5. Дороги ведут в Батилиман - продолжение

           ВПРАВО — КАМАРЫ, ВЛЕВО — ХМЕЛЬНИЦКОЕ

Четырнадцатый километр. Вправо пойдешь — в село Оборонное попадешь, влево свернешь — в Хмельницкое.

Село Камары (Комары) известно еще со времен Гомера, но чаще всего о нем вспоминали а дни обороны и освобождения
Севастополя. Название этого села постоянно присутствовало в сводках Информбюро .
Топоним Камары (Комары) расшифровывается прозаически: Камарос (или — Каморос!) — жилище. И до Великой Отечественной войт* оно вполне оправдывало свое название, — эго было жилище дат греков, татар, русских, но особенно много здесь жало украинцев. Так уж исторически сложилось!
А то, что село постоянно упоминалось в военных сводках, естественно: в дни обороны 1941-1942 гг., в этих местах держал оборону, — от Камаров до генуэзских башен! — Сводный пограничный полк НКВД , а в апреле 1944 г. в этих местах горели люди и танки, в этих местах бушевал совсем не символический огонь, сжигая все и вся. А после боя осталась окровавленная обугленная земля , обгорелые трупы танкистов и десанта – танковая броня не в силах была их защитить . Здесь на 6-ю танковую бригаду и 257-ю обрушили шквальный огонь с высот Горной и Сапун-горы. И хота сквозь заградительный огонь и удалось прорваться нескольким танкам, уничтожая живую силу и текиику, кровавый бой потребовал множество жертв. Кровавая битва произошла в этих местах 24 апреля 1944 года.
Сегодня в Камарах, — а после войны село переименовали в Оборонное, (жаль!) создан Музей, который по праву можно назвать музеем-архивом, музеем плачущего письма... Более двух десятков лет и по сегодняшний день, руководит Музеем Владимир Сергиенко.

Каждый год, — 9 мая! — в селе становится на несколько тысяч жителей больше: в Оборонное съезжаются люди из Черкасс, Харькова, Красноярска, Боржоми, Тбилиси, Байконура, Волжска... И из сотен городов и сел бывшего необъятного Союза, а теперь СНГ. Приезжают те, чьи мужья, братья, дети захоронены здесь...

А сейчас вернемся вновь на четырнадцатый километр трассы «Севастополь — Ялта» и свернем с дороги влево. Впереди аккуратные, утопающие в зелени, дома села Хмельницкое.
И сейчас, когда мы свернули влево, я предлагаю сделать
шестидесятикилометровый марш-бросок. То есть, совершить путешествие, начав его в селе Хмельницком, а окончить в Орлином. При условии, конечно, что есть у вас личный транспорт или собственные ноги, на которые вы можете надеяться.

Ну, а если вы едете в рейсовом автобусе, то совершите путешествие мысленно. Чтобы вас заинтриговать, расскажу хоть и сжато, о том, с чем вы можете встретиться, преодолевая шестидесятикилометровый извилистый маршрут, который будет проходить не только по асфальтированной дороге, но и по лесной...
Договорились, начинаем свой путь из Хмельницкого.

Далекого прошлого у этого села нет. В пятидесятые годы переселенцами из Винницкой области было выстроено с десяток домов и принадлежали эти дома колхозу «Коммунар» — сейчас совхозу «Золотая балка»-
В 1954 году, на сельском сходе было принято решение: в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией присвоить селу имя Богдана Хмельницкого.
Подъезжая к Хмельницкому, видим Памятник на возвышен¬ности. И — надпись:

            «Воинам 7-й бригады морской пехоты...»

И стихи на памятнике, написанные командиром 7-й бригады, генерал-лейтенантом в отставке Евгением Жидиловым. (Е.И, Жидилов скончался 16 ноября 1977 г.)

Отважно сражалась
морская пехота,
Чтоб матери больше
не слепли от слез.
И нет среди вас
безымянных героев.
Вам званье дано —
Черноморский матрос!

На эти стихи композитором Ириной Малышевой написана музыка. А сам памятник Черноморскому Матросу сделан по проекту балаклавского скульптора Владимира Суханова.

И , когда у горы Гасфорт, — а названа гора по имени Всеволода Густавовича Гасфорта , который во время Крымской войны 1854-1856 гг. со своим полком на этой безымянной высотке держал оборону! — у памятника собираются, оставшиеся в живых однополчане, звучит грустная и торжественная мелодия Ирины Малышевой к словам Евгения Жидилова..

У села Хмельницкое на большой площади можно увидеть вечнозеленые... кактусы. Самые настоящие кактусы, завезенные в эти места с северо-американских гор больше ста лет тому назад. И — прижались теплолюбивые растения самых различных форм и сортов: цилиндрические, колючие, непривычные для многих!.. Особегздо много опунции морщинистой.-. Между прочим, опунция имеет не просто декоративное значение: из опунции местные жители варят варенье , которое вкусом своим и запахом напоминает клубничное или малиновое. От простуды, говорят, это варенье помогает лучше, чем малиновое...

