Николай Коляда Театр должен быть живым
В Петропавловске с гастролями побывал хорошо известный в России и за рубежом «Коляда-театр» из Екатеринбурга. Вместе с труппой молодых артистов приехал создатель и художественный руководитель театра, драматург Николай Коляда. Для североказахстанских журналистов была организована пресс-конференция, на которой Николай Владимирович успел подробно рассказать о своем детище «Коляде – театре» и ответить на вопросы местных СМИ. Некоторые фрагменты разговора автор этих строк включил в интервью с нашим гостем. Нашел Коляда в своем плотном графике и время для мастер - класса по современной драматургии. Он проводил его для актеров местных театров и студентов Петропавловского колледжа искусств. Позже Николай Владимирович уделил внимание и персонально корреспонденту «Недели СК».
-Николай Владимирович, почему ходите в тюбетейке, на фото вы всегда в ней, это ваш стиль?
- Лысину прикрываю (смеется), мне очень нравится этот национальный головной убор, ведь я родился в Казахстане. В Пресногорьковке до сих пор живут мой отец, (мама умерла в прошлом году), брат и сестра. Они простые люди, не имеющие к театру никакого отношения. Книг моих не читали, спектаклей не смотрели.
-Приятно, что вы приехали на гастроли в наш город, и мы имели возможность посмотреть ваши замечательные постановки.
- Честно говоря, ехать в Петропавловск на гастроли не планировали, но нас так настойчиво приглашали, что просто не могли отказать. Я привез самую молодую часть труппы театра – студентов Екатеринбургского театрального института. И постановки мы привезли не фестивальные, это просто хорошие спектакли: детский – «Мойдодыр», «Старые песни о главном» и «Марьино поле».
-В восторге от оригинальной постановки «Старые песни о главном». За весь спектакль ваши артисты не произнесли ни слова, они говорили, точнее, пели на языке глухонемых людей и так выразительно, так трогательно, так ярко…
-Согласен, зрелище потрясающее. Я впервые обратился к языку глухонемых людей несколько лет назад, когда ставил спектакль о жизни заключенных «Клаустрофобия». Тогда началось мое сотрудничество с режиссером Марией Крашенинниковой, пригласил ее преподавать жестовое пение моим студентам и был в восторге. Они так продвинулись в освоении актерского мастерства. Потом пришла идея создать из жестовых песен спектакль – концерт, так родились «Старые песни о главном».
-Как вам удается все успевать?
-Каким-то чудом удается. Пишу пьесы, ставлю их, руковожу театром, преподаю и на актерском курсе и на курсе драматургов ( в этом году хочу прекратить этим заниматься, так как со стороны руководства вуза нет уважения совсем. Зарплата там становится все меньше. Подумал - хватит заниматься благотворительностью и решил открыть свою театральную школу), вхожу в состав жюри конкурса молодых драматургов «Евразия». Скучать не приходится. Иногда мы играем в день по пять-шесть спектаклей. Слава Богу, у нас всегда аншлаги. Хотя зал в театре небольшой всего 62 места, зрители сидят впритык. Перед носом у них брызгают водой, краской, грязью (смеется), они терпят. Дом, в котором мы обосновались, памятник архитектуры деревянного зодчества ХIХ века, очень уютный. В театре работают 33 артиста, не считая молодежь. У меня частная трупа, нужно каждую копейку беречь. Их зарплата зависит только от продажи билетов.
И какая же она?
-От 10 до 15 тысяч рублей, кое-кто и 20 получает, но таких мало. Сам я заработок и выдаю. В свом театре я и директор, и администратор, и режиссер и еще много чего делаю, чтобы не нанимать лишних людей. И пьесы пишу сам, чтобы не платить авторские другому драматургу, либо ставлю спектакли по работам моих учеников. В репертуаре есть и классика (за нее не надо платить гонораров) - «Вишневый сад», «Гамлет», «Трамвай «Желание», «Король Лир». В прошлом году мы ездили на гастроли во Францию. Привезли на парижский фестиваль «Трамвай «Желание» и «Гамлета». Нас всегда охотно и много приглашают на гастроли заграницу, колесим и по России. В апреле отправимся на фестиваль «Золотая маска». Повезем спектакль «Фронтовичка». А на конец марта в Екатеринбурге намечена премьера новой постановки «Борис Годунов». Все билеты уже проданы.
-О вас пишут много плохого и много хорошего, кто-то называет вас сумасшедшим, кто-то гением. Это не раздражает?
