1. Начало

      "Родительский дом, начало начал..."
      (Из популярной некогда песни, которую поет Лев Лещенко)

      Интересный (для меня) поворот произошел в моем сознании: то я собирался закрывать совсем свою авторскую страницу на Прозе, а теперь вот вдруг решил писать короткие отрывки-мемуары. Видимо, сказался пример одной моей доброй знакомой – бывшей однокурсницы, с которой когда-то вместе, в одной группе начинали учебу в университете…
Решить-то я решил, да вот не знаю, получится ли… Больно уж я неохоч до системной работы, а тут ведь надо всё по порядку вспоминать, да описывать скрупулёзно…
      Впрочем, кто сказал, что обязательно надо? Буду стараться, а там уж как получится. А построены мои мемуары будут по простому принципу – буду рассказывать про то, что изображено на старых фотографиях, которые так или иначе связаны с моей прошлой жизнью.
Бумажных фотографий у меня когда-то было много, потому что я с юности увлекался фотографированием, стал фотолюбителем еще в школе, в старших классах. И теперь люблю щелкать цифровым аппаратом, запечатлевая для себя и друзей всё, что достойно внимания – цветы, животных, явления природы, ну и конечно – людей…
      Итак, приступим!
      На этой самой «древней» фотке я запечатлен в самом центре своей семьи, в её, так сказать, лоне, среди своих брата с сестрой и родителей. Кстати, фотографии такой в натуре у меня нет, она каким-то чудом сохранилась у… моего двоюродного брата, с которым мы не виделись и не общались вообще более сорока лет! И вот, после того, как я встретился со всеми своими двоюродными и дальними родственниками и свойственниками в 2010 году, между нами установилась связь в социальных сетях в Интернете, и тогда-то брат Валерий Афанасьевич Барсуков, сын моей тети Мани, нашел у себя, отсканировал и выставил это фото. А наша, натуральная, давно была утеряна во время многочисленных переездов и разделений семьи…
      Теперь – о семье, в которой я появился на свет, и о наших предках немного…

      Ветвь Петиных генеалогического древа Петиных, Суровецких и иже с ними:
Дедушка Ефим Петин
+
Бабушка Ульяна (Улита) Петина
=
София (Овчинникова)
Александра (Овчинникова)
Василий
Дмитрий
Егор
Наталия (Петина) (это моя мама)
Мария (Барсукова)
Евдокия (Соловых)
------------------

Петина Наталия Ефимовна (1910 - 1994)
+
Петин Анисим Петрович (1910 - 1953) (наш папа)
=
Петина (Пенькина) Александра Анисимовна (1929)
Петин Алексей Анисимович (1934 - 2011)

*

(Дети, ушедшие в мир иной в тяжелые пред- и военные годы: Петины Анастасия, Любовь, Валентина, Петр, Любовь.)

*

Петина (Фатеева) Нина Анисимовна (1943)
Петин Петр Анисимович (1946)
Петин Анатолий Анисимович - (1950) это я.

