Где мой нос

                ИЗ ДНЕВНИКА ОТЦА

                Книга вышла в 2010 году в Елабуге

   (Картина на обложке книги - Рашида Ягудина, когда ему было 5 лет)


         Рашиду три года

Вот и наша очередь к врачу... В этот момент заплакал ребёнок, который ещё был там. Рашид остановился, потом и вовсе повернул назад, приговаривая:
- Я потом приду. Сначала схожу далеко-о-далеко…

Не любит отвечать на вопросы. На все вопросы типа «есть? или нет?» у него готовый типовой ответ: «Несть».

Укладываемся спать. Рашид никак не хочет идти в ванну умываться перед сном. А объясняет свой отказ тем, что тапочки не идут:
- Ой, ой! Тапочки не идут.

Рассматриваем рисунок собаки. Объясняю ему:
- Это собачка, это её большой глаз.
- А где другой глаз? – говорит Рашид. – Нету-у-у?
- Второй глаз с другой стороны, - говорю я.
Он приподнимает лист, наклоняется, пытается с другой стороны посмотреть на картину и говорит:
- Там глаза нету.

Он заинтересовался устройством «Ваньки-встаньки». Открыли и начали изучать, как он издаёт звуки колокольчика. Рашид на седьмом небе от восторга, обнимает и целует меня. Послушает, опять поцелует в нос.

- О-о, у Рашида какие грязные ноги. Что с ними будем делать?
- Отрезать и выбросить, - говорит он.

Если Рашид что-то не хочет делать, он говорит:
- Нет, я маленький.
А если что-то интересное, хотя и сложное, начинаешь делать за него, то говорит:
- Я сам!

Рашид играл, я сидел рядом и читал книгу. Вдруг он, - видимо, по логике своей игры, но мне показалось, ни с того ни с сего:
- Я нос потерял! Где мой нос? Смотри, папа, я нос на улицу бросил.

- Что это у белки? – спрашивает он.
- Хвост.
- А где она его купила?

Рашид:
- Смотри, кукла Маша спит, вот, глазами спит.

- Сегодня тётя Сафия должна прийти, - говорю.
Рашид:
- А завтра не должна?

Рашид:
- Ты со мной не шути, я нехороший.
- Почему нехороший?
- А то не шутишь - холодно будет?

***
Рашиду четыре года

Снегопад. Чудесная погода. Гуляем. Рашид:
- Папа сейчас хороший мальчик, он со мной на санках катается.

Изучаем буквы:
- Это буква «я».
- Это буква «ты»?

- У меня живот болит, - жалуется Рашид.
- Наверное, потому, что суп не ел, - говорит мама.
Некоторое время, задумавшись, молчит, а потом спрашивает:
- Папа, а ты суп ел?
- Нет.
- У тебя живот болит?
- Нет.
- ?!

Рашид сам уходит гулять и сам возвращается. Как же он находит квартиру? Он сам придумал способ найти свой этаж. Оказывается, на нашей лестничной площадке из двух лампочек нет ни одной, а на других этажах есть хотя бы одна.

Дневной сон – проблема. Мама:
- Рашид, спать ты будешь, нет?
- Буду! Завтра! Завтра – пожалуйста!

Рашид старательно водит пальцем по странице книги и «читает»:
- Медведь пришёл к петуху и говорит: «Здравствуйте, черепаха».

Зачем-то плакал, потом стало стыдно. Вытирая слёзы, запел:
- Эй, моряк, ты очень долго плакал.

- Папа, я божью коробку нашёл.
- Божья коровка, скажи.
- Я так и говорю: божья коробка.

Рашид мне:
- Иди уж в магазин, пока мама дома, а то я потом буду бояться.
- А чего ты будешь бояться – лампочки, цветов, игрушечного медвежонка?
- Я себя буду бояться, сам.

***
Рашиду шесть, Эльвире три года

Во время игры с Эльвирой мне чаще всего приходится быть или бабушкой, или лошадкой. А сегодня она говорит:
- Давай ты как будто папа.

По субботам Рашид с Эльвирой хотят в книжный магазин, около которого одна бабушка пирожки продаёт.

Пьём чай. Эльвира половину конфеты съела, а другую половину начала заворачивать обратно в обёртку. Заметив мой вопросительный взгляд:
- Запас. Запас…

На улице сильная метель. Вышли погулять.
- Эльвира, лопатка нужна? – говорю, думая, что она, как и брат, будет копать снег.
Она, сквозь ветер:
- Да. Надо держаться за лопатку, а то улечу.

Рашид с Эльвирой повздорили. Эльвира бьёт брата, и сама же ревёт:
- Почему он не плачет, почему? Ему же больно.

- Всё! Я с тобой не играю! – это самая страшная угроза, которую дети посылают друг другу.

