5. Над Форосом безоблачное небо - продолжение

                ДАЧА “ ЗАРЯ “

Я, если и не заснул, то был в том дремотном состоянии, что и не отличишь: спишь ли ты или только притворяешься! Понял я, - несмотря на собственный храп, который и до меня, сонного, доходил! - что все-таки сплю по-настоящему, когда в моей голове что-то зашуршало и в подкорку ввинтился голос Интереснейшего Кадра:
- Леонидыч! В севастопольском Клубе любителей истории, которым руководит Валерий Милодан, сложилась традиция: по окончании любого заседания, всем присутствующим задаётся последний . На засыпку, как утверждает президент вашего Клуба.
- Откуда известно, что делается у нас в Клубе!?
- Обижаете, Леонидыч!..
- Ну да! - спохватился я. - Действительно глупый вопрос!
- Насколько меня информировали мои друзья, на самом последнем заседанни ваш Милодан выдал такой вопрос: “ В каком звании был неистовый лейтенант Пётр Шмидт, подымая восстание черноморских моряков на крейсере “Очаков” ? С наживкой , замечу, вопросик. Вроде бы, в самом вопросе заключается ответ, “неистовый лейтенант”! Хотя тот “лейтенант” был в звании капитана второго ранга!
- Ну вы даёте Сан Саныч!
В последний раз предупреждаю: имя и, естественно, отчество, сильно-сильно изменены!
- Я не к тому, Леонидыч, просто хочу, чтобы и придумали нечто милодановское. Для интереса. Да такое, чтобы я не знал. Вы же, как мне тоже кукушка накуковала, знаток этих мест! Сможете?
Если б я писал не о себе, если бы я писал даже о себе, но в третьем лице, то из-под моего пера вышли бы такие строки:
“ И тут глаза его, ( мои, имеется в виду - М.Л.) оживились, он хитровато взглянул на Интереснейшего Кадра, ухмыльнулся и сказал с достоинством, словами одного из его любимых героев - фоторепортёров Боречки Шейнина:
- Это нам что на два пальца пис-пис сделать! - и выдал - Наш Моня всё может!..”
Тут я снова перехожу к повествованию от собственного лица:
- Могу, Сан Саныч, могу!
- Давайте, Михаил Леонидыч! Я весь внимание.
- Скажите-ка , любезнейший, в каком месте находится дача “Заря”?
- Нашего Президента что-ли? А то по Южнобережью их насчитывается целых три?! ..
- Президента! Президента!
- На мысе Сарыч, - не задумываясь ответил Интереснейший Кадр.
- Тепло, тепло, но надо горячее!
- На Форосе!
- Теплее, но не обжигает!
- Сдаюсь! Лапки кверху и сдаюсь!
- То-то же, Всезнающий, Всевидящий! Теперь то я понимаю, за что вас со службы выг... То бишь, просю прощения, попросили подобру-поздорову. Такое не знать! Дача “Заря” находится в урочище Комперия, которое как раз и расположилось между между мысами Сарыч и Форос.
Но Интереснейший Кадр на мои подначивания - ноль внимания.Он остановил мой словопоток жестом и прислушался.
Потом резко вывернул руль и “Москвич”, сойдя с главной трассы, выехал на так называемую, рабочую дорогу. По той уверенности, с какой Интреснейший Кадр вертел рулём, угадывая повороты, спады и подъемы, чувствовалось, что с местностью он знаком основательно. Даже странно, что он не знает Комперии!?
- Да знаю я твою Комперию, ты ж рассказывал об этом американцам, когда те штурмовали форосскую гряду! - отмахнулся от моих мыслей Интереснейший Кадр.
Я совсем выпустил из виду способности Кадра проникать в подкорку сознания!
- Сан Саныч, - обиделся я, - вы же обещали...
- Обещал, Леонидыч, но...Сам знаешь, привычка свыше нам дана...По привычке я больше, чем по умыслу... Ты уж не сердись! - так ответил в своё оправдание Интереснейший Кадр и улыбнулся.
Ох уж эта завораживающая улыбка: мужественная и одновременно ласковая, нежная и безмятежная, приятная для глаз и сердца. Настоящая шпионская улыбка, то бишь, разведческая.
Петляя у самой кромки моря, - со стороны моря Черного по нам не стреляли, и это было для меня удивительным! - доехали до Сарычского маяка, - обещаю, когда-нибудь я вам подробнее расскажу об этом маяке, о служителе маяка, о Юрие Гагарине и о своей персоне, - доехали до развилки и завернули круто влево...
