Сёрфы

                СЁРФЫ

/ТОЛЬКО ДЛЯ ПОСВЯЩЁННЫХ. ФОТО ИГРАЕТ РОЛЬ ЖИВЦА ДЛЯ ПОРОСЁНКА/

Вообще то сёрф – это когда на Гаваях и на переднем скате прибрежной накатной волны на доске гаврик вытворяет чёрте что. А к нашим полагается приставка винд. Но пока этот виндсёрфер выговоришь! Язык трижды сломаешь. Всё равно как Клавдий Винеаминович. Все тридцать лет я убегал от этого словосочетания. Бочком, бочком, молчком. Так что мы предпочитали комбинацию доски с парусом всё равно называть сёрфом.

В семидесятые эта комбинация была изобретена. К доске-поплавку был прилеплен парус. И отпала необходимость пробиваться на Гаваи. Теперь можно было кататься в любой  луже. Но в продаже это спортивное чудо появилось значительно позже.


Экстрим. Старый Салтов. Дамба через Печенежское водохранилище. Коротенькая дамба. Всего пару километров. Осень, всего +10/+-5/, неслабый ветерок. На дамбе пробка. Все глядят на чокнутого Борьку, который вышивает по волнам на доске под парусом. Почти голый. Почти, потому что от холодрыги спасает такое изобретение человечества, как гидрокостюм. Да и упражнения с парусом неплохо греют.

Всё, спектакль надоел. Пару километров по волнам в городской яхт-клуб. Там на бочке Алиса. В каюте почти тепло, во всяком случае – ни капли ветра. Леня кормит самовар сосновыми шишками. Долой гидрашку, сухая тёплая одёжка. Крутой кипяток из самовара /но Маши нет – сугубо мужицкая компания/, чай почти по-английски – со сгущёнкой. Иногда, но очень редко, стопарик разведённой институтской валюты.  Спальник и пенопластовая койка Алисы кажется милей любого домашнего дивана.

Но экстрим был позже. Сначала были трудовые будни.

Мы с Белоусом решили слепить сёрфы  сами. Из пенопласта, обклеенного стеклотканью. Эпоксидной смолой. Во ФТИНТе криогенщики вовсю использовали пенопласт.  Мы использовали ПС-4. Более жесткий. В Алисе из него даже в кубрике были сделаны лавки – два спальных места по бортам. Уже не помню, были ли у нас готовые чертежи обводов, или изобретали сами.

Это теперь мы бы не стали лепить такую сложную конструкцию. Использовали бы сплошной пенопласт. Стоило терпеть такие муки за лишние 5-10 кг веса. А тогда затеяли ребра жесткости, обшивку делать из листов толщиной мм 10-12. Резали раскалённой нихромовой проволокой исходные листы толщиной мм 50. На столе один конец проволоки крепился жестко, а другой через прутик натягивался свисающим грузом.

 Через ЛАТР /автотрансформатор/ подавалась на проволоку напруга. ЛАТРом легко регулировалась раскалённость горизонтальной проволоки. От тёмно-красного цвета до ярко-красного. А ЛАТР был проверен – не попадают ли первичные 220 на вторичную. Слава богу – не. Можно было не опасаться случайно коснутся нихрома под напругой. Это если не считать ожога.

 Методом научного тыка подбиралась нужная температура. Толстый лист  проталкивался сквозь проволоку, и получались симпатичные листики пенопласта. Лист резали лобзиком, где вместо пилочки была раскалённая нихромовая нить. Да и обычный сапожный нож лихо резал пенопласт.

Точно уже не помню, но вроде бы, для продольной прочности  вклеивали деревянную доску. Пустоты не имели дренажных отверстий, предполагалась сплошная герметичность. Плавные обводы добивались ножичком и наждачной шкуркой. Стеклоткань в несколько слоёв и в эпоксидку – краситель. Палуба ярко-жёлтого цвета, днище – красного. Симпатичные получились поплавки.

