Бедный Чехов

В комнате Анны Фёдоровны Завьяловой топился камин. Возле него безмятежно дремал большой серый кот. Хозяйка сидела на любимом стуле с высокой спинкой.
Отворилась дверь, вошёл Иван Иванович Костылёв. Он опустился на диван, взял случайно подвернувшуюся газету и принялся читать. Оба минут пять молчали. Наконец, Иван Иванович повернулся к хозяйке и спросил:
 - Как здоровье, дорогая моя?
 - Вашими пожеланиями душу лечу, - нехотя ответила Анна Фёдоровна.
 - Почему в темноте сидите? – поинтересовался гость, недовольно взглянув в сторону окна, занавешенного шторами. – От кого прячетесь, милая?
 - Знаете ли, в сумерках лучше думается, - объяснила Завьялова.
 - Уж, не о женихе ли мечтаете? – пошутил Иван Иванович.
Анна Фёдоровна встала, выпрямилась, насколько позволял это сделать возраст, и негромко запела:
Не уходи, тебя я умоляю.
Слова любви сто крат я повторю.
Пусть осень у дверей – я это твёрдо знаю,
Но всё ж не уходи, тебе я говорю…
«Батюшки, да она рехнулась», - подумал Иван Иванович.
 - Расскажите, чем вы занимались? – вслух спросил он. -  Небось, всё пели?
 - Нет, - возразила Анна Фёдоровна, - читала Чехова.
Иван Иванович подошёл к этажерке, взял одну из книг и нарисовал на обложке смешную рожицу.
 - Вы меня обманываете, - проворчал гость. -  К книгам уже давно никто не прикасался.
Надо заметить, что Костылёв любил Чехова, поэтому, воспользовавшись удобным моментом, решил перевести разговор в нужное русло.
 - Анна Фёдоровна, подарите мне собрание сочинений Антона Павловича. Вам ведь оно ни к чему.
Завьялова среди вороха газет на столе разыскала книгу и подала гостю. Иван Иванович взял её, посмотрел на заглавие и удивлённо воскликнул:
 - Да ведь это же энциклопедия лекарственных трав!
 - В наши годы следует заботиться о здоровье, - заявила Анна Фёдоровна, удерживая улыбку.
 - На кой!.. – сорвался на крик Костылёв, - на кой чёрт мне это, - красноречиво прошептал он, взяв себя в руки, - когда я просил Чехова.
Завьялова посмотрела на огонь и с тоской подумала: «Ах, зачем я трачу время на этот пустой спор?».
 - Знаете, Ваня, - тихо промолвила она,  - я прожила долгую печальную жизнь, в которой скорбных дней было больше чем праздников. Книги – это всё, что у меня осталось. В часы одиночества я с ними разговариваю... Поэтому Чехова я вам не отдам.
Всё время, пока решалась судьба русского классика, в соседней комнате находился племянник Анны Фёдоровны Володя. Беседа за стеной действовала ему на нервы. Молодой человек решил вступить в разговор. 
  - О чём вы спорите глупцы? – насмешливо спросил он, чуть войдя в зал, и, не дождавшись ответа, задал другой вопрос. – А знаете, чем наше поколение отличается от вашего?
Когда старики недоуменно пожали плечами, Вова объяснил:
 - Вы только и умеете, что хандрить да фантазировать, как герои ваших любимых романов, а мы любые, даже самые безумные фантазии легко превращаем в реальность. Глядите!
Он схватил со стола книгу и швырнул в камин. Анна Фёдоровна с ужасом посмотрела на племянника, Иван Иванович побледнел, а испуганный кот метнулся под диван.
 - Пенсию получила? – осведомился племянник.
Тётка поспешно опустила руку в карман и достала несколько купюр. Вова взял деньги и ушёл.
Тягостная тишина повисла в доме Завьяловой. За окном пылал закат, а в камине догорал сборник рассказов Антона Чехова...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.