Часть 11. Преставление Свт. моск. Алексия

Преставление Святителя Алексия


После многих трудов и великих добродетелей, пробыв
24 года на митрополичьей кафедре, пася стадо Христово
апостольски, совершив во славу Божию много знамений и
чудес и достигнув честных седин, о которых Василий Ве-
ликий сказал: «честна седина, постом украшенная», - Свя-
тый «познал свое отхождение от мира сего».
Он пригласил к себе своего духовного сына, Великого
князя Дмитрия Иоанновича, и назидал его в последний
раз своей духовной беседой. Поучая на благочестие: «Сын
мой, - говорил он ему, - вот я отхожу от жития сего, а тебе
оставляю милость Божию, мир и благословение, также
и сыну твоему князю Василию, и всему потомству твоему
на века». Он завещал и о теле своем, которое, по великому
своему смиренномудрию, не повелел хоронить в церкви,
а указал место для этого за алтарем созданной им церкви
Чуда Архистратига Михаила в Чудовом монастыре, где и
жил он не редко в посте и молитве. Затем, совершив в по-
следний раз Божественную литургию и причастившись
Святых Христовых Таин, он помолился о благочестивом
Великом князе, обо всех благоверных князьях и боярах, о
христолюбивом русском воинстве и обо всех православ-
ных христианах. Преподав всем мир и благословение, и
дав случившимся у него последнее целование, сам стал
читать молитвы на исход своей души. Еще молитва была
в устах его и руки были воздеты к небу, когда святая душа
его стала отходить от тела, взлетая на небо, к желаемому
Христу. Так преставился Великий Святитель от времен-
67
ного жития сего в вечность, и пришел туда, куда отходят
все святые. Это было 12 - го февраля 1378 года, в пяток, во
время утреннего пения. Всех лет жития его было 85. [29].
Услышали о преставлении Святого князья и вельможи,
епископы и иноки, и стеклись отовсюду, из разных сто-
рон; все рыдали о лишении доброго пастыря своего и учи-
теля. Пришел и Великий князь с детьми и своим
двоюродным братом, и увидели, что лицо Блаженного све-
тится необычайным светом, и нисколько не похоже на то,
какое обыкновение бывает у мертвых. Великий князь,
вспомнил завещание Святого о теле своем, чтобы не хоро-
нить его в церкви, удивился его глубокому смирению и со-
ветовался об этом с епископами. Все рассудили о Господе,
что не должно честное и святое тело его хоронить вне
церкви, а следует положить его внутри. Так и сделали.
Опрятали тело как следовало, и на одре понесли с над-
гробным пением в созданный им храм Чуда Архистратига
Михаила в Чудовом монастыре, и там, в приделе Благове-
щения Пресвятой Богородицы, предали погребению с по-
добающим песнопением. Великий князь своими руками
опускал в могилу драгоценные останки своего любимого
пастыря, отца и учителя. Епископы и пресвитеры, чувствуя
свое сиротство, проливали обильные слезы о лишении та-
кого первосвятителя. Народ оплакивал своего благодетеля
и наставника, взывая: «увы, какого наставника душам
нашим и крепкого всегда поборника и промысленника мы
лишились! О, святче Божий, ты, питавший нас всегда не-
гиблющею пищею, не забудь и ныне рабов твоих, и помяни
нас в святых своих молитвах, как имеющий великое дерз-
новение пред Богом.
68