-Я отношусь к этому совершенно спокойно. Если бы обо мне ничего не говорили и не писали, тогда стоило бы беспокоиться.
-В интервью журналистам вы часто говорите о том, что театр должен быть «живым», какой смысл вкладываете в это понятие?
-Наш театр отличается от театра драмы или ТЮЗа, прежде всего попыткой найти новый театральный язык. Мы стараемся быть современным, «живым» театром, потому и классика у нас звучит по-новому. Честно сказать, я уже не могу смотреть в тысячный раз сыгранный «Вишневый сад» или «Три сестры». Где актеры, натянув парики и красивые платья, что-то вещают, кричат, визжат, рыдают, а меня это не трогает. Толстоногов сказал когда-то, что классика на сцене должна существовать так, как будто ты читаешь сегодняшнюю газету. К этому и стремлюсь. Меня часто ругают, что я не так, как все ставлю «Гамлета» «Короля Лира», а сейчас и «Бориса Годунова». Но при этом зал театра набивается битком. Среди заядлых театралов - городская продвинутая молодежь. Спасибо нашим зрителям! Потому что без них мы не смогли бы существовать. Приходя к нам, они получают и зрелища, и пищу для мозгов. К примеру, «Ревизор» актеры играют, в буквальном смысле, утопая в грязи, а в постановке «Король Лир» на них выливается два ведра красной краски. Кого-то это шокирует, кого-то пугает, кого-то восхищает, такая реакция нормальна. Мы постоянно придумываем различные проекты. Например, «Театр в бойлерной» и «Театральные марафоны» - читка пьес с 12 дня до 12 ночи, где собираются огромное количество зрителей. В нашем театре проходят «Чай-театры» и «Суп-театры». Коллективное поглощение, сваренного мною, борща или супа завершается отменно смешным капустником. У публики такое ощущение, будто у меня в гостях побывали. Есть еще «Кино-Коляда» - показываем старые фильмы Свердловской киностудии. А во дворе нашего театра стоит крошечная будка – уличный проект «Колядоскоп», где летом показывают «театр для двух глаз»: смотришь в темную щелочку, а там тебе куколки разыгрывают крошечную сценку. Чтобы посмотреть в дырочку, стоят километровые очереди детей. Каждому ребенку дается звездочка, ее он должен положить под подушку и загадать желание. Родители потом мне часто признаются, что задуманное исполняется. Уже пятый год мы проводим фестиваль «Коляда – Plays», куда приглашаем театры, которые играют спектакли по пьесам уральских драматургов. Почти все мои подопечные и сами пытаются писать. За свой счет выпускаю сборники произведений моих учеников, а также серию переводов «Библиотека французской драматургии».
Я написал 98 пьес, по 70 из них поставили спектакли в театрах по всему миру. Сейчас мои работы стали использовать реже, но отношусь к этому нормально. Пик популярности пришелся на 90-е и начало нулевых. Теперь больше радуют не мои успехи, а успехи моих учеников. Занимаюсь тренерской работой (смеется). Драматург – профессия штучная, но с каждого моего курса, пара –тройка человек становятся драматургами. Самое большое достижение на этом поприще - Василий Сигарев. В 2009 году фильм «Волчок» по его сценарию завоевал на фестивале «Кинотавр» первую премию. А началась его известность с того, что Вася из Нижнего Тагила по электронной почте высылал мне очередную свою пьесу. Она называлась - «Падение невинности». Я прочитал сие творение и восхитился, меня обуяли восторг и радость за своего воспитанника. Зачеркнул название «Падение невинности» и написал «Пластилин». Позвонил Сигареву и сказал: «Можешь помирать спокойно - главную пьесу в своей жизни ты написал». Эту работу я разослал в сотни театров. Пьеса попала к Кириллу Серебрянникову. Он взялся за эту постановку. До «Пластилина» Сигарева никто не знал, а потом поставили все шестнадцать пьес, которые он написал до этого. Я очень горжусь своим учеником, хотя мы с ним разругались и не разговариваем, но такое бывает. После Сигарева появилась Анна Батурина, она сейчас популярна в России. Анна Богачева, по ее сценариям сняты два фильма. Богачева пишет замечательные детские сказки. Радуют и совсем юные мои воспитанники, Ярослава Пулинович, например, спектакль по ее пьесе «Наташина мечта» есть в нашем репертуаре и в других российских театрах эта постановка идет с успехом. Ярослава невероятно талантлива. Приехала в Екатеринбург с севера. На втором курсе, наслушавшись моих нравоучений, Ярослава вдруг стала писать, да так удачно, сам удивляюсь. В прошлом году на фестивале «Коляда–Plays» разные российские театры привезли много спектаклей по ее пьесам, это был не Коляда-Plays, а Пулинович- Plays.
