Джокер!

    Глобальные причины выбора наших увлечений и "приоритетов" зависят от степени внушаемости и навязывания нам средней и высшей школами способа познания авторитарного типа, абсолютным критерием качества которого, является ответ на вопрос - Кто это сказал? Самостоятельность мышления учащихся убивается  немилосердно и на корню. Чтобы продемонстрировать преимущество самостоятельного мышления в жизни и, не скрою, удовлетворить свое тщеславие, я позволю себе удовольствие, предложить  Вашему вниманию автобиографический этюд.
    Школа. Хроническая неуспеваемость. Пятый класс - повтор; восьмой - делинквентное поведение, неуспеваемость, педагогический прессинг - переход в вечернюю школу. Автодорожный техникум первый курс (исключен за неуспеваемость).  Институт - повторный курс.  Причины исключения те же. Восстановился в Гродно.  Со "страшным скрипом" дотянул до гос. экзаменов. Предпоследний экзамен - акушерство. Внутренний голос обнаглел - " Никто не посмеет тебя завалить. Рука не поднимется. это сделать после девяти лет обучения". Накануне, подходит староста группы - "Будешь сдавать деньги на экзаменационный билет?" - Нет.  На лице удивление - "Ты, что дурак, что ли?"
    Экзамен.  Спокойно беру билет. На тройку всегда натягивал, натяну и сейчас. Просмотрел вопросы... О'Кей! Выбираю экзаменатора с добродушным лицом. Все пишут, достают нагло шпаргалки. Ловлю взгляд председателя экзаменационной комиссии, обращенный в мою сторону. Опережаю претендентов на теплое место, пока они копаются,собирая свои бумажки. Отвечаю приблизительно. Главное - не молчать.  Ассистент не слушает - ему все равно.  Рядом появляется одушевленный предмет,   председатель комиссии, главный акушер-гинеколог БССР, Старовойтов. Вылизываю,  как могу, последний вопрос.  "Ну, что же, можно поставить удовлетворительно" - говорит ассистент. Зачетка в руках у председателя.  -  "Я наблюдал за Вами. С виду интеллигентный молодой человек, лицо приятное. Почему у Вас в зачетке одни тройки?"  Отвечаю: "Это же государственная оценка"!  - Я Вас не пропущу. Будете сдавать комиссии, после всех.  Встретились глазами. Смотрит, не мигая. Тут же возникает мысль - слишком много поведенческих хвостов, уж не хотят ли  на прощанье свести со мной счеты? Ну, что же,  трус в карты не играет и, если у тебя нет в рукаве джокера, то у меня будет. Спокойно выдерживаю взгляд и выхожу в коридор.
    Я игрок, и привык решать задачи в цейтноте, а риск  для игрока, что нектар для пчел. Ищу  замасленную от рук студентов, бумаженцию. От нее сейчас зависит моя жизнь. Ах, вот она лежит тихонько на подоконнике и не догадывается о том, что через несколько минут ей придется закрыть своей грудью вражеский дзот. Небрежно кладу ее в карман и облегченно вздыхаю - это мой джокер*. 
- Девочки, а что там,  сам Старовойтов знает? Подают справочник - прерывание беременности в поздние сроки, остановка маточного кровотечения. - Достаточно. Открывается дверь. Ехидно улыбающаяся лаборантка приглашает войти.
Это ей староста должен был передать деньги, чтобы заранее знать свой номер билета. "Ну, что, скряга, попался?"-говорят ее  зеленые глаза.- "Ты у меня сейчас попляшешь"- отвечает  мой презрительный взгляд. Отводит глаза в сторону, но я уже заметил в них тревожные зайчики - знает кошка, кто сметану съел!  Вспоминаю кадр из кинофильма Питкин в тылу врага: " Питкин - Рожу!  Злее!  Еще злее!  Пошел"! Страха, как не бывало.
   Взгляды  членов  комиссии обращены на меня - желтые финские ботиночки из мягкой ламинированной кожи  "спэшэл экспорт", модные, идеально  отутюженные,  брючки, свежий, до хруста накрахмаленный халатик, височки прилизанные  бриолином, причесочка - а ля Элвис Пресли, и наглая физиономия с крепко поджатыми губами. - Где живут Ваши родители? - В Москве -  Кем работают?  -  Мама врач, усиливаю, работает в поликлинике Министерства Путей Сообщения...(С отцом не все гладко) - А отец? - Отец, работник Союзпечати  - Пауза.-  Кто,журналист? - Нет, торгует газетами в  киоске. Члены комиссии не скрывают улыбок. Председатель насторожился, приняв мой честный ответ за  издевку. - Не надо! Один ноль в мою пользу!  Сердце стучит ровно и спокойно.  Вопрос  - по справочнику, ответ - по Старовойтову, как из пулемета.  - Ну что же, Вы свободны.
    Все студенты разошлись. Им до москвича дела нет. Бьет мелкий озноб.Холодный пот выступил на лбу.Гулко стучит сердце.  Выходит  Старовойтов и выносит зачетку.  Подтягиваюсь. Еще не вечер, дядя, будем бороться до конца. "Питкин - Рожу!" На лице напускная, но сдержанная улыбка.  - Экзамен Вы сдали. Протягивает зачетку.  - Но, скажите, почему Вы себя так нагло ведете. Теперь меня понесло - А потому, что я уверен в том, что Вы меня обязательно "пропустите" - Да, ну! Откуда такая прыть, молодой человек? - А  оттуда. И достаю из кармана мятый листок бумаги. - Что это? - Список студентов с номерами билетов, по которым они сдавали экзамен, а моей фамилии здесь нет - Дайте-ка я взгляну.  - "Не мае дурных"!  Я Вам подарю его после получения диплома.  Демонстративно отворачивается и уходит.
    Победа! Теперь шутки в сторону, заказываю билет.  Организация здравоохранения -  здесь разгильдяев не любят.  Претендентка на красный  диплом с перепугу взяла мой билет.  Быстро, на глазах у всех, меняемся.  Сел за стол.  Старовойтов - рядом. Отвечаю идеально.  Ассистентка этой же кафедры, принимающая экзамен, удивленно смотрит на меня, всем своим видом, как бы говоря про себя  белорусскую пословицу: " Что-то в лесе сдохло" - Отвечаете  хорошо, но Вы  часто прогуливали занятия, и поэтому  ставлю удовлетворительно.  - А, мне больше и ни надо!
    Вручение дипломов.  Лица у деревенских мальчиков светятся неописуемым восторгом. Глаза горят.   У некоторых на ресницах появляются слезы. Они еще не догадываются, что врачу, как и любому человеку, надо учиться  всю жизнь, чтобы к концу - убедиться в том, что он ничего толком,  не знает.

   *джокер - карта, заменяющая любую - в комбинации при игре в покер.
Покер - самая высокая комбинация из 5и (одинаковых по значению) карт, а так, как в каждой масти их только 4, то джокер заменяет пятую (в игровых заведениях изъят из употребления, поэтому самой высокой комбинацией, которую можно подобрать, является флешь рояль). Спортивные журналисты, по неграмотности, покером называют каре - комбинацию из четырех одинаковых карт.
    Рассказ написан в телеграфном стиле в виде репортажа с поля боя. Воспоминания мешают писать.  Комок подходит к горлу. Не дай Вам бог, перенести то, что я перенес в тот драматический момент.               
               
                Платон Расцветаев. 


Рецензии