Сказка о маленькой веточке
В этот вечер вся шумная компания пришла в гости с букетами полевых цветов и пахучими ветками черёмухи. Троица уже закончилась, отгуляли в лесах хороводы и пикники. Троицу отмечал весь христианский мир. Это был поистине праздник зелени и прихода лета. Зеленью были украшены церкви, дома, дворы. Повсюду, растущие берёзки, а их в селе Берёзовом было много, за что село и получило своё название, были украшены лентами, цветами и венками. При советской власти, этот праздник не мог отмечаться со всей своей значимостью и пышностью. Ну, а с уходом старой власти колхозы переименованы в кооперативные хозяйства и товарищества, где уже не очень церемонились с пьяницами. Селяне, как теперь себя именовали бывшие колхозники, могли позволить себе и на Рождество, и на Пасху, а также на Троицу отметить всё так, как положено, со всей подобающей им обрядностью. Так что, и выездные пикники, и молодёжные хороводы теперь прославляли и праздновали Троицу. Именно в этом празднике прослеживались истинно языческие мотивы дохристианских верований, о которых в своё время писали Н.В. Гоголь в своих известных «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и А.Н.Островский в пьесе «Снегурочка».
Трезор, отвязанный, гулял по двору и воспитывал новоприбывшего члена семьи Персея. Чуть поодаль разгуливали Рыжик с Тимошкой.
– Какой красавец! – воскликнули ребята, увидев нового члена семьи. – Теперь он будет с нами гулять по лесу, он же – охотничья собака!
– Тяв, тяв! – ответил польщённый вниманием Персей. – Мне тут всё нравится и всё интересует, я не подведу своих предков.
Бабушка поставила полевые цветы в керамическую вазу, а, посмотрев на сорванную ветку черёмухи, сказала:
– Конечно, спасибо за цветы, ребята, но всё- таки лучше, когда они растут на своих местах, а ветки черёмухи ломать не надо. Они очень приятно пахнут на своём родном дереве. Зачем их понапрасну губить. В августе появятся плоды. Каких вкусных пирожков и вареников я из них приготовлю! А так постоят в воде и умрут. Больше не надо зря рвать, а эти я уж поставлю в воду. Итак, сегодня я вам расскажу сказку о веточке каштана, которая жила в городе Одессе.
В солнечном городе Одессе, который с одной стороны омывается тёплым Чёрным морем, а с другой овивается степью, есть одна улица, которую при советской власти называли проспект Мира, а теперь, как и прежде, называют Александровским проспектом. На ней была расположена школа №119. Последняя в советские времена считалась самой лучшей, и в ней учились не только дети близлежащих домов, но и дети обеспеченных партийных функционеров из других микрорайонов и даже других районов города. Напротив школы были устроены небольшие скверики, в которых раскинули свои могучие ветви старые каштановые деревья. Их кроны касались друг друга верхней частью, образуя подобие арочного пассажа над улицей. В своё время их саженцы были привезены в Одессу Дюком де Ришелье из Франции в то время, когда он служил в Одессе губернатором. А сами саженцы попали во Францию из далёкой Индии во времена правления кардинала де Ришелье, родственником которого являлся Одесский губернатор. Когда садовник высаживал саженцы в саду грозного кардинала, последний любил сидеть на терассе и наблюдать за работой. Одновременно он принимал своих поданных и издавал обязательные для исполнения приказы: КАЗНИТЬ или МИЛОВАТЬ!
Если во время царского режима деревья были в относительной безопасности, то при Советской власти бедные каштановые деревья оказались во власти неразумных школьников, которые на переменах и после уроков от нечего делать повадились весною рвать молодые веточки, которые потом, пожмакав в руке, безжалостно выбрасывали. А осенью эти злые создания палками сбивали каштаны, хвастаясь друг перед другом, кто больше собрал. Потом, набрав полные портфели и карманы каштанов, не знали, что с ними делать, и радостно бросались ими друг в друга, либо в проходящих мимо школьниц, которые пронзительно визжали и пытались как можно скорее покинуть зону обстрела. А оказавшись в безопасности, поворачивались к мальчишкам и показывали им языки или крутили у висков.
Вообще-то, до Второй мировой войны и какое-то время после войны существовали отдельные женские и мужские школы. Но потом их всё-таки решили объединить, так как в женских школах был идеальный порядок, муха пролетит – слышно, а в мужских – что-то наподобие «Хулиганской империи». Но когда их объединили, то, со временем, девчонки научились давать сдачи так, что иногда и мальчиков можно было пожалеть, особенно, если какой - нибудь задира, стараясь повысить свой авторитет, пытался одну ударить, другую за косу дёрнуть, над третьей насмешки устроить. И горе было такому хулигану, если все обиженные объединялись и, после урока собравшись вместе и втянув в это мероприятие других одноклассниц, устраивали ему в укромном уголке засаду и старательно лупили.
