Музейный экспонат

     Моим одноклассникам и друзьям, пережившим голодные послевоенные годы, живым сейчас:
Костя, Лева, Валера, Эльза, Галя и уже покинувшим этот мир: Гера, Толик, Нина - посвящается мой рассказ.

     Этот случай, который очень давно произошел в нашей школе, я хорошо помню. Ученик четвертого класса, на перемене из рогатки, выстрелил в воробья, сидящего на дереве. "Боевой снаряд" в виде мелкой гальки, пролетел сквозь листву и разбил стеклянную витрину комсомольцев - отличников нашей школы.
     Кто именно расстрелял почетную витрину никто не видел, поэтому разборки предстояли масштабные. Всех подозреваемых в ношении какого-либо оружия, собрали в кабинете директрисы. Наказание ожидалось суровое. После соответствующих внушений, требований и уговоров, директриса предупредила, что никто из подозреваемых не будет принят в пионеры, до тех пор, пока виновный не признается и не понесет наказание. Дальнейшее не предвещало ничего хорошего.
     И вдруг, неожиданно для нас, вперед вышел ученик моего класса, мой друг и молча передал нашей учительнице злополучную рогатку.
     Это был поступок! В данной ситуации, в нашем возрасте, это был героический поступок.
     Cамая красивая девочка в нашем классе и самая большая задавака Галя Зенкова при всех сказала, что после этого он самый, самый лучший. В эту минуту мы все хотели бы быть на его месте.
     С тех пор прошло ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ лет. По воле случая я оказался в нашем селе Петропавловке, где узнал что в моей школе состоится вечер встречи выпускников и я решил пойти на встречу.
     Моих одноклассников присудствовало совсем немного. После торжественной части всех пригласили в школьный музей. С шумными коментариями мы рассматривали предметы нашей далекой школьной деятельности. На видном месте лежало сочинение на тему "Партия наш рулевой" с жирной пятеркой внизу. Раритетом оказалась чернильница-непроливашка, карандаш с привязаным ниточкой пером, что одвременно являлось и карандашом и перьевой ручкой, тетрадь из газетной бумаги, пожелтевшая фотография, где трое мальчиков в девичьих нарядах исполняют " танец маленьких лебедей " и конечно любовные записочки.
     И вдруг всех заинтересовал необычный музейный экспонат.
     Под стеклом лежала РОГАТКА - знаменитое оружие нашего детства. Под ней, почерком отличницы по чистописанию, было написано "Холодное оружие ХХ века - рогатка. Сие изделие добровольно сдал ученик четвертого класса Гера Бурнашев. 1947 год."
     Ведь я лично, в том далеком прошлом, был свидетелем передачи этой рогатки нашей учительнице Елене Викторовне. Трудно было поверить, что все это когда-то действительно было. Давно уже нет в живых нашей любимой учительницы, которая с такой теплотой и с таким трепетом сохранила и передала в музей эти вещи.
     Покинул этот мир и сам хозяин рогатки, под руководством  которого в Семипалатинской области построены школы, жилые дома и целая деревня Бурнашевка на восточной окраине города. За все это Бурнашев Герман Петрович награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
     Необычный музейный экспонат вернул присутствующих в нашу юность, в счастливое деревенское детство. Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, своих одноклассников, с кем мне посчастливилось жить в одно время на этой земле. И кто знает, что лучше сохранит память о хорошем человеке, государственная награда, которая в лучшем случае, хранится где-нибудь в шкатулке или незатейливая рогатка в школьном музее.
                Февраль 2012 г.


Рецензии