10. Дороги ведут в Батилиман - продолжение

                КУШ-КАЯ, ПОЛЯНА ЛЮБВИ И ЧУДЕСА
                ПРИРОДЫ + ИСТОРИЯ БАТИЛИМАНА .

Перед нами и под нами — горный массив Куш-Кая , что в переводе означает Птичья скала. Раньше на этих скалах жили гордые птицы — орлы , но сейчас их нет. Покинули эти места, не могла смириться с шумом машин.
По сторонам узкой дороги дикая первозданная красота.
Огромные валуны , нагромождены друг на друга и краснеют своими боками , словно их раскалили на огромном костре. Камни различных цветов и оттенков и самых причудливых форм. Вот — валун-слон с приподнятым хоботом! А вот — лезвие бритвы! Зазеваешься чуть-чуть и подметки как не бывало!.. Чуть ниже лежит добродушный стотонный кусочек, этакий солидный и снисходительный камень-увалень... А у того огромнейшего монолита, который, кажется, вот-вот оторвется от своей матушки Куш-Каи , добродушная физиономия древнейшего старца, испещренная морщинами и трещинами столетий. Он смотрит на людей с высоты, нo не свысока, и хочет что-то вымолвить. Но его каменные губы неподвижны, на них лежит многовековая печать молчания.
Если б произошло чудо и разверзлись каменные уста, то, — уверен! — этот гигант-мудрец сказал бы: «Люди! Прекратите свои кровавые разборки! Люди! Радуйтесь солнцу, воздуху, деревьям, птицам!.. Радуйтесь вечнозеленому! Радуйтесь жизни! »..

Камень-медведь! Камень-олень! Камень, камень, камень... А, быть может, присмотревшись к камню-великану, увидите не мудрого старика, а горьковскую старуху Изергиль ? Вместо слона и лезвия бритвы, — пещерного мамонта или сковороду?.. Каждый найдет в камне что-то свое: мудрая нрирода создает свои шедевры без сопроводительных текстов и пояснительных ярлыков. И я ни с чем больше не буду сравнивать камни в окрестностях Ватилимана , пусть каждый увидит в них то, что ему подскажет сердце и фантазия.
Геологические же исследования говорят о том, что весь район Батилимана и мыса Айя является деформированным участком Главной гряды горного Крыма.

Дорога-змея выползает на широкую поляну, обрамленную столетними деревьями. Эту плоскость среди гор называют Поляной любви. Название современное, раньше называли Турецкой поляной. Это — единственное широкое место вдоль всего пути. Здесь турки, пробивающие сквозь гору дорогу, соединяющие Хайтинекую долину с Батилиманом , основали «строительную базу. Откуда взялись турки, пояснить не могу, хотя этот вопрос широко обсуждался в Клубе любителей истории города, но так и не прояснился. Но автору этих строк еще лет тридцать тому назад, удалось держать в руках документы по Батилиману с грифом «секретно», — тогда многое было секретным! — и я выписал оттуда фразу: «Дорогу в Батилиман строили пленные турки»...
Выскажу гипотезу: это, наверное, дети тех пленных турок, которые осели в Крыму после стычек с турецкими кораблями.
Турецкая или Поляна любви, — не только самое широкое, но и самое красивое место. И еще одно достоинство: даже в жаркое время года здесь нежно зеленеет трава, а столетние деревья обеспечивают тенью.
Отсюда открывается замечательный вид на Батилиман, до которого теперь рукой подать. Если пойти по тропинке, а не по дороге, весь путь займет пятнадцать-двадцать минут.
На эту поляну часто приходят туристы. Здесь назначаются свидания и здесь сыграно множество свадеб, — сам тому свидетель!..

ИСТОРИЯ БАТИЛИМАНА

Ранее утро. Просыпаются птицы и цветы. Ищут чего бы пожевать многочисленные зверушки, поднявшие писк в траве. На нашем костре тоже закипает закопченный чайник. Продвигайтесь поближе к костру, я расскажу вам историю зарождения поселка Батилиман . Многого вы не найдете ни в каких справочниках, а единственная книга о Батилимане, написанная мною, вышла несколько десятков лет тому назад и очень малым тиражом, так что отыскать ее практически невозможно ...

Батилиман — значит Глубокий залив. В древних рукописях это название не упоминается. Жители, которые впоследствии заселили окрестности Батилимана, располагались в районе Ласпи. . Раскопки наводят нас на мысль, что это урочище было густо заселено. Найдено множество амфор для вина и масла, — ученые датируют их V веком до н.э. В литературе имеется описание
керамического завода в бухте Ласпи , и , вообще, здесь много примет древности. В лесу вы сможете наткнуться на куски черепицы с клеймами в виде зверей и птиц, на обломки пифосов и амфор, на обомшелые развалины зданий.