Признаться честно, это я сегодня, сидя за компьютером, такой храбрый, но когда машина, ведомая офицером КГБ, хотя и бывшим, с ревом, преодолевала подъемы, трусливо втянув голову в плечи, - по этому поводу Интереснейший Кадр не позволял себе шутить! - ждал: вот-вот из-за придорожных кустов выйдет человек в рубашке цвета хаки, прижмет к животу автомат имени моего тёзки Михаила Калашникова, и скажет металлическим голосом:
- Ни с места! Всем выйти из машины! Руки на затылок!..
Или вообще ничего не скажет, просто - пульнёт. И найдут наши разложившиеся трупы через много-много дней...
Но, - это было ещё большей странностью! - доехали до контрольно-пропуского пункта на Дачу Горбачёва без всяких приключений.
- Что за странная осада? - поинтересовался я. - Ни тебе рычащих бэтээров, ни тайных постов, ни тебе ? . .
Интереснейший Кадр усмехнулся:
- Так и быть, выдам тебе один из секретов, - несмотря на то, что я был старше Кадра на добрый десяток лет с хвостиком, мы, съев по пути батон, почти на брудершафт, без поцелуев перешли на ты! - по моим сведениям, общая охрана осталась прежней: четыре боевых корабля с моря и отряд пограничников с суши. А на высотках, которые мы так благополучно объехали, милицейские посты. Правда, по случаю заварушки усилили охранение переодетыми и непереодетыми милиционерами, расставив их вдоль основной трассы на расстоянии друг от друга до двухсот метров, но не только не вооружили автоматами Калашникова, но даже табельное оружие отобрали. Чтобы не выстрелили в кого-нибудь. С испугу...Ну, а что касается севастопольского полка КГБ, - так это несъедобная дуля с крупными маковыми зёрнами, как ты сам сейчас видишь...
- И... это всё?
- Есть ещё небольшая группа сопровождения, обеспечивающая доставку Президента с севастопольского аэродрома Бельбек до Дачи, которая по известным только тебе, а теперь и мне данным находится в Комперии! И - всё!..
Наш “Москвич” остановился неподалеку от КПП - контрольно-пропускного пункта, - дальше проехать невозможно, дорогу преграждала металлическая лента с шипами.
Интереснейший Кадр по поводу этой ленты заметил:
- По ней можно судить о пребывании Президента на северном участке Дачи. Когда он переходит в южную часть, где и находится сама дача-дворец , то эта драконовская штучка отсутствует.
- Наблюдательный ты однако! - съехидничая я.
Интереснейший Кадр не принял ехидства, ответил на полном серьёзе:
- Однако, честь именно этого открытия принадлежит Артуру Смайльсу. Американскому разведчику. Впрочем, ты можешь обнаружить его фамилию в своей записной книжке, - глаза мои выкатились на орбиту! - ты же всех своих американцев, покорителей форосской гряды переписал? Вот и не ленись, пролистай блокнот! ..
Впрочем, когда мы в последний раз с ним встретились, он был под другой фамилией.
- В последний раз!? Его что ли...расстреляли?
Интереснейший Кадр рассмеялся:
- Жив-здоровёшенёк твой Смайлс. Разведчиков не расстреливают и... не ловят. Ловят, конечно, - поправил Он сам себя, - но только после того, как они нашего повяжут. Око за око, зуб за зуб! Должны же мы обменивать своих на ихних, как ты думаешь, Михаэль?
- Я не Михаэль!
- Будешь! - твердо сказал Интереснейший Кадр...
Как в воду смотрел! В моём теудат зеуте, то бишь, в еврейском паспорте, проставлено именно это имя! Далеко глядели лучшие наши, а теперь ихние, работники соответствующих органов!
Но я опять, в который уже раз, отвлёкся, заглянув в день завтрашний!
- А как же... Пеньковского? Его же поставили к стенке.
- Так Пеньковский же наш! А это, как говорят на одесском привозе, две большие разницы. Своего можно и расстрелять.Наши продают Родину, а те служат ей. Улавливаешь разницу?..
