3. Закон 3. Закон тундры или Великий

                СЕМЁН КУРИЛОВ И МАКСИМ КУЧАЕВ

Голова работала чётко , но сердце делало какие-то бешенные толчки. Максим Кучаев подсунул руку под мохнатый свитер , - подарок оленеводов Андрюшкино ! - и потихоньку массировал грудь , успокаивая взбунтовавшийся кровяной насос.
Его движения не ускользнули от Сени Курилова . Он сощурил миндалевидные глазки так , что зрачков вообще видно не стало , проследил за движением кучаевской руки.
- Сердце, Максим ?
- Оно , Сеня. Мотор барахлить начал. Как говорит мой знакомый шоферюга Серёга Гаранин : карбюратор не сосает , маховик земля кидает!
Курилов рассудительно , отделяя слово от слова , произнёс , но не укоризненно , а как бы констатируя факты :
- Во-первых , коллега , не надо работать по ночам! Во-вторых , когда полыхает северное сияние , шторы закрывать надобно ! В-третьих ...
- Математик! - усмехнулся Кучаев.
- В-третьих , не надо было нам пить по последней .
- Это ты , Сёма , в точку попал !
- И давно сердечко твоё барахлить начало ?
- Вроде , недавно . Пройдёт. Всё с жизнью проходит.
- Это ты точно , Максим , подметил. Пораскинув мозгами, прошуршав извилинами , я тоже пришёл к такому выводу.

Не знал ещё тогда Максим Кучаев , что сердце его давно подаёт сигналы перед трансмуральным инфарктом . Что надобно бы задуматься над этим , в общем – то , не феноменальном явлением.
Но как это !? . Пересмотреть привычную жизнь ? Ограничить себя в желаниях ?.. Конечно , рюмку и сигарету можно и по боку ... Но пока колотится сердце , пока гром не грянет , ни от чего не хочется отказываться. Хочется исследовать шарик , на котором живёшь! Хочется писать очерки, рассказы, повести , просидев до утра за письменным столом... Хочется поправить выбившийся локон одинокой женщине , глаза которой печально высверливают полярную ночь ... Но до инфаркта ! А после нескольких , да операции на сердце , начнётся совсем другая жизнь: потребности те же, возможности ... от характера!