25 марта 1790 года в Крыму произошло сильное
землетрясение. Во время этого бедствия в горах образовались трещины, в которые ушла вода из ласпинских источников. А вода — это жизнь. Местные жители из района Ласпи перебрались в Хайтинскую долину. И, примерно, в 1792 году земли в районе Хайту-Батилиман перешли во владения к графу Мордвинову, который начал собирать с местных жителей арендную плату.

Хайтинская земля давала большие доходы, и это позволило выкупить у Мордвинова землю, хотя он и запросил за нее немало, — 37 тысяч рублей. Деньги были собраны и «щедрый» Мордвинов подарил татарам-крестьянам и Батилиман, — в то время его называли Баты-Лиман! — бывший в то время пустой, заброшенной территорией. Там, на берегу моря, находилась одна единственная хижина, в которой проживал волосатый человек, ушедший в себя от дел мирских и, считавшийся среди местных жителей святым. Во всяком случае, пищу ему доставляли аккуратно, не требуя никаких денег.

Задолго до осады Севастополя 1854-1855 гг. местные жители продали землю французу Вассалу и в этих местах были построены комфортабельные дома, винные погреба и высажены французские сорта винограда.
Вина из вассальского подвала были хорошо известны не только В Крыму, но и по всей России, — Крым принадлежал тогда России! Славился и вассальский виноград. Особенно удачным сортом, да¬ющим обильный урожай, считался Мускат Александрийский. И можно только удивляться, почему этот сорт исчез.
После первой обороны Севастополя, — 1854-1855 гг. батилиманские земли и Хайтинская долина вновь отошли местным жителям, — отобрали у супостата, земляки которого хотели завоевать Севастополь! А у местных жителей, в 1910 году, бросовый кусочек земли под названием Баты-Лиман, купил воронежский помещик Андрей Васильевич Кравцов.
Основатель курортного Батилимана, воронежский помещик Андрей Кравцов никогда не помышлял о строительстве собственной дачи в Крыму, хотя он был далеко не беден, ему принадлежали обширные поместья в Воронежской губернии, но и его средств было явно маловато. В Крыму, да еще у самого моря, строили свои особняки титулованные богачи и члены царской фамилии. Но первичный капитал нашелся, сын Андрея Кравцова Вадим родился под счастливой звездой: в день его рождения, крестный положил ему в люльку «на зубок» акции Владикавказской железнодорожной компании. Акции считались бросовыми, никто всерьез не принимал железную дорогу, — кому она нужна?! Лошадь не даст себя потеснить! — не верили в доходы от нее, и, считали, крестный просто сделал красивый жест, всучив младенцу ничего не стоящие бумаги.
Но жизнь не считалась с мнением доморощенных предсказателей и, уже будучи студентом Политехнического института в Петербурге, Вадим Кравцов стал получать приличные дивиденты с «бросовых» акций и, неожиданно для себя и отца стал очень богатым человеком. Конечно, по меркам воронежского помещика!
Деньги требуют применения и на семейном совете было решено строить дачу в Батилимане. На этом настоял Вадим. Студентом он совершил экскурсию по Южному берегу Крыма и считал, не без основания, что лучшего места не сыскать во всем Крыму.
В южные края России выехал сам «батько» Андрей Васильевич Кравцов, с намерениями, тут же приступить к строительству особняка, да такого, чтобы слюною от зависти изошли его недоброжелатели! А недоброжелателей у деловых людей во все времена предостаточно!
В Крыму этого «очень богатого человека» ждало разочарование: хоть доходы от железнодорожных акций были приличными, да и на свои грех было жаловаться, но их явно не хватало, чтобы отвоевать у природы и людей, — земли Батилимана принадлежали общине и они требовали за них большой выкуп. Но Кравцов-старший был мудрым человеком и нашел единственно правильное решение: там, где не хватает силы у одного человека, под силу коллективу. И Кравцов создает кооператив для освоения этого, удивительного даже для избалованного Крыма, места. И летом 1911 года был положен первый камень в здание Кравцовых ...

Это здание сохранилось и является самым красивым и
оригинальным в Батилимане . Его легко узнать, оно отличается.
Среди туристов и экскурсантов часто происходят споры: одни говорят, что этот особняк с барельефами принадлежит, — принадлежал! — академику Абраму Иоффе, другие, — заглянувшие в секретные папки, — помещикам Кравцовым. Где же истина?

