Автоматическая религиозность сознания

Даже самые ни во что сверхъестественное не верующие скептики, когда припирает, становятся суеверными. Не дай, рок, спугнуть удачу ранним хвастанием! Идя на экзамен, что только не делают студенты. Во всяком случае, к чёрту посылать — нам желающих удачи — старая и добрая традиция.

Начнём с элементарного язычества.
Каждый тунгусский, к примеру, охотник с незапамятных времён лелеял своего деревянного божка, которого сам из подходящей колоды и вырезал. Мазал ему нарисованный рот после каждой удачной вылазки самой натуральной кровью, не жалел сала, чтобы блестело и сверкало идолище.
Но это в хорошие времена.
А когда удача не подфартила, при всех предварительных стараниях и обиходном шаманстве, можно того божка и побить, и вообще на мороз выбросить.
Не слишком далеко, впрочем, - на случай всякий.

Потому что, когда совсем, казалось бы, становилось деваться некуда, тот божок снова на белый свет извлекался. И как раз вовремя помогал…
Ну, а если не помогал, то и свидетелей не оставалось.

И не будем затрагивать вовсю уже прицивилизованные религии.
Просто представим себе весь ужас обычного современного человечка, внезапно ощутившего себя наедине с равнодушно-бесконечной вселенной. Даже и в толпе.
Ничего нет страшнее толкаться среди множества людей, которым ты и нахрен не нужен.

Вот тут и возникает тяга к стихийному объединению. И в первую очередь — по самым примитивным критериям.

Немного об ужасном.
В результате таких объединений всегда возникали нешуточные распри. Именно как результат обожествления сходства на фоне различий. Люди частенько топили людей — со связанными руками и камнями на ногах, чтобы те не всплывали. И спокойненько одни наблюдали в прозрачной водичке, как другие несчастные перед смертью сползались в братские объятия.
Рефлексия кошмарная! Что под водой, что сверху. И главное, всё во имя обожествляемых идеалов. И тогда забывается даже божественная заповедь — не убий.

Времена собирательства чего попало и вольной охоты на съедобное давно прошли. Угодий на всех явно не хватает. Пещер тоже.
Строим заводы и небоскрёбы, еду выращиваем.
Учёные что-то там постоянно изобретают.
Вот и - слава Богу власти, после очередной войны.
И лишь бы оно уже никогда не менялось.

Обожествление власти — признак несамостоятельности. Это та же религиозность — с неба манну подай. Я опять вспоминаю Гарина-Михайловского:
— Мужик, слезай с печи, пора пахать.
— А! Всё равно бестолку рыпаться, если Бог не даст.

И этот чудак заставил их и навоз не выбрасывать, а везти на поля, и молотить мокрую пшеницу…
А они его сожгли — противу судьбы не выступай.
И даже собственной судьбы на то не жалко.


Рецензии