Соловки-2011

 Соловки-2011
(из сборника "Путевые очерки")
[Россия 10.08.2011]
Я опаздывал, как никогда. Вся наша мурманская (а по совести – Заозёрская) бригада бардов и поэтесс уехала 7 августа, Сергей Засуха отправился днём позже, а мне ещё предстояло отработать 8 августа в день и с 9 на 10 в ночь… Увы, долг - есть долг. Хорошо, хоть ребята согласились отработать за меня 12 в день и 13-го в ночь, а то не увидел бы в этом году Соловков, не узнал таких замечательных людей, с которыми посчастливилось познакомиться на этом фестивале, не встретился бы со старыми знакомыми (Сергеем Носовым, Николаем Почтоваловым, Валерием Киселёвым, Светланой Ветровой, Сергеем Терещенковым и многими – многими другими друзьями, ставшими за эти годы родными. В ночную выходил при тур.параде: с рюкзаком, в походной куртке, с гитарой, традиционной сигарой и бутылкой хорошего коньяка (поскольку день рождения своего я уже три года праздную на Соловецких островах). После смены, взвалив на плечи нелёгкую, но очень приятную, ношу я шёл к поезду №21. До подачи состава под посадку оставалось ещё много времени…, я расчехлил гитару и начал свои упражнения… Вот и состав. Посадка прошла буднично, без обычной суеты. Проводники разнесли бельё…, и вскоре я оказался в царстве Морфея. Лишь перед самыми Лоухами я встал, помылся и приготовился встречать родных: тёщу, Виктора (брата жены) и его супругу. Они мне принесли карельской снеди: вкуснющую озёрную рыбу с картошкой и морс, приготовленный из морошки и брусники. Мне остаётся посочувствовать тем, кто ЭТО не едал и не пивал. После кратких объятий и целований с дорогими мне людьми я запрыгнул в поезд, поскольку давно уже прошли времена, когда я на стоянке мог сбегать к тёще и попить чайку с рыбниками. Помните, был фильм «Стоянка поезда две минуты»? Вот уже с десяток лет, как Лоухи превратились в такую станцию. Что привело к закрытию депо, массовым сокращениям, обнищанию жителей посёлка и, как следствие, массовому исходу из него. Таковы теневые стороны прогресса, увы…

В Кемь приехали в 21час. Строго по расписанию, между прочим. Сразу на остановку, на автобус№1 – 20 минут и наш табор, состоящий из туристов, паломников и бардов оказался на пристани. Надо ли говорить, что мы перезнакомились ещё на остановке? Контактнее, простодушнее, добросердечнее, чем паломники, странники, пилигримы встретите ли на земле? Вскоре выяснилось, что катеров не будет до утра. Минус ночь не на Соловках. Но паломники великодушно позвали всех переночевать на подворье. Молодые ребята с гиканьем радостным рванулись туда, и пока более зрелые путешественники подтягивались с ношей нелёгкой, разбили посёлок из палаток. Я же пошёл на мужскую половину, и, заплатив чисто символическую денюжку в сто рублей, «забив» за собой место на вполне уютных нарах, скинув рюкзак и куртку, пошёл ещё побродить и пофотографировать. Выйдя с подворья, встретил такого же полуночника, как и сам. Познакомились. Юра оказался моих лет (в честь Гагарина назван, небось, не столько предположил, сколько утвердил я, и оказался прав). Дошли мы с ним до берега, через который руку протяни и достанешь до островка, на котором снимался фильм знаменитейший «Остров». Пофотографировав, отправились на ночёвку. Я быстро разделся и лёг спать, поскольку было уже начало второго, а вставать надо было в шесть. Отсчет бессонным ночам ещё не начался.