Мы отдыхали, разговаривали, рассматривали сквозь “оборонительную” стену-сетку в мелких ячейках всё, что творится на северном участке Дачи Президента, но к нам никто не подходил. Но, когда я вышел из машины и попытался подойти к сеточному забору, из дверей КПП, - наконец-то! - вышел полковник Виктор Фёдорович Хомутов,- его ФИО узнал позднее! - и направился ко мне, поправляя на ходу кобуру, я поспешно отступил к ”Москвичу”. “Вот и началось, вот и наступил тот момент, которого так долго ждали! ”
Виктор Фёдорович вплотную подошёл к машине и неожиданная радостная улыбка осветила его хмурое лицо. Впрямь - луч света в темном царстве!
Я - человек книжный и привык пользоваться чужими образами, как своими. В данном случае я воспользовался репликой из пьесы Островского. Я человек ещё относительно честный, а посему ссылки делаю всегда. Почти всегда.
Полковник Хомутов смотрел то на меня, то на Интереснейшего Кадра и его физиомордия сияла как начищенный медный самовар на солнце, - вот какой дремучий штамп я выдал, прямо стыдно! Но стыд, говорят, пройдёт, а слова зафиксированные типографским способом, останутся.
Так думаю не только я, что было бы простительным, так думает большинство пишущих: средних, как я, и маститых, как...
Впрочем, маститых касаться не будем, мы как раз и мыслим штампами, благодаря их стараниям! ..
Признаться , полковник Хомутов глядел на меня даже более внимательно,чем на Интереснейшего Кадра - неужели Он бывал на моих литературных вечерах? Неужели и до Него дошли мои книги?!
Нет, чтобы там ни говорили братья-литераторы, а пишем мы не в стол, а для славы. Слава - женщина приятная во всех отношениях. И - необходимая. Особенно в Израиле, в стране победившего дикого социализма и совершенно дичайшего бюрократизма...
Да, Хомутов узнал, но только не меня. Обо мне он никогда не слышал и книжек, - в этом тоже надо признаться, - не читал ни при какой погоде! А узнал он в Интереснейшем Кадре своего старого товарища по работе в комитете безопасности.
Вместе когда-то Сан Саныч и полковник Хомутов, - фамилия, имя и отчество, тоже выдуманы! - когда-то ласково были привечены людьми Михаила Горбачова, вместе когда-то обеспечивали безопасность Генсека за рубежами СССР и в пределах СССР.
Перед самым отдыхом здесь, на Форосе, - пусть останется всемирно известное название Форос, а Комперия достанется специалистам! - Интереснейшего Кадра спровадили на пенсию, - это в сорок пять то! - хотя по своим годам и физическому здоровью, ему ещё бы пахать и пахать.
И там, оказывается, есть свои “подсиделки” ! И там, оказывается, происходит своя “усушка” и “утруска”! Всё как у людей!
Полковник Хомутов быстро погасил улыбку, - служба-с! - и сказал:
- Вы, писатель, запамятовал вашу фамилию, не вздумайте больше подходить к заградсетке, наши люди могут вам сделать очень больно. А ты, мил-друг сердешный, - это обращение к Интереснейшему Кадру, - тоже не испытывай судьбу, отведи своего москвичёнка в укрытие, не маячь на дороге! За кустарником - небольшое укрытие, но из него Дача видна как на ладони. Я дам вам бинокли и вы сможете наблюдать за происходящим.
От биноклей Интереснейший Кадр отказался, а, когда я на него посмотрел умоляюще, дескать, бинокли нам были бы совсем не лишни, шепнул мне: “ у нас есть кое - что получше биноклей”!
Есть так есть! Спорить по этому пустяшному поводу не хотелось. А в бинокль - так хорошо было бы видно!
Ничего большего, полковник Хомутов сделать для нас не мог..
Каков я всё-таки нахал! “Ничего большего!” Да за одно сочувствие своему товарищу, Его бы выгнали из системы госбезопасности без всяких прав и пенсии!
Виктора Хомутова, охранявшего Михаила Горбачёва ещё тогда, когда высшая партийная должность и президентство Михаилу Сергеевичу даже не снилось, на сей раз к самому Президенту не пустили, а “товарищи из Москвы” поручили охрану этого “тылового” контрольно-пропускного пункта. Обычно этим входом-выходом пользуется только обслуга и въезжают машины с продуктами.
Есть ещё и внутренняя охрана Президента, человек тридцать всего. Ими то и командовал полковник Виктор Хомутов, пока “товарищи из Москвы” не дополнили охрану ещё пятьюдесятью “москвичами”, потеснив при этом, без согласования с Горбачёвым, Виктора Хомутова в “тыл”.
