Короткое замыкание

Короткое замыкание (рассказ)


Их встреча была неизбежна. По сути – встретились два одиночества, и они верили, нет, правильнее сказать, надеялись, что на этот раз им в жизни повезёт. Случилось то, что обычно в электричестве называют коротким замыканием. Между ними сверкнула искра… и всё…

Мне сейчас трудно определить, что это было. Несчастный случай? Сгорела проводка, и всё погрузилось в темноту и неопределённость? Или сигнал, что всё нужно менять, чтобы ярче и радостней жить?

Нельзя сказать, что всё началось с того, что Юлия Васильевна Лисицына пришла в автомобильный салон покупать машину. Всё произошло гораздо раньше, когда ушла радость встреч с человеком, которого обожала и, как ей казалось, любила. Муж был старше на пятнадцать лет. Успешный ассистент на кафедре кардиологии пользовался вниманием студенток, и многие её сокурсницы считали, что ей повезло: стать женой самого Лисицына – это ли не счастье?! Ведь он мог с нею поступить так же, как поступал с другими: «поматросить и бросить».

Поначалу всё было хорошо: прогулки под луной, подарки, цветы, горячие поцелуи… Но очень скоро Валерий Степанович стал задерживаться на работе, дежурить, чего раньше не было, и Юля поняла: «пыл сплыл».

Эту новость восприняла спокойно, как неизбежную реальность. Жалела только, что так и не завели они ребёночка. Не подавала вида, не унижала ни его, ни себя упрёками, скандалами. Подготовилась и сдала кандидатский минимум, поступила в аспирантуру на кафедру неврологии к профессору Гаврилову Ивану Михайловичу.

Муж выслушал эту новость с усмешкой, потом, сославшись на давно запланированную встречу, уехал. В тот вечер вернулся поздно и в сильном подпитии.

Потекли однообразные унылые дни, когда ей не хотелось идти домой. Дел в клинике невпроворот, больных много, диссертация... Нужно было ходить в библиотеку, просматривать реферативные журналы, работы по этой теме за рубежом. А любовь ушла, и Юля понимала, что так долго продолжаться не может, поэтому стала собирать деньги, чтобы, как она говорила, обеспечить себе запасной аэродром. Вскоре купила небольшую двухкомнатную квартирку в старой панельной девятиэтажке, о чём никто не знал. Это была её тайна.

Валерий Степанович становился всё  циничнее и жёстче, рассуждал о финансовых трудностях, кризисе. Если день прошёл, по его мнению, неудачно, был хмур и неразговорчив. Открыто, без стеснения говорил, что народ нищает, больные стали почти неплатёжеспособными. Связался с аптекой и за определённое вознаграждение принялся рекомендовать пациентам пищевые добавки, залежалые препараты… Этого Юля от мужа уже никак не ожидала. Он всегда казался ей примером бескорыстного отношения к своему долгу. Но рухнул  и разбился на мелкие кусочки маленький глиняный идол.

Юля слушала его и удивлялась: как всего этого она не видела прежде?! Валерий ко всему ещё был и жадным. Все свои деньги держал на карточке и, выдавая на жизнь, требовал строгого отчёта.

Обычные, не скрашенные никакими эмоциями семейные отношения её стали тяготить. Каждый в их семье занимался собой, своими проблемами. Фактически их брак был обречён.

Юля пробовала вообразить себе ни к чему не обязывающую встречу с кем-то другим, но всякий раз отбрасывала эту мысль. Ей было противно даже представить себя в объятьях чужого мужчины. Она никуда не ходила, нигде не бывала и не видела, кем бы можно было увлечься

Что скрывать, долгими бессонными ночами мечтала и о большой любви, о герое, который её поразит своим интеллектом, и она сможет с ним найти то самое счастье, о котором так тосковала.

На работе молодые люди были бы не против провести с нею время, но их интересы ограничивались сексом, а разговоры – машинами, футболом, сауной... Нет, не этого она ждала.

Валерий Степанович построил  дом в престижном пригородном посёлке у искусственного озера, для чего продал городскую квартиру. Утверждал, что жить здесь лучше: чистый воздух, тишина… Но добираться на работу отсюда было непросто, поэтому Юлия  Васильевна объявила мужу, что возьмёт кредит и купит себе небольшую машину. Это сообщение вызвало у него шок.

– Что значит возьмёшь кредит? – спросил он, откладывая журнал, который обычно просматривал после ужина.

– А что за проблема? Я работаю. Получу справку о зарплате. Может, возьму ещё полставки. Ты ездишь на машине, а мне приходится по полтора часа трястись в городском транспорте…

– И какую? – спросил Валерий Степанович, хорошо зная, что если уж жена что-то надумала, переубедить её невозможно. – Надеюсь, не мерседес?

