Лев Максимов То, о чём думают все 4

4. МЫ И НАША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, на-
чинать и бросать, и опять начи-
нать, и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие -
 душевная подлость.
                Л.Н.Толстой

Разговор о человеческой жизни фактически является разговором о сущности человека. Наша жизнь распадается на два основных и взаимо­связанных элемента: существование и собственно жизнь. Чтобы жить, мы должны быть, существовать, как и все живые существа на нашей планете.
 Существование — это еда, питьё, тепло одежды, тепло дома, теп­ло полового партнёра, тепло труда и радость отдыха, тепло чувства без­опасности и уверенности в кругу людей, тепло любви к окружающим и окружающих к нам. Существование — это ещё и чувство единства с при­родой, плодотворное и гармоничное сотрудничество с ней.
Под жизнью же большинство из нас понимает нечто иное, а имен­но: наши фантазии, надежды и мечты о каком-то лучшем будущем. т. е. жизнь — это некое фантастическое представление обывателей о бытии успешных людей. Наприме, я ем хлеб, овощи,  наши фрукты и овощи. Это позволяет мне существовать, быть и получать удовольствия. Но со­знание мне говорит: а произрастают ещё ананасы, гуаявы, на прилавках магазинов лежит красная и чёрная икра; другие люди это всё едят регулярно, следовательно, они живут, и живут лучше тебя; сделай что-то, чтобы и ты так жил.  В данном случае сознание не просто открывает мне картину другого мира и другой жизни, а оно рисует мне эту другую жизнь как лучшую (в сравнении с моей), как желанную, как ценность и цель, ради которой необходимо что-то предпринимать, что-то разрушать в реальной жизни, от чего-то отказываться. Сознание внушает мне иллюзию, которая обладает свойством казаться лучше самой реальной жизни. Я совершенно не убеждён, что представление о хорошей жизни лучше моего существования в данное время, что возможная хорошая жизнь содержит больше удовольствий и благ для меня, чем нынешняя. Но я точно  знаю, что к ней  стремятся другие, что он дорогого стоит и, наверное, поэтому я её хочу. Я хочу другой жизни ещё и потому, что она является частью моей мечты.
Так как человек не может существовать без мечты, он не может постоянно не проверять себя, не стремясь порвать с существующим. Це­леполагание, стремление к осуществлению мечты признаются источни­ком развития, двигателем прогресса. Но сомнения в их ценности начина­ются тогда, когда надежды, мечты, стремления к переменам подменяют само существование, заслоняют реальное бытие, вынуждают даже пре­зирать его, насмехаться над ним, отвергать его.
На каждом шагу мы сегодня видим заинтересованность части лю­дей (элиты) в том, чтобы увести основную массу населения от проблем её (массы) существования, внушить большинству, что существование — это неглавное, обыденное, несерьёзное. А главное — это  фантастиче­ский мир людей бизнеса, искусства, спорта и политики, мир богемы. Именно люди этого мира живут и дают образец жизни для всех осталь­ных жителей страны.  Элита будто бы осуществила мечту большинства об истинной жизни.
Таким образом, жизнь и приключения сверхбогатых, сверхсильных и ловких, сверхумных, а также сверхразвратных, сверхпреступных, сверхсексуальных, короче, всех «сверх» - это идеал для населения, это поле творческих изысканий людей искусства и литературы.
Все эти «творцы» рисуют мир героев «сверх» как мир необычайно интересный, несомненно, лучший, как мир мечты и надежды, как мир, манящий и отвлекающий от «серых» будней рядового человека. Тогда как будни любого человека и есть сама жизнь. Ежеминутное существова­ние — центр, ядро и сущность жизни. Мечты и фантазии переводят наше внимание с себя на других, с сегодны на потом, создают впечатление, что другие живут лучше меня, формируют зачастую ложные цели и смыслы, создают нереальный мир, мао связанный с правдой жизни.
И мы стараемся скорее прожить этот час и этот день ради того, чтобы быстрее наступило нарисованное нашим сознанием удоволь­ствие. Чем больше я отдаюсь своим или чужим фантазиям, тем серее и тягучей мне представляется моя жизнь, тем больше мне хочется от неё отказаться, тем меньше я хочу её познать и тем меньше шансов у меня понять, что именно эта «серая» жизнь и есть моя жизнь, что именно в этой жизни я отдаюсь фантазиям и надеждам, тогда как я в ней по прав­де существую, по правде ем и пью, люблю и ненавижу, болею и чувствую себя хорошо, работаю и отдыхаю, дружу и завидую, веселюсь и скучаю. Короче, я и только я могу сделать мою работу интересной, незнание — знанием, знакомых — друзьями, еду- вкусной, жену — любимой, фанта­зию — здравой мыслью, болезнь — здоровьем, черную зависть — белой, всю свою «серую» жизнь — радужной. Это и есть правда жизни, от кото­рой не уйти.


