КинОкрошка. Казачья быль, или Гусарова баллада

КинОкрошка


Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



Хочу, друзья, вам рассказать о мастере, который так… незнаменит. Но которого никто не заменит... Хотя он, слава Богу, жив и, не слава Богу, молчит вот уж лет 15-ть.



И всё-таки «Гусарова баллада»

Николай Гусаров. Ась? Не слыхали? Вот и я тоже. Хотя видел и знал давным-давно. И не только как режиссера. Поэтому не скажу, что открыл его впервые вот только вот. Уж много лет прошло, как, посмотрев «Дикое поле», я долгонамеренно и целенаправленно искал этот исторический боевик про запорожцев XVI века. А по ходу поисков успел поиметь знакомство с продолжением - «Казачьей былью». Потом оказалось, что когда-то видел и другие лихие гусаровские исторические были\небыли: «Тайна Золотой горы», «Семён Дежнев». Составив сию горку и сопоставив ее с кучками других, я и спроси: а не является сей Николай нашим главным кино-гусаром в жанре авантюрной истории?

Коля-Коля, Николай, сиди дома - не гуляй...
 
И вот ведь абзац: по нехитрой «совковой» аналогии на ум сразу «постучался» самый знаменитый кино-румын Николаеску: «Даки», «Битва за Рим», «Михай Храбрый», «Прерия», «Приключения на берегах Онтарио» и, разумеется, детективный цикл о комиссаре Микловане… Разница в том лишь, что второй заслуженно и круто «пропиарен в мире еще с 1960-х, а наш плотно и несправедливо «задвинут… всегда».
 
Конечно, дело вкуса, но, по мне, от большинства фильмов Гусарова просто невозможно оторваться. И дело не только в редкостном жанровом разнообразии (порою, и в рамках одной картины сложно сориентироваться, а куда же всё это отнести?). И даже не в исключительно сильной ансамблевой компоненте, великолепном исполнительстве и правдивости характеров…
 
Мне думается, особенно, силён Николай Николаевич там, где никем из наших уж точно не обойдён. Я бы окрестил это ТАМ «бытовым абсурдизмом». Вопрос, однако: а как это выразить в формате типового определения? В том и трудность: «терминологизировать… абсурд»?! Если коротко: чистая дурь и абсолютная чушь, об которую в жизни спотыкаешься на каждом шагу, но именно на экране достоверное ее воспроизведение и вызывает рёв восторга с фонтаном угара. Поскольку только в таком виде сиюминутные нелепости моментально опрокидываются в вечность. Нелепости эти парадоксальны и они же стереотипичны (народны после премьеры), и они у Гусарова повсюду: в неуловимой ритмике речи, в неповторимом рисунке жеста, в непредсказуемой параболе «походняка» (потом все «не» отпадают, входя в обиход). Казусы мимические и интонационные, фольклорные и ситуационные… Описанию сие не поддаётся, ибо надо пронаблюдать хотя бы раз. Вполне возможно, по таким находкам Николай Гусаров непревзойденный ас, по крайней мере, «в своём Отечестве».

Характерно, что все его актеры играют на пределе, а некоторые, может быть, достигли именно здесь высшей планки, до которой потом и не дали, бедным, добраться. Например, я с удивлением заново открыл для себя замечательного Алексея Булдакова, затёртого после 1990-х в какчестве  пьяного генерала. У Гусарова молодой и крепкий Булдаков не раз блеснул в очень серьёзном материале. Чего стоит великий мореход Семён Дежнёв! То же самое могу сказать о Валентине Голубенко и Викторе Григорюке. Ни у кого другого этим блестящим артистам не дали реализовать свой щедрый эксцентрический багаж с таким размахом, как в кино ННГ.

Николай Николаевич очень бережливо, заботливо и по-хорошему привязчиво относится к своей «труппе», в отношении которой так и напрашивается слово «постоянная». Действительно, некоторые выдающиеся лицедеи на долгие годы стали волонтерами, а потом и ветеранами «гусарского полка».