– Nissan-micra. Маленькая, юркая. Мне гонки не устраивать…

– Твои водительские права давно устарели. Ты уже, наверное, забыла, как это делается.

– Не забыла…


Двери автомобильного салона «Орбита» гостеприимно распахнулись, как только Юля к ним подошла. В большом зале стояли, сверкая хромированными деталями, белые, красные, голубые машины. За столами у компьютеров сидели молодые люди. Кто-то прохаживался по залу и рассматривал выставленные образцы, кто-то сидел у столика и заполнял какие-то бланки. Приятная прохлада делала пребывание в салоне комфортным. Юля обошла весь салон, но пока не останавливалась ни у одного из выставленных образцов. Конечно, хорошо бы купить X-Trail или хотя бы Juke, но денег хватает только на Micra. Для начала и эта машинка будет хороша. Главное, избавиться от этих переполненных автобусов, от давки в них, от запахов и грязи… Да и на консультации, если такие будут, легче добираться…

Юрий приметил эффектную блондинку давно и наблюдал за нею. Может, она пришла, чтобы встретиться с кем-нибудь или оформить страховку, наконец, взять в банкомате деньги. Но девушка остановилась у Nissan-micra, стала её с интересом рассматривать.

Юрий подошёл и спросил:

– Простите, я могу вам чем-нибудь помочь? Меня зовут Юрием, я – менеджер по продажам.

Юля взглянула на молодого человека. Белая рубашка с чёрным галстуком, бейджик. Светлые волосы ниспадали до плеч. Прямой ровный нос, серые глаза – всё в нём вызывало доверие и симпатию.

– Очень приятно… Я хотела бы купить такую машинку, только цвет мне не нравится. Есть ли у вас другие расцветки?

– Конечно. Какой бы вы хотели?

– А какие ещё есть?

– В настоящее время белая, голубая и красная… Но если  пожелаете, мы можем доставить любой цвет…

– Я хотела бы беленькую…

– Нет проблем, – сказал менеджер. – Подождите минут десять, её подгонят к салону. – Они прошли в зону отдыха. – Здесь вы можете выпить кофе, полистать наш журнал. В нём найдёте много интересного, а я попрошу, чтобы пригнали вашу машину…

– Она ещё не моя, но, надеюсь, будет моей, – улыбнулась Юля.

– Не скучайте, я буду через минут десять…

Юля не успела выпить чашечку кофе, как к ней подошёл Юрий.

– Водительские права у вас есть?

– А как же?!

– Хотите прокатиться на своей машине?

– Это было бы прекрасно.

– Тогда пойдёмте со мной.

Они вышли из салона, где уже стояла маленькая беленькая машина, та самая, о которой мечтала Юля.

– Садитесь за руль, я, с вашего позволения, – рядом.

Они выехали со двора и направились в сторону Северного жилмассива.

Юрий видел, что девушка уверенно чувствует себя за рулём, и немножко расслабился. Но стоило им отъехать от салона метров триста, как машина оказалась в пробке.

– Что-то там произошло, – сказал молодой человек. – Теперь мы застряли надолго.

Юля, увидев, что закупорена со всех сторон, даже обрадовалась, что можно поболтать с Юрием, спросила:

– Вы давно здесь работаете?

– Три года… – ответил Юрий. – Окончил строительный институт, отслужил в армии и пришёл сюда…

– А по специальности устроиться не смогли?

– Да нет… Я о работе такой мечтал. Фирма хорошая, заработки приличные, и нет жульничества… А что такое стройка, знаю не понаслышке. Прежде чем попасть сюда, проходил собеседование…

– А жена? Дети?

Юрий улыбнулся.

– Ни жены, ни детей. Живу с родителями. Они у меня старенькие, больные. Им помогать нужно…

Юля промолчала. И чего это она вдруг стала лезть в его жизнь. Симпатичный парень… ну и что?

А Юрий сам вдруг рассказал, что любил одну девушку, думали даже пожениться, но ушёл в армию, а когда вернулся, у неё был уже и муж, и ребёнок…Обычная история…

– Такова моя се ля ви… – заключил Юрий.

– У вас всё впереди…

– Как-то неправильно получается: вы моё имя знаете, а я вашего не знаю…

– Юлия Васильевна… пока ещё Лисицына… Можно просто Юля.