Об обретении мощей Святого Алексия
и четырехкратном перенесении их


Когда благоволил Господь прославить Угодника своего,
Святителя Алексия, чтобы не оставались под спудом и в не-
известности многоцелебные его мощи, но чтобы верные
могли притекать к ним и получить от них пользу душев-
ную и телесную, было о них такое промышление от Бога. В
дни благочестивого Великого князя Василия Васильевича
Темного, спустя 60 лет после преставления Святого, когда
престол Российской митропо-лии украшал благочестивый
архипастырь Фотий, случилось, по особому некоторому
таинственному промыслу, что во время божественной ли-
тургии обвалился от ветхости деревянный свод церкви Чуда
АрхистратигаМихаила, созданной самим святителем Алек-
сием. При этом смотрением Божиим не только все бывшие
в церкви остались невредимыми, но и святые иконы все
остались целы и даже прах не коснулся их [30], Великий
князь повелел соорудить новую каменную церковь вместо
деревянной и когда начали копать рвы для основания, то
нашли мощи святителя Алексия совершенно невредимыми,
и даже риз святого не коснулось тление.
Лишь только стало известно об обретении мощей свя-
того, стеклось много народа, пришел Великий князь, и все
князья и вельможи собрались на это чудо. Митрополит
Фотий с епископами и прочим духовенством начал совер-
шать молебное пение, воздавая хвалы Богу и Угоднику его,
святому Алексию. Великий князь усердно благодарил Бога
за явление такой благодати в его время, и все с благогове-
нием прикладывались к Св. мощам. После этого приложена
69
была особенная забота о сооружении церкви, которая
вскоре и была устроена трехэтажная, хотя и поменьше пре-
жней. Но также с приделом Благовещения Пресвятой Бо-
городицы с правой стороны. Когда новая церковь была
окончена, в нее внесли мощи Святителя Алексия с подо-
бающим песнопением, и поставили на правой стороне, в
Благовещенском приделе. Все, приходившие с верою, по-
лучали от них различные исцеления, из
которых одни известны, а другие остались в неизвестности
и ведомы одному Богу. С тех пор уста-
новлено было празднование памяти Святителя Алексия в
день кончины его – 12-го февраля. Блаженный Питирим,
впоследствии епископ Пермский и мученик, а в то время
еще архимандрит, первый написал краткое житие Святи-
теля и украсил память его каноном. Когда же в первый раз
воспели этот канон в Чудовом монастыре, сам Святитель
явился во сне одному из иеромонахов этой обители, и бла-
годарил за это, обещая, что и впредь обитель не оскудеет.
Много лет спустя, при Великом князе Иоанне Василье-
виче и митрополите Геронтии, был в Чудовом монастыре
настоятелем архимандрит Геннадий (с 1473 по 1485 г.), че-
ловек очень благорассудительный и сведущий в Писании.
Имея великую веру к святому Чудотворцу Алексию, он по
тайному вдохновению от Бога построил в Чудовом мона-
стыре храм во имя самого святителя Алексия: он заложил
каменную церковь, с обширной трапезной при ней и мно-
гими палатами наверху и внизу, для помещения братии. По
окончании строительства этой церкви, в нее перенесены
были мощи Святителя Алексия из прежнего храма Чуда Ар-
хистратига Михаила с большим торжеством.
70
Второе торжественное перенесение мощей совершилось
20 - го мая 1686 года, при царях Иоанне и Петре Алексее-
вичах и патриархе Всероссийском Иоакиме. Когда прежняя
церковь, устроенная Геннадием, спустя двести лет, пришла
в ветхость, то бывший тогда настоятель Чудова монастыря
архимандрит Адриан (впоследствиимитрополит Каза-
нский, а потом патриарх Всероссийский) устроил новые
две церкви, обе рядом, под одной кровлей: одну во имя Свя-
тителя Алексия, а другую во имя Благовещения Пресвятые
Богородицы (вместо бывшего придела при Архангельской
церкви, потом упраздненного). Это новое здание, было, вы-
несено почти все за монастырь, и только одной северной
стороной входящей внутрь его. К обеим церквам устроены
большие притворы или трапезы, для помещения народа;
входы же были сделаны снаружи, особый для мужчин – в
Алексеевский храм, и особый для женщин – в Благове-
щенский, ради благочинного предстояния, чтобы приходя-
щие на поклонение честным мощам мужчины и женщины
благоговейно предстояли, каждый пол отдельно. Для бра-
тии внутри того же здания устроена отдельная церковь во
имя св. Апостола Андрея Первозванного, чтобы им можно
было отдельно от мирян слушать все церковные службы.
Дальше, с западной стороны была устроена братская тра-
пеза, для вкушения пищи, и сделали отдельные входы для
братии в церкви и в трапезу изнутри монастыря, чтобы мо-
нашествующие не сталкивались с мирянами, а внимали бы
единому Богу, и пеклись только о своем спасении. Такое
устройство давало возможность иметь монастырские врата
всегда затворенными, согласно преданию святых Отцов и
по чину монастырскому. Чтобы не было безвременного
71
входа в монастырь мирским, и сами монашествующие, пре-
бывая в безмолвии, не выходили бы без времени за мона-
стырские врата. Устав Чудова монастыря был таков, что
три дня в неделю: в понедельник, среду и пятницу, мона-
шествующие отнюдь не выпускались за монастырь, а в
остальные дни позволялось для необходимой потребности
выходить, и то не самовольно, а по разрешению настоятеля,
или кого - либо из начальствующих в монастыре.
Когда церкви были построены, в них перенесены были
многоцелебные мощи Святителя Алексия, и поставлены в
середине под аркой, разделяющей обе церкви. Сами цари,
Иоанн и Петр, с ближайшими сановниками несли раку со
Св. мощами на себе, в присутствии синклита, патриарха и
всего освященного собора, при многолюдном стечении на-
рода. Святейший патриарх сам освятил церковь Святого
Алексия и совершил в ней первую Божественную литур-
гию. С этих пор установлено праздновать 20 - го мая день
обретения честных мощей Святителя Алексия, наравне с
днем памяти его, совершившимся 12 - го февраля.
В 1930 году монастырь был разрушен большевиками,
честные мощи угодника Божия были перенесены в Успен-
ский собор Кремля, где пребывали в алтаре среди других
находившихся здесь предметов из музейных фондов, разу-
меется, без своей серебряной раки – ее разобрали по частям
в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922
году.
В 1947 году, честные мощи святителя Алексия по усерд-
ному прошению священноначалия были возвращены Рус-
ской Православной Церкви. 14 октября того же года, по
благословению Святейшего ПатриархаМосковского и всея
72
Руси Алексия (Симанского), они были перенесены в Бого-
явленский Кафедральный Собор в Елохове для всеобщего
почитания, где и находятся в настоящее время.
73


Рецензии