Вот навскидку. Если я не ошибся в подсчёте, Юрий Назаров занят был на главных ролях 7 раз (и для него это ПЛАНЕТА, а он для неё ГЛАВНЫЙ СПУТНИК)), Геннадий Юхтин снимался в 5 лентах, Валентин Голубенко – в 4-х, Виктор Григорюк - в 4-х. Неоднократно «призывались в гусары»  уже помянутый Алексей Булдаков, равно как Иван Краско, Сергей Тезов, Тамара Сёмина, Олег Агафонов, Николай Шевкуненко, Олег Корчиков, Владимир Антоник, Леонид Неведомский, Виктор Мамаев, Болот Бейшеналиев, Ментай Утепбергенов, Олег Мокшанцев… И вряд ли ошибусь, сказав: для многих это были лучшие, во всяком случае, ярко неожиданные, не типажные образы с благодатным, урожайным, сюрпризно-обширным полем для реализации никем дотоле невостребованного и, к сожалению, не замечавшегося потенциала.

Более того, сам режиссёр в игровом амплуа (чаще всего, эпизодника), исключительно органичен, стопроцентно вписываясь, оживляя и освежая любой фон своим тонко шутейным, но не карнавальным, остро житейским, но не лубочным скоморошеством! 

Фильмы Николая Гусарова очень интересно смотреть. И это принципиально важно, потому как большая разница: смотреть с естественным интересом или «хавать» напряженно, как это случается при использовании авторами ненатуральных «детективно-интрижных» уловок. У Гусарова - просто интересно, занимательно, оттого что правдиво и умно. Почему так? Во-первых, опыт – сын ошибок трудных: режиссером-то стал в сорок! И, безусловно, природа, а это всё-таки первое!



Коротенький экскурс в фильмографию

Не на шутку увлекшись творчеством режиссера Гусарова, я приобрёл практически все его фильмы, кроме одного («Тем, кто остается жить», 1982 - о строительстве «Уралмаша» и его легендарном директоре Александре Банникове).

Полагаю, для очерка о герое совсем нелишне вкратце пробежаться по его детищам.


«На берегу большой реки»,  Свердловская киностудия (1980)

Сценаристы Вера Кудрявцева, Владимир Лобанов, оператор Владимир Макеранец, композитор Константин Баташов, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Ольга Сирина, Владимир Каширин, Олег Мокшанцев, Николай Лавров, Любовь Реймер, Ирина Савина, Анатолий Низовцев, Яна Аршавская, Инна Ноздрачева, Виктория Тур, Оксана Тур, Андрей Шейдин, Валентина Владимирова и др.

Непростая картина, снятая по мотивам рассказа Бориса Лапина «Разноцветье-разнотравье», стала не только мощным режиссёрским дебютом, она, буквально, объёмно выламывалась из рамочно-узкого и вяло-текущего контекста производственной мелодрамы.

Лапинский рассказ повествовал о подлинной трагедии, случившейся в Сибири, когда на катере во время речного шторма погибли люди, а дети долго-долго ждали в детском садике их возвращения. Главная героиня фильма, по профессии сварщица, временно назначенная «хозяйкой детского дома», видя детское горе, жертвует личной жизнью и даже любовью, беря на воспитание троих сирот. Ее мужчина, внешне очень сильный и надёжный, не понимает этого поступка. И Настя посвящает себя сиротам, добиваясь их усыновления. Что ждёт юную мать-одиночку после столь «безумного решения»? Впрочем, давайте попробуем не забыть, что 1980-м это не было ни безумием, ни кошмаром…

Критика, в целом, благожелательно оценила нетипичность режиссёрского подхода, но пожурила за то же. Воспроизвожу цитату:

