За что убили Сергея Есенина?

Приводим стихотворение Сергея Есенина, написанное поэтом незадолго до смерти
(впервые опубликовано в газете «Аргументы Недели» №16(102)17 апреля 2008 г.)

 За это стихотворение поэт был немедленно убит. Но не прошло и 70 лет, как мы узнали – за что же он, все-таки был убит.

Перед этим Демьян Бедный написал антирелигиозную поэму «Евангелие». Она была опубликована в газетах «Правда» и «Беднота». Сергей Есенин откликнулся на нее своим стихотворением, которое так и не было напечатано, но разошлось в среде думающей молодежи.

Ответ на Евангелие Демьяна Бедного

Я часто думаю, за что Его казнили,
За что он жертвовал Своею головой,*
За то ль что, Враг суббот, Он против
    всякой гнили
Отважно поднял голос Свой!
За то ли что в стране проконсула
Пилата,
Где культом кесаря полны и свет
   и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных
деревень
За кесарем признал лишь силу злата.
За то ли, что Себя на части разрывая,
Он к горю каждого был милосерд
    и чуток
И всех благословлял, мучительно
    страдая,
И маленьких детей, и грязных
     проституток.
Не знаю, но в евангельи твоем
Я не нашел, Демьян, правдивого
     ответа,
В нем много бойких слов, ах, как их
      много в нем,
Но есть ли хоть одно, достойное поэта?
Я не из тех, кто признает попов,
Кто безотчетно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.**
Я не люблю религии раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба,
Я верю в знания и силу человека.
Я знаю, что стремясь по чуждому
       пути,
Здесь, на земле, не расставаясь
  с телом,
Не мы так кто-нибудь ведь должен
же дойти
Воистину к божественным пределам.***
И все ж, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого
Демьяна,
Мне стало стыдно так, как будто
   я попал
В блевотину, изверженную спьяна.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций
        и Христос,
Сократ – все миф. Мы это понимаем.****
Но все-таки нельзя, как годовалый
пес,
На все и вся захлебываться лаем.
Христос – Сын плотника – когда-то
     Был казнен,
Пусть это миф, но все ж, когда
Прохожий
Спросил Его: «Кто Ты?» - ему
      ответил Он:
«Сын человеческий», - и не сказал:
«Сын Божий». *****
Ты испытал Демьян всего один
                арест,
И то скулишь: «Ах крест мне выпал
лютый!»
А что ж, когда б тебе голгофский
       дали крест
Иль чашу с едкою цикутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже,
Благословлять весь мир под тернием
       Венца
И о бессмертии учить на смертном
       ложе?
Нет, ты, Демьян Христа не оскорбил
И не задел Его своим пером нимало,
Разбойник был, Иуда был,
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрей, как жирный боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Но ты свершил двойной тяжелый грех
Своим дешевым, балаганным
   вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл
     большим позором.
Ведь там, за рубежом, прочтя твои
   стишки,
Небось злорадствуют российские
кликуши:
«Еще тарелочку Демьяновой ухи,
Соседушка, мой друг, пожалуйста,
откушай».
И русский мужичек, читая «Бедноту»,
Где образцовый стих печатался
дуплетом,
Еще сильнее потянется к Христу,
А коммунизму мат пошлет при этом.******


* Сына Человеческого казнили за отказ признавать себя одним из многочисленных "сынов божиих", подобно всем другим египетским фараонам, а так же за то, что Он писал стихи (многие Псалмы и другие поэтические произведения - см. "Этнологический словарь" на Proza.ru). Удивительная параллель - Есенина тоже казнили за стихи.
***** О «Сыне человеческом» см. подробнее в книге «Слово - начало цивилизации", М. 2008, Спутник+ и в "Этнологическом словаре" на Proza.ru  (несколько статей есть и здесь).
****** Это высказывание сильно не понравилось советскому руководству и «лично товарищу Сталину». Вскоре Есенин был убит агентами НКВД по указанию с самого верха советской пирамиды власти.


Рецензии
Спасибо. Важны были для меня толкования,
где **(две звёздочки) и ***(три звёздочки),
но, к сожалению, сносок не нашла.

Я не из тех, кто признает попов,
Кто безотчетно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.**
Я не люблю религии раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба,
Я верю в знания и силу человека.
Я знаю, что стремясь по чуждому
пути,
Здесь, на земле, не расставаясь
с телом,
Не мы так кто-нибудь ведь должен
же дойти
Воистину к божественным пределам.***

Я думаю, что не только властителям Есенин был неугоден, но и церковникам.Он попал под двойной прицел. Благодарю за откровения о Есенине.

Любовь Хохлова   17.09.2014 01:02     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Люба, за правильное понимание этой статьи.

Действительно, это было очень сложное время для нашей страны.
Боролись два начала.
1.) Западные агенты в лице Троцкого и Ленина.
2.) Отжившая парадигма (тоже западная), внедрённая в Россию в результате переворота Тринитаристов в 17 веке: запрет на Единобожие, запрет на Русский язык, внедрение "Растроения личности", и как следствие этого, "раздвоение личности" любого гражданина вследствие неумеренного употребления водки, завезённой западными колонизаторами ("Православие").

Конечно, великий поэт Есенин не анализировал. Он просто чувствовал как тонкая душа все эти противоречия.

И его стихотворение - это квинтэссенция средоточия и перекрестка мыслей и ощущений гения на перекрестке столетий.

Ваша формулировка: "Он попал под двойной прицел" - правильная.

Жаль гения русской поэзии, погибшего между этими жерновами.
Но, думается, что столь ёмкая форма выражения мысли, как поэзия - останется на века.

Я не зря процитировал поэта. Несколько строк доходят до сердца каждого человека гораздо быстрее, чем тысячи строк "политических аналитиков".

С уважением.

Андрей Лучник   18.09.2014 22:52   Заявить о нарушении
Надо думать, по инвалидности мужик получает. Что поделаешь - "западная парадигма". На паперть бы вас, "парадигнутых", с протянутой рукой - по старой общеевропейской традиции

Михаил Струнников   06.05.2016 07:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.