Судоверфь была организована в огрызке коридора в южном конце корпуса, за моим кабинетом. А кабинет был за машзалом,  где в окружении дубового паркета трудилась день и ночь любимая М-222. Трудяга выключалась всего пару раз в году.  Когда уж никак не удавалось наскрести смену. И нежная электроника требовала +20/+-1/ по Цельсию.  Так что в моём кабинетике и в жуткую жару, и в жуткий холод были комфортные 20.

В яхт-клубе все интересовались технологией.  Мы с апломбом говорили – с применением ЭВМ /электронной вычислительной машины М-222/.  Настырные пытались выяснить, по каким программам обсчитывали. Таким доходчиво объясняли, что М-222 хотя и была уже транзисторной, но всё же изрядно грелась. И стойки машины продувал кондиционер из подвала. На верху стойки дул уже горячий воздух.  Так мы  корпус сёрфа клали на  стойки ЭВМ, чтобы эпоксидка быстрее схватывалась. Такое вот оригинальное применение вычтехники.

Нечто подобное встретил я и совсем недавно. Пару лет назад в правом глазу заменил хрусталик – катаракта. Всё собирался заскочить к глазнику, замечал, что глаза заимели разные диоптрии. Проспект Ленина, аптека нумер 200. В подвальчике поселились оптики. Реклама – подбор оптики с применением кумпьютера. Бесплатно меня соблазнило на попытку. Ан нет – диагностика только при заказе очков. Ладно, очки всё равно нужны.

Дамочка посадила за агрегат. Посмотрел на дорожку и шарик над ней одним глазом, другим. Начали подбирать линзы – старым дедовским способом.  В очки с прорезями дамочка начала вставлять сменные линзы и требовать от меня, грешного, выбрать нужные. А кумпьютер стоял рядом и ехидно похихикивал. А потом вообще компьютерная фантастика – межзрачковое расстояние было замерено деревянной школьной линейкой. Ну, хотя бы, логарифмической – ради компьютеризации.

А недавно по радио услышал про лекарство. С применением нано технологий. Хотя чем чёрт не шутит. Входит же в рацион бедного американского солдатика мембрана с дырочками точно по размеру Н2О. Вся остальная дрянь не просачивается. Захотел солдатик похлебать ушицы, а она в виде сухого брикета. Заливает в упаковку вонючей воды из лужицы /или просит соседа отлить, если кругом один песок/  и через некоторое время /вероятно не очень малое/ хлебает юшку /уха на мови/. Но то в разжиревшей Америке. А хохлов с очень большой вероятностью просто дурят.

Мачты мы клеили из двух досточек мелкослойной сосны. Сверху – тончайшая стеклоткань на эпоксидке. Внизу – алюминиевая вставка для крепления кардана. Мачта должна свободно наклоняться по отношению к корпусу. Поэтому кардан /шарнирное соединение/ крепился к торцу мачты и имел штырь, который  вставлялся в специальное отверстие в корпусе сёрфа.

Так что мачта легко отделялась от  корпуса. Первый кардан был шикарнейшим – из нержавейки.  Но потом мы перешли на простейший кусок вакуумного шланга. Такой кусок резины давал фору железному кардану. Никогда не заедал, и в резинку было приятнее упираться пальцами ноги.

Слепили поплавок, и встал вопрос, а где же парус. Нетути. Вспомнил про майлар. Пленка с алюминиевым напылением. В неё часто заворачивают покупные цветы.  Или вешают на окна для защиты от солнцепёка. И криогенщики вовсю используют. Не помню, как нам достался рулончик майлара. С полметра высотой и сантиметров 20 толщиной. Толи выписали со склада, толи доброхоты криогенщики подарили. Рулончика потом хватило лет на десять на всяческие потребы.

Скотч тогда ещё не наблюдался. Использовал рулончики липкой ленты шириной 10-15 мм. Выкроил и склеил парус. Почти месяц он выдержал. Но каким эффектом он обладал. Стоило на солнце попасть в его фокус и тебя как будь то толкало за борт тепловым ударом.

