Сбывшаяся мечта

1976 год. Красивая зеленая с черным картонная коробочка из-под душистого мыла. Мама переводит мне надпись с незнакомого языка: „Произведено в Германии. Берлин“. Оказывается,  Берлин  - это город в какой-то далекой Германии. Мыло пахнет очень вкусно! Захотелось увидеть Берлин!


1981 год. Пятый класс обычной средней общеобразовательной школы Ленинграда с изучением отнюдь не популярного немецкого языка как иностранного. В приказном порядке расширения языковых знаний ученикам школы велено купить в киоске газету немецких пионеров „Trommel“ („Барабан“),  приносить ее на уроки, читать дома и в школе, переводить статьи и заметки. Газета противно пахнет бензином и типографскими красками,  но она цветная и толстая. У нас таких нет. Статьи и заметки интересные, фотографии преимущественно цветные. На последней странице газеты, как правило, публикуются адреса школьников, ищущих друзей по переписке в Советском Союзе. По заданию учительницы немецкого языка пишем письма по предлагаемым адресам с целью завязывания дружеских контактов со школьниками из ГДР.  Я вступаю в переписку с девочками из Карл-Маркс-Штадта и из Берлина. Результат -  милые письма с рассказами о семьях, с вложенными в них пестрыми переводными картинками и открытками. С девочкой из Берлина переписыватся интереснее. Ее зовут Пегги Лютке, она забавно выглядит на фотографии в своих круглых очечках, c веселой улыбкой и светлыми волосами. От нее впервые узнаю о мегапопулярных в ГДР музыкальных группах „Пудис“ и „Карат“, о Рождестве в Берлине и еще много чего интересного.  Время от времени мы с Пегги обмениваемся посылками. Она присылает мне вкусный шоколад и красивые открытки с видами Берлина. Хочется увидеть Берлин!


1984 год. Дворец спорта „Юбилейный“. Концерт звезд немецкой эстрады. На сцене совсем еще молодые Дагмар Фредерик и Йорг Хиндемит. Я в восторге! Хочется поскорее попасть в Берлин!


1987 год. Первый курс филологического факультета ЛГПИ им. Герцена. Из деканата срочно сообщают, что предстоит встреча с делегацией немецкого студенчества из дружественной ГДР с целью обмена опытом. Встреча состоится в Ленинградском Дворце Молодежи.  Как водится, наскоро сколочена группа из тех студентов, кто может хоть что-то мяукнуть по-немецки. Преподаватели с кафедры иностранных языков, также в скоростном темпе проверив наши познания, разучивают с нами пару незамысловатых песенок. На следующий день после занятий мы отправляемся на встречу с немецкой делегацией. Культурную программу открывает какой-то полоумный, чуть ли не самодеятельный фольклорный ансамбль, оглушающий своими криками, свистом и притопыванием всех присутсвтующих в зале. Затем на сцену вызвают нашу студенческую группу, которая так жалобно, запинаясь, нестройным хором исполняет „Wenn alle Br;nnlein fliessen“, что плакать хочется буквально всем и даже больше, чем от фольклорного ансамбля. После нас на сцене выстраиваются немецкие студенты и примерно также затягивают набившую оскомину „Калинку-малинку“.  Дальше начинается неформальная часть: свободное общение студентов друг с другом. Общение протекает весьма вяло. Полчаса поулыбавшись друг другу,  поякав и поупражнявшись во владении иностранной речью, мы с облегчением прощаемся с немецкой делегацией, которая отправляется дальше знакомиться с достопримечательностями северной столицы. На память о встрече у меня остается несколько нехитрых красочных сувениров. На одном надпись „Берлин“. Хочу увидеть Берлин!


1989 год. По телевизору в выпуске новостей сообщают об историческом событии: воссоединении Германии. Bозбужденные и окрыленные свободой люди карабкаются на серую стену в Берлине. Звучит „The Wind of change“. Очень хочу увидеть Берлин!


1996 год. Бдительная соседка по подъезду, самостоятельно назначившая себя проверяющей нашу почту, правда, без нашего на то согласия, опоздала ровно на пять минут и оказалась у нашего почтового ящика ни с чем. Она, конечно же, не могла  знать, что мы ждем разрешение на переезд на постоянное место жительство в Германию, просто очень любила „бдеть и докладать куда следует“. И вот моя маленькая победа  - мне удалось ее опередить и  вынуть из собственного почтового ящика собственную же почту раньше нее!  Мило улыбаюсь ей, пряча заветный конверт в сумку. На ее лице читается явное разочарование. У меня в душе ликование! Хотя в этой бочке меда есть и своя ложка дегтя:  cухим бюрократическим языком, черным по белому, нам сообщается, что пунктом нашего прибытия является почему-то Саксония. Печально, потому что мечты-то были о Берлине.


1997 год.  Саксония. Мееране, затем Флеа. Канун Рождества. Как там у моего любимого Гейне: „Германия. Зимняя сказка“?! Все красиво, но очень хочется в Берлин.


1998 год. Февраль. И вот я в Берлине, пока только наездом - по приглашениям на собеседование о работе и учебе. Параллельно обращаюсь в Центральную приемную для переселенцев и контингентных беженцев с просьбой содействия в получении разрешения на переезд сюда, в этот город моей мечты. Времени оглядеться и осмотреться крайне мало. Город – красивый, уютный, удобный -  фантастически притягивает к себе. Несколько деловых встреч  в разных концах Берлина позволяют полюбоваться им из окна наземного метро. Из восточной части еду в западную, спустя пару часов совершаю обратный путь и снова оказываюсь на Востоке. Фридрихштрассе, виденная до этого лишь на картинках, завораживает. Такое удовольствие прогуляться по ней! Кажется, где-то здесь проживала моя подруга по переписке Пегги.  Связь с ней давно утрачена. Жаль, что первая попытка перебраться в Берлин заканчивается почти полным крахом иллюзий и надежд. „Но мы не привыкли отступать!“ Еще несколько месяцев интенсивной переписки с инстанциями, пара однодневных визитов в Берлин -   и желаемая цель достигнута! Разрешение на переезд в Берлин пришло! Cын одного моего знакомого сострил как-то по такому поводу: „Папа, мы взяли Берлин, и мы его не отдадим!“

Июль. Итак,  я  - новоиспеченный житель Берлина! Я ВИЖУ БЕРЛИН, Я ЖИВУ В БЕРЛИНЕ, Я ВИЖУ НАД СВОЕЙ ГОЛОВОЙ ЕГО ВЫСОКОЕ НЕБО И ДЫШУ ЕГО ВОЗДУХОМ. И в этом берлинском воздухе, как это ни странно, я улавливаю запахи своего детства. Как такое может быть? А вот может! Этот город принял меня! БЕРЛИН  - ЭТО МОЙ ГОРОД!

Берлин, 2000 г.


Рецензии