8. Закон тундры или Великий Юкагир

                АБДУЛКАДИР ИЛИ АЛЁШКА РЕЗАЕВ

В командировочном у Максима Кучаева конечным пунктом значилось : «прииск Весенний» , а у водителя в путевом листе - « Дальний » .
Владимир Матвеевич Кравченко , « называйте меня Володей! » , покрутил в руках командировочное удостоверение и сплюнул,
- Какой олух царя небесного это писал ?!
- В редакции , но консультировались - то на автобазе Зеленый Мыс ! - встал на защиту редакции Кучаев , - сказали : все машины пойдут на «Весенний» , и только на « Весенний » .
Кравченко взрывается.
- Закачу грандиозный скандал , если и меня туда пошлют ! Это ж дополнительно еще триста километров!
- Бензина не хватит !
- Бензином хоть залейся , а только предупреждать надо . Я бы харчей приготовил , жену предупредил . Она , знаете , у меня какая ! До минуты высчитывает путь . А тут не минутами пахнет , - сутками !
Под светом фар серебрились снежинки , где-то впереди чернели холодные сопки Чукотки , так похожие на низкорослые горы Крыма . Машина свернула на боковую дорогу , оставляя билибинскую трассу ...

Тяжелая дорога ! Кравченко то и дело переключает рычаги , выбирая оптимальную скорость . Но , несмотря на его старания , Максима Кучаева бросает со стороны в сторону . Приходится держаться за поручни , чтобы не « поцеловать » лобовое стекло .
Володя Кравченко хитровато улыбается , наблюдая за усилиями журналиста устроиться поудобней . Успокаивает :
- Выдержите эту трясучку, ничего вам больше в жизни будет не страшно . А будете в газету писать , не забудьте упомянуть о геройских действиях шоферов, и о безалаберности начальства ...

В диспетчерской повертели путевку Кравченко и несмотря на то , что там было написано «Дальний» , сказали , как отрубили :
- Поедете на «Весенний». Сказано было вашим, чтобы снаряжали машины только на
 « Весенний ». В игрушки , что ли , там у вас играются ! И не делайте кислую физиономию ! Поедете как миленький!
Кравченко со своим шершавым подбородком приткнулся к уху Кучаева , зашептал :
- Скажите , вам необходимо быть на « Дальнем»! Скажите , что эту машину специально выделили для вас! Вы же не были на « Дальнем » ? Стукнете по этому диспетчеру красной книжечкой . А , Леонидыч ? « Дальний » - новая золотоносная шахта . Увидите прииск в зародыше , - продолжал нашептывать Кравченко , - поговорите с представителем БГОКа ! (Билибинский горно-обогатительный комбинат - М. Л.)
Перед поездкой редактор предупредил Кучаева : портить отношения с шоферами - последнее дело! «Молчи , слушай, запоминай и изредка записывай! А встревать в их дела - ни-ни ! »
- Сейчас переговорю , - мотнул головою Кучаев .
Представитель золотоносных приисков был великий дока , и решил мудро : связываться с газетчиками, что против ветра плеваться!
- Хорошо ! - прочитал в редакционном удостоверении фамилию. – Хорошо , товарищ Кучаев . Иду навстречу лично вам , товарищ Кучаев . На «Весенний» поедете следующим рейсом , а сейчас повезёте взрывчатку на « Дальний »...

В лице водителя Владимира Кравченко Кучаев приобрел себе , если не друга , то товарища и союзника .
- После рейса — прошу в гости! Бутылка , считайте , на столе ! Уж расстарается , моя Валюха ...
У самого выезда к «Дальнему» , остановились . Множество машин стояло у выезда . Водители толпились кучкой , курили , обсуждали дальнейшее свое передвижение . Все сходились на том , что дорога - дрек!
К машине Кравченко подошел парень . Красивый парень восточного типа .
- Здорово , Володька , - он подал руку Кравченко и покосился на Кучаева , трасса накатанная . Только наледь встречается , так ты в нее не въезжай . Въедешь - дело дохлое . А это кто с тобою ? - он снова недобро посмотрел на Кучаева .
Максим Кучаев хоть и не расслышал слов , но уловил сразу - разговор о нём , а , когда взгляды случайно встречаются , поспешно отворачивается в сторону . Будто сказать хочет : ты меня не знаешь , а я тебя и знать не хочу!
- Корреспондент. Из «Колымки», - пояснил Кравченко.
- Так я и думал! - усмехнулся парень и отвернулся в сторону. - Ты , Володька , подскажи этому корреспонденту из « Колымки » , чтобы как следует пропесочил наших дорожников .
- Подскажу !
Нет , тут явно что-то есть ; не хочет этот водила вести с Кучаевым разговор !..