Проснулся сам. Достал тёщину снедь, которую не до конца осилил в поезде. На общий стол. Кофе, сахар, хлеб. Электрический чайник. Не буду ЗАБОТУ о людях путешествующих называть поганым нерусским «сервис». Но забота, идущая от сердца, а не за деньги, обилие икон намоленных, добавили сил и здоровья и за краткий сон. Побудка прошла бесшумно, чтобы не потревожить тех, кто не отправлялся с утра в путь. Выпив кофе, съев бутерброд, собрал вещи и тихонько на выход. Слава Богу, путь. А людей, желающих на катере монастырском отправиться немало, однако. Мы идём с Юрием и хозяйкой этого двора, заботливой Светланой, негромко переговариваясь. Вообще громкий разговор, ржание не то, чтобы не приветствуются или считаются Move tone. Просто никто так себя не ведёт. Вот и посадка в катер. Над рубкой катера икона святого Николы Угодника. Крестимся. В добрый путь. Погода хороша. Лёгкий ветер. Волна небольшая. Слегка накрапывает дождь. Но все на палубе: когда ещё по Белу-морю пройдёшь? И в каюте просидеть ЭТО чудо?! Почти три часа благодати и вот уже отчётливо виден маяк на Секирной Горе, створные знаки показывают капитану катера «путь к причалу». Мы швартуемся у Царского. Это значит в палаточный городок надо в обход. Прохожу мимо кремля, гостиницы (бывш. Школы юнг), первый, кто попадается мне на встречу – Сергей Носов из Украины (ныне он приехал без Вани Колобова, но привет от него привёз горячий). Обнялись, как старые друзья, перекинулись обычными приветствиями и вопросами в лучших восточных традициях. Я продолжил свой путь до гостиницы, чтобы зарегистрироваться… и вот наш кумир – Владимир Шемшученко. Он же –Торквемада. Но как он слушает! Подхожу ближе. Парень и девушка поют. Пожилой бард подыгрывает. Это Сергей П. со своими учениками. Забегая вперёд, скажу, что все они стали лауреатами фестиваля. А песня «Священное копьё», выдержала битву при обсуждении жюри. Но победила!!! Добрый знак для России! Подошёл к Шему для приветствия. Торквемада плотоядно облизнулся: будет пожива. Так потом и было. Съел меня маэстро. Даже на конкурсный концерт не прорвался. Но поприветствовал вполне доброжелательно. Спускаюсь по тропинке. Всё те же козы и козлы на развилке, как и в прошлом, и позапрошлом году… Интересно, на зиму они уходят с этого перепутья? А с него наш лагерь палаточный, как на ладони! И костры, несмотря на появившееся солнце. Значит, похлёбку кто-то варит.

Когда я подошёл к костру, обоюдной радости встречи не было предела! Что до меня, так я счастлив просто напросто! Видеть, обнимать, слушать этих светлых и добрых людей: Леночку Назарову, Олию Закирову, Гарри и Нелли Хачатурян, Серёгу Засуху, Марину Авраменко, Света Базанова с дочкой Верочкой(и опять забегаю вперёд, чтобы сказать: скоро, очень скоро у Веры день Рождения! И мы все будем отмечать его. Будет шикарный торт, вино и песни! И будет здорово. Но тс-с-с. Мы ещё об этом знать не должны. Володя П. С ним познакомился, когда народ собирался отчаливать во «Фрегат» на фестиваль «Возьми гитару». Ба! Да тут и Валера из Перми! Алексей и Нина Корягины для меня не знакомы, но радушно обнимаемся, знакомимся (это потом, после завтрашнего вечернего концерта пермяков, когда Лёша всех очарует своими песнями, я пойму, что он - ЧУДО! Открытие фестиваля! А пока очень стеснительный мужчина и его веселушка-жена пьют чай, мило разговаривают о том, о сём. Ещё новые лица. Игорь Улогов представляется сам с западным этикетом. Он и его подруга – Ирина окажутся моими ближайшими соседями. Вы знаете, что такое коммунальная квартира? Нет? Но представляете, да? Гм-м. Так вот, палатки, стоящие рядом – это в десять раз прозрачнее и тоньше стен коммуналок. Но пока мы этого ещё не знаем. Я даже не выбрал места для палатки. Когда представления и знакомства, восточные и западные церемонии были соблюдены, а мне с дороги дали миску чего-то вкусного, после вкусного ещё и чайку с бутербродиком, я наконец-то разобрал рюкзак и палатку. О палатке скажу особо. Это подарок детей на мой день Варенья. Заказан через «OZON». Инструкцию не читал. Поэтому расчехляю настороженно. Прошу помощи у всезнайки –Шишкина, но он «А чё тут знать?» быстро ретируется. Приходит на помощь Ирина, её палатка оказалась ближе всех к месту, выбранному мной для «становища». Сообща (помогает и старый друг –Сергей Засуха) очень быстро строим дом для меня. Потом я уже сам застилаю коврик, поверх - байковое одеяло и только потом спальный мешок. Хватит! Намёрзся! Фестиваль в Полярных Зорях, когда до четырёх утра не мог уснуть от холода, научил многому. Палатка шикарная! Два выхода, два тамбура. Внутри – простор. На одной половине устраиваю лежбище. На второй – гитара, фотоаппарат, коньяк, бальзам «Беломорский», фляга с В. (всё пригодиться), спички, открывашки, ложки, чашки, погремушки. В общем, как говорят в Ташкенте – шара-бара. Довольный своим новосельем иду за водой к знакомому ручью. Жизнь забила ключом!

