Невидимые нити

Тёплым  летним  днём  она шла той дорогой, по которой ходила в школу, работая там учителем ИЗО - рисования.   Невольно всплывали образы школьной жизни один  за  другим.  Эту новую школу  построили на окраине города  в красивейшем, живописном  тихом и экологически- чистом  районе.
Она художник. Педагогического образования  у нее не было, поэтому переживала о том, найдет  ли  взаимоотношение   с  детьми.
Несколько  лет  назад  все  было  ново  для  неё: школа, коллектив, дети… Директор школы - женщина средних лет, требовательная уважаемая в городе личность  проинформировала, что коллектив состоит из  уважаемых учителей, с двумя, тремя  квалификационными  категориями,   и почетных  работников  с большим стажем.
-В  обиду  Вас  не  дадим.  Приступайте,  дерзайте…,- заверила директор.
-Что же, все прекрасно! Работы  по оформлению школы предостаточно. Об этом она могла только мечтать. Но как  сложатся отношения с   детьми,  было непонятно и тревожно: заходить  первый  раз в  первый   класс  - страшно,  потому что ты без опыта  никто.
И  вот - первый  урок: любознательные и прилежные первоклашки с удовольствием рисовали, вероятно, в этом возрасте  всем нравится это делать. С  детьми же  постарше  было сложнее. Да  это и понятно,  не  всем  же  быть  художниками: у каждого ребенка  заложен  свой  внутренний  мир,  свое видение  на  жизнь.
Воспоминания   яркие,  хотя  прошло    немало  времени:  директор   нет,  не  предложила,  потребовала,  чтобы  она  провела  урок  русского  языка  в  пятом  классе  вместо  заболевшей   учительницы:
-Идите  в  класс,  у  Вас  все  получится,-  заверила  она
-Ну  почему  я?  Где  Ваши  хвалёные  учителя?- мысленно  возмутилась  она,  но  неуверенным   шагом  пошла  в  класс,  решив,  что  послушание  будет     на  пользу.
Идет  урок  русского  языка.  Начало  не  плохое,   можно  сказать  очень  даже  хорошее:  познакомились,  дети  активны, с  желанием  читают  стихи  …Прекрасное  общение!  Получается!   Все  хорошо! 
Однако, эти  мысли  прервал  ученик, ворвавшийся  в  класс  неожиданно, он  входил  в  состав  тех  немногих  трудных  детей,  от  которых  освободились  другие  школы,  отдав  на  перевоспитание  новой.  Что тут  началось!   Хулиган нападал  на мальчиков, нарочно  провоцируя  их  на  драку, девочек  дергал  за  косы,  а  они,  в  свою  очередь,  били  его  по  голове,  чем  придется.   Начался  такой  шум  в  классе,  хоть  наушники  одевай.  Что  делать  в  такой  ситуации  она  не  знала. Необходимы  немедленные  действия:
-Тише,   пожалуйста,  дети!

Но  дети  не слышали  этого  призыва.  Класс  гудел.  Вот,  оно,  первое  испытание! Назойливые  мысли  шептали - что  я  здесь  делаю?  Я не  призвана  быть  учителем,  хорошего  педагога  из  меня  не  получится. Что  делать?   Другие  мысли,  из  какого - то  неизвестного источника  стали  приходить  ей  в  голову -  кричать  на  детей  не  педагогично ,она  по  себе  это  знала,  для  каждого  ребенка  можно  найти  подход,  если  хорошо  поискать,  не  надо  бояться  учеников,  не  надо  их  пугать,  нужно  находить  точки  соприкосновения. И  нужно  определить  границу  с  первых  дней:  дать  понять,  кто  есть  кто  в  классе  и  какие  у  кого  права.  Вместе  с  тем,  надо  оставлять  ученикам  определенный  диапазон  свободы,  но  каким  он  будет,  должен  определить   учитель.  Мастерство  учителя  должно  формироваться  во  время  общения.
-Не  плохие  идеи,-  подумала  она  и  неожиданно  для  самой  себя  начала  действовать:

-Что  делает  Ваша  учительница  в  такой  ситуации?
-К  директору  ведет,
-Подзатыльник  дает,
-Кричит:  сколько  можно  издеваться….
открывали  секреты   воспитания   своей  учительницы  ребята.  Вероника  Васильевна   понимала,  что  от  неё  сейчас  требуется  немедленная  и  ясная  реакция – она  подошла   к  местному  хулигану, который  немного  успокоившись, сидел на  «камчатке» с видом  императора среди  подданных:  я здесь  самый  главный  и  умный, видимо  дворовый   авторитет   его   был   высок.  Обняла  его,  как  мать  обнимает  своего  дитя,  как  греет  луч  солнца,  после  дождливой  погоды:
-Меня  зовут  Вероника  Васильевна.  Я  учитель рисования.  Ваша  учительница  заболела  и мне  предложили  провести урок  в  вашем классе.  Будем  знакомы?  Как  тебя  зовут?  Класс  затих  и  все  ждали  ответа.
-Вовка  Иванов  я! - быстро  выпалил  наш  герой   и   добавил:
-А  я  не  буду  Вас  так  называть.
-Почему?- поинтересовалась  Вероника  Васильевна.
-Не  нравится,- отрезал  он.
-А  как бы  хотелось  тебе  меня  называть?
Жестом  руки  он  дал  понять,  чтобы  она  наклонилась  и  на  ухо  шепнул:
-НИКА!
-Хорошо! - согласилась  Вероника  Васильевна.

 Интересная  ситуация. Складывается   какая-то  демократическая,  непедагогическая   система  отношений,  подумала  Ника.  А  Вовка  со  словом  «  замётано»   вышел  из  класса.  Она  не  была  уверена,  что  доверительные  отношения  были  установлены. Ника  считала,  что  детей  надо  любить  не  за  то,  что  они  делают  или  должны  делать,  а  «  ты  мне  нравишься  потому,  что  это  ты». Это  был  её  принцип.  Она  почувствовала,  что  какая-то  невидимая  тонкая  ниточка  наметила   взаимопонимание   её  и  ученика  и   решила  попробовать  просто  оказывать  Вовке  каждое  утро  знаки  внимания.

На  уроках  рисования   Иванов  вел  себя   вполне  прилично  и  даже  держал  дисциплину.  Когда  по классу  пробегал  громкий  шёпот,   он   командовал:
-Всё,  братцы,  молчим.  Я  сказал!
И  на  удивление  художницы  класс  затихал.  Создавалась  атмосфера  благоприятная  для  духовного  общения  учителя  и  ученика.  Ведь  уроки  искусства  особенные  уроки. Учителю  нужно  постараться  понять,  что  чувствует  ребенок,  поддержать  его  на  пути  в  мир  искусства.
Вовка  любил  рисование. Он  мог  так  увлечься  им,  что  не  замечал  окружающих.  Однажды,   увидев  его  работу,  Вероника  Васильевна  нежно  погладила  Вовкино  плечо  и  шепнула  на  ухо:
-Ты  способный  и  очень  талантливый…останься  после  урока,  пожалуйста. Мне  нужно  тебе  кое - что  сказать.  Вовка  утвердительно  кивнул  головой.
В  конце  урока  Вероника  Васильевна  показала  классу  лучшую  работу,  и это  был  рисунок  Иванова.
Дети  узнали  руку  Иванова    на  рисунке  и  потому,  что  она  не  имела  мизинца,  и  по  профессиональному   подходу  к рисунку, по  форме, тени,  полутени.  Ника  по  себе  знала,  что  это  будет  звездным  часом  для  Иванова.  После  урока  она  предложила   ему  посещать   дополнительные  занятия  по  рисованию,  где  дети  учатся  рисовать  не  только  углем,  пастелью, тушью,  но  и  маслом.  Собралась  небольшая  группа  любителей  рисовать.

-хорошо,  Ника,  буду,- охотно  согласился   Иванов.
Он  старательно  и  увлеченно  занимался  любимым  делом…

В  школе  все  почувствовали  наступление  весны.  Ветерок  в  класс  приносил  запахи  первых  весенних  ароматов  и  звал  художников  на  пленер – природу.   Ребята  сами  выбрали  место  за  школой - прекрасную  поляну,  окружавшую  кустарниками  и  деревьями.   На  окраине  поляны  были  посажены  красные  тюльпаны.  Эти  цветы  вызывали  у  детей  положительные  эмоции: радость,  желание  рисовать.  Поляну  дети  назвали  ясной.  Она  была  любимым  местом   урока,   местом  отдыха,  местом  воспитания  чувства   дружбы,  коллективизма,  умение  работать  в  группе.