«Создатели фильма как бы избегают обострения ситуаций, из-за этого обесцениваются даже удачно найденные детали. Отец одной из девочек, Леночки, много лет назад бросивший семью и никогда даже не видевший дочь, приезжает и тайно ее похищает (почему, кстати?). Леночка боится его и, когда, наконец, видит Настю, бежит к ней с криком: «Мама, мамочка!» Сцена сама по себе очень трогательная, но как бы возросло ее значение, будь раньше показан хоть один момент борьбы Насти за любовь детей! Как раз в тех случаях, когда очень бы нужен крупный план, когда его ждешь с нетерпением, оператор не приближает камеру к героям, а отдаляет ее. За двумя близняшками-сиротами приезжает тетя из Краснодара. Их уводят. Прибегают трое оставшихся детей: «А куда от нас Вову с Валей повели?!» Камера резко отодвигается, мы видим лишь силуэты детей в дверном проеме. Характерна реплика тети из Краснодара. Она, как бы сама смущаясь своей невозмутимости, поясняет: «И слез-то нет, чтобы поплакать, все выплакано уже». В том-то и дело: все выплакано когда-то раньше, а на экране уже не сами события, а их результат, люди, выплеснувшие свои чувства прежде, чем появиться перед нами... Сама жизнь дала авторам материал, который не может не волновать. Их заслуга в том, что они ощутили не только трогающий сердце драматизм этого материала, но и силу воспитательного воздействия случившегося. Поэтому видя и определенные просчеты, все же нельзя не испытывать благодарности к авторам за те лучшие мгновения в фильме, когда мы сердцем ощутили добрые, благородные, возвышающие чувства, помогающие человеку стать чище и лучше. Первый шаг в творчестве, сделанный режиссером Н. Гусаровым и актрисой О. Бобылевой, сыгравшей Настю, вызывает уважение к молодым художникам, вступившим в искусство с душой, открытой добру».
О. Солоухина, «Советский экран» № 16, август 1981 года.

Строго, сурово… Справедливо? Не отповедь, не разнос, но и не дифирамб. На днях (и 30 лет спустя) увидел я этот фильм. И как раз то, что было причтено к недостаткам, теперь вызывает иное определение: нестандартный взгляд. И понимаешь, что 40-летний режиссёр делал это не по отсутствию опыта, а нарочно и вопреки. Ведь нет ничего проще, как крупным планом со слезливым разливом добиться чисто мелодраматического эффекта. Истинно драматического воздействия и долгого послевкусия можно достичь, если обойдешься без дешевых приёмов, условных схем и отработанных трюков. Гусаров на риск пошел, обошёлся без… Минуло 32 года, сменился строй, «упразднили» его ценности, отформатировали вкусы, а картина Сильна. И Смотрится! И Впечатляет. И ты глубоко сопереживаешь вечному, в пику всем этим раскритикованным частностям! Ибо - настоящая Драма. А, значит, режиссёр не ошибся в расчёте, когда шёл на неблагодарный, на ту пору, эксперимент! Потому что его план получился отнюдь не мелким, а Крупным. Просто Большое видится на расстоянии, в том числе – Лет! И как ведь видится!



«Семен Дежнев», Свердловская киностудия (1983).

Сценарист Ярослав Филиппов, оператор Владимир Макеранец, композитор Алексей Муравлёв, художник Борис Добровольский.

В ролях: Алексей Булдаков, Леонид Неведомский, Виктор Григорюк, Иван Краско, Маргарита Борисова, Ольга Сирина, Олег Корчиков, Николай Гусаров, Степан Емельянов, Геннадий Юхтин, Болот Бейшеналиев и др.

Тут уж само название за себя говорит. Про Булдакова и Григорюка (ну, просто обалденный сибирский «гнилой разбойничек») уже сказано. Добавлю лишь, накушавшись за прошедшие годы продукции «за историю»: эта не устарела, более того - встречается на едином дыхании. А кой-какие ляпы (например, слово «нормально» из уст Дежнёва в 1640-е на улочке Якутска)… от этого куда? Тем более на фоне «речевого беспредела прочих»…


«Тайна Золотой горы», Свердловская киностудия (1985).

