Шутки номенклатора

"Никак не пойму, что у них с Платоном: дружба или любовь?" (с).

В Древнем Риме был раб-номенклатор. На пирах он стоял у входа и громко, во всеуслышание произносил имя всякого нового гостя. Должность ответственная. Тут любая ошибка чревата обидами, а в перспективе – специфической приправой к белым грибам.

Человеку свойственно именовать предметы и явления, и при этом ошибаться. Поскольку открытия нынче случаются довольно редко, пробавляемся тем, что называем для себя, и по многу раз.

Назвать – значит, понять.

Что такое любовь? Как это назвать? Мне думается, любовь есть род познавательной деятельности. На основе интереса возникает желание узнать больше и познакомиться ближе. Хорошо известны и другие аспекты любви, но их обсуждают гораздо чаще, поэтому – остановимся на этом одном.

Любовь обладает всеми признаками познания. У неё имеются субъект и объект познавательной активности, наличествуют специфические методы и процедуры, описаны приёмы и способы достижения результата. Процесс может протекать как в практическом, так и в теоретическом плане, причём в последнем случае он свободен от ограничений временного и технического характера. В целях оптимизации своей познавательной деятельности субъект волен применить различные катализаторы и стимуляторы (объект, кстати, тоже). По сравнению с другой познавательной деятельностью, например – научной, в любви пропорционально выше элемент фантазии, домысливания, вообще чрезвычайно велика роль воображения, интуиции. Всё это говорит о том, что любовь есть специфический род познания, хотя феноменологически она близка религии как особой форме познания и самопознания.

В древности любовь именно так и понималась. И даже сам половой акт понимался как акт познания: "И познал Авраам Сарру", "Выведи к нам своих гостей, мы их познаем!", и т. п.

Любовь имеет свойство заканчиваться, когда цели познавательной активности полностью достигнуты. Интерес к познанному объекту начинает тускнеть. Зато, просыпается интерес к новым объектам, зачастую превосходящим старый лишь тем, что они новые. Здесь и кроется ответ на традиционные вопросы типа: "Что он в ней нашёл? Она старше меня, и ноги кривые!".

Что нашёл? Новизну.

Как и в любой познавательной деятельности, в любви велика вероятность ложных путей, ошибок, неверных названий. Кто гарантирован от этого? Никто. Была бы любовь так же привлекательно для нас, если бы всё становилось ясно уже на старте? Сомневаюсь.

Раба-номенклатора за ошибки, наверное, секли.

В процессе любви тоже секут иногда, но это уже выходит за рамки выбранной темы.


Рецензии