- Семён!
- А?
- Живы будем - не помрём !
- Это точно. А сердце, - Семён улыбнулся, - препаскуднейшая штука! И у меня оно дрожит , как хвостик у брехливого щенка.
- У тебя !? - удивился Кучаев. - Физиомордия у тебя , как говорят на Руси великой , кровь с молоком !
Действительно , моложавое лицо юкагирского писателя дышало свежестью , несмотря на ночное бдение , молодостью и озорством. Коварные морщинки , сводящие физиономию молодецкую на нет , ещё даже не подобрались к широкому лбу ! Ещё не сработана белая краска, которая окрасит его смоляные волосы!
- Однако , у нас говорят: кровь со снегом ! Но прошли годы , Максимушка , и прошлая жизнь вцепилась в загривок голодной волчицей , того и гляди разорвёт!
- Да ты же младше меня на целых четыре года! - не выдержал Кучаев. - Мальчишка, супротив меня!
- Я старше тебя , Максим , старше. В тундре можно смело считать год за пять! Вот и считай!
Семён достал из кармана валидол , одну таблетку протянул Кучаеву , другую - бросил в рот. Протянул рюмку.
- Пожуй и запей коньячком. Сейчас мал – по -малу полегчает. А завтра... Завтра будет паршиво , - отзовётся нам с тобою эта ночь .
После таблетки Максиму действительно полегчало. Во всяком случае, бешенные толчки в сердце несколько усмирились . Но всё равно , там, где-то в глубине груди , что-то поднывало. Но коньяк делал своё дело, успокаивал.
То же , наверное, чувствовал и Курилов. Повеселевшими глазками Семён посмотрел на Кучаева, улыбнулся.
- Готов слушать?
- Всегда готов!
- Вот я и утверждаю , если учесть средний возраст русского с возрастом любого жителя тундры , то счёт....Вот и думай, Максим , кто из нас старше! - у глаз юкагирского писателя появились весёлые ехидные морщинки , видно вспомнил что-то весёлое. - А скажи , Макс , только честно , предупреждал тебя редактор , чтобы ты со мною не просиживал ночами , не заглядывал со мною в рюмку , не хлестал стаканами коньяк!?
- Ну и хлещем мы , - уклонился от прямого ответа Кучаев , - время к утру, а мы ещё с тобою одну-единственную бутылку местного "Наполеона" не прикончили!
Но Семёна на кривой не объедешь.
- А говорил тебе редактор , что Семён Курилов становится несдержанным и нервным?
- Редактор беспокоится о тебе, Семён.
- Да ненавидит меня твой редактор ! Было б тебе об этом известно ! И не взлюбил с той минуты , когда я принёс ему свой первый рассказ , а , когда появился мой первый роман , и когда партийные органы Черского , - из Союза писателей СССР был звоночек ! - посоветовали взять меня в штат, возненавидел ещё больше! Тебе , догор , ещё предстоит об этом узнать!
Курилов задумался. А , когда он задумывался, на его моложавом лице только тогда проступали морщины, выдавая прожитые годы.
Кучаев впервые увидел эти морщины и ему почему-то стало жалко нового товарища с которым он успел сдружиться. Жалко Кучаеву стало Курилова и всё тут! Уж не выпитый ли коньяк даёт знать о себе?..
Максим Кучаев всегда был несколько сентиментальным , но тщательно скрывал это обстоятельство. Хотя жизнь его тоже не баловала , если не сказать большее!
Над чем всё-таки задумался Великий Юкагир ? На беспристрастном лице ничего нельзя прочесть: ни радости , ни волнения , ни переживаний. Рука его потянулась к сердцу, непроизвольно и привычно .
- Сейчас я пью совсем немножко. Здоровьишко не позволяет. В семнадцать лет признали порок сердца.
- У тебя!?
Кучаеву стало стыдно , что он жалуется на какие-то свои недомогания. На ноющее сердце , - если быть честным, то оно и ноет не всегда, а только после таких "чаепитий" и ночных бдений!
- У меня, у меня, Максимушка ! В семнадцать - порок сердца , а через год ревматизм пошёл в атаку на недобитого юкагира ... Ещё чуть , чуть , Максимушка и встречу с тобою я бы поджидал на том свете ...
- Что, так серьёзно , Сенечка ?
- Так серьёзно , Максимчик . Пришлось бросить работу и , как ты выражаешься , "вкалывать" на более лёгкой .
Кучаев усмехнулся.