А каштаны спокойно себе росли напротив школы не в силах дать сдачи хулиганам, которые их обижали.
Вот так на одном из каштановых деревьев родилась маленькая веточка. Как всем маленьким детям ей казалось, что мир прекрасен.
– Здравствуй, солнышко! – повторяла веточка каждое утро. – Здравствуй, голубое небо! Здравствуйте, птицы!
– Какая же ты наивная, – ворчали другие ветки постарше. – Ну что тут особенного: солнышко, небо, птички. Вот поживи с наш век, посмотришь на всё другими глазами!
– Ж-ж-жа, – отвечал жук Бронзовка. – Жи-жи-жизнь – сложная штучка!
Он был жук - философ и часто любил рассуждать о смысле жизни и о высоких материях.
– Сложная? Ну, так что же? Лечь и умереть? – отвечал воробей. – Вот я по три раза в год вывожу своих птенцов в дупле каштана или под крышей дома, но не все они выживают: один выпадет из гнезда на землю, другого - кошка съест, третьего - галка схватит, а то иногда и глупый школьник домой тащит. Моих деток я кормлю нежной пищей: гусеницами, бабочками, жучками всякими. А школьник этого не знает и даёт ему хлеб или кашу. А потом птенец ноги вытянет, а он рыдает в три ручья. Покупал бы себе на Староконном рынке попугаев и канареек, а не брался моих детей воспитывать!
– Много ты понимаешь, – отозвался с верхушки скворец. – А вот когда я был маленьким и желторотеньким, то был сильно любопытным. Однажды я так вытянулся из гнезда, что упал на землю. Так если бы не проходящий мимо школьник, я бы стал завтраком первой пробегавшей кошки. Этот добрый мальчик меня домой принёс, а его бабушка меня мясом выкормила. Когда я смог летать, и ветер случайно открыл форточку, я в неё вылетел, и как говорится – был таков!
– Что же ты не остался жить у человека, раз тебе было так хорошо при нём? – съехидничал воробей.
– Ну, знаешь ли? Свобода лучше, чем в клетке сидеть, – просто ответил скворец.
Время шло... Вот уже наступил месяц май, и на каштане начали распускаться красивые цветы, а вслед за ними нежные листочки. К цветочку около веточки подлетела бабочка и, вытянув свою трубочку, начала пить с него нектар. Своими мягкими лапками бабочка нежно щекотала пестики и тычинки цветочка.
– Бабочка, давай с тобой дружить! – предложила веточка.
– Давай, веточка, – ответила коварная бабочка. – У тебя такие нежные листочки! Я на них уложу колыбельку для моих малюток, а ты их покачаешь, когда они плакать будут. Они ещё не вылупились из яиц, но когда вылупятся, увидишь, какие они прелестные крошки!
– Глупая наивная веточка, - проворчала опять одна из старых веток. – Нашла с кем дружить. Бабочкины дети не милые крошки, а страшные монстры! Вот объедят они твои молодые листочки, когда вылупятся и выползут из своей колыбельки. Дружить надо с пчёлами, а не с бабочками.
– В чём проблема? - раздался из дупла голос воробья. – Забыли, что я самый сильный, самый задиристый. Я переловлю всех монстров, когда они вылупятся из своих яичек, и мои дети их с удовольствием скушают!
– Все гусеницы будут мои! – послышался голос ещё одного обитателя. Это был небольшой паук, который свил себе паутину между ветвей. Но так как он боялся птиц, то коварно сидел в засаде между ветками. А когда в паутину попадала муха или бабочка, выскакивал из засады и ловил.
– Чик-чирик! Эх, попадёшся ты мне когда-нибудь на обед! – угрожающе чирикнул воробей. Но паук, более ловкий, умудрялся скрыться, пока воробей на него нацеливался.
– Ж-ж-жы-ы-ы!– прозвучал голос молодой пчелы. – Я хочу-ж-ж напиться нектару.
– Лети, лети ко мне, милая! – пробовал зазвать её из засады коварный паук, подражая голосу веточки.
– Ах, ты, разбойник! – проскрипела старая ветка. – Вот и тебя когда-нибудь съест воробей или синица!
Когда пчела приблизилась к маленькой веточке, желая напиться сладкого нектара, коварный разбойник уже держал наготове своё лассо.
– Улетай, милая пчёлка! Улетай! – прокричала веточка насколько хватило её молодых сил, но пчела, казалось бы, не слышала.
– Помогите же, кто-нибудь! Эй! Где вы, жуки, птицы? – кричала веточка. – Он сейчас съест бедную пчёлку!