Этому парусу ещё как досталось! Ни минуты покоя. Мы с Белоусом наконец-то дорвались до сёрфа, который ещё и винд. Учились управлять этим чудом. Сколько шлёпов в водичку! И длиннющая очередь желающих. Ведь это был первый сёрф в яхт-клубе.

http://youtu.be/gF_1oEI80Tw

Насчёт шлёпов в водичку. Для большинства это стандартная ситуация. Поэтому в стандартную экипировку входит бронежилет. Тьфу, спасжилет. Но всё равно это один из самых безопасных видов спорта. Нечета аквалангу или дельтаплану. Или горным лыжам. Или альпинизму.

Не помню, какими путями, но вскоре заимели парус заводского изготовления. Вероятно, через местком заказали в Ленинграде. И уже не помнится, слепили мы оба сёрфа за один сезон или растянули это удовольствие на пару сезонов.

Сёрф на Алисе выполнял роль ялика – когда с бочки нужно было мотнуться на берег. Для этого случая имелось лёгкое весло. При переходах сёрфы лежали по бокам каюты, за вантами.  Мачты крепились к вантам, если не использовались, как шесты. Осень удобные были шесты.

Особенно любил использовать сёрф как каноэ племянник. С парусом у него не совсем получалось. Доплавался до Ленинградской мореходки, а потом и до старпома на громадном контейнеровозе на линии Ленинград – Амстердам и далее.

Сын же вышивал под парусом весьма лихо. Вплоть до второго места на первой Харьковской регате по виндсёрфингу.

А я с тоской вспоминаю, какое я получал удовольствие, плавая на сёрфе! Ровный свежий ветерок, скорее сильный. Волна до 30 см. Сёрф мчится почти над водой. Глиссирует. Парус наклоняешь на себя и висишь под ним.  Твой вес не давит на поплавок, и он весь в бурунах лихо скачет по волнам.

 Твоя задача следить за порывами ветра и управлять парусом, чтобы не плюхнутся в воду при ослаблении ветра или не перелететь на другую сторону, при сильном порыве. Одна нога упирается в мачту на месте крепления её к корпусу, а вторая отставлена подальше к корме. Заднюю ногу захлёстывают волны и впечатление такое, будь то бы какой-то шутник дёргает её за верёвку!

Кайф!

Интересно, а сколько минут я смог бы повисеть сейчас? Когда слегка за 70 и наличиствует трудовой мозоль. Как хочется поставить экскремент!

В 82 переквалифицировался в садиста и перестал ходить под парусом. Зарылся носом в землю. Но это здорово выручило в голодные 90е. На три семейства собирал до тонны картошки, море всяческих других овощей. Бедный жигулёнок так нагружался, что скорее походил на горбатого запорожца первого выпуска.

И был установлен второй мой личный рекорд. 19 ведер клубника за сезон! Причём ведер солидных, квадратных. Нечета семилитровым жестянкам. Пластмассовых 10 литровых, с крышками, для мусора.

А первый рекорд состоял из 530 раков, пойманных за световой день. Во ФТИНТовском концлагере все тазики были полны шевелящейся массой.

Примерно в 92 попал на пляж ФТИНТовского концлагеря.  Компания молодёжи пыталась учиться на заводском сёрфе. Плюх за плюхом. Упросил дать сёрф минут на пять. Молодёжи было интересно, как плюхнется дедуля. Дудки. Встал и так лихо рванул, что у молодёжи челюсти поотвисали. Это как на велосипеде – раз научился и затем можешь до конца дней своих. А в награду молодёжи были даны ряд полезных советов.

Наврное, не помешает и чичас дать несколько терии и практики. А вдруг, кому либо пригодится.

Теория. В сёрфе имеется щель позади мачты, куда суётся шверт. Это такя железяки сантиметров 70 длиной и сантиметров 40 шириной. У нас были шикарнейшие шверты. Свареннные на аргоне из тонкостенного дюраля. Да здраствует опытное производство ФТИНТа! Этот шверт не даёт сёрфу плыть боком, а только вперёд и вперёд. Так как водичка раз 800 плотнее воздуха, то парус квадратов 6-9 если и тащит поплавок, то только вперёд.