Дело в том, что обе стороны правы. Вот что рассказала мне по этому поводу дочь академика А.Ф. Иоффе, доктор физико-математических наук Валентина Абрамовна Иоффе:

«Прежде всего, основатель Батилимана , курортного Батилимана , Андрей Васильевич Кравцов, — мой дед. Это уже о чем-то говорит. Но я расскажу подробнее.
Моя матушка, Вера Андреевна, была самой «несамостоятельной» дочерью Андрея Кравцова. Дворянка, помещица, умница, — дед видел в ней, а не в своем «непутевом» сыне , достойного продолжателя своего дела. Но мать не интересовали ни земли, ни собственные особняки, ни кареты с вензелями, она хотела одного: учиться.
Перед самой Октябрьской революцией, мама окончила гимназию s Петербурге и хотела поступить в институт. Но мой дед, а ее отец сказал, как отрубил: «Нет!»
Невозможно предугадать, да делать этого не стоит, чем бы окончилась схватка между отцом и дочерью, если бы мать не встретилась с «хулиганистым» профессором Политехнического института Абрамом Иоффе... Да, да, в те годы мальчишка-профессор за свои убеждения мог и по морде дать!.. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре поженились.
Представляете гнев дворянина-помещика Андрея Кравцова ,
когда он узнал об этом ?!. Да за кого пошла , за профессоришку нерусского! Матери было отказано в наследстве, а ее имя запретили даже упоминать. Так продолжалось несколько лет, пока мама не забеременела мною. Не знаю, что там говорили будущей маме врачи, только знаю, ей требовался покой, покой и еще раз покой. Да, чтоб тот покой обязательно был на лоне природы, ласкающей глаз!
Бабушка моя, Вера Андреевна, как прослышала о том, бух в ноги своему деспотичному мужу. Какие она слова подыскала, но только Андрей Кравцов смилостивился и разрешил дочке приехать в Батилиман, — к тому времени был построен красивый особняк! А, когда я родилась, он разрешил и зятю своему, — Абраму Иоффе, — приехать на лето.

Так все наше семейство в 1916 году очутилось в Батилимане.

Бабушка Вера, когда близко познакомилась с моим отцом, очень его полюбила. И считала, дочка поступила правильно, выйдя замуж за такого красавца, и лишь дед, до самой своей смерти не мог ей этого простить.
Когда дед скончался, все права на особняк перешли к бабе Вере. Но и она ненадолго пережила своего мужа. А, предчувствуя смерть, завещала батилиманский дом со всеми пристройками и садами своему любимому зятю Абраму Федоровичу Иоффе. А родичей у бабушки была — куча! Они все ожидали урвать кусочек от батилиманского особняка, но просчитались.
После революции, когда все частные владения были конфискованы, и лишь одиа-единственная дача оставалась за моим отцом, и в то время, известным физиком. Вот тут-то и подали голос родственники, — они пустились в судебную тяжбу. Но мой отец узнал об этом только тогда, когда получил повестку в суд. Ни в какой суд он конечно не пошел, а послал письменное уведомление, что не нуждается ни в каких дачах на берегу Черного моря, и считает действия многочисленных родственников Андрея Крав¬цова правильными и присоединяется к тому, что дачу-особняк необходимо присудить им. Больше всего на свете он боялся бытовых дрязг, они могли его отвлечь от любимой работы.
Когда, согласно папиному уведомлению, он потерял юридическое право на владение особняком, то он тут же был «конфискован государством в пользу трудового народа»... Но, лично мы, еще не один раз отдыхали в этом прекрасном здании, хоть принадлежало оно уже не семейству Иоффе...»

На этой фразе мы, — пока! — и распрощаемся с Валентиной Абрамовной. Но встречаться с нею еще будем, — лучше ее никто не знает истории Батилимана. И она, — единственный человек в мире, в паспорте которой обозначено место рождения Батилиман.

Теперь вы понимаете, почему некоторые называют это здание «дачей Кравцова», другие — «дачей Иоффе»? Но мы еще вернемся к этому особняку. А, вообще, в Батилимане и его окрестностях, каждое строение, — особняк или развалюха! — имеет свою
судьбу.