Непонятно, как это назвать: то ли  неудовлетворённостью существующими отношениями, то ли жаждой любви, но Юле почему-то захотелось понравиться этому парню. Может, потому что истосковалась по теплу. Её угнетало одиночество, и душа ждала дружеского участия, неравнодушия, близости… Она не хотела никакого флирта, мимолётного секса, встреч «чтобы не быть одной». А каково чувствовать одиночество, когда рядом так называемый муж?! Странно устроен человек: казалось бы, она уже разочаровалась в жизни и не верила, что ещё возможно встретить свою любовь…

Постепенно пробка стала рассасываться, и они поехали. Дорога отвлекала, и можно было не копаться в своих ощущениях.

– Мы едем до круга и возвращаемся. Нужно успеть получить документы, оформить страховку, получить номера. Конец рабочего дня… – сказал Юрий.

– Вы на машине?

– Пока на машину не заработал. Живу с родителями, а они часто болеют.

– Далеко?

– На Западном…

– А что если мы продолжим тест-драйв и я вас подвезу домой. Под наблюдением инструктора мне спокойнее привыкать к своей красотке.

– Как вы её назвали? Красоткой?

– Да… Вы против?

– Отчего же. Очень подходит… Называют своих любимиц по-разному: и ласточкой, и просто женским именем. Я слышал, как один парень называл свою машину Марусей.

Они проехали круг, остановились на светофоре, потом поехали дальше.

– Припаркуйтесь у входа, и пойдёмте оформлять документы.

– Это долго?

– Не более десяти минут…

Когда, наконец, покупка была оформлена, страховой полис получен и новенькие номера прикручены, Юля спросила Юрия:

– Вы долго?

– Может, вам не стоит меня ждать. Мне ещё не менее получаса возиться…

– Мне есть чем заняться. Я подожду.

Юля говорила так решительно, что Юрий не стал возражать.

Когда он ушёл, Юля ещё раз просмотрела документы и положила их в сумочку. Потом открыла журнал «Наша Орбита» и стала его разглядывать. Смотрела журнал, а думала о Юрии.

«Хороший парень. По крайней мере, пока мне с ним интересно… Обычно эти жеребцы действуют по одинаковому сценарию: рассказывают, какие они одинокие, целомудренные… Впрочем, каждый из них рисует картину разными красками. А потом… потом хотят скрасить несколько часов своего серого существования, надеются обрести  друга… Нет, это ей совсем не нужно! А может, напрасно я предложила подвезти его? Он даже и не думает обо мне как о женщине! Я для него – обыкновенная покупательница. И чего это вообразила себе чёрт-те что?! Если его долго не будет, уеду! Как-то получилось не так…»

Но не успела Юля ещё о чём-то подумать, как перед нею возник Юрий. В вечернем солнце его волосы золотились. «Мне бы такие, – подумала Юля. – Красив, ничего не скажешь».

– Я готов, – сказал он и улыбнулся. Глядя на его радостную улыбку, Юля подумала, что он не похож на других мужчин.

Они сели в машину, и Юля очень аккуратно выехала на оживлённую улицу.

«И что это меня так к нему тянет? Неужели обыкновенная бабская страсть и тоска по ласке?» – думала Юля. Потом взглянула на Юрия и вдруг поняла: всему виной запахи! Он источал едва уловимый и ни с чем не сравнимый аромат, который кружил голову, тянул её к нему, как лягушку к удаву…

– Как вы чувствуете себя в машине? Привыкаете? – спросил Юрий.

– Давай на «ты». Мы ведь почти ровесники. А в машине я чувствую себя прекрасно. Получаю удовольствие от езды. Если бы ещё не ямы на дорогах и не пробки… Но я вот что хотела спросить. Расскажи мне подробнее о себе, о своих родителях. Чем они больны, кстати? Я ведь врач.

Какое-то время Юрий молчал, размышляя. Потом заговорил:

– Отец у меня – кадровый военный. Подполковник. Последняя его должность – зампотех полка. В технике он –  бог! Ему шестьдесят пять. Мама всю жизнь домохозяйка. Ей – шестьдесят. У отца был инфаркт. У обоих гипертония. Таблетки пьют жменями. Не знаю, что и делать. Старшая сестра с мужем-военным живёт в Новосибирске, так что за стариками кроме меня некому ухаживать.

– А можно мне взглянуть на них? Тема моей диссертации как раз гипертоническая болезнь. Может, смогу чем-то помочь. Предлагаю  от чистого сердца…

Юрий взглянул на девушку с благодарностью.

– Удобно ли?

– Удобно! – ответила Юля и лихо обошла плетущийся по дороге  «Форд».

– Ты только не лихачь, а то мы и до дома не доедем!..

Некоторое время ехали молча. Каждый думал о своём.

– Странно всё-таки. Ведь мы могли и не встретиться, – вдруг проговорил Юрий.

– Наши пути не могли не пересечься. Что должно было случиться, то и случилось…

– А что случилось?

– Мы встретились!