- - -
Человеческая жизнь — лишь внутреннее переживание того, что с нами случается снаружи.
- - -
Жизнь по большей части состоит из мелочей, и нужно многим пре­небречь, чтобы не стать мелочным человеком.
- - -
Чего вы ждёте в этой жизни? В ней для большинства кроме ожида­ний лучшего, почти ничего другого нет.
- - -
Значительная часть людей боится края, жмётся в середину. Пото­му, что тот, кто на краю, рискует упасть или воспарить. Между тем только крайних замечают и вспоминают.
- - -
Можно ли интересно рассказать о событии в вашей жизни, если оно на вас лично не произвело никакого впечатления? Разумеется, нет. Ведь мы вспоминаем не реальные эмпирические факты, а ощущения и чувства, которые они в нас вызвали.
- - -
Чаще всего не жизнь загоняет нас в угол, а мы сами попадаем в него.
- - -
Жизнь — это встреча с сюрпризом, бес последнего она лишь пу­стая длительность.
- - -
Только достигнутое или полученное порождает разочарование.
- - -
Оптимист тот, перед кем ещё маячит достижимое.
- - -
Жизнь — это цепь разочарований, без которых мы бы не совер­шенствовались
- - -
Всё происходящее и развивающееся несёт в себе для нас и разо­чарование. Да и сами мы, сегодняшние люди, - лишь разочарование прошлых поколений.
- - -
Меняйте всё в себе и вокруг себя, меняйте постоянно и тогда толь­ко вы ощутите полноту жизни!
- - -
Кто не меняется, тот лишь существует, а не живёт.
- - -
Чтобы не было скучно жить, меняйте не обстановку,  друзей и зна­комых, а прежде всего самих себя.
- - -
Чаще всего мы прячемся от самих себя.
- - -
Почти каждый человек полагает, что он такой же как все, а себя он хорошо знает и потому он знает всех. В действительности он плохо знает себя и тем более других. Иначе бы жизнь не состояла из постоянных ошибок и бесконечных попыток исправления их.
- - -
Если вы желаете учиться только на ошибках других людей, значит    вы хотите пожить чужую жизнь. Учиться на ошибках других означает отказ от собственной жизни. Наша жизнь — это наши успехи и ошибки.
- - -
Прошлые даже серьёзные наши ошибки кажутся нам сегодня за­бавными или смешными.
- - -
Ошибки можно исправить, но нельзя прожить другую жизнь.
- - -
В момент свершения ошибки не видны. Лишь оглянувшись, мы их замечаем. Мы взвешиваем лишь то, что имеем.
- - -
Жизнь на Земле возникла и сохраняется благодаря пределённым константам, к которым, вел\роятно, относится и работа человеческого мозга всего на 5-10 процентов собственной мощности.
- - -
В историческом забеге поколений меняются беспрерывно бегуны, неизменной является только эстафетная палочка — надежда на лучшую жизнь.
- - -
Просить начальство за себя унизительно, ибо такая просьба рав­нозначна откровенному признанию в слабости.
- - -
Нет лекарства от сомнений. Ведь большинство истин относитель­ны.
- - -
Большие и серьёзные заботы способны ослабить физическую боль.
- - -
Боль тела преимущественно захватывает нас тогда, когда беспе­чен разум.
- - -
Искать ещё не значит найти! Но лучше искать и не найти, чем всё иметь под рукой.
- - -
Радуйтесь жизни, как бы она ни сложилась, ибо она, во-первых, у вас одна, во-вторых, она только ваша и, в-третьих, она уходит безвоз­вратно с каждым днём и часом.
- - -
Как бы вы ни старались достичь своих целей с помощью лести, обмана, притворства и интриг, в конечном счёте, нет ничего тайного, что не стало бы явным. А сущность-то свою вы уже подпортили.
- - -
Кто-то свыше так устроил нашу жизнь, что всё, что мы отдаём, обязательно возвращается к нам: любовь, доброта, сострадание, недо­брожелательность, вражда, ненависть и т. п.
- - -
Куда вы так спешите, ведь впереди только конец всему.
- - -
Если ваши дела — это ваша обуза, избавляйтесь как можно ско­рее от этих дел, так как очевидно, что вы живёте неправильно. Самое трудное дело должно радовать человека хотя бы победой над самим со­бой. Чем труднее дело, с которым вы справились, тем выше ваше само­уважение и больше радость от работы.
- - -
Жизнь не должна быть радостной, она сама является радостью. Только мы часто относимся к ней, как к чему-то тяжкому и обременитель­ному. Жизнь включает в себя всё: горе и радости, наслаждение и терпе­ние,удачи и поражения, труд и развлечения. И всё это — наша единственная и неповторимая жизнь, которую бессмысленно и глупо ху­лить, которую лучше радостно переживать. Родиться человеком, говорят буддисты, уже огромная удача.
- - -
Жизнь не бывает плохой или хорошей, она просто жизнь. У чело­века имеется лишь хорошее или плохое восприятие её.
- - -
Жить — это стремиться к тому, чего у вас нет, и постоянно выяс­нять, способны ли вы этого отсутствующего добиться.
- - -
Нечто возможное в будущем — вот основной приз, который стре­миться завоевать человек, пренебрегая сиюминутным. Неопределённое и туманное притягивает человека сильней известного и ясного. Тем не менее чаще всего люди жертвуют будущим, пади сегодняшних удоволь­ствий.
- - -
Дорога не только куда-то ведёт, но и сбивает ноги. Телесные и ду­ховные раны — цена достигнутого привала.
- - -
Любой привал — это лишь временная передышка перед следую­щим броском. Кто считает привал целью, тот безнадёжно отстаёт.