- Ты находишь , что став писателем и журналистом , ты оказался на более лёгкой работе ?
- Я ? Нет! Однако , некоторые людишки , из числа известных тебе, руководящих шариковой ручкой , так считает! Максим , не пользуйся шариковой ручкой , ею в Арктике ничегошеньки не напишешь , писать надо карандашом! Покажи же дяде своё стило, и я скажу кем ты станешь!..
Максим вытащил из портфеля шариковую ручку и ... кучу острозаточенных карандашей , затем извлёк из этого же портфеля бутылку коньяка и портативную пишущую машинку "Консул". Всё это хозяйство положил на столик перед Семёном.
- Курилов рассмеялся.
- Куриловы хоть и потомственные шаманы , но тут я теряюсь! Или ты станешь первоклассным писателем или не станешь ! Третьего не дано... Однако , на чём мы остановились?..
- Что ты очутился на более лёгкой работе, - писательской и журналистской !
- До моего писательства ещё было далеко, Максим! После пастушества работал секретарём сельсовета два созыва, радистом, электриком...
- Электриком!? И я работал электриком , Сеня ! Я , Сеня , классный электрик!
Кучаев , почему-то обрадовался этому факту общности с биографией родоначальника юкагирской романистики.
Курилов захохотал , весело и заразительно. Умел , умел, этот родоначальник вкусно смеяться !
- До сих пор , Максим , настоящие писатели выходили из врачей. Антон Павлович Чехов, например, Викентий Вересаев... Кто там ещё?...
- Елпатьевский , Крелин , Горин, Арканов , - подсказал Кучаев.
- А мы с тобою , Максимушка , просто обязаны создать династию писателей-электриков , но не сможем, - Курилов вздохнул , - вкалывал я не только электриком , но и киномехаником , и инспектором отдела культуры и...
- Настоящий писательский диапазон !
- Но, работая инспектором отдела культуры , сбежал , не видел перспективы! Перешёл на новую должность - стал рабочим Черского авиапредприятия.
- Каким таким рабочим ? Там что – завод ? Скажи сразу: без отрыва от основной работы, закончил курсы пилотов и стал полярным лётчиком высшего класса!
- Завода там действительно нет, но есть там свиньи и коровы. Вот я и стал свинокоровьим рабочим ... Прихожу с утра , а меня встречают голодные мои меньшие братья свинорыльчики и коровушки совершенно голодными. Оказалось, всё это копытное хозяйство называлось "строго засекреченным объектом", - нет, нет, все о нём знали , но сметой эта скотоферма не была предусмотрена... Но проверяющих этот факт мало смущал. Их под разные праздники наезжало множество и , проверяя расходы-приходы авиапредприятия, находили, мягко выражаясь, разные несостыковки не предусмотренные бюджетом , посмеивались: " Ну что ж, дальше будем искать, или ? .. Всегда побеждало "или!" - а на "секретном объекте" одной свинюшкой или окорочком становилось меньше.
- Но при чём здесь твои голодные меньшие братья! До твоего появления их что ли не кормили?
- Кормили, Максим , кормили! Я только продолжил традицию , а после меня, её продолжают другие. Дело в том, я ходил по квартирам и... собирал отходы!
- Заставляли, что ли?
- Да не заставляли , но и не помогали, как ты выражаешься , материально. Но хрюшки не знают, что них смета не выделена и хотят есть как все!
- Н-да, - вздохнул Кучаев, - работёночку, прямо скажем, ты себе подобрал не пыльную. Прямо замечу: сосудосердечноуспокаювающую.
- Верно подметил. Слушай , Максим , накапай из новой бутылки по напёрсточку, а потом подойди ко мне.
Кучаев нацедил коньяк в стаканы малыми порциями , подошёл к Семёну. Чокнулись. Выпили.
- А скажи , брат Максим, нет на моей физиономии некоторой дьявольской печати?
Кучаев подошёл к Семёну вплотную, приложил два пальца к виску.
- Судя по внутренним извилинам , которые прощупываются сквозь височные части черепа , ты станешь самым большим писателем на этой улице и примыкающим к ней тупикам ... Позолоти , ручку , красавец, больше и приятней скажу!
- Ты, дружище, не под черепную коробку влезай , а снаружи смотри: нет ли на моём лице уголовной отметины!?