– Встретились, чтобы потом разъехаться в разные стороны! – грустно сказала Юля.

– Не знаю… Это от меня не зависит…

– Плохо! Всё должно зависеть от мужчины! – воскликнула Юля. – Нужно поставить перед собой цель и идти к ней!

– Смешно! А если цель недостижима?

– Нет таких целей! Только нужно верить и хотеть! Хотеть и верить в успех! – повторила Юля.

Юрий внимательно посмотрел на девушку, потом отвёл взгляд.

– Мы приехали… – сказал он.  – Ко второму подъезду. Я по телефону родителей предупредил, что приеду с доктором…

– Вот и хорошо… Как зовут-то их?

– Отец – Борис Иванович, мама – Мария Николаевна. Они у меня хорошие, я их очень люблю!

– А как может быть иначе?! – откликнулась девушка.

Они вошли в лифт и нажали кнопку седьмого этажа. Юля стояла рядом с Юрием, и его близость, его запах кружил ей голову. Давно ничего подобного она не испытывала.

Её встретили, как обычно встречают поликлинического врача. Предложили сесть в кресло. Узнав, что она работает в клинике медицинского университета, смотрели на неё, как на светоч медицины.

Поговорили о современном состоянии медицинской помощи, посетовали на новые порядки, на дороговизну лекарств. Потом Юля поочерёдно уединялась с каждым из них в другой комнате и продолжала осмотр уже без свидетелей.  В её сумочке, как в волшебном сундучке Аладдина, оказался фонендоскоп. В доме был тонометр. Юля послушала, измерила давление и, закончив, вышла в гостиную.

Ждали её вердикта.

– Вы, доктор, говорите всё как есть. Нам бояться уже нечего, – сказал Борис Иванович.

– Не думаю, что всё так плохо, как мне рассказал Юрий, – ответила она, усаживаясь за стол и готовясь записать свою консультацию. – Гипертония часто является причиной мигрени и бессонницы, головокружения и стенокардии, и множества других недугов. Организм сам регулирует давление крови, необходимое для того, чтобы обеспечить питанием мозг и другие органы. Если бездумно снижать давление, можно сделать только хуже: наступит ишемия мозга и даже инсульт.

– Но мы принимаем всё, что назначала нам врач, – хором сказали Борис Иванович и Мария Николаевна.

– Может быть, тогда и нужно было применять такие меры, но сейчас приём средств, снижающих давление, может и навредить!

– Нам говорили, что при большом давлении может быть и инсульт, – пытался возразить Борис Иванович.

– Большинство инсультов к высокому давлению не имеют никакого отношения! Артериальное давление регулируется мельчайшими кровеносными сосудами, капиллярами. Я знаю, что в технике вы разбираетесь, – сказала Юля Борису Ивановичу. – Вот представьте: работает насос и гонит воду по системе трубочек. А если в мелких трубочках уменьшить просвет, что произойдёт? Меньше будет выливаться воды. Вот и для мозга должно быть достаточно крови: давление повышается, и через узкие трубочки проходит нужное количество. Насос, то есть сердце, работает с большой нагрузкой, когда сужены капилляры. А что, если снизить давление? Крови в мозг будет поступать недостаточно… Вот и причина так называемого ишемического инсульта. Нельзя бездумно снижать давление!

На эту тему Юля могла говорить часами, но вдруг поняла, что родителям Юрия эта лекция ни к чему.

– Лекарства от гипертонии, – подвела она итог беседе, – не лекарства от болезни, а средства, снижающие давление. Но нужно помнить, что артериальное давление необходимо для нормальной работы организма и искусственное его снижение может навредить!

Юля записала консультацию и добавила:

– Я вам рекомендую обычные и недорогие препараты. Корвалол, валериану, валокордин… Они вызывают расширение мелких сосудов, снимают  избыточное возбуждение нервной системы, что приводит к снижению артериального давления, расширению сосудов мозга и сердца, и снижают риск инсульта и инфаркта.

Мария Николаевна предложила девушке чаю, но та отказалась:

– Спасибо вам, но мне пора…

Она взглянула на Юрия. Парень встал.

– Я провожу.

Они вышли к машине.

– Спасибо тебе… – начал было Юрий. Обняв девушку, он поцеловал её и вдруг почувствовал ответный поцелуй. Это было то самое короткое замыкание.

– Тебе спасибо…

– Когда мне позвонить? – спросил он.

– Зачем звонить? Давай встретимся. Только я не люблю ни ресторанов, ни кафе… Ведь кофе я сама могу приготовить. Приезжай после работы. Запоминай адрес… – Сев в машину, добавила: – Буду ждать тебя часов в семь…

– В восемь. Я в семь только кончаю работать…

– Хорошо!..


Рецензии