На Руси

О просветительской деятельности Святителя Макария
     Митрополита Московского и Всея Руси

С незапамятных времен на Руси чтили святых, угодников Божьих,
которых чествовали не только в тех местах,где они подвизались
и покоились по смерти,а не повсеместно.Да и эти местные чество-
вались,как не утвержденные высшей властью в русской церкви,вла-
стью митрополита и собора не могли иметь полной законности и
полной обязательности для православных.Если были иногда утверж-
даемы церковной властью и общие или повсеместные празднества в
честь того или иного, как например,в одиннадцотом веке в честь
святых мучеников Бориса и Глеба,в двенадцатом веке в честь пре-
подобного Феодосия Печерского,в четырнадцатом веке святителя
Петра Митрополита Московского и тд.То подобные события были край-
не редки и совершались отдельно одно от другого.
В 1523 году Митрополит Даниил возвел в архимандриты Макария и сде-
лал настоятелем Можайского Лужецкого Рождественно Богородицкого
монастыря.А в 1526г.Макарий был поставлен архиепископом Новгород-
ским и Псковским.На этой кафедре он прославился миссионерской дея-
тельностью,устроением монашеской жизни.
возведением множества храмов, а также собирателем сведений о жизни
святых,в том числеи месточтимых.
В Новгороде святитель начал составление Великих Четьих Миней.
Макарий(в миру Михаил)родился в 1482г. в благочестивой московской
семье.После смерти отца его мать приняла монашество,а сам Макарий
поступил в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Уже в Новго-
роде Макарию пришла мысль собрать,по возможности,сведения о святых
чтимых на новгородской земле.Учитывая его активную деятельность в
1542г.Собор русских архиреев возвел Макария на митрополичий престол
 Московской и всея Руси.Уже на этом высоком посту его не покидала
мысль собрать все сведения о всех русских святых,о их подвигах и чу-
десах.Рассмотреть эти сведения на соборе,а затем определить, каким
из угодников Божьих установить праздники по всей отечественной церк-
ви,если таковые ещё не были установлены,и каким установить или только
утвердить праздники местные.С этой мыслью Макарий обратился к
 великому князю Ивану Четвертому, который это предложение митро-
полита поддержал и по его повелению в 1547г.состоялся в Москве собор,
на котором под председательством митрополита Макария, находилось семь
святителей,кроме прочего духовенства.
На этом соборе после предварительных исследований и рассуждений.опре-
делено было двенадцати святым петь и праздновать повсюду "в русской
церкви,а девяти только местных".
В числе первых стоял Александр Невский.К этому времени семнадцатилет
ний государь Иван Васильевич, а на государственный трон его благосло-
вил Макарий,обратился с просьбою ко всем святителям русской земли,
чтобы они позаботились,каждый в своих пределах своей епархии,"извест-
но пытати и обыскивати о великих новых чудотворцах" в городах и весях,
монастырях и пустынях пользуясь показаниями князей,бояр, иноков и
вообще богоугодных людей.
Известно что святители отозвались на предложение государя с сердечной
радостью и, вскоре,каждый в своем пределе собрали "каноны,жития и чу-
деса" новых чудотворцев на местах,где каждый из них просиял добрыми
делами и чудесами, по свидетельству местных жителей всякого рода и зва-
ния.
В 1549г.по воле гоосударя и митрополита Макария,состоялся новый собор в
 Москве, пред которым святители и "положили" собранные ими сведениями.А
в 1551г.состоялся так называемый "Стоглавый собор",Митрополит Макарий
благословил царя Ивана Грозного на поход против казанского ханства и пред-
рек ему победу, а по возвращении царя "от казанского взятия"-освятил воз-
двигнутый в честь этого события собор Покрова на Рву(храм Василия Блажен-
ного).Один из приходов нового храма был освещен в честь Входа Господня в
Иерусалим. И с тех пор митрополит Макарий установил обычай совершать в Не-
делю "вайи" торжественное шествие из Кремля на Красную площадь.
При святителе Макарии началось русское книгопечатание.Трудами митрополита
Макария в 1560-1563гг.были составлены многочисленные жития.Созданная
"Степенная книга" объясняется тем, что изложние событий в ней расположено
по родословным степеням великих князей.Все наиболее важные события русской
истории разбиты на 17 степеней. Таким образом,вся история страны складывает-
ся и изображается как ступени лестницы,ведущей к Богу,по аналогии с хорошо
известными в православной книжности образами "лествиц".
Благодаря этому русская история становится генеалогической единой цепью свя-
тых московских государей и их предков. Книга представляет в итоге новое
для того времени прочтение церковной и гражданской истории.
Благодаря этим работам Русь окончательно
осознала духовный смысль своего земного существования и цель своего истори-
ческого развития.

Митрополит преставился 31 декабря 1563г
Лицо на смертном одре(как описывают присутствующие) излучало неземной
свет,а видевшие это все благодарили Бога за такого великого Его Угодника.
Макарий был погребен в Успенском соборе Кремля.
Сам святитель был причислен к лику святых только на Поместном Соборе
Русской Православной церкви в июне 1988г.
Память совершаетсся30 декабря(12 января)

Используемая литература:
1.Жития Святых.Православный календарь2010 г Москва
 издательство Артос-Медиа
2.Журнал " Наш современник №4 г. Москва 2010 стр 225.
3.Святый Благоверный Великиий князь
  Александр Ярославович Невский
  г.Москва 1991г.издательство "Панорама" стр. 239-240


Рецензии
Очень важную тему подняли вы, Владимир Алексеевич. Интересно изложено, ничего лишнего. Новых вам открытий. С уважением, Сергей!

Сергей Владимирович Жуков   22.03.2012 19:25     Заявить о нарушении
Этот материал подготовлен был
для "Афанасьевских чтений",которые должны
пройти в конце августа в Коврове.

Владимир Алексеевич Кузнецов   22.03.2012 21:36   Заявить о нарушении