Рашид моет посуду, а Эльвира за столом сидит. Рашид ей:
- Эльвира, принеси чашки, я помою.
А она не слышит или не хочет слышать, продолжает рассказывать маме какую-то весёлую историю. Рашид сам идёт за чашками и сердито произносит:
- Говорю же, неси! Смеётся ещё! Сидит и болтает. Жена!

Эльвира стреляет из лука, но у неё это не очень-то получается. Потом берёт стрелу и кидает руками:
- Пап, а зачем стрелять? Вот же, так лучше, руками дальше летит.

Эльвира:
- Где мой карандаш? Бестолковый карандаш! Потерял хозяина.

По дороге в лес купили сок. Мне вместо сдачи дали два коробка спичек. Рашид удивился:
- Ты что, спички ещё купил?
- Нет, это мне дали вместо сдачи.
- Ты сказал спичками дать? – не унимался он.

Рашидкины сочинения
Ему девять лет

За дорогой я и мои друзья встретились с Гаи. Мы познакомились. И Гаи сказал: через дорогу не бегать.

Я шёл и задумывался: для чего я живу? И про себя сказал: я живу не хулиганить, а чтоб защищать природу, чтоб сделать людям счастье. Когда я пришёл домой, Гульназ засмеялась, и я засмеялся. Я покушал и учил Эльвиру. Она говорит, я не хочу писать. А я говорю, я в школе же учусь и не говорю не хочу. Она стала писать.
Мне стали говорить, иди спать. Я сказал, зачем спать, завтра же опять вставать, лучше не спать.
Легли спать. Я думаю, мне будет сниться: мой друг Алмаз, я и Эльвира сажаем деревья. Я думал: что же будет завтра? и отчего шпионы любят войну?

Сказка.
Жил был старик. Он пришёл к Горбачёву и говорит:
- На хлеб нельзя повышать цену.
- Надо, - возражает Горбачёв, - потому что люди выкидывают хлеб.
- Чтоб насекомых не убивали, - говорит старик.
- Насекомых ведь продавали за копейки, а сейчас один жук будет стоить 25 рублей.
Старик сказал:
- А что если будем продавать шишки ёлочные? Это будет очень выгодно для государства нашего.

***
Рашиду 13, Эльвире 9, Гульназ 4 года

Дети разговаривают:
- А чей президент Горбачёв? Американский?
- Ну да! американский. Если бы он был американский, там бы уже давно были талоны.

Рашид про дворовую собаку, которая, увидев нас, отвернулась и пошла прочь:
- Черныш сегодня злой, его вчера надразнили.

Во дворе школы лёд. Эльвира прокатилась по нему и говорит:
- А знаешь, почему я не упала здесь?
- Почему?
- А потому что этот лёд меня уже знает, я тут давно катаюсь.

Рассказываю Гульназ сказку:
- Катится Колобок, а навстречу ему Заяц…
Гульназ, продолжая:
- И Колобок говорит: я тебя съем, Заяц!

Гульназ чему-то обиделась и начала плакать. Но, посмотрев на меня, застыдилась. Улыбнулась сквозь слёзы и говорит:
- Богатые тоже плачут. Да?
Провожая меня на работу:
- До свидания. Быстрее приходи.
- Ну как я быстрее приду, мне же работать надо.
- А ты не говори, что домой пошёл. Ты скажи, я пошёл гулять, а сам иди домой.

Гульназ, показывая на наши с мамой фотографии:
- А зачем вы здесь такие весёлые, а сами тут такие хмурые сидите?

Эльвира:
- Я хочу, чтобы волосы у меня росли быстрее, чтоб они были длинные.
Гульназ:
- Зачем тебе длинные? У меня и то короче твоих, а я живу спокойно.

Сегодня день выборов президента. Эльвира мне:
- Ты за себя голосуй.
Гульназ, хлопая меня по голове:
- Потому что у него здесь лысина?

Гульназ напялила себе на голову футболку вместо платка и, глядя в зеркало, говорит:
- Папа, смотри, вылитая Гульназ.

Рашид:
- Ну ладно! Если ты чувствуешь себя виноватым – это твоё дело. Я-то не чувствую себя виноватым. Всё, что я делаю, для меня правильно. Я так решил.

Гульназ о некрасивых собаках:
- Мне их так жалко. Потому что их никто не любит.

Рашид:
- Нельзя что ли вспоминать человека в день его рождения? Зачем именно вспоминать самое плохое, что было в его жизни – смерть?

Рашида спрашиваю:
- Ну, что ты там по географии изучаешь? Африку? Пустыню Сахару?
- Какая там Африка, какая пустыня? С Россией не могу ещё разобраться.

Гульназ, обнимая котёнка:
- Такой красивый, что задушить хочется.

- Папа, ты у бабушки родился? – спрашивает Гульназ.
- Да.
- А мама?
- Мама у другой бабушки.
- А потом вы приехали сюда?
- Да.
- А что, мы одни дома оставались?

***
Гульназ 10 – 14 лет

Из школьной тетради: «Моё имя Гульназ. Я добрая, не жадная, трудолюбивая, стараюсь быть смелой и красивой, не лгу, может быть умная, а может наоборот».