- Николай Владимирович, вы ставите классику на особый манер, например, спектакль «Ревизор», в котором актеры, по вашим словам, в грязи купаются. Вам не кажется, что в памяти зрителей, смотревших эту постановку, осталась эта грязь, размазанная по сцене, и больше ничего, ведь мы живем впечатлениями?
- Уверяю вас, они запомнили не только это. Если я вспоминаю какие-то, поразившие меня вещи, то не могу рассказать их сюжета, я помню только ощущения радости от соприкосновения с талантом, с чем-то ярким и прекрасным. Мы играем «Ревизора» уже восемь лет - и дома, и на гастролях его принимают на «ура». Спектакль вовсе не о грязи, размазанной по сцене, а о той грязи, которая в России сейчас повсюду. Крах ценностей, крах взаимоотношений - об этом постановка. Да у меня сердце болит, когда я ее смотрю. Мне Россию жалко! Почему мы так плохо живем!? Как говорит один мой знакомый - большая страна, хорошая страна, да дуракам досталась…
-Вы, вне всякого сомнения, новатор. Ваши пьесы мастерски выстроены, но позволительно ли со сцены говорить на языке городских трущоб и подворотен, используя при этом ненормативную лексику, которая в изобилии представлена в ваших произведениях. Ведь это театр…
- Я всегда писал, как умею и как хочу, главное в жизни свобода! Только свобода слова, дает свободу мысли, все остальное чушь. Если мне необходимо ту или иную лексическую единицу упомянуть в данном случае, значит, она там будет и будет не зря. У меня часто спрашивают: «Почему ты так пишешь?» Я отвечаю - «Я казах, который едет по степи, что вижу, то пою». А все остальное дело вкуса и таланта. Приходя в театр, люди платят деньги за то, чтобы посмеяться и поплакать. А когда сидят и говорят: «Ох, как любопытно, как красиво» и при этом смотрят на часы, это не театр! Сидишь на некоторых постановках и чувствуешь стыд: неужели этому бутафорскому барахлу ты отдал жизнь? Что касается матерных выражений в моих пьесах, их не так много, я все-таки пишу про простых людей - униженных, оскорбленных... Сюжетов море. Это слезливые пьесы про любовь, веру, надежду, жизнь… Если кто-то сейчас этого не понимает, поймет потом, после моей смерти… Может забудут совсем, а может станут изучать в университетах. Я думать об этом не собираюсь. Этому меня Виктюк научил. Много лет назад, когда вышел «Полонез Огинского», я пожаловался ему: все ругают спектакль. «Коля, - ответил Роман Григорьевич, - какая разница?! Лишь бы нам нравилось!».
-Прочла вашу пьесу о двух актрисах «Всеобъемлюще», была тронута до глубины души, вы писали ее для кого-то?
- Мне очень приятно, что вы прочитали эту пьесу. Я написал ее для актрисы Ольги Аросевой. Ей предназначалась главная роль. Но Аросевой уже 90 лет, она сказала, что не в состоянии выучить текст. Пьесу взяли другие театры, идет эта постановка и в «Коляда-театре», причем с огромнейшим успехом. А вообще я написал много пьес об актерах и актерской жизни. Очень хорошо знают этот подлый народ. Они любят тебя, но предадут и продадут, если того потребуют обстоятельства. И я не обижаюсь на них за это. Ведь актер – это не профессия, а диагноз.
-Николай Владимирович, как признанный, талантливый и известный драматург, скажите, какой должна быть современная пьеса?
-Первое, что должно быть в пьесе - это исходное событие, из которого рождаются слова, характеры. Это основа основ драматургии. Драматург должен уметь слушать и слышать, строить диалоги. Сквозь них должна проходить боль за героев пьесы, если тебе их не жалко, тогда и писать не стоит. Пьеса - это мысли, которые читаются между строк. Зрителя нужно держать в постоянном интересе, а если его нет, тогда в зале слышно бесконечное «кхе-кхе». А бывает, когда вдруг наступает звенящая тишина. Если ты сумел добиться этого, значит, ты добился успеха. Это и есть хорошая современная драматургия.