Сценарист Борис Лобков, оператор Рудольф Мещерягин, композитор Роберт Газизов.

В ролях: Александр Новиков, Геннадий Юхтин, Олег Афанасьев, Виктор Мамаев, Марина Яковлева, Василий Бочкарёв, Станислав Чекан, Анатолий Лосев, Виктор Антонов и др.

Сюжет довольно залихватский, но база вполне конкретная: открытие крепостным рудознатцем Михайло Волковым залежей каменного угля в ходе остросюжетной экспедиции с подключением немецкого геолога Нагеля, татей и т.д. 

Конечно, заявленная притяжка к реальному основоположнику нашей промышленности М. Волкову (при уже состоявшихся династиях Демидовых и Строгановых) довольно условна. А вот в сугубо занимательном ракурсе фильм что надо! Не то, что бы здесь такая уж особо острая любовь к Руси (туповато медведистый герой № 2 – не лучшая иллюстрация к теме), но - добротный боевик в духе отечественного «золотоискательства». Позднейшей пошлостью, кретинизмом, невежеством и ксенфобией «исторического боевика» тут еще не попахивает. Отчего, и по прошествии стольких годков, смотрится с изрядной ностальгией и хорошей иронией. Но уж никак не серьёзно. Да, собственно, тот странный жанр, в коем делалось такое кино, на солидное великоумие и не претендовал. Лучше так, чем, «как всегда», то есть – теперь.
«Кино-Театр.Ру», 9.09.2010 13:25




«Покушение на ГОЭЛРО»,  к/ст по заказу Гостелерадио СССР, 3 серии (1986).

Сценарист Владислав Романов, оператор Борис Шапиро, композитор Эдуард Артемьев.

В ролях: Юрий Назаров, Родион Нахапетов, Александр Михайлов, Анна Каменкова, Георгий Юматов, Валерий Баринов, Геннадий Юхтин, Игорь Ледогоров, Алексей Булдаков, Светлана Рябова, Альгимантас Масюлис, Антанас Барчас, Валерий Захарьев, Гедиминас Гирдвайнис, Любовь Полищук, Вера Глаголева, Виктор Мамаев, Петр Зайченко, Александр Лебедев, Олег Афанасьев, Юрий Малашин и др.

Этот мини-сериал о ЧК (экранизация документальной книги А. Полякова: 1932 год, Урал) и диверсантских операциях в начальный период индустриализации, сделан настолько ярко, остро, неформально, блёстко, филигранно, что невольно выстреливают параллели с редчайшими аналогами, к коим я бы отнёс трёхсерийник «Чёрный треугольник» великого романтика Сергея Тарасова (еще одного из моих излюбленных режиссёров - в чем-то «двойника» Гусарова по полижанрию, в том числе любви к рыцарской и экстремальной тематике, по необычности, притягательности, общей ауре особо сильного, мужского покроя и, так уж значится, некоей полу-признанности:  «Стрелы Робин Гуда», «Встреча на далёком меридиане», «Антарктическая повесть», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Перехват», «Черная стрела», «Рыцарский замок»…).

Молчу о созвездии занятых мэтров. Самые лучшие, не погнушавшись эпизодами, убежден, не проиграли, достигнув гениальности, как тот же Геннадий Юхтин в роли малодушного лицемера, подлеца и предателя. Во всяком случае, минутная дворовая сценка, где его «заслуженного пролетария» колбасит от ужаса перед разоблачением… - ну, право, не знаю, с кем/чем ещё сравнить этот процесс падения и саморазоблачения гниды…



«Команда 33»,  Свердловская киностудия (1987).