Уставшие Кравченко и Кучаев ехали молча . И вдруг Кравченко , - вроде бы ни с того, ни с сего! - сказал улыбнувшись :
- Знаете , Леонидыч , как зовут парня ?!
- Какого ?
- Ну , того , который косяки на вас кидал!
- Ага! - и Кравченко это заметил . Значит , не показалось Кучаеву , - этот , которого вы Алешкой называли .
- Как бы не так ! Это мы его так зовем. А настоящее его имя... Тьфу, черт, язык сломаешь! Абдулкадиром  его зовут.
- Абдулкадир , - попробовал на язык имя Кучаев. - Абдулкадир ... Где-то я уже слышал это имя .
- Возможно . Поселок наш маленький, все друг дружку знают.
- Абдулкадир ...
- Ну да , Абдулкадир . Но никак не привыкнем : Алешка да Алешка. Должно быть , обидно парню , что его перекрестили . Но мы же не со зла . Верно , Леонидыч ?
- Верно .
- Я к тому клоню , Леонидыч , чтобы вы прописали о нем в газете . Неуж , не заслуживает ?
- Абдулкадир ... Абдулкадир ... Память дырявой становится. Совсем недавно я слышал это имя . Нет , не вспомню!..

Дальняя дорога располагает к разговорам . Да и после того , как Кучаев помог Кравченко избежать поездки на « Весенний », водитель стал разговорчивее... Рассказал о своей жене Валюхе , о двух своих детях , которых он приобрел вместе с женою ...
- От меня , Леонидыч , детей быть не может . Третьего хотели - не получается. Так что , Валюхе я даже благодарен , что она с таким приданным .
- Дети папой зовут ?
- А то как же! - кустистые брови Кравченко поползли вверх. - А то как же ! Я и есть им отец !
- Первая она у тебя!
- Так уж и первая ! - Володя рассмеялся . - Ох и настырный вы народ , журналисты ! Так и быть , доложу в подробностях . Не для печати , конечно! - Кравченко строго посмотрел на Кучаева , - все , что услышите , могила !
Кучаев улыбнулся.
- Чтоб мне провалиться на этом месте ! Чтоб мне ботинки тесными стали! Что б мне…
- Нет, я серьезно , Леонидыч !
- И я серьёзно , Володя . Клянусь , никогда и нигде не употреблю ни одного слова во вред тебе.
Володя рассмеялся.
- Если роман напишите, то , пожалуйста , расписывайте на всю катушку . А в газету вставлять не надо. Договорились ? Леонидыч , вы Абдулкадира помните ?.. Ну, Лешку ?
- А как же !
- Так моей первой была его жена.
- Жена ?
- Ага. Но об этом я не знал тогда . Был я в командировке в Казани , и в одном ресторане познакомился с девушкой ... Что вы на меня так смотрите , Леонидыч ?! А-а , понимаю , по моему рассказу выходит , что я алкаш какой ! Сразу поясняю , чтобы недоразумений не было - пью в меру, за рулем себе не позволяю , а в отпуске или в командировке бывает и позволишь себе лишнее ... Сейчас я вообще редко к растреклятой прикасаюсь - натерпелась в прошлом Валюха от алкаша ! Терпеть пьяных не может женушка моя разьединственная ... Так вот, увидел я в том ресторане девушку татарского происхождения ... Красоты, замечу, необыкновенной . Как выяснилось потом, студентка, на юридическом учится. Насимой ее звали. Насима Нуршина.
- Насимой ? ! Ты говорил , что  жену Валюхой зовут ?!
- Встрепенулись то что !?.. Валюха – вторая жена , а Насима была первой
- Нет, нет, я …
Слышал это имя Максим Кучаев ! Не мог не слышать! И , от Сергея Гаранина слышал , и от Семёна Курилова …
- Продолжай , Володя ! Действительно , хоть в роман вставляй !
- Ну, выпили мы , то да сё... Проснулся в ее постели - в общежитии она жила ... До сих пор удивляюсь , как она меня , в драбадан пьяного, мимо коменданта провела ?! Короче , просыпаюсь , а Насима вся в слезах - невинности я ее лишил . Н-да ...
- Как - невинности ?! - встрепенулся Кучаев , - ты ж , вы ж говорили , - женой она была Абдулкадира ?
- Была . Но в паспорте у нее печати не было . А Абдулкадир промышлял на своем « газоне » где-то в горах ... Она и сейчас старается услать его работать куда подальше . В прошлом году Лёшка Резаев весь зимник в Певеке провел !.. Н-да ... Так насчет невинности: слепому видно - лапшу мне на уши вешала !.. Но, поверил я тогда . Это сейчас я шибко умный , н-да ! «Успокойся, говорю , Насимочка , не насильник я какой . Женюсь на тебе , если ты , конечно , пойдешь за простого шоферюгу ».
« Жить-то на что будем ?» - всхлипывает Насима . Тогда я ей и сказал , что на Зеленом Мысу моя сберкнижка лопается от вкладов ... Дело было устаканено ...