Москвичи вели себя очень даже странно. Но полковник Виктор Хомутов понял эту странность, только после того, когда все радиостанции мира заговорили о путче...
Визуально мы видели всё, что творится на Даче.Удивлялись числу подсобных рабочих, - как впоследствии оказалось, вся обслуга, набранная из прилегающих к Даче сёл, только впускалась, но не выпускалась!
Видели большое количество военных в форме, - и, неожиданно Интереснейший Кадр уловил глазом своего бывшего начальника , генерала Вячеслава Генералова, - имя и фамилия подлинные и, вообще, все имена и фамилии кроме кэгебистов, подлинные!
Когда-то генерал Генералов руководил командой, которая головою отвечала за безопасность Президента СССР.
И уж совершенно неожиданно, - во всяком случае, для меня! - Интереснейший Кадр бросился к своему “Москвичу” и мне ничего не оставалось делать, как броситься за ним, - может, он своим чутким ухом ( из его ушей торчали какие - то проводочки, оканчивающиеся какими-то малюсенькими металлическими тюльпанами!), словно уловил какое-то экстренное сообщение!?.
Приёмник в машине был настроен на московскую волну по которому, наполняяя салон, слышалась классическая музыка.
Интереснейший Кадр зыркнул на меня вооруженным глазом, - тут я только заметил, что и из глаз высовыватся тоже какие-то антенночки, - и выпалил:
- Будешь молчать о том, что сейчас увидишь - услышишь!? Побожись!?
- Не могу.
- Почему?
- Комсомолец.
- Врёшь!
- Ей Богу!
- Ишь ты! - удивился Интереснейший Кадр. - А по-человечески, можешь?
- Могу и по человечески. Да што б меня приподняло и шлёпнуло! Шоб на мне новая спидныца лопнула! Шоб мне в гробу было тесно! Век свободы не видать, - и секанул себя ногтем по зубам, - если выдам хоть единной строкою...
Интереснейший Кадр по-доброму улыбнулся и бросил загадочную для меня фразу:
- Нет, чтобы мне не нашептывали в ухо твои друзья-литераторы, а ты даже лучше, чем я думал... Напишешь, небось?
- Напишу!
- Вот и пиши себе на здоровье. Даже приврать немножечко разрешаю.
- Да я...
- Помолчи немного, сейчас я записывать буду! Слушать и выводить карючки!
Интереснейший Кадр выдвинул боковую антенну, щёлкнул тумблером, - забегали на приборной доске электроштучки ( я, в прошлом электрик, не назвал бы их лампочками!) всех расцветок . Прямо перед глазами.И возникла в пространстве гениальная музыка гениального Петра Чайковского. И на фоне этой музыки, другая, словесная. Увидели лица и услышали их голоса. Это были генерал Вячеслав Генералов, тот самый, бывший начальник Интереснейшего Кадра и помощник Президента Анатолий Черняев. Об этом, почему-то шепотом, подсказал мне Кадр.
У Вячеслава Генералова интеллигентнейший голос, мягкий, с неуловимым московским акцентом. Это его голос ворвался в нашу кабину:
- Поймите, Анатолий Сергеевич, и поймите меня правильно: я здесь оставлен за старшего и мне приказано с Дачи никого не выпускать.
- Но.., - это просящий голос Черняева, - я потихонечку, по бережёчку, доберусь до Севастополя, а оттуда - поездом. Не отменили ещё пассажирские поезда?
- Не отменили, - буркнул Генералов и его голос показался мне, в эту минуту, совсем не интеллигентным, - но если б я вас сейчас пропустил, то гарантировать жизнь не смог бы! Да и за первым поворотом вас бы задержала милиция или пограничники. А полукольцо морское , охраняют и наши люди. Из КГБ.
- А, если - вплавь? С пляжа вошёл в воду и поплыл?
- С пляжа-ляжа! - передразнил его Генералов,- видишь те кораблики, Анатолий Сергеевич?
- Вижу.
- С них в тебя и пальнут. Как в зайца! Наивный вы человек!
Интереснейший Кадр пожал плечами:
- Странно. Но генерал тоже не владеет ситуацией. Или - пудрит мозги помощнику Президента. Мы же поставили опыт на себе. Проехали без сучка и задоринки.
Хотел ему ответить, но Интереснейший Кадр приложил палец к губам:
- Тс-с... Мешаешь слушать.