Вскоре на мастер-класс к ненасытному Торквемаде. Подбираю то, что требует его хирургического вмешательства. Идём в гостиницу дружной поэтической ватагой. Там уже идёт обсуждение. Стихи сильные у всех. Очень нравятся философские стихи-притчи архангелогородца. Краткие как выстрел. Но внутреннего содержания!!! Ирина Соловьёва! Обаятельнейшая и привлекательнейшая! Но опять со своей киской бедной. Однако, «Киска» стала дипломантом! Наши поздравления! Самое здоровское и талантливое из услышанного – стихотворение про Беломорье. Оно тоже получит дипломанта. Всего лишь. Увы. Лауреатом в номинации станет молодой поэт со стихотворением про Петра Луспекаева. Но до всего этого ещё далеко. Пока мы читаем всем свои дорогие и я бы даже сказал драгоценные стихо- ТВОРЕНИЯ. Надеясь заслужить похвалу из уст Мастера. Поэта. Барда. Человека с большой буквы. Вечером уже узнаем, что все наши (за исключением меня) прошли в конкурсный концерт. Порадуюсь за друзей. Хотя, что там лицемерить, кошки (опять кошки у окошка) «шкребуть». Увы, закон жанра суров. Кто-то должен оставаться и за рингом финальных ристалищ. У нас хоть не кричат, как в боксе или в каратэ: «Бей! Убей его!».