Вовка  Иванов  был  неплохим  организатором.  И  на  удивление  Ники эта  группа художников  была  послушна  ему,  поэтому   она  могла  доверить  ребят   Иванову,  когда  отлучалась. Любимое  дело  так  сплотило  ребят, что  они  не  могли  жить  друг  без  друга:  с  нетерпением  ждали  субботы,  одного  дня  в недели,  когда  они   проводили  время  вместе.  Казалось,  что  какая- то  невидимая  нить  связала  художников,  их  не  разделить,  как  деревья,  что  срослись  корнями…

Воспоминания  живут  и  питаются  теми  приятными и  не  приятными моментами,  что  были  тогда. Она  помнила  многих  учеников,  но  яркой  личностью для  неё  был  Иванов.  Случилось  то,  что  случилось.  Почему,  когда  ждешь  хорошего,  обязательно  случается  обратное? -  Вовка  сорвался.   Стал  вновь  демонстрировать  плохое  поведение.  Видимо,  соскучился  по  старой   свободной   жизни.   Что  повлияло  на  него,  Ника  не  понимала и страдала  от  того,  что  любимый  ученик  покатился  вниз  по  наклонной…  Винила  себя  за  то,  что  баловала  его.  Её  любимец  давал  свой  аккорд.   И  вновь  её  позвала  интуиция:

-Ребята,  дорогие  мои,  давайте  с  Вами  договоримся  потерпеть  Иванова,  когда  он  начнёт  своё  действо.
-Как  потерпеть? -  не  понимая,  какой  воспитательный  приём   задумала  их  учительница,  спрашивали  дети.
-Просто,  лишим  его  общения,  не  будем  обращать  внимание  на  его  выходки,  не  отвечаем  ему  репликой,  молчим.  Мы  заняты  любимым  делом – работаем, рисуем,  и  никто  не  должен   помешать   нам    в   этом.
-Справитесь? -  спросила  Вероника  Васильевна  художников,  надеясь  на  поддержку.  Они  хотели  вернуть  друга  и  поэтому,  переглянувшись  между  собой,   единодушно  в  унисон  ответили:
-Справимся!

И  вот  интересный  эксперимент  в  действии: непонятно  почему,  но   бунтарь  открыто  решил  восстать  против  своих  сверстников.  Ворвавшись   в  мастерскую  с  криком  «а  что  вы  здесь  делаете?» начал   своё  привычное ,не  забытое  старое – бегал,  кричал,  дергал  за  косы,  бил. Но  что  это?!  - никто  не  реагирует  на  героя,  ни  одного  слова  в  ответ,  ни  одного  звука…Тишина!  Рабочая  обстановка!  Ребята, ох  и  хороши  же,  сосредоточены  на  своих  рисунках.  Творческий  процесс  нельзя  прервать!!!

-Что  с  Вами? – почти  со  слезами  спросил  Иванов.
 Посмотрев  на  Нику,  он   всё  понял – дни  бунтаря  сочтены,  и  он  может  потерять   не  только   любимого  учителя,  но  и  друга.  Но  Вовка  и  в  таких  тяжелых  испытаниях  хотел  оставаться  лидером,  главным   человеком  в  этой  группе  художников.   Сказав,  на  его  взгляд,  очень  остроумную  фразу  «вы  все - дураки!»  медленной  походкой  побеждённого   императора  вышел  из  мастерской.

Правдива  пословица: « У  деточки  заболит  пальчик,  а  у  мамы  сердце».  Ника  посмотрела  на  любимого  ученика  по  новому – она  увидела  в  нём  маленькую,  но  уже  самостоятельную  личность,  личность  лидера.  И это  неплохо,  просто  нужно  направить  этот  талант  в  положительное  русло.  Невидимая  нить,  связующая  её  с  ребенком,  уходила  глубоко  внутрь,  и  важно  было  её не  потерять.  Иногда  одной  беседы  по  душам  достаточно,  чтобы  у  ребёнка  выросли  крылья.   

Иванову  плохо  было  без  друзей,  очень  плохо,  он  ведь  любил  их  всех. Но её   величество  гордыня  мешала  ему  подойти  и  извиниться. А   ясная  поляна  звала  своими  красками,  чистым  воздухом,  солнцем,  красными  тюльпанами,  которые  он  очень  любил  рисовать!   Красноречивая,   любимая  ясная  поляна  приглашала:  «  Вова,   приходи,  мы  все  ждём  тебя!».  И  он  откликнулся  на  её  зов – не смог   и  недели   прожить  без общения  с  друзьями,  без  рисования.  Все  вели  себя  так,  как  будто  ничего  не  произошло, были  очень  рады  возвращению  друга.  Ника  помнила  этот  день,  как  будто  он  был  вчера: за  этот  субботний  день  художники перевернули  ровную  жизнь  на  неделе  с  ног  на  голову – пели,  танцевали,  играли  в  игры,  слушали  музыку,  рисовали бабочек,  грибы,  ягоды,  листочки. Иванов  же  отличался  одухотворённостью,  он  видел  будущее  того, кого  рисовал.  Например,  изобразив  двух  дерущихся  между  собой  волков,  а  на  обратной  стороне  картона  рисовал  счастливую  семью , его - волка  и  её- волчицу,  и  их  детей. В  этот  день  каждый  испытал  эмоциональный  подьём,  радость  и  вдохновение.  Для  неё, Ники, очень  важно  было  закрепить  эти  невидимые  нити.  Может  быть,  она  действовала  не правильно,  она  не  знала.