Сценаристы Валерий Зеленский, Валентин Черных, Альберт Лиханов, оператор Георгий Майер, композитор Алексей Могилевский, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Юрий Назаров, Александр Рахленко, Сергей Тезов, Олег Мокшанцев, Алексей Рождественский, Сергей Созинов, Геннадий Сидоров, Сергей Пожогин, Валерий Немешаев, Владимир Белоусов, Милена Тонтегоде, Валерий Храмцов, Виктор Григорюк, Александр Новиков, Владимир Фирсов, Александр Коданев, Вячеслав Белоусов, Татьяна Назарова и др.

Лучшего фильма по остроумию, лёгкости, непосредственности, простоте и, одновременно, проблемной глубоководности - моральные ребусы для «бойцов» и бойцов Советской армии накануне ее ликвидации - не упомню. Тот случай, когда впору пригвоздить: чего ж, когда следовало-то, не прислушались?

 
…Ну, а потом Советский экран накрыла волна так называемого коммерческого кинематографа, фильмы штамповались со скоростью плетёных корзин и войлочных тапочек. Николай Гусаров, судя по всему, угодил в эпицентр китчевого ширпотреба и – вот подвиг и талант! – сумел, делая по 2-3 фильма в год, отделаться… шедеврами!


 
«Лошади в океане»,  «Катарсис» (Казахстан), «Скифы» (1989)

Сценаристы Николай Гусаров, Михаил Кольцов, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Михаил Розенштейн.

В ролях:  Юрий Назаров, Павел Громов, Геннадий Юхтин, Сергей Тезов, Николай Гусаров, Андрей Грибенюк, Владимир Шевелев, Олег Гетце, Дмитрий Лепихин, Алеша Живков, Павел Прудников, Дмитрий Козлов, Антон Резников, Марина Евтеева, и др.

Более глубокого и гуманного кино о детской зоне не было и, полагаю, не будет. Бывший режиссёр ТЮЗа, либерал и демократ (Юрий Назаров) попадает в камеру к возрастным колонистам (на самой грани между «малолеткой» и «взрослой камерой»). Сначала всё тут по-детски, наивно и уважительно, а потом наползает самое чудовищное, дикое, инфернальное: среди малолеток закона нет, ибо характер еще не слеплен, зато взрослые  «понятия зоны» бездумно зазубрены, апостериорно усвоены и, оттого, обострённо отточены, то есть еще безжалостнее в своем воплощении. И сердечник-режиссер берет на себя роль доброго советского то ли Макаренко, то ли Карабаса. Чем это закончится, лучше видеть… Тем не менее, фильм, мелко говоря, грандиозный. Скажу лишь одно, «гусаровская» тюрьма очень страшна именно психологически, в чем её художественно достоверное преимущество перед нагнетанием кукольных кошмаров и пластилиновых страшилок, «вытворяемых» подельщиками современных «тюремных саг».





«Молодой человек из хорошей семьи», Свердловская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, 3 серии (1989).

Сценаристы Вадим Михайлов, Альбина Шульгина, оператор Борис Шапиро, композитор Роберт Газизов.

В ролях: Вадим Зайцев, Юрий Назаров, Тамара Сёмина, Николай Рыбников, Марина Зудина, Иван Агафонов, Людмила Гурченко, Геннадий Юхтин, Александр Дмитриев, Валентин Голубенко, Виктор Григорюк, Виктор Цепаев, Сергей Пожогин, Вячеслав Сазонтов, Дмитрий Бабкин, Николай Гусаров, Ирина Климова, Алексей Зубарев, Сергей Тезов, Анатолий Белый (II), Анастасия Гусарова, Муза Крепкогорская, Алексей Петров, Виктор Полищук, Валерий Храмцов, Юрий Злыднев, Василий Рыбин, Владимир Севостьянихин, Андрей Погодин, Георгий Бовыкин, Анатолий Голик, Михаил Горевой, Евгения Смольянинова, Владимир Шамшурин и др.