- С чего это ты вдруг? Приворовывал комбикорма , которых не было, у хрюшек , и они капнули на тебя в местком ?.. При нашем всеобщем воровстве , эта такая малость, что и вспоминать не стоит.
- Э... нет , свиньи на меня не могут быть в обиде!.. Вот ты на моей роже не нашёл никакой печати , а наши, - самые лучшие в мире полярные лётчики, - обнаружили сразу же уголовную печать!
- Срок тянул!?
- Какой там срок! Обнаружили и решили, правильно, между прочим, решили: есть во мне что-то воровитое ... Если и сам не украду, то жулика, во всяком случае, не выдам!
- Ну ты даёшь, Семён!
Но Курилов будто не слышал, продолжал гнуть своё. Совсем забыл Кучаев, что перед этим разговором , он разливал коньяк "по напёрсточку", и видимо, перекапал, - рука вздрогнула! - пару капель перелил.
- Наши славные летуны воровали сами у себя аккумуляторные батареи , - в тундре это дефицит! - и поручали мне сбывать их в стойбищах , в посёлках … Для этой цели даже персональный вертолёт выделили! Я и сбывал, то есть , выменивал на всякую вкуснятину: чир олеринский , языки оленьи , печёнку, рыбу копченную и вяленую ... Так что, согласно уголовного кодекса, меня бы назвали сообщником !
- Брось казниться, за давностью лет ...
- Какого шакала, за давностью! Сегодня продолжается то же самое! Лётчики меняются , а промысел процветает и сегодня!
После всех этих передряг, мне и захотелось… писать! Записать всё, что произошло со мною ..
- У лётчиков ?
- Нет, нет, вовсе не на авиапредприятии , а в далеком-предалёком моём прошлом . Начал писать о себе , а потом позачёркивал ! Думаю , обо мне и Максим Кучаев напишет , - Семён зыркнул на Кучаева смоляным глазом , - а я напишу о судьбах юкагирского народа. Вот после всех этих передряг, стал я писателем , потом - журналистом...Впрочем, как говорит редактор нашей газеты, журналистом я не стал и по сей день!
- Цену себе набиваешь !?
Но Курилов промолчал, сейчас он был в прошлом.
- Понимаешь, Максим, грамматёшки у меня маловато. Четыре класса с коридором !
- Так уж и четыре! А редактор говорил десять!
- Это я потом, экстерном сдавал. Когда признали во мне писателя.
- Экстерном, не экстерном , это не суть важно.
- Важно, Максим, ещё как важно. Какое там дерево увесистое есть?
- Клюква! - подсказал Кучаев.
- Нет!
- Липа !?
- Вот, вот! Развесистая липа - моя десятилетка!
И снова Максим Кучаев поразился сходству жизненных обстоятельств , - примерно по такому же пути , эта Прекрасная Сука Жизнь протащила Кучаева мордой по асфальту ! Но об этой схожести судьбы , он поделится с Семёном в другой раз.
Максим Кучаев , подначивая , покачал головою:
- Да, для журналиста у тебя, грамоты маловато , а для всемирно известного писателя , в самый раз!
Семён Курилов расхохотался.
- Если б произошло чудо, и я получил высшее образование , то подался бы в науку. Или лингвистикой бы занялся. А то бы космонавтом стал. Первым юкагирским космонавтом.
- Так уж и космонавтом! - снова подначил Семёна Максим, - думаешь, космонавту легче напечататься?
- Ты, Максим, не улыбайся и не подначивай , - но я человек страшно завистливый. Завидовал своим сверстникам с которыми когда-то пастушил - они дотянули до среднего образования , и стали заметными фигурами районного и наслежного масштаба. И я хотел стать выше их на целый портфель из шкуры крокодила ...
Засветлело за окном . Семен наклонился над столом, отодвинул пепельницу полную ядовитых окурков , и склонился над газетной полосой - завтрашнего номера "Колымки".
- Ты, Максим, писал? - он ткнул в корреспонденцию , правленную и переправленную редактором - не любил Перевеслов , как он сам говорил , архитектурных излишеств и лирических соплей!
- Я . Но тебе читать не стоит ...
- И не буду, я и свои-то не могу перечитывать после редакторской правки... Надо хоть пару часиков поспать, Максим...Ко мне пойдёшь или?..
- Я лучше "или", Семён. А разговоры - продолжим в следующий раз. Лады ?..