Она   шла,  чувствуя,  как  тёплый  ветерок  ласкал  её  волосы.  От  нахлынувших  воспоминаний  улыбка  не  сходила  с  её  лица.  Сколько  же  лет   её  не  было  в  школе пять,  шесть? Да,  много  воды  утекло  с  тех  пор.   Не  думала,  что  будет  так  сильно  скучать  по  ней  и  как  дорого  будет  потом  каждое  воспоминание  о  школе.  Но  что  ей  послышалось? Звучит  музыка.  Затем,  она  увидела  прекрасную  картину  перед  собой -  король  танцев  вальс,  прощальный  вальс  захватил  танцующих - красивых   девушек   в  лёгких  бальных  платьях  ещё  неумело  кружат   уже  галантные  кавалеры!  Сегодня  у них  весёлый,  но  грустный  праздник – выпускной  бал.   Тяжело  отпускать  выпускников  в  этот  океан  взрослой,   порой  суровой  жизни,  но  это  необходимый  шаг.

Подходя  к  школе,  Вероника  неожиданно    услышала  своё  имя,  которым  её  называл  только один  мальчик  в  школе  -   Вовка  Иванов. И  он  никому  не  позволял   это  делать.  Его  «  Я  сказал» говорило  о  сильном  характере  ещё  маленького  человека, и  все  понимали,  что  с  Ивановым  лучше  не  связываться.  Среди  выпускников  должен  был  быть  её  любимец, о  котором  она  так  часто  вспоминала.  Она  бросила  взгляд  наверх,   не может  быть!  НА  КРЫШЕ?!   Вероника  увидела  высокого,  стройного  молодого  человека,  стоящего  на  крыше  и  жестикулировавшего  руками.    Неужели?  Конечно  же,  это  он,  Вовка!   Вовка!  Она  узнала  его!  На  него  это  так  похоже,  он  ведь   всегда  был  заводилой.  И  в  этот  день  он  прощался  со  школой   своеобразно!  Иванов – необычный  человек!  Ему   вот  захотелось  погулять  по  крыше  его  любимой  школы!   Кто  запретит  ему  сделать  это,  ведь   он  прощается  с  ней?    Он  всегда  хотел  быть  выше  всех.  И  сегодня  он  был  на  высоте. Он – лидер!  Безусловно,  хороший  лидер!  В  этот  вечер  ему  хотелось  запомнить  каждое  мгновение.  Потом  он  будет  их  рисовать. А  пока  они  вместе,  рядом,  им  так  хорошо…ведь   впереди  неизвестный,  может  быть,  трудный  путь.

 Прервав  музыку,  Вовка  Иванов   крикнул  слова,  которые   Вероника   никогда   не  забудет!  В этих  словах  выражался  уже  взрослый   юмор,  они  означали,  что  он   её  никогда  не  забывал  за  время  отсутствия  её  в  школе,    что  он  каждую  весну  приходил  на  ясную  поляну  и  рисовал  их  любимые  красные  тюльпаны,  что  Ника  для  него – любимая  учительница  и  может  быть  даже  идеал  на  всю  жизнь…
-Ника!   Ника-а-а!!!   А  когда  будет  рисование?
  Выпускники,  подхватив   слова  своего  лидера,  тоже   хором  стали  кричать:
Ника-а-а!   А  когда  будет  рисование?   Когда?   Когда?...рисование?…..

Звенит  невидимая  нить….
И  серебрится  ясным  светом
Здесь,  сейчас,  вовек…


Рецензии
Чувствуется что-то автобиографичное...
В том числе и о себе писали?

Дневники Мещанина   17.11.2017 12:41     Заявить о нарушении
Да, писала с себя...
имена только изменены...

Спасибо Вам!

Тома Тачеева   18.11.2017 07:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.