Стихи Гульназ:

Заяц смел, а волк дурак.
Почему же так?

Жила была машина.
Она была уныла.
Ездила не так, как все,
А как хотела – на спине.

Пришёл Андрей. Гульназ говорит:
- Ждём, ждём его, а он всё не идёт. Тут у меня столько домашних заданий накопилось.
- Ну-у, - сказал он, - я думал, вы меня бескорыстно ждёте.

Гульназ (выйдя из автобуса, в котором приехали из деревни):
- Здесь, в городе, у людей взгляды какие-то злые. В деревне не так.

Гульназ:
- Мама нас не любит, наверное. Где-то ходит, ходит… А ты, папа, иногда хороший, иногда плохой.
- Хороший, когда мороженое покупаю?
Смеётся.

- Гульназ, ты бы что сделала с Россией, если бы стала президентом?
- Никакой президент не сможет ничего сделать с тем народом, который у нас есть. Народ же не изменить. Учителям я зарплату точно не повысила бы. Вы нас учите разным предметам, но не учите жить. Можно же хотя бы два урока в неделю посвятить обсуждению интересующих нас вопросов, чтобы нам не так скучно было ходить в школу. Решаем, решаем эти задачи, как будто от этого жизнь изменится. А мы тут перед выбором стоим.

Гульназ, придя из школы, начала рассказывать весёлые истории, которые происходят у них на уроке физкультуры. В это время зазвонил телефон. Она молча слушала, слушала, положила трубку и говорит растерянно:
- Наорали на меня по телефону… - Потом, улыбнувшись: - Но из-за того, что физрук смешной, настроение ещё не ухудшилось.

Гульназ о котёнке:
- Тишка – самый честный человек.
- Почему?
- Потому что не врёт никогда.
- А может, только потому не врёт, что языка нет?
- Есть язык. Он же облизывается.

Гульназ – мне:
- Ты на самом деле добрый или притворяешься только? А что если ты куда-нибудь уедешь? Куда-то далеко от нас?
- А что будет?
- Мы же без тебя не сможем жить. Ну, месяц ещё протянем…

Досмотрев передачу, я уже собирался выключить телевизор. В этот момент в дверях появляется Гульназ. Спрашиваю:
- Выключить или оставить?
Она:
- Зачем мне это? версии выслушивать.

Гульназ:
- Вот у нас в лагере были баскетболисты! Глаза поднимаешь, поднимаешь, думаешь, где же они кончаются.

Мама ушла куда-то. Гульназ начала прыгать, кричать, громко петь. И говорит:
- Когда мамы дома нет, делай что хочешь, когда она дома, ничего нельзя.

Гульназ:
- Сейчас я из пластилина слеплю что-то, но не буду стараться. Когда я стараюсь, у меня ничего не получается.

О фильме «Звезда». Эльвира:
- Немцы там всё время едят, отдыхают, а наши кушают хоть, нет?
Гульназ:
- Нет, конечно! Поэтому мы и победили.

Рашид, собираясь в деревню, купил удочку. Гульназ по этому поводу сказала:
- На удочку за двадцать рублей хочет рыбу поймать.

Около полуночи с детьми вышли посмотреть планету Марс. Сегодня он – на самом близком расстоянии от Земли, каких-нибудь 55 миллионов километров. Следующее такое противостояние будет лишь 35,5 тысяч лет спустя. Вот он! На южной стороне неба это самое яркое светило. Смотрим в монокль… Когда уже идём домой, Андрей говорит:
- Ну вот, не зря жили… А давайте переедем жить на Марс, пока он так близок, больше ведь такого случая не будет.
Гульназ:
- А как ты туда мебель перевезёшь?


       Высказывания Гульназ в разные годы:

- Мама рожает детей, дети рожают маму.
- Полтора часа сок делала, за десять секунд выпила.
- Роза неправильно зацвела.
- Папа, я бы к тебе более уважительно относилась, если бы ты видел Сальвадора Дали.
- Хитрость – сестра таланта.
- Такой Обломов… Лежит и лежит… А про него пишут больше, чем про Штольца, который хочет доказать миру что-то.
- Гениями становятся.


Рецензии
Не могу не поблагодарить за доставленное удовольствие))Особенно понравилось про президента - это вообще готовый анекдот, и про баскетболистов. Дети - они наблюдательнее всех юмористов вместе взятых. И хорошо, что так много всего сразу) Спасибо.
С уважением,

Но Пасаран   07.05.2013 17:54     Заявить о нарушении
Я работал над этой книгой с огромным удовольствием. Книга вышла с детскими рисунками этих же детей. Сейчас я во время встреч с читателями говорю, что такую книгу может выпустить любая мама, любой папа. Надо только не лениться записывать за ними и собирать в отдельную папку все разбросанные по полу рисунки.
Спасибо за столь лестную рецензию.

Марс Ягудин   08.05.2013 09:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.