Буду краток: закатный образец «производственного жанра» (тогда осточертевшего, сейчас – остродефицитного), от коего я просто не мог оторваться, что сему жанру, как многие помнят, отнюдь, несвойственно: актёрская капелла говорит сама за себя, а по современному просмотру -  еще больше! Плюс не устаревающие моральные проблемы и рослый уровень их подачи в обрамлении всё ещё модной экстрасенсорики и непонятых, увы, сложностей и каверз «перестройки», которые искренне удивляют и абсолютно смотрибельны! Особенно хорошо и наглядно воссозданы демократические выборы по зачистке профессионалов с их популистской заменой «выборными» делегатами во власть, в том числе заводскую. А еще «лебединая песнь» Николая Рыбникова! Желаю просмотра – в соответствии!

И теперь пара абзацев о «ширпотребно-коммерческих фильмах, которые вызвали, с одной стороны, полное «тьфу», с другой – не меньший восторг, как в приводимой ниже аннотации.

«О мастере судят по лучшим его достижениям. Николай Николаевич Гусаров - удивительный мастер. В течение одного года он снял два фильма совершенно разного жанра - историческую драму "Дикое поле"(1991) и сатирическую комедию "Вверх тормашками"(1992). Оба фильма - по своим собственным сценариям. Оба - почти с одинаковым актерским составом. В обоих фильмах исполнил главные роли. И оба фильма увлекают с первых же кадров и не отпускают до самого финала. В советском кинематографе нет, наверное, подобного примера. Можно сказать, что Николай Гусаров в кинематографе занимает то же место, что Бернард Шоу в театре».
Демир Север, «Кино-Театр.Ру»,  27.07.2010 23:24

Я бы себя поставил посередке. Может быть, и потому, что увидел «Вверх тормашками» лишь сейчас, когда отхлынуло и запенилось многое. Абсурдно-сатирическая фантазия. Представляю, как угарно это было тогда. Ныне – не всё и не очень. Впрочем, с абсурдом всегда так – бьёт в цель лишь согласно запросу времени. Но не исключено, что гораздо позже заново шарахнет десятикратным зарядом, как настоявшееся вино (Свифт сейчас куда мощнее, ближе и понятней «ВСЕМ», чем 3 века назад).




«Кошмар в сумасшедшем доме», Свердловская к/ст (1990)

Сценарист Николай Гусаров, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Татьяна Говорова, Виктор Павлов, Александр Кузнецов, Елена Старостина, Тамара Сёмина, Юрий Назаров, Валентин Голубенко, Виктор Григорюк, Милена Тонтегоде, Валерий Храмцов, Сергей Тезов, Николай Шевкуненко, Марина Королькова, Виктор Соловьёв, Никита Третьяков, Раис Галямов, Александр Ческидов, Виктор Полищук, Константин Степанов, Виктор Мамаев, Геннадий Макоев, Виктор Цепаев и др.

В основе инсценировки ороссияненный сюжет Эдуардо Скарпетта о том, как проигравшийся и преследуемый «новоявленными советскими мафиозями» молодой человек решает, «отмазки для», привлечь капиталы магаданского дяди-магната (Виктор Павлов). Ради чего, ничтоже сумняшеся,  он выдаёт нормальный дом отдыха творческой интеллигенции, где ключом бьют обычные амбиции мастеров и прорабов культуры, за… натуральный и, при этом, коммерчески привлекательный дурдом, пациентов коего он берётся вылечить «благодаря новейшим технологиям и методикам». Дядя клюёт…



«Дикое поле», Кинокомпания «Евразия» (1991).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Борис Шапиро, композитор Сергей Сидельников, художник Александр Сухих.

В ролях: Владимир Антоник, Борис Рубашкин, Матлюба Алимова, Николай Гусаров, Олег Корчиков, Валентин Голубенко, Лесь Сердюк, Мендибай (Ментай) Утепбергенов, Николай Шевкуненко, Юрий Алексеев, Олег Пьянков, Бимболат (Бибо) Ватаев, Вячеслав Мелехов и др.