У Анюйска машина остановилась .
- Обед ! - скомандовал Кравченко.
Был ли это обед , или - полдник , или - ужин ? Поди разберись ! В рейсе по часам не ориентируются . Желудок - вот кто подает сигналы к остановкам.
Кравченко отвернул крышку термоса , себе налил в аллюминиевую кружку, Кучаеву - в крышку от термоса .
- Подкрепимся , Леонидыч ! Может , вы что-нибудь погорячее хотите ? Спиртяжки вам налить? Не за рулем же!
- Что вы , Володя! - отказался Кучаев. - Уж потерпим до обещанной бутылки . Посмотрим , что там Валюха сообразит!
- Потерпим ,- засмеялся Кравченко,—и неожиданно, без всякого перехода, добавил , - люблю я свою Валюху . И с ужасом думаю, что было бы со мною, если б остался жить с той ?!
- С Насимой Нуршиной? - подсказал Кучаев.
- С ней самой. У меня комната была на Зеленом Мысу и стали мы с Насимой жить-поживать и детишек ждать.
- Постой, ты ж говорил...
- Что замужем оказалась Насима?.. Говорил. За Лешкой Резаевым . Только не расписаны они тогда были . Но все равно, муж он ей был . Самый настоящий... Да, так я о чем? Вот я и говорю , стали мы жить-поживать и детишек ждать . Не дождались . Может быть , были бы детишки, так по другому сложилась бы жизнь... Нет, не сложилась бы ! Приехал однажды с рейса , а из ее постели... Из нашей постели выскочил шоферюга . В подштанниках . Н-да...
Максим покосился на пудовые кулаки Кравченко.
- Нет, нет, не тронул я его. За что? Сучка не захочет, кобель не вскочит!.. Оденься , говорю , нежным французом прикинулся , оденься, говорю, дружок, а то простынешь . Н-да ...
- Разошлись?
- Тогда не разошлись. Любил же я её . У меня так получается: женюсь - не люблю , а потом привязываюсь , что ли... Вот и с Валюхой так - жизни без нее не мыслю . И с той тоже так было... Все оправдание ей находил . Думал - случайность . Может , обманул тот шоферюга её , горы ей пообещал золотые ? На золотишко Насима падкая. На золотишко да на денежки ! Н - да ... но я оправдывал , пытался ее
оправдать . Мало ли какие казусы подкидывает жизнь ! А наш брат на расправу скор - поспешит, а потом расплачивается всю жизнь ... Н-да... Но с того дня стало мне в рейсах беспокойно . И к подначкам , а шоферня мастера на это дело , чувствительным стал. Вам интересно это слушать , Леонидыч?
- Очень , - искренне ответил Кучаев,— только вы, Володя, не переживай , не переживайте задним числом - вишь, губы все понскусал . Слушаю я внимательно , слушаю…
- В Погындино , в столовке однажды с шоферней раздавили пару бутылок , а после принятия разговоры завели . Обычные. О женщинах. Я возьми и тоже вклинься. Будто бабаед я какой записной . И женщин я имел раз-два и обчелся. а туда же ! Говорю : « А у меня бабец на всю Колыму разъединственная , что тебе на кухне , что - в постели » Один разбитной малый рассмеялся и говорит : «Правильно мыслишь , братишка молочный., согласен с тобою на все сто процентов, лучше твоей жены в постели не встречал ... » Обьгчная шутка? Согласен. Злая , но шутка. Раньше бы я как шутку и воспринял.. . Эх, да что там говорить! Кто только с нею не переспал! А муж всегда узнает ой этом последним... Н-да...
- Где она сейчас ? Встречаетесь ?
- Где же ей быть? — удивился Кравченко. - От длинного рубля она не уедет. На Зеленом и живет. Заочно институт окончила. Юристом работает.
- Замужем ?
- Так я ж вам говорил, Лешка Резаев ее муж. Когда мы с нею разбежались , вызвала она своего Абдулкадира из Казани , повинилась перед ним... Простил. А зря ! Извелся с нею Лешка Резаев ...
- Что - продолжает?
- Не останавливалась. Сейчас повадилась Насима ходить к одному писателю местному ... Нет, фамилии его не помню, но говорят , пишет неплохо... Так вот Насима сейчас этому писателю мозги полоскает ...