А после мастер-класса кто куда: кто на велосипедах по острову, кто в Кремль на экскурсию, я с друзьями из Заозёрска пошёл на Святое озеро. Завтра в нём надо будет купаться в чём-нибудь (рубашке, тельняшке), чтобы весь год это «что-нибудь» не стирать, но в дни болезни одевать. И эта вещь, обильно сдобренная водой Святого озера, вылечит любую хворь. Я в это верую, поскольку уже проверил на себе. Но пока это тренировочный заплыв. Незаметно подбирается темнота, а нею ярче разгорятся костры, зазвучат песни под гитару. Пойдёт и кружка с напитком по кругу. Я дождусь часа, чтобы раскурить хорошую никарагуанскую сигару, смочив её во французском коньяке (правда, «куряк» на этот раз будет немного, а Серёга Носов и Сергей Терещенков куда-то запропастились, так наполовину скуренная сигара и окончит свои дни в жарком и весёлом соловецком костре на Кольском бугорке). А коньяк будет выпит из общей кружки по кругу. И каждый отпивающий глоток из кружки будет говорить добрые слова в мой адрес, поскольку сегодня празднуем мой день рождения. А завтра у Верочки, Светиной дочки будет той. Но это будет завтра. А сегодня ещё не закончилось. Оно будет длиться до семи утра следующего дня, плавно перейдя в следующую бессонную ночь. Мы все собираемся на концерт гостей и членов жюри в клуб. Нина просит: «Займи нам место в зале». Благоразумно. Потом, когда в зале будет не протолкнуться, и барды будут сидеть в проходах, свободное место недалеко от сцены будет дорого стоить. А на сцену сменяя друг друга (именно, Друг Друга, поскольку все они – давным-давно друзья) будут подниматься и петь Валентин Вихорев и Сергей Ильин, Владимир Шемшученко и Светлана Ветрова, Михаил Семененко и Борис Щеглов… А мы будем слушать, кричать «браво!!» и хлопать… А ночью уже из зала всей гурьбой пойдём в палаточный лагерь, и те, кто в палатках живёт, и те, кто в гостинице. Я пойду в компании молодых Корягиных. Разговаривая и расспрашивая их о жизни. И узнаю тайну Великую: эти молодые люди моложе меня на два-три года всего-то. И детей у них поболее, чем у меня. Пятеро!!! Тоже взрослые уже. А сами Нина и Алексей – педагоги. Вот секрет молодости и долголетия! С добрым сердцем и обязательно всю жизнь среди детей! И не жмотничать! Отдавать себя до конца им! У меня, к сожалению, так не получается. А потом будет костёр нашего Кольского бугорка. И к нему, как к маяку в бурном море-окияне, будут прибиваться возвращающиеся после прогулок и экскурсий мурманчане, питерцы, израильтяне,архангелогородцы, пермяки... И будет много песен, чай и кофе... И, как и всегда (это тоже традиция), последним костёр покинет Евгений Шишкин. И будет это в семь утра. Я это уже не увижу, потому что буду спать глубоким сном, ведь я объявил с трибуны о пешем походе на Секирную Гору. Выход сам назначил на девять утра. А проснусь оттого, что кто-то мои косточки перемывает. А это пришли спутники по походу. Я на часы. Господи! Уже без десяти десять!. Выскакиваю. Туалет, мордомытие..., фото на память. И в ровно в десять мы выходим на тропу. Утешаю себя тем, что запуск космических кораблей тоже часто переносили. Слабое утешение. Кошки на окошке скребут. Поход удался на славу. Я по традиции шёл босиком, но хоть бы раз рассадил или сбил бы пальцы. Так нет. Дошли до горы. Поставили свечки у поминального креста. В часовне их зажигать нельзя во избежание пожара. Потом спустились к колодцу. Я во флягу набрал воды (которую до Мурманска довёз). Пришли обратно,ввиду позднего выхода, поздно. Я опоздал но очередной мастер-класс, но всё же вошёл в гостиницу, как был: босой и с закатанными штанами. Ещё чуть-чуть урвал полезного общения. А вечером был гала-концерт. Потом опять к костру. И я уже вопреки своим правилам спать не лёг. Не спали и Володя Петров с Наташей Леонович из Архангельска, Женя Шишкин, ещё ребята. Не спали и у костра мэтров. Там тоже до самого утра песни пели. Альтернатива нашему Шишкину неиссякаемый Миша Деев из Москвы. А в шесть утра я уже собрал палатку и рюкзак (отход нашего катера был назначен в 09-00). Ещё успел проводить Игоря Улогова с Ириной, с которыми за эти дни очень подружился. Вернулся, а наши уже в авральном режиме собираются. Не до чая! До отхода катера меньше часа. Не успеть! Заказываем такси ?! Да-с! И до Соловком докатилась волна таксомании. В общем, успели. А плавание на катере до Кеми было незабываемым! Солнце напоследок жарило щедро. Ребята из Питера (как потом выяснилось, Даня - сын Аллочки Левитан-"PERPETUM MOBILE" клуба "Восток") со своим великом ездили. И мы с его согласия фоткались на велике на фоне бескрайнего моря. Жаль, капитан не разрешил нашей Галине С. сфотографироваться за бортом на велике, подвешенном на кране. Хорошо было. Потом Даня со своей девушкой, избавляя нас от лишних затрат на такси подвёз на вокзал (я к сожалению, не запомнил имени доброго человека, который тоже подвозил наши рюкзаки и баулы, но ему тоже огромная благодарность!). У кого ещё не было билетов, докупили их. Олия ещё успела попеть. С нами, заслушавшись, чуть не остались проводницы поезда, двигавшегося совсем в другую сторону. Вот и посадка. Расположились. И прости нас милиция, тьфу, полиция, мы допустили-таки распитие коньяка в поезде. Но это было необходимо!
P.S. Без казусов разве бывает путешествие? Так нет. Когда мы разъезжались по домам с вокзала, выяснилось, что присутствует "неучтёнка". Пакет с видеокассетами. Подумали на доброго дяденьку. Его. Начали всех обзванивать. Я, как человеку - и (не пароходу)Perpetum Mobile, по контакту передал зов о помощи Алле Левитан. Каково же было моё удивление, когда выяснилось, что пакет этот Аллы. А оставил его (вернее, из его машины мы прихватили с собой) Даня. И он оказался ЕЁ сыном! И это не удивительно, что люди отзывчивы и добросердечны, если у них ТАКИЕ МАМЫ! Несколько перефразируя Островского произнесу тост: "Я пью за матерей, которые растят таких детей!!!!!!!"
Спасибо за внимание. С уважением Ваш Гаврош.


Рецензии