- - -
Кто хочет достичь покоя, тот не понимает, что такое жизнь.
- - -
Делать нечто полезное только для себя — значит заниматься всю жизнь единственным делом: копать собственную могилу.
- - -
Мы забываем многое, потому что должны хорошо помнить немногое.
- - -
Гораздо полезней быть беспощадным к себе, чем к другим.
- - -
Не слишком ли долго мы собираемся жить, вместо того, чтобы жить.
- - -
Кто не родился педагогом, тому не суждено им стать.
- - -
Заслуживает уважения тот, кто идёт своей дорогой, даже если она ведёт не туда.
- - -
Кто может указать того, кто бы не нуждался в необычном?
- - -
Всё, что мы называем сухим, или уже мертво, или накануне смер­ти.
- - -
Желания тянут вниз — лишь цели возвышают. Даже самая желан­ная еда делает нас только тяжелее.
- - -
Чаще всего необходимость делает нас лжецами, но имеется нема­ло людей, для которых ложь является необходимостью.
- - -
В жизни человека всё заканчивается, кроме блуждания мысли.
- - -
Смерть — это истина, которую знают все, которую никто не под­вергает сомнению но в то же время, от которой решительно отворачива­ются, которую не хотят обдумывать, которую рядят в одежды иллюзий. Мы не хотим воспринимать конечность собственной жизни. Мы обычно живём так, будто бы наша жизнь бесконечна. Такое иллюзорное восприя­тие действительности является нормой жизни. Оно успокаивает, делает нас оптимистами, позволяет строить далеко идущие планы, надеяться, фантазировать, то есть полагаться на будущее, как на нечто вневремен­ное.
Мы знаем точно, что вечной жизни нет, но живём так, будто мы вечны. Подобное положение вещей, прежде всего, подтверждает тот факт, что человек затрудняется отличить истину от иллюзии. Заблужде­ние часто оказывается дороже для нас самой бесспорной правды.
Смерть стараются не брать в расчёт при решении жизненных проблем. Последние в итоге заслоняют смерть как нечто несуществен­ное, неопределённое и даже вроди бы невозможное.
- - -
Любое объяснение неизвестного есть не что иное, как попытка упокоить себя и других, сделать реальную жизнь людей надёжной и «правильной».
- - -
Мы всегда о ком-то или о чём-то беспокоимся. Это важный при­знак человеческой жизни, от которого мы упорно стремимся избавиться, как будто человеку можно избавиться от имени «человек». Покой — это, суорее, не находка, а потеря.
- - -
Успокойтесь, что бы ни случилось, жизнь то продолжается.
- - -
За что бы человек ни ухватился, всегда это начало конца.
- - -
Хотетть — это жить, а не хотеть ничего — значит жить лучше. Та­кова восточная мудрость.
- - -
Мы постоянно желаем жить лучше, не отдавая себе отчёта, что мы всего лишь хотим удовлетворить желания, а не улучшить саму жизнь.
- - -