-А какими качествами нужно обладать, чтобы стать драматургом?
-У человека должно быть что-то тут и тут (указывает на лоб и на сердце) и еще любовь к театру. Этого довольно. Я не читаю лекций по теории драмы. Про завязку-развязку всё написано в книжке у Александра Митты («Кино между адом и раем»). Рекомендую её студентом. Я не пытаюсь сделать из них писателей. Стараюсь поправить мировоззрение, объяснить, что хорошо, а что плохо.
-Николай Владимирович, вам тяжело было пробиться в число самых известных и популярных драматургов?
-Очень тяжело, это было практически невозможно. В то время не было компьютеров, и я копию за копией отбивал тексты своих пьес на печатной машинке и рассылал по театрам. Работал, как машинистка с утра до ночи. Помню, как летел однажды в самолете на семинар молодых советских драматургов и с собой вез пьесу «Рогатка». Она лежала в чемодане в багажном отделении, я смотрел в окошечко на облака и думал: «Везу с собой бомбу, а никто не знает, что я ее везу». Пьесы начинающих читали маститые драматурги, когда они просмотрели «Рогатку», разразился настоящий скандал, они орали: «Это свинство, как это можно на советскую сцену такую пошлость!» В 1989 году я познакомился с главным режиссером московского театра «Современник» Галиной Волчек. Поехал от Союза театральных деятелей на какое-то культурное мероприятие, где собрался весь театр «Современник». Эта была очень дорогая путевка, я один из провинции был в этой группе. Артистов жутко стеснялся и боялся и они шептались за моей спиной: «Это КГБ-шника к нам приставили». Потом каким-то чудом мы подружились. И Волчек сказала мне на прощание – пришли свои пьесы. Так и сделал, но прошло полгода - не привета, не ответа от Галины Борисовны не было. Я благополучно забыл об этом событии. И вдруг на вахту нашего театрального института позвонили из «Современника», Волчик требовала меня к себе. Срочно вылетел в Москву, примчался к Галине Борисовне, а она мне с ходу, как рявкнет: «Где твои пьесы?!». «Выслал, - говорю, - у заведующего литературным отделом лежат, наверное». Так оно и было, их даже не распечатали, оно и понятно, в «Современник» такая макулатура каждый день приходит килограммами. Литработник получил жесткий нагоняй. Оказалось, в тот день, когда мне позвонила Волчек, она обедала с каким-то известным итальянским переводчиком, и тот в разговоре обмолвился, что переводит пьесу «Рогатка» одного известного советского драматурга Николая Коляды. Волчек показалась моя фамилия знакомой, покопавшись в памяти, вспомнила…После этого я стал писать пьесы для «Современника».
-Почему тогда не перебрались в Москву?
-Я остался в Екатеринбурге из-за своей лени. За что благодарю судьбу.
-Ленивым вас точно не назовешь.
-Меня в Екатеринбурге все знают. На улице здороваются. Я себя здесь человеком чувствую! Никуда отсюда не уеду. А работа… пьесу ведь можно и по электронной почте послать в любую точку мира. В Екатеринбурге нет московского снобизма. Я не выношу фальши и лжи. В столичной тусовке, люди могут целоваться при встрече и ненавидеть друг друга. В Екатеринбурге - иначе. Если я не люблю кого-то, я с ним не общаюсь.
- Вы написали 98 пьес, создали драматургическую школу, на которой, по-видимому, будет держаться российский репертуар в ближайшие десятилетия. Откуда такая работоспособность?