      На этом фото рядом со мной (а я сижу на высокой такой подставочке) стоит наш средний брат Петя и средняя же сестра (из сестер – младшая) Нина. Мне здесь года два с небольшим. Когда же стукнуло три годика, папы не стало…
Вообще, о происхождении моих родителей, о дедах и бабках, все мы, Петины, знаем не очень много. Я знаю, что поженились папа и мама рано, когда им было по 18 лет, а в 1929 году, в октябре, маме тогда только-только 19 лет исполнилось, она родила свою первую дочку, нашу няню Шуру, дай Бог ей здоровья.
      Время тогда было смутное - коллективизация, всех сельских жителей сгоняли в колхозы, и наши дед с бабушкой, у которых и самих еще были малые дети (моя тетя Дуся только на пять лет старше моей сестры Шуры), мало чем могли помочь молодым. В общем, как бы то ни было, папа и мама после рождения дочери недолго оставались в родном селе. Вихрь сталинизма тогда расшвыривал многих по всей стране. Вот и наши Петины покатились, как курай по осени в степи катится – с края до края окоема, изредка останавливаясь, зацепившись ненадолго за какой-нибудь чахлый куст чилиги…
Пока катились, любить друг друга не переставали… В 1934 году родился у папы и мамы второй ребеночек, сын  Лёня (Алексей). Ну а потом уж такая крутая жизнь пошла, била всех наших нещадно, успевай только уворачиваться (впрочем, кому-то и тогда было неплохо. Даже сейчас многие с тоской вспоминают Сталина)… Семья Петиных скиталась по промышленным новостройкам в восточной части Оренбургской области - в городах Новотроицке, Орске. Жилья своего, конечно, не было, обитали в рабочих бараках. Подрастали дети – Шура и Леня, появлялись на свет Божий новые ребятишки. Всего за десять лет, с 1935-го по 1945 год, родилось в нашей семье шестеро детей, из них выжила и до сих пор здравствует (дай Боже ей здоровья на долгие годы) только одна девочка - Нина. Пятеро - умерли...
      В перерывах между рождениями детей и переездами, иногда работала на производстве и мама. Но главной её заботой всегда были и оставались дети, семья. Ведь детских садов тогда  на стройках никаких не было.
      Когда началась Великая Отечественная, Петины жили в Орске, довольно крупном промышленном центре, в который, как и в другие города Урала, с лета 1941 года начали свозить еще военные заводы, эвакуируемые из центральных районов страны.
      Но до 1941 был еще 1939 год, так называемая Финская кампания или война с белофиннами. На той войне хлебнул порохового дыма и наш отец…
      В 41-м отца воевать уже не взяли, хотя он и просился на фронт, дали бронь по военному заводу. А в конце 42-го порог проходной этого завода переступила и папина любимица, старшая дочка, наша сестра Шура. Ей тогда было всего 13 лет...
      В первом послевоенном году, в 1946-м, мама родила еще одного сыночка, которого назвали в честь дедушки, папиного отца, и в память об умершем братике, - Петей. И ему тоже - многая лета! А в 1950-м посмотреть на свет Божий и обосноваться в нём был послан Творцом и я...
      Уже только в пятидесятые годы всё у Петиных стало понемногу налаживаться. Обосновались в неплохом небольшом городке под Куйбышевом (ныне Самара), папа работал на заводе экскаваторщиком, мама была при папе, домохозяйкой. Шура уже стала совсем взрослой, жила самостоятельно, в начале 50-х уехала в Запорожье и там вышла замуж. В 1953 году, в феврале, у неё родился первый сын - Саша. Вскоре после этого лодка её семейного быта дала течь, и наша няня Шура с грудничком на руках приехала к маме с папой в Новокуйбышевск. Почти сразу же вслед за ними прибыл в городок на Волге и Шурин муж - Николай Фёдорович Пенькин. Они помирились...
      Леня наш, с 14 лет, кажется, еще в Орске или в Новотроицке, точно не знаю, стал учиться в школе ФЗО, работал так же, как и папа, на заводе. То ли за опоздание на работу, то ли еще за какую подобного же рода провинность попал под суд, был осужден, и с тех пор тоже закружила его судьба по городам и весям нашей необъятной Родины. Свою семью ему создать не удалось. Сейчас Алексей Анисимович Петин живет (и дай Бог ему еще жить да жить) в Одессе, в маленькой однокомнатной квартирке-"малосемейке"…
(Увы, но в декабре 2011 года наш Леня отдал Богу душу. Об этом - в моей новелле "Послеотпускное".)


Рецензии
Толя, как я рада, что взялся ты писать эти "мемуары", а проще - воспоминания о времени и о себе. Пишешь прекрасно ведь, даже в этом рассказе вышиб у меня слезу (никогда не догадаешься на какой фразе меня шибануло прямо...). Все прочту, и в ближайшие дни. Сегодня же больше не могу, хотя так и подмывает сразу в студенческие годы "заглянуть", но нет, надо по порядку... Однако у меня на завтра срочная работа, а я только вернулась с заседания дис.совета. Тебе, кстати, огромный привет от Вити Белика, он ведь тоже д.б.н. стал, только он орнитолог, и зав кафедрой в РПИ, и член нашего совета.

Ольга Безуглова   30.03.2012 21:28     Заявить о нарушении
Оля, как я рад тебе! Так и знал, что ты первая откликнешься на мои "мемуары" (другой-то подходящей рубрики не в настройках. Прозы.). Сам-то я это обозначил как подписи к фотографиям (см. Введение)... :-)
За огромный привет от Вити Белика - огромное спасибо! и Ему тоже - пребольшущий привет!
Спасибо за отклики, большое-пребольшое. Заранее предупреждаю, про студенческие годы - ничего особенного у меня нет... :-)

Анатолий Петин   31.03.2012 02:37   Заявить о нарушении
А "шибануло" - наверное, на эпиграфе... :-)

Анатолий Петин   31.03.2012 03:00   Заявить о нарушении
Нет, конечно! Песня эта хорошая, но слышанная-переслышанная, поэтому шибануть никак не может. Вот эта фраза: "А в 1950-м посмотреть на свет Божий и обосноваться в нём был послан Творцом и я..."...

Ольга Безуглова   31.03.2012 07:42   Заявить о нарушении
Обязательно передам! Приглашал он меня на встречу, в этом же году 40 лет, как разлетелись мы из стен университета, и биологи организуют встречу в мае. А я сказала, что мы, почвоведы хотим в июне собраться, и упомянула, что может быть и ты сможешь приехать. И он сказал, что хорошо тебя помнит, и просил передать привет... Он, кстати, как и ты, с бородой, только у него поменьше она :-)

Ольга Безуглова   31.03.2012 07:47   Заявить о нарушении
Да, я посмотрел уже его на сайте. И вспомнил, что мы с тобой уже о Викторе переписывались, потому что его фото это я видел уже. :-)))

Анатолий Петин   31.03.2012 11:30   Заявить о нарушении
Спасибо за замечание о фразе...

Анатолий Петин   31.03.2012 11:32   Заявить о нарушении