Нужна ли человеку любая истина? Скорее всего, нет. Кроме того, хочу ли я точно знать о следствиях моего поступка, идеи, намерения? Разумеется, нет. Жизнь интересна маячащей впереди неопределённо­стью, загадочностью, ожидающими нас за каждым неординарным по­ступком. Нас тянет к неожиданностям, к поражающим воображение со­бытиям или явлениям. Нам не нужна истина, нам нужны надежда, туман­ные последствия, то есть всё то, что не является правдой, ясной неиз­бежностью и что образует аромат и загадку жизни.
- - -
Может ли человек познать в жизни главное, если подавляющее большинство книг, песен, спектаклей, кинофильмов и телепрограмм пи­шутся, исполняются и посвящаются второстепенным и надуманным сто­ронам жизни?
- - -
Не  спрашивайте у других о главном в жизни. Главным в жизни яв­ляется только то, что человек сам нашёл и определил как таковое.
- - -
Там, где радость, там и печаль, ибо радость всегда кончается вслед за её причиной и остаётся только грустное воспоминание и наде­жда.
- - -
Мы, мужчины, действуем из желания, а оно в отношении женщины очень мимолётно. Мы приручаем, но не очень-то хотим отвечать. Нас тя­нет в мир естественный, природный, безморальный, но в то же время мы держимся из последних сил за звание человека, мужчины с большой бук­вы, то есть за нечто искусственное, привнесённое, неприродное, дорогое и моральное в нас. И большинство из нас, не задумываясь о том, где на­ходится или в чём состоит истинная жизнь, порывается и сдерживает себя, ведёт войну с самим собой. Ещё Эразм Роттердамский говорил: «Ведь человек воюет не с человеком, а с самим собой, и как раз из соб­ственного нутра нападает на нас всё время вражеский строй». У Юнга можно прочитать: «...внутреннему человеку хочется совсем не того, что хочет внешний, - и мы вступаем в войну с собой».
- - -
Если мы ещё только стремимся познать истину, если это ещё только наша цель, то, следовательно, мы живём в заблуждении, в незна­нии, во лжи. Потому нам трудно определить, правильно ли мы действуем и мыслим.
- - -
И кто сказал, что правда всеприсутствует? Правда — это что-то последнее, итоговое, результативное. Ложь — это нечто повседневное, текущее, сиюминутное. Общеукрепляющее и анестезирующее, заслоняю­щее правду. В конечном счёте, ложь и есть правда жизни. И лишь в этом смысле можно говорить о всеприсутствии правды. Гурджиев на этот счёт высказался так: «Искренность вообще со всеми является слабостью, рабством и даже признаком истерии».
- - -
Жизнь значительно разнообразнее, сложней и неожиданней, чем мы о ней думаем и рассуждаем.
- - -
В жизни не бывает безвыходных ситуаций. Вы ведь ещё живы!
- - -
  Чего-то стоящая жизнь — это заплыв против течения.
- - -
Если почитать, как одни умные люди отзываются о других умных, то можно прийти к выводу, что мир заселён одними придурками.
- - -
Сопротивляешься, значит живёшь.

Продолжение следует.
 
48

 

         


 








 


Рецензии