Продолжение следует

© Copyright: Михаил Лезинский, 2009
Свидетельство о публикации №2910090748

+++

Рецензия на «3. Закон тундры или Великий Юкагир» (Михаил Лезинский)

Втягиваешь меня, Мишка косолапый, в свою незабытую тундру, втягиваешь. Молодец, теперь еще заставишь за героев-сердечников переживать, чтоб они были здоровы!Ушла в тундру. Твоя обеспокоенная Волчица. Только напомни своему недоученному журналисту из тундры правило: после предлога "согласно" требуется не родительный падеж, а дательный, отвечающий на вопрос "ЧЕМУ?" То бишь, фраза мечтающего стать лингвистом героя - " Так что, согласно уголовнОГО кодекса, меня бы назвали сообщником !"- будет звучать иначе...
Ушла в тундру. Твоя обеспокоенная здоровьем героев Волчица,
Прости за вредную привычку работать с красным карандашом.

Людмила Волкова   23.10.2010 17:56   •   
+++                +++++                +++
"... Прости за вредную привычку работать с красным карандашом ".

Работай , работай , Волчица , коли Медведя  , заточенным под копьё , красным карандашом  зарэжешь , Боженька тебя за это простит ,  а Великого Юкагира не трожь , - он ответить тебе не может .
Да и я , Медведь Лесной , слабо разбираюсь в падежах со своими незаконченными пятью классами .
Но ты , Волчица , не бери в голову и крЫтикуй по полной .
Дед Ведьмедь - зверь хыщный .
Михаил Лезинский   23.10.2010 18:29   
+++
Михаил, отличная глава! Да, помотала жизнь. Знаете, напомнило тоже реальную ситуацию. Редактором областной газеты стал бывший рабкор, заочно оканчивавший школу, потом институт, где преподавала его супруга. На его контрольных была пометка-муж такой-то. Взяли сначала в молодежку рабочего, но, как рассказывали, писать не очень получалось. А потом начал писать, говорят-по настоящему. Продвинулся. Вот только ушел из жизни рано, сердце. Когда-то читала, что в списке самых рискованных профессий -журналисты недалеко от начала.
Великолепные диалоги, больше узнала об авторе. Спасибо!
Ваша Т.
Татьяна Алейникова   23.10.2010 09:45   •   
+++
Мой Семён так и не станет хорошим журналистом , но всемирно известным писателем станет . И в редакторы он не рвался...
Спасибо , Татьяночка , за прочтение . Жди следующей главы .
Дед Мазай без зайцев
Михаил Лезинский   23.10.2010 13:37 
+++

Интересная получилась беседа двух чудаков, захватывает!
Понравилось!!
Что ж, будем ждать продолжения.
Спасибо, Михаил, за рецензию.
С уважением -
Дмитрий Верендеев   26.03.2010 07:00   •   
+++
Один из "чудаков" Семён Курилов стал родоначальником юкагирской романистики , а его романы издают и сегодня , хотя рождались они вчера .Я застал его живым человеком ,и дружил с ним живым человеком , а не памятником .
Читай Главу 4-ю.
http://proza.ru/2009/10/10/97
Михаил Лезинский   26.03.2010 10:47   
+++

Вы Мастер диалога ( это хочется отметить отдельно) на протяжении всей главы никаких "косяков", речевая характеристика каждого героя - самое сложное.
Очень интересно, интригующе.
Ваша Люба
Любовь Сушко   25.03.2010 12:20   •   
+++
Вчера у меня , Любаня , был тяжёлый день , - скобки из швов вытягивали , - я ж писал , что мне врезали кардиостимулятор ? Хирург меня успокоил , - "до месяца болеть будет !".. Что ж , потерпим , физическая боль легче переносится , чем душевная , - по себе знаю !
Спасибо , что читаете: старому псу тоже надобно , чтоб его гладили вдоль шерсти .
Ещё раз , спа-си-бо!
Завсегда с вами , Дед Михайло .
Михаил Лезинский   25.03.2010 14:00   
+++
Поправляйтесь, с Вашим нравом это легче, чем тому молодому орлу, у которого только, что-то , где-то кольнуло, и он сознания лишился. Те, кто впадают в отчаянье, и не могут вылечиться. А у Вас все будет замечательно.
Ваша Люба
Любовь Сушко   25.03.2010 14:40


Рецензии
Вот, оказывается, как началась Ваша писательская жизнь в редакции! А сердце-то рано дало о себе знать!

Елена Воскресенская   27.05.2012 11:29     Заявить о нарушении
Всю свою сознательную жизнь борюсь с болячками , - голодное , холодное детство и беспризорье дают себя знать .

Михаил Лезинский   27.05.2012 11:53   Заявить о нарушении