Шверт имеет некий воображаемый центр бокового сопротивления. А парус имеет подобный вображаемый центр тяги от ветра. Управлять направлением движения сёрфа приходится наклоном мачты вперёд - назад. Наклониш мачту вперёд - побеждает ветер и нос уходит от ветра. Наклониш назад - побеждает боковое сопротивление шверта и нос повернётся к ветру. Но не стоит забывать и о наполнении папруса ветром - регулируется скорость. И доска пляшет на волне. Эквилибристика! Красота!

Практика. Начинается с умения выдёргивать чёртов парус из воды. Мокрый, тяжолый и на ветру трепыхается, как норовистый конь.Поэтому учёбу желательно проводит по пояс в воде. Глубже - тяжело взбираться в очередной раз на поплавок, мелче - жалко шверта.

Второй шаг. Парус трепыхается перед вами - слава богу, выдернули.Стать, чтобы мачта была между ног, гик держать за передне закругление, мачту слегка отклонить от сябя. Чтобы она, зараза, вас не спихнула обратно в воду. Слегка поварачивать трепыхающийся перед вами парус и переступая по сёрфу, безжалстно вращать. Кругов 50, ну ладно, нулик можно убрать.

А теперь уже можно попробовать и поплыть далеко, далеко. Встать, чтобы ветер был в спину а поплавок поперек ветра. Одна нога должна упиратьс в мачту, вторая - к корме. А куда девать третью - забыл! И потихоньку парусом набирать ветер. Ура, поплыли. Мачтой вперёд, назад, чтобы выдержать первоначальное направление. По вумному курс называется галфвинд. Поперек ветра.

Усё, уплыли далеко, далеко. Пора домой. Вот тут и пригодится второе упражнение. Гик за носик, парус пусть полощется, а вы пятками, пятками поворачиваете доску носом домой. И уже другая нога упирается в мачту, с другой стороны  выбираете парус и с шиком домой, домой.

С богом.

Примерно 96. Тот же пляж. Джип банкира, что существовал над рабочей проходной ФТИНТа. Существовал банк, а банкир уже при нём. Его жена пытается плавать на сёрфе. На мои просьбы дать прокатится – ноль внимания. Ветерок слабенький, но беспомощную дамочку уволок к дальним камышам. Догнал на гребной лодке, предлагаю поменяться местами. Мол, я мигом под парусом домчу сёрф до берега. Дудки.  Потом банкир достал где то катер.

  Чувствуете разницу между джипом и задрыпаным жигулёнком. Правда, через несколько лет от того банка и следов не осталось.

А вот на морской волне прокатится так и не пришлось. В 2009 попал в Сочи. Но конец октября, холодрыга, срывается снег. Где возьмёшь на прокат в такое время несчастный сёрф. Бац, бац и мимо.

Так  что мечтой остаётся не то чтобы промчаться на морской волне, а просто поутюжить Печенежское ещё разок.

 Мечты, мечты.

11.3.12

29.5.12.   Мечты могут и сбыватся. Хотя бы частично.

  На прошлые выходные случились знаменитое собыие - встреча выпускников ХПИ факультет АП выпуск 1962 года! Встреча через 500 лет после выпуска.

Выяснилось, что лет тридцать назад я сооблазнил и заразил одну сокурсницу. Ну нет, до спида не дошло. Заразил так, что она тридцать лет назад на кровные советские рубли купила дикую лошадь! Мустанг - разборной виндсёрф.

Она как то заглянула в яхт-клуб, увидела, как мы вышиваем на сёрфах и выцыганила мой на месяц. Этот эпизод я уже и забыл.

Большой научно-семейной компанией этот месяц провели на берегу Печенежского водохранилища, осваивая новое плавсредство. Говорит, захватили кучу научной литературы,  но наука, это одно, а практка - нечто другое.

После этой практики и была приобретена дикая лошадь.
Эту лошадь великолепно освоил её сын. Так, что недавно его занесло в Египет на Красное море.

http://youtu.be/K51PvH5linE

27.12.12. Вывесил на You Tube под паролем БОРИС КАЛАШНИК несколько видеороликов на общественной вешалке. Самый старый - за 65 г! Многие кинособытия описаны здесь, в моих мямуарах. Любопытные - смотрите, не жалко.