– Ж-ж-ж! – раздался звук огромного шершня. – Ладно, веточ-ж-ж-ка, коли ты так слёзно просишь, я схвачу этого раз-ж-ж-бойника вместо пче-ж-ж-лы.
И как только паук вытянулся, чтобы бросить своё лассо на бедную ничего не подозревающую пчелу, огромный шершень ужалил его и, схватив парализованную жертву, понёс её в своё гнездо. По организации гнездо его было устроено аналогично пчелиному улью, но только пчёлы питались весной и летом нектаром, а шершни как хищники ловили для своих личинок и царицы других насекомых и пауков. Ну, а пчёлки, вдвое меньше их по размеру, были у них в меню особым деликатесом. Конечно, молодые шершни сами часто становились жертвами крупных пауков. Но если шершень был довольно крупным и мог сам справиться с ядовитым для всех насекомых пауком, то в битве он смело атаковал паука и одерживал победу.
– Почему вокруг такая жестокость? – спросила маленькая веточка. – Пчёлы, мухи собирают нектар с цветков, а их едят пауки и шершни. Гусеницы едят мои листочки, а их самих тоже едят птицы и пауки. Ну, почему нельзя всё изменить?
– Что поделать?.. Так уж устроен мир. Одни довольствуются соком, другие – травой и листьями. Кстати, они для нас очень опасны! А третьи – хищники едят травоядных, – объяснила старая ветка.
Она прожила уже немало. На её глазах произошло много разных драм и трагедий. Она видела, как гусеницы ели листья, как их самих поедали воробьи и синицы. Ну, а мелкие пташки порой сами становились добычей галок и кошек. А иногда и дети стреляли из рогаток в голубей и воробьёв. Но когда ветка пробовала их воспитывать, её не слушали, и голос её тонул в городском шуме. А дети принимали его за шелест веток, колышущихся при порывах ветра.
– А что находится в здании через дорогу? – спросила маленькая веточка у воробья.
– О-о-о! Там находится 119 школа, – прочирикал испуганно воробей. – В ней учатся эти изверги, которые стреляют в нас из рогаток и ломают ваши ветки.
– А почему они так поступают? – продолжала спрашивать веточка. – Их учат этому в школе?
– Нет, – ответил воробей. – В школе их этому не учат, но они, выбежав со школы, делают всё наоборот. Вообще говоря, людей не понять. Зачем они держат детей в школе, если они так не любят книжки!
– А почему ты считаешь, что они их не любят? – полюбопытствовала веточка.
– А вот, когда я сидел под крышей и наблюдал, что происходит в школе, я увидел, как на уроке одна большая женщина им что-то читала из книжки, а они это записывали длинными палками. Но потом, вдруг, раздался звонок такой громкий, что у меня уши заломило. Хотел улететь, но было интересно, что будет дальше. Ну, так вот, большая женщина взяла под мышку какую-то большую плоскую книгу и ушла. А эти дети как начали друг в друга книгами швыряться! Мне казалось, что могут попасть в меня, хотя я был для них не виден. Один кидает учебник в другого, а тот, поймав «снаряд», кидает его в первого.
– Вот бы попасть к ним на урок и послушать, что им там говорят! – мечтательно произнесла веточка. – Но я прикована к дереву, и мне никогда не попасть в школу.
– Ой, даже не мечтай об этом, а не то эти изуверы прибегут в сад, оборвут нас, а потом, поигравшись, выбросят на помойку, – сказала старая ветка.
– И то, правда, – философски заметил жук бронзовка. – Вот мой родной брат был тоже очень любопытный, потому и залетел в открытую форточку в школу. Там его поймали, привязали нитку к лапке и ходили с ним таким образом по школе. Он, бедолага, летал на нитке, а улететь дальше длины нитки не мог. Дети весело смеялись над его мучениями, пока одна учительница не отобрала у них моего бедного брата и не выбросила его за окно.
– Ну, твой брат в рубашке родился, – заметил майский жук. – А вот моего не пожалели. Вначале его умертвили в банке с эфиром, потом высушили и теперь он красуется в школьной коллекции. А я с болью в сердце смотрю и думаю, почему мой брат был таким легкомысленным и позарился на угощение, которое ему предложили эти коварные дети.
В это время в школе прозвенел звонок на большую перемену, которая длилась в школе 20 минут. Ласково пригревало майское солнышко. Несколько мальчишек решили выбежать на это время в садик напротив школы. Очутившись в садике, они вначале гонялись друг за другом, а потом их внимание привлекли распустившиеся цветы и молоденькие листья каштанов.
– Эй, вы! Трусы! А я полез на дерево! – крикнул один мальчишка, по-видимому, самый отчаянный из них.
– Смотри, не порви штаны и пионерский галстук, а то девчонки засмеют! – ехидно заметил другой пионер.