И тут какая-то шестерня повернулась в кучаевской голове: да он же знакомился с этой Насимой на квартире юкагирского писателя и сотрудника «Колымки» Семена Курилова ! ..

А было так: Максим Кучаев возвратился из очередной командировки и ему необходимо было согласовать перевод куриловского рассказа , который шёл в номер. В его квартире он и застал эту женщину. Она нисколько не смутилась , увидев незнакомого человека , сверкнула глазками-черносливками , улыбнулась приветливо, - Кучаев тогда отметил про себя, что такая улыбка может быть только у безгрешного человека или ребенка! - протянула руку.
- Насима Нуршина.
И тут же шмыгнула в дверь . Не выскочила, не выбежала , не вышла , а именно , вышмыгнула в темь бесшумно . Была и нет её !

- Я люблю эту женщину, Максим , и я тебе говорил о ней - сказал Семен , хотя Кучаев его ни о чем не спрашивал , я очень люблю эту женщину , Максим , и мы , наверно, поженимся. Она красивая и смелая женщина и ее не смущает, что у меня трое детей ...

Шестерня в кучаевской голове сделала полный оборот, Теперь он наверняка знал , что та Насима в квартире Курилова и та , о какой рассказывает Кравченко, одно н то же лицо.

- Это же удар по Семёну !
- Что вы сказали , Леонидыч ?
Кучаев не заметил, что начал мыслить вслух.
- Так, ничего ...

Продолжение следует   

+++                +++++                +++


Рецензия на «8. Закон тундры или Великий Юкагир» (Михаил Лезинский)

Ну вот, остановился на самом интересном месте! Давай сноску дальше, а то запутаюсь. Героев многовато. Давно написано? Сравниваю нынешний стиль и этот - разницу вижу и в композиции тоже. Потом скажу, какую. Жду !
Людмила Волкова   31.10.2010 22:00   •   
+++
ВОТ ОНА 9-я глава перед твоим ясным , а моим затуманенным взором .Вчера вновь под капельницей лежал половину дня .Называется сие мероприятие ОДНОДНЕВНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ .
http://proza.ru/2009/10/11/87
Михаил Лезинский   01.11.2010 10:01   
+++
Сколько в жизни всего намешано-перемешано, но без ярких женщин жилось бы скучновато. Насима как раз из таких.
Татьяна Алейникова   28.10.2010 09:30   •   
+++
Эта глава мужская получилась. Хотя тень женщины здесь тоже, конечно, есть. Запах времени очень чувствуется. И ответ на вопрос, о чем говорят мужчины, когда остаются одни. А как иначе мы можем все представить?
Была издана куча "произвеодственных" романов, а вот чтобы там был человек и жизнь - таких произведений так мало. У Вас люди остаются людьми, а не гайками и шурупами, не единицами народонаселения.
Ваша Люба
Любовь Сушко   30.03.2010 07:12   •   
+++
Жду ночи , разлюбезнейшая Любаша , чтобы выставить новую главу . Спасибо вам , родная , что читаете меня , - вещи , написанные ещё в прошлом веке .
Завсегда с вами , Дед Миха .
Михаил Лезинский   30.03.2010 18:36   
+++
Но ведь это и наша жизнь тоже. Моего любимого папы, героического дедушки, он у меня Прагу освобождал, десантник и разведчик был из польских панов. Очень люблю ту атмосферу вопреки всему, что там было застойного - но жизнь была хорошей...
Ваша Люба
Любовь Сушко   30.03.2010 18:48   
+++
А мой отец погиб под Смоленском в 1942 году . В штрафном батальоне .
Я ему и матери , - вечной вдове , умершей в Израиле ! - посвятил мемуарный роман , полное название которого " ЕСЛИ Б ИЗ МЕНЯ НЕ ВЫШЕЛ ПИСАТЕЛЬ , СТАЛ БЫ УГОЛОВНИКОМ" .
Я вас ещё выведу на этот роман .
Завсегда с вами , Дед Михайло .
Михаил Лезинский   30.03.2010 19:04


Рецензии
Всякое в жизни случается! Не всем удаётся быть верным одному человеку на всю жизнь, но к этому надо стремиться!

Елена Воскресенская   04.06.2012 14:21     Заявить о нарушении
Это точно , сам грешен . И неоднократно!Годы мне подствили ножку на сексуальных жизненных поворотах .
Читайте дальше , сударыня !

Михаил Лезинский   05.06.2012 11:45   Заявить о нарушении