Есть там идревнее кино про будни Алисы и издевательствами над нашими сёрфами. Фигурирует сёрф и лично я и в киноролике про пикник.

http://youtu.be/xR-ew6WYDWs



               


Рецензии
Почитал с большим интересом, хотя я сугубо сухопутный и никогда даже не пытался стать на сёрф.
С глубоким уважением, Александр

Александр Нотик   15.03.2012 11:49     Заявить о нарушении
Это такой кайф! Жаль, что при теперешней околонаучной нищете стал недоступен. У меня был швербот, была крерсерская яхта - но самые яркие воспоминания остались от этой доски с парусом.

Борис Калашник   15.03.2012 17:27   Заявить о нарушении
Боря, кажется твои мечты могут осуществится 26 или 27 мая этого года!!!!!!!1
Когда ты на мое предложение взять с собой на отдых нашей институтской встречи мой виндсерфер, ответил. что это будет "самое лучшее на свете", то мне было несказанно приятно, потому что до сих пор никто так не откликался на мое предложение!
А научилась я ходить на серфе в то лето, когда ты милостиво согласился дать мне его на прокат на месяц на Салтовском водоеме.

Вот тогда я и собрала всех своих друзей и мы отпуск провели в палатках около базы Соича с детьми и супругами и занимались только одним делом: осваивали серф!

У нас была литература, все были научными работниками, так что к освоению подошли серьезно :) Помню, как я стояла на доске и не могла сдвинуться с места, а мой муж бежал по берегу и кричал:" смещай центр тяжести. смещай центр тяжести". А где он этот центр????

В общем к концу отпуска все кое-как ходили. Правда не все возвращались обратно и приходилось часто буксировать с того берега( а это ох как не близко!)
Вот после этого я и купила свой МУСТАНГ в магазине ДИНАМО не помню за сколько, но 120 рублевой зарплаты хватило.
Берегла его как зеницу ока, особенно парус, он был из спецматериала с окном, которое я боялась проколоть. Потом перевезла его к себе на содовый массив и мой сын научился "вышивать" по Ртищевскому водоему( где находится наше садовое тов-во)не хуже тебя и обожал только "крутой" ветер.
А потом поплавок стал протекать по швам и сын предложил запенить его внутри. Пена расширилась и еще больше его разорвала. В общем он сейчас ходит, но быстро наполняется водой и ее надо сливать. Игорь(сын) потерял к нему интерес, т. к. будучи в Египте, в Мекке виндсерферистов, приобрел себе современные доски и паруса и предложил мне мой выбросить!? Но я этого не сделала...
Вот мы его и опробуем. Я это мероприятие поручаю тебе!!! Дерзай!!!!
Все решим в пятницу 25 мая на сабантуе нашей группы.

Инна Пыжова   17.05.2012 23:18   Заявить о нарушении
А я уже и не помню, что сёрф давал в аренду!
А где сейчас дикая лошадь?
И как решить проблему доставки?

Борис Калашник   18.05.2012 04:55   Заявить о нарушении
А может попытаться стеклотканью на эпоксидке подлечить захромавшую лошадь?

Борис Калашник   18.05.2012 04:59   Заявить о нарушении
Боря, ты помнишь что случилось с тобой и с таким долгожданным серфом на нашей 50-летней институтской встрече , когда ты вновь встал не него после 30-летнего перерыва?

Инна Пыжова   26.06.2012 02:49   Заявить о нарушении
А случилось вот что...

Инна Пыжова   26.06.2012 03:20   Заявить о нарушении
А после случилось я понял что нужно проходить курс молодого бойца повторно. Хотя уже не молодого а старческого бойца! С учётом дрожащих коленок.

Борис Калашник   26.06.2012 09:08   Заявить о нарушении
Согласна пройти курс МОЛОДОГО БОЙЦА тоже. Хотя коленок не только "дрожащих", а вообще никаких нет...Но есть ОГРОМНОЕ желание хотя бы посмотреть...

Инна Пыжова   30.06.2012 19:07   Заявить о нарушении