Но первый пионер уже лез вверх и, примостившись на одной крупной ветке, рядом с которой росла наша маленькая героиня, уже вертел ладонью, упёршись большим пальцем в свой нос, как бы дразня других ребят, которые не рискнули за ним последовать. Но, вдруг, он внимательно посмотрел на меленькую веточку и протянул к ней руку. Старшие ветки пробовали её заслонить, но мальчишка их отогнул и, недолго думая, с хрустом обломил пушистую веточку.
– А вот что у меня есть! – похвастался он ребятам сверху.
– О-ой-ой! – казалось, вскрикнула бедная веточка, которую пронзила резкая боль.
– Лешка! Быстро лезь назад – перемена заканчивается! – закричали внизу ребята.
Быстрыми движениями, достойными ловкости обезьяны или кошки, герой нового времени спустился со своей добычей и побежал с ребятами на следующий урок.
В классе, в котором учились эти ребята, должен был начаться урок русской литературы. Чуть ли не перед самым звонком на урок мальчишки прибежали в класс, и Лёша, бросив веточку на парту, достал учебник русской литературы и дневник, в котором пестрели сплошные «неуды» по поведению. При своих неплохих знаниях предмета он не мог спокойно удержаться на месте и всё время
куда-то лез. На уроках на него градом сыпались замечания учителей, так как он постоянно с кем-то разговаривал и вертелся, как обезьяна.
В класс вошла учительница русского языка и литературы – Юлия Самойловна. Поздоровавшись с учениками, она сказала:
– Итак, дети, начинаем урок. Сегодня на уроке мы будем изучать творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Вы знаете, кто такой Тургенев? – спросила учительница.
Поднялся лес рук, но учительница вызвала, как всегда, отличницу Аню Бережкову.
– Тургенев был великий русский писатель. Он не хотел такой жизни, которая была в России. Он хотел с ней бороться, – начала Аня свои накрепко вызубренные слова, которые касались всех великих русских писателей, изучавшихся в школе, в соответствии с жёсткой единой программой советских школ, о которых всегда спрашивала Юлия Самойловна. А Аня на всех уроках отвечала одни и те же заученные фразы.
– И с тобой тоже! – тихо буркнул со своей пары Лёша.
– Гришкин! Опять паясничаешь! У тебя рот когда-нибудь замолчит? – строго сказала учительница. Но тут она увидела на его парте сорванную веточку. – Что? Опять по деревьям лазил? А зачем ветку сорвал? Быстро иди налей в пустую банку воды и поставь в неё бедную веточку. Учу вас, лоботрясов, что нельзя рвать ветки. Изучаем творчество Тургенева, Чехова, Толстого, которые так любили русскую природу. Раз не понимаете на словах, будете сейчас писать сочинение о бедной несчастной веточке, сорванной такими варварами, как вы, а Тургенева будем изучать на следующем уроке.
Когда веточка была поставлена в банку с водой, принесенную только что Лёшей, она, напившись воды, начала рассматривать класс. Веточка уже знала, что дни её сочтены:
– Хоть что нибудь узнаю из жизни людей! Послушаю, что они в школе изучают...
Следующий урок был урок географии. Веточка с интересом слушала рассказ учительницы Зинаиды Игоревны о дальних странах, людях, животных и, конечно, её братьях и сестрах, росших в тропических странах.
– Увидеть бы цветущую магнолию или орхидею! – мечтательно произнесла веточка.
– Всё! Уже поздно мечтать... – проговорила скептически муха. – От людей уже не вырваться тем, кто к ним попал.
Последним уроком была история. После уроков учительница заторопилась в учительскую. Школьники были в лирическом настроении и начали на прощание кидать друг в друга учебниками, по-видимому, изображая из себя восставших революционеров на баррикадах. Один учебник попал в банку с веточкой, и банка опрокинулась набок. Из неё начала выливаться вода. Одна девочка подбежала, подняла банку и снова поставила в неё веточку. Однако, она не досмотрела, что часть воды вытекла, и веточка не достаёт до оставшейся в банке воды. После ухода школьников дежурные убрали класс, и уборщица его закрыла до следующего дня.
– Пить, пить... – шептала веточка. – Я умираю от жажды...
Но её никто кроме мухи не слышал. А муха, даже если и хотела бы помочь, то не в силах была поднять банку и добавить в неё воды.
Наутро, открыв ключом дверь, уборщица выбросила в мусорное ведро высохшую ветку. А учительница русского языка Юлия Самойловна зачитала на уроке лучшие сочинения, которые школьники написали на прошлом уроке, проверенные ею дома. Они были написаны в такой трогательной форме, что можно было прослезиться, читая добрые слова о судьбе маленькой веточки, сорванной с каштанового дерева.
Свидетельство о публикации №212030801043