Взглянитесь, отсюда, с высоты Хайтинского перевала, видны останки какого-то разрушенного домика. Этот домишко
принадлежал графине Потоцкой , прямой наследнице знаменитых польских магнатов...
Это случилось за несколько лет до Октябрьской революции в России, графиня влюбилась в своего русского кучера и ради него покинула мужа, детей, Родину, — она сбежала из Польши и поселилась в районе Батилимана.
Старожилы Батилимана, — есть и такие! — и Валентина Абрамовна Иоффе хорошо помнят это «странное» семейство. Графиня Потоцкая была стройной, красивой женщиной, К тому же, высокообразованной. Она владела многими языками и у нее была богатейшая библиотека, — писатели, художники, общественные деятели , проживающие в то время в Батнлимане, пользовались ею. Может быть чтение французских романов, — книг на французском языке было больше всего ! — повлияло на ее судьбу ? Ее муж, — вечно недовольный, постоянно небритый, угрюмый мужичок, в рваной и засаленной одежде, — производил отталкивающее впечатление. Местные жители прозвали его «замухрышкой» и он вполне оправдывал свое прозвище. Было странно видеть
эту супружескую чету вместе. Вот уж, поистине, подтвердилась старая русская пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла!»
Но графиня не только читала французские романы, она еще разводила коз, — весь Батилиман она снабжала козьим молоком.
У графини была еще одна слабость: она прятала беглых, не взирая на то , к какому лагерю они принадлежали, — к красным или белым!.. Когда в Батилиман нахлынула белогвардейская контрразведка, в просторных подвалах они обнаружили семь красноармейцев, — красноармейцев тут же расстреляли, а графине Потоцкой сделали предупреждение; когда Крым стал советским, в тех же подвалах обнаружили трех белогвардейцев,—белогвардейцев тут же расстреляли, но вместе с графиней Потоцкой ...


© Михаил Лезинский, 2008
Дата публикации: 2008-05-11 12:55:33
 
© Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21002101036
+++                +++++                +++
Истории камней-животных очень интересны всегда, хочется нам и животных в камень замуровать и камни оживить. Так и соединяется все время одно с другим, а очертания бывают такими причудливыми, что опять же кажется, что это великаны высекали эти фигуры.
История графини очень яркая, напомнила иторию знаменитой графини Самойловой, той, которую Брюллов рисовал...
У нас всегда, наверное, были такие графини.
С благодарностью
Ваша Люба
Любовь Сушко   12.07.2010 16:33 


Рецензии
Короткая ("предварительная")рецензия на:
«10. Дороги ведут в Батилиман - продолжение»

Это не просто хорошо. Это великолепно. Михаилу Лезинскому - спасибо. И даже более того.
Дело тут вот в чем. Я несколько раз бывал в Батилимане со своими друзьями (многие из которых стали знаменитыми) и с членами семьи. Я снял два любительских фильма про Батилиман: в 1964-ом и в 1965-ом году. И кучу слайдов и фотографий.
Во вторую поездку я видел Валю Иоффе, стоял рядом с ней, с этой удивительной, знаменитой женщиной. Ведь я работал тогда в институте Иоффе, в лаборатории ученика Абрама Федоровича: профессора Дунаева.
В тот второй отпуск в Батилимане я и получил первые обрывки информации о доме - (даче, особняке, полуразвалившейся вилле) - академика Иоффе.
И вот, спустя почти пол века, я читаю об этом великолепное эссе, доподлинную историю, которая заслуживает рубрикации "гении места".
У меня чешутся руки "взяться за перо" и дополнить историю Батилимана - гениального места. Если, разумеется, Михаил Лезинский не будет возражать. Мне есть о чем вспомнить и рассказать. Я уже пробовал снимать любительские фильмы и писать книжки. Моему первому любительскому фильму - Батилиман О-Кэй - аплодировал Дунаев. Второй - "Земля Дельфиния" - был отмечен грамотой Дворца культуры имени Кирова.
А потом, в 2004 году, я с коллегой-соавтором Б.Б.Дьяковым написал книжку про Юрия Александровича Дунаева (Научная биография, жизнь и судьба ученого. Воспоминания о прошлом).
Я ставлю точку в кружке "понравилось" и добавляю: очень.

Анатолий Студенков   07.04.2013 09:14     Заявить о нарушении
Приятно , Анатолий , встретить человека , который не только прочитал , но и ПОБЫВАЛ в Батилимане ... И - продолжайте , продолжайте писать историю профессорского городка , который сегодня превратили в чёрт знает что !И жаль что Валентины Абрамовны сегодня нет в живых .
С уважением , Дед , проживший много-много лет !

Михаил Лезинский   07.04.2013 13:32   Заявить о нарушении