На экране возник помощник Президента, услыхали прерывистый от волнения голос:
- Может быть я и наивный, но завтра я должен быть в Кремле, завтра, как вы знаете, соберутся представители всех республик СССР и Президент наш Михал Сергеич просто обязан быть там! - помощник Президента пропедалировал последние слова, - завтра должен быть подписан Союзный договор! Вы понимаете это, под-пи-сан. А, если этого не произойдёт, то весь мир...
Генерал Генералов генеральским голосом его перебил. В этом голосе было всё. Вплоть до пренебрежения.
- Мир!? Мир промолчит, уверяю вас, - ни Черняев, ни Генералов, сами того не замечая, перешли на официальное “вы”, - мир, который вы имеете в виду, способен проглотить что угодно. Проглотил же он власть Иосифа Виссарионовича, власть Никитушки Хрущева, власть Юрия Андропова, Брежнева, наконец!..Признает он и власть ГэКаЧеПе!..
Неужели вы до сих пор не поняли, что никакого подписания не будет!?. Самолёт, который прилетел за Горбачёвым и приземлился на президентском аэродроме Бельбек, отправлен назад, в Москву!
- Кем отправлен?
- Нами!..
Помощник Президента отказывался что-либо понимать. Понимал, конечно, - об этом я прочитал в его дневниках-рукописях, которые для меня добудет Интереснейший Кадр, - но отказывался понимать. Ни на что не надеялся, но всё же надеелся! Надежда, - сейчас вы прочитаете ещё один литературный штамп, услужливо подсунутый мне классиком! - умирает последней!
Черняев тихим голосом попросил:
- Я бы мог выехать на машине, Вячеслав Владимирович, нужно только ваше распоряжение!
Генерал Генералов вздохнул?
- Гаражи с машинами Президента на территории Дачи опечатаны и их охраняют не мои люди, а специально присланные автоматчики из местных органов. Я, если честно признаться, сам скован по рукам-ногам...
- Врёт! - сухо заметил Интереснейший Кадр. - Охрана Президента вся в его руках!
Я хотел заметить Сан Санычу, что он не прав, но тот опять приложил палец к губам. Разговор на экране продолжался:
- Я - человек подневольный. Я даже не могу выпустить обслуживающий персонал за ворота. А ведь вам должно быть известно, что большинство из наших женщин живёт поблизости: в Форосе, Кастрополе, Мухалатке ...
Я взглянул на Интереснейшего Кадра, - “так уж не может!?”
- Может, может, - ответил он мне не глядя на меня, и следя за говорящим и всевидящим экраном, - вот и помощник Горбачёва Анатолий Черняев стал сомневаться.
И, действительно, Черняев удивленно взглянул на Генералова. Генерал попытался отшутиться:
- Я имею в виду тех женщин, которые обслуживают нашего барина и его многочисленных гостей: убирают, суетятся на кухне, и... в спальнях особо сексуальных номенклатурных деятелей. Что вы морщитесь!? По-вашему член ЦэКа нашей коммунистической партии не живой человек!?.
Черняев шутки не принял - разве это шутка, это истинные факты! - Голос его стал просительным и тоже противным:
- А позвонить, Вячеслав Владимирович, вы, надеюсь, разрешите?
- Не разрешу! - жестко отреагировал генерал.
И, видя, что обидел помощника Президента, подумал, в этой непредсказуемой стране всякое может произойти, и, обычно осторожный генерал тотчас заговорил более мягким тоном:
- Поймите меня правильно, Анатолий Сергеевич, я военный человек, мне приказано “ни-ко-го!” и “ни-ко-му!”... А вы бы как на моём месте поступили?..
Ничего ему на это не ответил и ушёл из рабочей половины дачи на президентскую...
Интереснейший Кадр, вытащив из ушей и глаз малюсенькие проводочки-антеннки, устало откинулся на спинку сиденья.
- Леонидыч, я тут покимарю маненечко, а ты, пожалуйста, прочти вот эту рукопись, которая вот-вот появится во французском журнале “ВАНДРЕДИ - САМ ДИ - ДИМАНШ” .
Я уже начал привыкать, ни чему не удивляться и слова Интереснейшего Кадра воспринял как должное. Задал только единственный вопрос:
- Откуда она у вас?
- От бывшего начальника.
- Генералова?
- Нет. Медведева...
- А-а ?..
- Я уже сплю, Леонидыч! Все вопросы после!...