               НИЖНИЙ-ВЕРХНИЙ ЧОРГУН И КРАСНЫЙ КАМЕНЬ

Следующая наша остановка — ЧЕРНОРЕЧЬЕ. (Вывшие Верхний и Нижний Чоргун!) ... Эти живописные места связаны с тремя выдающимися учеными: Карлом Габлицем , Петером Паласом и Бёртье-Делагардом.

Здесь в Карловке, — Чоргуне, Черноречье! — жил Карл
Габлиц (1752-1821) и свои научные изыскания он посвятил Крыму. Это он, — Карл Габлиц! — описал нам достоинства Крымского полуострова, поведав в своих книгах о том , что край наш богат серным колчеданом , железистой глиной, белым мергелем , мыльными глинами-килом ...
Поведал о том , что в Крыму в обилии произрастали гранаты и оливки, дикие финики и рай-деревья, дикие фисташки множество лекарственных растений. Это он по¬ведал о том, что в севастопольскую гавань заходили тюлени, а в лесах водились дикие лошади-мустанги...
Тюленей нынче не сыщешь в Черном море, а с мустангами, если повезет, можете встретиться ...

В Черноречье находится Чоргунская «таинственная башня», которую первым описал друг Карла Габлица Петер Симон Палас (1741-1811) , а позднее — АЛ. Бертье-Делагард (1842-1922).
Чоргунская башня была действующей в первую оборону Севастополя — русские стрелки отсекали путь англичанам к Черной реке, — не смейте пить воду из нашей реки!..
А в годы второй обороны в башне укрывались и отстреливались от фашистов разведчики старпшны 2-ой статьи И.П. Дмитршпина. У Черноречья, — Верхнего и Нижнего Чоргуня! — проходили тяжелые бои и об этом свидетельствует Братская могила на взгорье. Здесь повзводно, поротно, побатальонно лежат воины всех национальностей. Поклонимся низко защитникам Севастополя , вздохнем полной грудью терпкий запах полыни и продол¬жим наш путь дальше...

На подходе к урочищу Красный Камень — удивительный мир. Вот только небольшой перечень того, что может встретиться на пути: бук , граб э вяз , ясень , клен , верба , дикие — черешня , груша , яблоня ... Зверобой, — ох, сколько здесь зверобоя! Душица, чсбрец , мать и мачеха, боярышник, шиповник , ежевика , и ...
Загляните в Красную книгу редких растений, всё здесь присутствует! Присутствует и то, чего нет ни в каких книгах!..

На подступах к кордону Красный Камень вас может встретить
красавец-олень. Близко не подпустит: подергает ноздрями, учует человека и убежит. Хочется добавить: и правильно сделает! Очень уж ненадежные люди с ружьями стали появляться в этих местах!.. Убежит и дикий козел. Но, перед тем как убежать, облает вас собачьим голосом. Если не знать, что это лает козел, можно и обмануться! Можете встретить и кабанов, и — лис, и...
В период временной оккупация Крыма в этих местах
базировалась партизанская группа Федора Тимофеевича Верзулова из Севастопольского партизанского отряда. Владимир Красников, бывший партизан (его уже нет в живых), рассказывал: группу Федора Верзулова называли семейно-юношеской. И это так: вместе с Федором Тимофеевичем воевала вся семья и в его группе больше всего было подростков.

День 4 февраля 1942 года запомнили все оставшиеся в живых партизаны. В этот день район Красного Камня был заполнен
гит¬леровцами. Они, вооруженные до зубов, с натасканными на че¬ловека овчарками, подобрались со стороны Коккозской долины, спустились с горы Бизюк... Партизаны к этому времени были истощены, — не было продовольствия! — и наиболее уязвимы. Да голод с холодом делали свое дело!
Кровавый бой длился три дня. В один из дней погиб Федор Верзулов, а с ним — все его родные и близкие: жена Мария Афанасьевна, братья Вячеслав и Борис.

На Севастопольском железнодорожном узле учрежден пе¬реходящий мемориальный знак имени машиниста-партизана Ф.Т. Верзулова .


© Михаил Лезинский, 2008
Дата публикации: 2008-05-06 00:42:36
Просмотров: 414 

© Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21002100958

+++                +++++                +++

Грустное повествование, когда на красоту идут войной, то же тут еще сказать.
Но вспомнился фильм"Капитан Корелли" - о том, как истальянцы захватывали греческие острове. Хотя, конечно, там они так не бесчинствовали, даже влюблялись, казались нормальными людьми.
Вероятно, в Крыму было совсем по другому, потому и горько и страшно. И самое главное -конечно гибель людей.
А ведь камни там и предания древние...
С благодарностью
Любовь
Любовь Сушко   05.07.2010 19:18   • 
 +++
Как говорят за праздничным столом , между 5-й и 6-й перерывчик небольшой!Читай , родимая , шестую главу ДОРОГИ НА БАТИЛИМАН . А за пятую огромнейшее гранд мерси!
http://proza.ru/2010/02/10/970
С благодарностью , Дед Мишко .
Михаил Лезинский   06.07.2010 00:54


Рецензии