Отличный опыт любопытной трансформации истории казачества, отличающийся в выгодную сторону на фоне большинства однотемных поделок.

Преподана жестокая, не шибко романтическая поддёвка кровавого и рискового быта повольников, формировавших в ту пору (шестнадцатый век) первые очаги великого в будущем института казачества.

Но... На мой взгляд, что в этом фильме, что в продолжении ("Казачья быль")  именно любовный аспект, как бы обязательный для традиционного "оживляжа" и "популизма", всё портит ненатуральной фальшью, искусственностью подвёрстки. Не уверен, что в мужском кино амурный канон столь уж необходим. Любители (-ницы) фи-фи-ахов-охов все равно не снизойдут ("Бр-рр, больно уж грубо и грязно, моветон"), а ценители суровой исторической прозы раскритикуют как раз за "лирический отступ" от действительности в угоду конъюнктурно-оголтелой сентиментальности. Но, и "услужливый перебор" всё-таки, надлежит признать, сравнительно минимален.

В целом же, прекрасная работа режиссера и актеров, которую (наряду с "Казачьей былью") искал очень долго. И вот срослось. Чем доволен и… другим желаю...
«Кино-Театр.Ру»,   20.07.2010 10:53

Вот уж где казак Гусаров оторвался на полную казачью волюшку, лично, во весь сабельный размах, блеснув и в главной роли! Именно, этот фильм меня поддел и зацепил, сделав Гусарова узнаваемым, искомым, близким!




«Вверх тормашками», Свердловская к/ст, Кинокомпания «Евразия» (1992).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Вячеслав Еврилов, композитор Сергей Сидельников, художник Валерий Лукинов.

В ролях: Владимир Антоник, Николай Гусаров, Борис Рубашкин, Валентин Голубенко, Сергей Тезов, Марина Евтеева, Раис Галямов, Николай Шевкуненко, Лесь Сердюк, Юрий Алексеев, Валерий Пешков, Оксана Чудиновских, Александр Морозов, Тамара Сёмина и др.

Почти сатирическая фантасмагория с привлечением «инопланетных шпионов», более похожих на американских, с беременностью мужчины (весьма сильного и крупного, а также нетривиального - в данной ипостаси - Владимира Антоника). Про остальное пусть судят зрители…



«Казачья быль», Свердловская киностудия (1999).

Сценарист Николай Гусаров, оператор Рудольф Мещерягин, композитор Геннадий Трофимов, художник Валерий Кукенков.

В ролях: Анатолий Котенёв, Венера Сиразиева, Евгений Минулин, Юрий Назаров, Лесь Сердюк, Юрий Алексеев, Владимир Антоник, Юрий Дубровин, Николай Гусаров, Александр Ческидов, Олег Николаевский и др.

Исполнительский ансамбль восхищает. Буквально неузнаваемо хорош молодой Котенев! Для меня он тут лучше, чем в более поздних ипостасях.

Слегка подпортил черствую, но духмяно вкусную "горбушку" тот же (что в "Диком поле") слащаво-слезливый "цимес" (за лубофф), вызывающий ощущение исторически недостоверной стилизации и психологически проигрышной имитации.

С другой стороны, надо понимать, что режиссер - заложник среднестатистического вкуса и моды, а, главное, продюсерского диктата.

Интерпретация ногаев вызывает некоторые вопросы, но это уже сугубо личный фокус человека, слегка прикасавшегося к данному пласту истории.
Опять же по общему счету - ядрёное, хорошее кино.

Дикопольская дилогия сразу как-то вошла в число любимых мной произведений…

И вдруг после такой – 18-летней – броской «заявы» Николай Николаевич уходит в под-полье. Года два-три назад была эпизодическая роль в каком-то сериале.

Не скажу, в чём тут дело. Но, на мой недосужий взгляд, Творец не видит соразмерных масштабу тем, а главное – возможностей для адекватного их воплощения, а ещё хуже: «темам» не нужен такой крупный и неоднозначно-непредсказуемый Маэстро!

