пушкин.
"Но все говорят, что это твоё творение."
"...Мало ли что говорят обо мне лавочники, Ваше Сиятельство"
   Комментарии излишни. Да "лавочники", продавцы клеветы о поэте, продающие честь России и поэта, действительно "то ли ещё скажут во имя погибели солнца русской поэзии."
   Примечание:
   Бурляев Николай Петрович - член Русской Академии Наук, член президиума Русского Народного Собора.
  Орлов Владимир Евгеньевич-автор научных статей о Пушкине.
  Итак, только короткий период жизни Пушкина, его мировоззрения носят определённые черты политического радикализма и религиозного вольнодумства. Масоны и прочие враги Пушкина очень скоро убеждаются в нелубокости его радикализма и атеизма и понимают, что он никогда  не станет их верным сторонником. И несмотря на то, что Пушкин состоял в масонской ложе на самой низкой ступеньке их иерархической лестницы, это сулило ему грядущие беды.
   Ведь именно этот период, вскоре после вступления в масонское братство, он, как уже было видно из его писем, начинает усиленно изучать библию, а рассуждения англичанина-атеиста вскоре в одном из своих писем называет "пошлой болтовнёй".
   Ведя на юге внешне несерьёзный образ жизни, в действительности он много читал и много мыслил. Но окончательное его духовное выздоровление и обрусение наступает в селе Михайловском, Псковском имении его родителей, куда он был сослан в июне 1824г. за приведённые выше строки его письма к Вяземскому.
   В Михайловском Пушкин слышал русскую речь, жил среди людей одетых по-русски и певших старинные русские песни, которые соблюдали старинные обряды, молились по православному. И Пушкин, вместо пышных Петербургских гостиных, где подражали Европе в манерах и мыслях, оказался в допетровской Московской Руси.
   После Михайловского, Пушкина " как бы таинственным щитом - святое провидение осенило." Няня с её незыблемой верой, святые горы, богомольцы слепые, калеки, набожный игумен, чтение библии - всё просветляло душу поэта.
От его прежних мировозрений и масонства не осталось и следа. Даже крайний
западник, некий Фёдоров, в сборнике "Новый град" признаёт: "...христианские влияния Пушкин почерпнул не из окружающей его вольтерьянской среды..., но из глубины русского народа (начиная с няни) общения с которым он жаждал, и путь к которому сумел проложить ещё в Михайловском."
   В письме к своему брату, Льву Сергеевичу, написанном в ноябре 1824г., Пушкин пишет:
"...вечером слушаю няню и вознаграждаю тем недостатки проклятого моего образования. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!..."
   Итак с полной уверенностью можно сказать, что после ссылки в селе Михайловском Пушкин полностью снимает с себя путы антирелигиозных искушений и становится верующим человеком. Хотя его враги и клеветники, и их последователи до наших дней  и поныне приписывают ему безверие, атеизм, авторство поэмы "Гаврилиада".
      Так же как вот и это письмо Пушкина Вяземскому (март 1823г. Кишинёв), на мой взгляд толкуется превратно:
   "Вот тебе несколько пакостей:
Христос Воскрес
Христос Воскрес, моя Ревека!
Сегодня следуя душой
Закону Бога - человека,
С тобой целуюсь ангел мой,
А завтра к вере Моисея
За поцелуй я не робея
Готов, еврейка приступить
И даже то тебе вручить
Чем можно верного еврея
От православных отличить.

Эпиграмма
Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьём,
А дневного пропитанья
Ежемесячным враньём.


Иной имел мою Аглаю,
За свой мундир и чёрный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом её стращал,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь мой друг Аглая,
За что твой муж тебя имел?

Оставя часть судьбы на произвол
Живая жертва фурий
От малых лет любила чуждый пол.
И вдруг беда! Казнит её Меркурий.
Раскаяться приходит ей пора,
Она лежит, глаз пухнет понемногу.
Вдруг лопнул он: что ж
................................................
.......................... слава Богу!
Всё к лучшему: вот новая дыра!"

