Фаэнца в период синьории Манфреди Фаэнца в 16 в

Очерк полностью содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

14. Фаэнца в XVI веке

После страшной расправы и убийства  Асторджо и Джованни Еванжелисты в живых остался ещё один брат – Франческо, который длительное время пребывал за пределами Италии на службе Венеции. В момент последней осады Фаэнцы он находился в войсках Чезаре Борджа. После падения города и конфискации имущества синьоров Манфреди, Франческо был уволен герцогом по его собственной просьбе со службы  и отбыл в Феррару.  На момент смерти братьев он, находясь в тяжёлом материальном положении, обретался в госпи-тале в Болонье. Воспользовавшись смертью Александра VI  и падением Чезаре Борджа в 1503 г., Джованни II  Бентивольо снабдил его не-которым количеством солдат и лошадей, чтобы вернуть Фаэнцу. Франческо удалось войти в город, и население признало его своим правителем. По требованию жителей он принял имя Асторджо, но не смог удержаться на престоле. В том же году Фаэнца перешла в руки венецианцев, которые откупились от Франческо денежным подарком и небольшими владениями.   С уходом Франческо власть династии Манфреди над Фаэнцей закончилась. В 1509 г. Венеции пришлось ус-тупить Романью папе Юлию II (1503 – 1513). Фаэнца вошла в состав Папского государства.
Первые десятилетия XVI в. сохранили ещё черты былого процве-тания города. Фаэнцу посетили великие писатели. Знаменитый историк Франческо Гвиччардини прожил в ней большую часть 1525 г. Макиавелли, находясь на её территории, вносил поправки в свою пьесу «Мандрагора» и дополнил её пятью новыми песнями для пред-ставления, которое прошло во время карнавала в 1526 г. в честь папы Климента VII (1523 – 1534).
Неизвестный автор «Хроники города Фаэнца» создал в это время свою 300 - страничную рукопись на вульгарной латыни. В ней он упоминает манускрипты с богатейшими записями по истории города, которые составлялись и хранились в местных монастырях. Ныне они для нас утрачены.
 
В Фаэнце продолжали работать  великие художники. Действовала мастерская Бьяджо д`Антонио Туччи. В 1504 г. вдова Винченцо Баццолини заказала художнику  алтарную картину с изображением мадонны, младенца, двух ангелов и святых Иоанна Евангелиста  и Антония Падуанского, чтобы украсить семейную часовню в церкви святого Франческо. Колорит этой картины, как и других  поздних ра-бот художника,  сделался приглушённым. Фигуры святых ещё сохра-няют влияние флорентийского искусства, но центральная часть кар-тины уже придерживается местных традиций. Яркие краски в поздних картинах мастера  угасают, интерес к подробностям, бурное, радостное удивление перед чудесами окружающего мира навсегда уходит из творчества Туччи. Отныне его святые и мадонны замкнуты и окутаны печальными сумерками. Возможно, пережитые городом испытания вызывают у него духовный кризис, подобный кризису Боттичелли после гибели Сованаролы. Незадолго до смерти он навсегда покидает Фаэнцу и возвращается на родину в Флоренцию.
Продолжают творить в Фаэнце и мастера из семьи Бертуччи (Утили). В 1506 г. Джованни Бертуччи Веккио (активен в 1495 – 1516 гг.)  создал для монахов камальдинского ордена алтарную картину для церкви Сан Ипполито. В нижней части картины изображена бумажка с надписью: IOANES BAPTISTA DE FAVENTIA PISIT. Центральную часть алтаря занимает фигура Мадонны с младенцем на руках, которая стоит в интерьере галереи дворца. Над её головой двое ангелов держат корону. Ангелы-подростки раздвигают её плащ, словно укрывают им и берут под защиту зрителей картины. Младенец с улыбкой благословляет одетого в шкуру маленького Иоанна Крестителя. Ещё один ангел славит мадонну и младенца игрой на мандолине. На левой створке алтаря изображены святой Ипполито в одежде воина и святой Бенедетто в монашеской рясе и с книгой в руках. Правую створку за-нимают фигуры святого Лоренцо с книгой и орудием своего мучени-чества – железной решёткой, и святой Ромуальд с посохом в руках.
Облик  мадонны и младенца типологически напоминает  подобные изображения у Перуджино. Лица святых при всей неправильности черт необычайно привлекательны. Они проникнуты печальной добротой, приветливостью и состраданием. Их одежды ниспадают четкими, скульптурными складками. Триптиху присущ характерный для художника приглушённый, спокойный колорит, словно действие происходит в сумерках.  Внутренний мир картины наполнен тишиной, которая получает зримое выражение в холмистом пейзаже, раз-вёртывающемся за спинами святых.
Крупные архитектурные работы в городе, кроме достройки собора, с гибелью династии Манфреди прекращаются.
Фаянсовое производство по-прежнему имеет высокий уровень развития. Посуда расписывается растительными узорами, цветами, фестонами, сценами из Святого Писания. Узор делается пёстрым и заполняет всю поверхность изделия. Перегруженность украшениями постепенно приводит к стремлению к большей простоте.  Белая эмаль, покрывающая керамику, становится более плотной и пастозной, в то время как рисунок приобретает эскизность.
С исчезновением собственной династии Фаэнца постепенно теряет роль культурного центра. Она становится одним из провинциальных городов Папского государства, главная роль которого – выплата крупных и тяжёлых налогов. Неурожаи и эпидемии чумы мучают город на протяжении всего XVI  века. В 1567 г. в Фаэнце утверждается Святая Инквизиция для провинции Романья. Она устанавливает режим террора. Двое художников из семьи Бертуччи – Джакомо Бертуччи и племянник Джованни Баттисты Веккио в результате преследований за исповедание лютеранской веры вынуждены отречься от своих взглядов. 
Оживлённая общественная жизнь, традиции самоуправления и  привлекательная культурная атмосфера Фаэнцы постепенно угасают. Она переходит на другую ступень своего развития.


Рецензии