Насколько я знаю, Николай Гусаров более-менее активно задействован на просветительской ниве Уральского казачества (Екатеринбург). Судя по фото, и силы есть, и ум с юмором резвы, но, увы, в современный кино-мейнстрим не включаются (верней, не вписывается)…

И ещё вот какая заметка на полях: Свердловская киностудия, во мнении многих, глубоко провинциальная и даже патриархальная. Так вот, полагаю, Николай Гусаров своими шедеврами поднял ее до высот, которые можно будет разглядеть и соизмерить потом, когда осядет 9-й вал «мыльной пены».

Вот и закончилась моя «Гусарова баллада»… Дай Бог, чтоб она продолжилась у Него!



Официальная био-справка

Гусаров Николай Николаевич. Родился 20 ноября 1940 года в Севастополе. Заслуженный артист Удмуртской АССР (1974). Окончил актерское отделение Театрального училища им. М.С. Щепкина (1964, курс В.И. Коршунова), учился на сценарном факультете ВГИКа, Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1979, мастерская Александра Митты). Работал в театрах России, с 1970 — режиссер Свердловской киностудии. Сам донской казак, Николай Николаевич стал одним из воссоздателей и активистов Уральского казачества. Пишет картины, ставит спектакли, сочиняет музыку. Его перу принадлежат книги: повести «Дикое поле», «Казачья быль», «Телега на квадратных колесах», роман «Скоморохи».
Занимается казачьей этимологией, фольклором. В частности, происхождение слова «бродники» (одно из ранних обозначений «казаков») выводит от воеводы бродников, населявших Приазовье и Придонье, не стригших броды - бороды. А само слово «казак» переводит как гусь (тюркское «каз») белый («ак») – вольная птица...
Снимался (кроме своих фильмов): «Сын полка», «Серая мышь», «Гарем Степана Гуслякова», «Серебро»…



Призы и награды:

1980:  «На берегу большой реки» - диплом за лучший дебют исполнительнице главной роли О. Бобылевой на Всесоюзном кинофестивале в г.Минске

1982: «Тем, кто остается жить» - диплом участника на Международном кинофестивале в г.Ташкенте

1983: «Семен Дежнев» - диплом «за развитие исторической темы» на Международном кинофестивале в Чехословакии.

1983: «Семен Дежнев» - приз зрительских симпатий России на фестивале «Золотой витязь», Москва.

1983: «Семен Дежнев» - приз Союза казаков России на фестивале «Золотой витязь», Москва.

1987: «Покушение на ГОЭЛРО» - премия Комитета Государственной Безопасности, Союза писателей и Союза кинематографистов СССР.

1995: «Дикое поле» - премия за лучший сценарий на МКФ славянских фильмов, Югославия.

1995: «Дикое поле» - премия за лучшую мужскую роль (Чига) на МКФ славянских фильмов, Югославия.

1999: «Казачья быль» - диплом участника Международного кинофестиваля «Стожары» в Киеве.

 

Ролик с интервью Н.Н. Гусарова (2011) см. на странице Анатолия Потанина:





Ролик замечательной песни "В диком поле" из к\ф "Дикое поле" (с фото и живописью по истории казачества) -

http://video.mail.ru/mail/potanin3/839/360.html



Ссылка на живопись Николая Николаевича:

http://vk.com/album37560554_102200905


Использована репродукция картины Николая Гусарова.

Первая публикация очерка - на сайте "Кино-Театр.Ру"


Рецензии
прочитал с интересом. помню. почему то только "Семена Дежнева", наверное, остальные не видел. Пол

Пол Унольв   11.03.2012 18:00     Заявить о нарушении
А "Дикое поле" найдете и свободно увидите прямо по приведенной ниже ссылки на ролики.

"Покушение на "ГОЭЛРО" это нечто!

Владимир Плотников-Самарский   11.03.2012 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.