   И приписка:
"...Этих 2-х не показывай никому - ни Денису Давыдову" (адресат последних двух эпиграмм - А.А.Давыдова, жена А.Л.Давыдова, которого в " Евгении Онегине" Пушкин назвал "рогоносец величавый". Денис Давыдов был близким родственником этой семье.
   Я специально подробно привела " эти пакости", потому что и  они у некоторых биографов Пушкина комментируются как отрывки из поэмы "Гаврилиада", т.е. "каждое лыко в строку". Ну а то, что молодой Пушкин был хулиган, похабник соответственно нравам своего века, это не для кого не секрет. Безнравственные строчки, бывало, на потеху друзей, легко слетали с его пера. Это было, пока он решительно не повернулся лицом к богу. Но это ведь совсем не то, что кощунство над всем святым, над религией и богом, которые ему приписывают клеветники. Да и он от этих строк никогда не отрекался. Причём, почему эти его "бытовые" записки" не печатаются, а если и печатались то под вопросом: то ли Пушкин, то ли пользовались его именем. Подобно тому, как не печатались Барков и другие любители непристойностей. А кощунственная "Гаврилиада", бьющая по религии, по России, под именем великого поэта - мощное орудие против России, и государства, и культуры. Однако клеветники и в этом письме находили намёк на "Гаврилиаду".
   Да, конечно, от подтасовок и фальсификаций, которые на мой взгляд встречаются в комментариях и толкованиях порой голова идёт кругом.
   Вот, например, в письме А.И.Тургеневу 7мая 1821г. Пушкин пишет из Кишинёва:
"...Вы, который сближены с жителями каменного острова, не можете ли Вы меня вытребовать на несколько дней (однако не более) с моего острова Пафмоса? Я привезу Вам за это сочинение во вкусе Апокалипсиса и посвящу Вам, христолюбивому мастеру поэтического нашего стада..."
   В комментариях читаем, что это "сочинение" поэма Пушкина - "Гаврилиада". Но на каком основании? Даже если бы это была она, поэма, князя Дмитрия Горчакова или кого-то другого, список, который у Пушкина мог быть, но ведь Пушкин не пишет моё сочинение. Это раз. А во вторых ведь мало-мальский знакомый со словом Божьим, с Апокалипсисом, ни найдёт там мотивов имеющих с сюжетом этой пиески что-то общее. Видимо Пушкин имел в виду, что либо другое. Мне бы, на месте редактора комментариев, Тюнькина А.И., было бы стыдно.
                Переписка Пушкина т.1 стр.67-68

    Александр Петрович Тургенев (1784-1845г.г.) - директор главного управления
духовных дел иностранных исповеданий, использовал своё высокое звание для
оказания помощи пишущей братии. Именно благодаря его ходатайству Пушкин смог поступить в лицей. Пушкин знаком с Тургеневым с 1810г. А.И.Тургенев являлся одним из учредителей литературного общества "Арзамас". Он не мог помочь ему вернуться в Петербург, о чём просит его Пушкин в своём письме, но умело вмешавшись в его судьбу, меняет место ссылки поэта - из Кишинёва Пушкин попадает в шумную Одессу. Хорошо ли это? К добру ли? Вопрос другой. Но Пушкин в своё время благодарил его за это. Из-за событий на Сенатской площади, после вынесения смертного приговора его брату, тоже другу Пушкина, Н.И.Тургеневу, который, к счастью, сумел заранее уехать за границу. После отрешения от всех должностей А.И.Тургенев также год спустя покинул Россию. Личное общение и переписка с А.И.Тургеневым возобновились в 1831 году, после приезда Тургенева в Россию. Прежняя дружеская приязнь переходит в близкие отношения людей, связанных дружбой и общими интересами. После гибели Пушкина А.И.Тургенев сопровождал гроб с его телом из Петербурга в Святогорский монастырь.
   Примечание к письму:
   На Каменном острове проводили лето Александр 1 и его приближённые;
   Остров Пафмос (Патлос) место ссылки у римлян. На этом острове сосланный
апостол Иоанн написал "Апокалипсис".

   Вот ещё одно письмо Пушкина к Вяземскому в котором он возмущается о том, как часто чужие творения ходили под его именем:
"...Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я бы в связи почти со всеми и в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова. Если бы я был востребован комиссией, то я конечно бы оправдался. Но меня оставили в покое и это кажется не к добру..."
                Переписка т.1   стр.247-248
   Барков Иван Семёнович - поэт и переводчик, автор скабрезных и порнографических стихотворений, которые распространялись в списках. Эта грубая литература находила подражателей, которые распускали свои вирши под именем Баркова.


Рецензии
Атеисты Пушкинских времен отлично знали предмет своего неверия,в отличие от атеистов сегодняшнего дня, которые не знают во что они не верят.

С уважением!

Игорь Иванов 7   16.04.2012 13:42     Заявить о нарушении