Продолжение следует



© Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21004081237

+++                +++++                +++
 
Рецензия на «5. Над Форосом безоблачное небо» (Михаил Лезинский)

Читать интересно, тем более, про исторические события. Такие подробности...
Эр Светлана   09.10.2011 00:51   • 
+++
Читай на здоровье !
Михаил Лезинский   09.10.2011 12:19 
+++
Ну, прямо детектив! Вот бы фильм поставить с двумя героями во главе, чтобы с их точки зрения подать всю историю! Как интере-е-есно!
Людмила Волкова   11.09.2010 19:53   • 
+++
Все похоже на правду.
Но как все мерзо-пакостно!
Когда мои сыновья и внуки советовались со мной - кем быть, я им говорил: кем угодно, только держитесь подальше от политики!
Вас почитаешь, Михаил, так кгбисты - милейшие люди.
Понимаю, что и среди них встречались более или менее порядочные люди, но в целом, я им никогда не прощу гибель отца. И миллионов невинных людей.
Михаил Кивенсон

Михаил Кивенсон   31.08.2010 18:21   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
+++
Всё случается под нашим зодиаком , и кэгебист случается , как слиток золотой , но... редко !
Михаил Лезинский   31.08.2010 20:31   Заявить о нарушении правил / Удалить
+++
Напряжение нарастает.
Наверное, там было очень напряженно все время.
Нет, лучше все это во второй реальности, в литературе, переживать, чем в первой.
Помню ту неопределенность, отстутствие информации у нас в Сибири. Это ведь потом стало понятно , кто с кем и против кого. На экране то лебеди пляшут, то старики с трясущимися руками что-то пытаются сказать, а в городе тишина... Ужас. Хотя мы были так далеко и от столицы и от Фороса, но все равно не забыть.
Ваша Любовь
Любовь Сушко   14.04.2010 09:24   • 
 ++
Всё-то вы правильно понимаете , Любовь моя .
Дед-грызоруб .
Михаил Лезинский   14.04.2010 10:58


Рецензии
Честно говоря, я совсем запуталась... Безумно интересно! Но всё происходящее - под завесой недомолвок и непоняток,- видимо, только для меня, бестолковой))...
Пошла дальше -распутываться)...
Уже Ваша Яна, какая есть)

Яна Голдовская   19.09.2012 19:17     Заявить о нарушении
Хоть пол мира обойдёшь , лучше Яны не найдёшь!

Михаил Лезинский   20.09.2012 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.