-Поскольку это мой основной заработок, как только у меня заканчиваются деньги, я сажусь писать пьесу, потом рассылаю ее по театрам. Звонят обычно сразу несколько и покупают мою работу. Один мой знакомый заметил, мол, вовремя ты, Колян, подсуетился, деньги теперь на пьесах зарабатываешь. Если бы за это не платили, я бы все равно пьесы писал. Когда-то хотелось много денег, писал по шесть пьес в год. Сейчас понял – это не главное в жизни и ограничиваю 1-3. Ко мне не прилетает муза и не садится на плечо (смеется). Я профессиональный человек, мне не нужно вдохновение. Знакомая артистка как-то рассказала про одного столичного драматурга, который каждый день с двух до пяти лежит на диване и придумывает пьесы. Я был в шоке. Признаюсь, даже на репетиции прихожу абсолютно не готовым, никогда заранее не продумываю действия актеров. На сцене происходит настоящее творчество, один артист предложил одно, другой – другое, я скажу третье. Чистая импровизация. Все происходит само собой, придумывается на ходу. Так случилось и с «Ревизором», три недели мы репетировали, я сидел в зрительном зале и спал. Актеры ходили налево, направо, говорили текст, все было хорошо, складно, но не хватало чего-то. Проснувшись однажды утром, пошел в цветочный магазин, купил там много земли, притащил ее в театр, вывалил на сцену, налил туда воды. Пришли артисты, сделали круглые глаза, но идея им понравилась. Разувайтесь, - говорю, - и ходите. Они так обрадовались, стали лепить из земли пирожки, как в детстве. Из этого и развилась основа, но произошло это случайно…
И так всегда – сижу за компьютером и пишу всякую чушь, а потом внезапно мысли, как картонные фигурки, поднимаются и начинают бежать, только поспеваю за ними записывать. Герои сами начинают говорить. Такое ощущение, что от моей головы в небо тянется какой-то канатик, в него и поступают сигналы, слова. Конечно, я могу пококетничать, сказать, ох, как тяжело писать пьесу, как мучительно! Но это будет обманом. Легко и весело мне заниматься своим любимым делом! В театре вообще работать радостно. Взять даже новую нашу постановку «Борис Годунов» - классика, драма, где в конце все умирают. А на репетициях стоит такой дружный хохот. Это нормальная рабочая атмосфера, потому что игра должна приносить удовольствие. Вообще, в актере всегда должен жить ребенок, готовый постоянно удивляться, меняться, баловаться, шалить, если он вырастает, то в театре ему делать больше нечего. Мучительным трудом я могу назвать лишь работу с артистами из Санкт - Петербурга и Москвы, я ставил с ними одну из своих пьес, это была катастрофа. Девять месяцев маялся. Избалованные известностью столичные артисты просто замучили меня своими капризами. Какая уж тут грязь и краска, здесь даже плеснуть водой в лицо нельзя. Нужно чтобы у актеров были красивые костюмы, чтобы смотрелись они, как следует, и было видно, что хорошие артисты. С ними работать невозможно. Это какие-то замшелые камни. Конечно, есть и исключения. Глубоко уважаю Лию Ахеджакову, очень рад, что мне неоднократно доводилось с ней работать. Она великая актриса. Написал специально для нее пьесу «Селестина». Когда работал над ней, говорил Ахеджаковой: «Не хочу, чтоб зрители хохотали, как ненормальные, это же театр», на что она мне ответила: «А что в этом плохого, Коля, пусть смеются». Подумал и, правда, почему в репертуаре театра не может быть какой-то смешной, пустой комедии. Чтобы люди пришли просто посмеяться. Пусть постановки будут разные: пустые, глубокие, смешные, грустные, но интересные.
-Николай Владимирович, вы довольны тем, как ваши пьесы ставят другие режиссеры, они чувствуют ваш ритм?
-Не доволен. Раньше я смотрел постановки и ругался с режиссерами. Они обижались. Потом понял, что ругаться бесполезно. Теперь только хвалю убранства театров и костюмы, что толку орать. Если они так понимают мои спектакли, это их дело.
-Как вы подбираете актеров в вашу трупу?
- Они сами приходят, почти все выпускники Екатеринбургского театрального института. Я беру без проб, полгода назад ко мне пришел парень, закончил кукольное отделение, попросился на работу, мне понравилась его открытая и искренняя улыбка. Пригласил новичка на репетиции, он сидел в зрительном зале почти месяц и не ушел. Потом постепенно стал вводить его в постановки. Теперь играет главные роли.
-Бывало такое, что вы брали в свой театр людей, не имеющих актерского образования?
-Нет, я беру только актеров. Чаще всего ко мне приходят сумасшедшие тетки, которые хотели в молодости быть актрисами (смеется).
-Николай Владимирович, вы никогда не пробовали писать сценарии для современного кинематографа?
-Нет, мне не нравится и кино, которое снимают по моим пьесам. Когда звонят и просят написать сценарий к фильму по моей пьесе за сумасшедшие деньги, я отказываюсь. Говорю, делайте сами, только заплатите гонорар за использование материала и отстаньте, я ваших фильмов смотреть не буду.
-А семья у вас есть?
-Нет, я живу один. Моя семья - это театр, мои дети – ученики. Не могу я жить без этого, в театре можно сыграть и сымитировать все – гнев, боль, радость, а искренность никогда.
Свидетельство о публикации №212031000938