Кресло-кончалка

               
Вагон тряхнуло, и Полина проснулась. Хотелось в туалет, но не хотелось слезать с верхней полки. От окна дуло. Она начала думать. Она всегда думала, когда делать было нече¬го. А ночь была темна и огромна, как чужая душа.
Полина подумала, что она уже много лет живет на свете, а все напрасно. Так и осталась она обыкновенной женщиной без претен¬зий. Были претензии, а потом ушли. Была у нее роковая любовь, двое детей у бабушки под Харьковом, опять роковая любовь... Но очень хотелось в туалет, и Полина подумала, что все-таки придется встать. Она шла между чужих ног и чемоданов и думала, что жизнь у нее такая же случайная и холодная, как этот плацкартный вагон.
И ночь неслась за окнами. И всю ночь напролет по поезду ходили люди с мешками и предлагали купить то конверты, то пиво, то набор трав от запоя. Открытая дверь туалета скрипела. За окном проносился хилый лесок, пустой и страшный под луной. "Кто в нем живет?" - подумала Полина.
Она вышла в тамбур покурить. Там было еще холоднее. В углу уютно лежал снег. Полина закурила и стала смотреть в окно. Она думала, что скоро уже граница с Россией, придут пограничники про¬верять паспорта, так что поспать уже не удастся. Потом она вспом¬нила свою последнюю любовь. Это был бледный зябкий юноша, нуждавшийся в защите. Она поняла, что Валерочка ей уже не по карману. Тихие белые дома плыли за окном.
Мимо прошла женщина, предложила купить мягкие игрушки. И тогда к Полине подошел мужичок, смуглый и кудрявый, с бегаю¬щими глазами.
-  Скажите, пожалуйста, девушка, какого вы вероисповедания?
Вопрос был странным, особенно в три часа ночи. Полина заду¬малась, соображая.
-  Ты еврейка? - подмигнул ей мужичок.
-  Еврейка - это не вероисповедание, - сказала Полина с достоин¬ством.
-  И я не еврейка, -  добавила она с еще большим достоинством.
-  Тогда почему ты по ночам не спишь, думаешь? - опять под¬мигнул мужичок. - И глаза у тебя карие - еврейские глаза. И уши у тебя - самые что ни на есть еврейские уши. И губы - ах, какие у тебя губы!
Говоря это, он нежно гладил ее руки, глаза, уши, и она очну¬лась в тот момент, когда он облизывал ее руки, говоря, что давно не был с женщиной, и подталкивал ее куда-то.
Полина стала вырываться, даже попыталась крикнуть, но тут откуда-то набежали пограничники, запрыгал свет фонарика, и они рядышком вдавились в нижнюю полку, и мужичок все искал пас¬порт, а находил удостоверение. Пограничник говорил, что пьяных нужно выбрасывать из поезда, а мужичок отвечал, что он не мусор, как некоторые, а пограничник тогда заявил, что его оскорбляют при исполнении, и поволок мужичка из поезда, и Полину тоже поволок¬ли, как свидетельницу. И вот она уже сидит перед следователем, путаясь и рыдая, объясняет ему, зачем едет в Москву, как познако¬милась с Димаровым А. С. и было ли оскорбление личности при исполнении ею своих обязанностей.
-   И вообще,  - заплакала Полина, - я не видела во всем этом никакого смысла.
-   Немедленно вспомните, когда вы его видели в последний раз, - сказал следователь, и Полина проснулась на той же верхней полке и с тем же желанием поскорее пойти в туалет. На нижней полке храпела женщина, завернувшись по уши в одеяло. Пахло жженой резиной и потом. Снова ходили по проходу продавцы, предлагали на этот раз книги, дешевые и свежие, прямо из типографии.
Полина повернулась на бок и задумалась. Жизнь у нее была какая-то бестолковая. Вначале она хотела выйти замуж за пожилого мужчину с деньгами, машиной и дачей, чтобы он ее содержал, потом она хотела хотя бы ровесника, без дачи и машины, но хоть с какими-нибудь деньгами, хотя бы на жизнь, потом уже хотела просто мужчи¬ну, без всего. Тут и появился Валерочка, напоминавший мужчину, любивший хот-доги и красное вино, но расходы на его содержание никак не вписывались в скромный Полинин бюджет, так что придется отказать себе и в этом удовольствии. "Вот так, - думала Полина, ворочаясь с боку на бок, - во всем себе отказываешь, света белого не видишь, ни отдыха, ни просвета, и все ради чего?". Тут она вспом¬нила, что хочет в туалет, и вздохнула. И тут же почему-то вспомнила, как она познакомилась с Валерочкой. Она работала тогда в мебель¬ном магазине, а он ходил и ходил мимо кассы от шкафа к шкафу.
-   Молодой человек, купите кресло-качалку! - предложила она.
-   Может быть, кресло-кончалку? - улыбнулся он.
-   Кресло такое - садишься и качаешься, - продолжала она.
-   Кресло такое - садишься и кончаешь, - отозвался он.
Полина улыбнулась и слезла с верхней полки. В вагоне было холодно и тихо. Две бледные женщины в серых пальто завязывали огромный рюкзак. Какой-то пьяный шел по проходу и стучал кулаком в вагонные перегородки. И тут же шла по проходу женщина и предлагала купить кресло-качалку.
-  Кресло-кончалку? - переспросила Полина.                               
-  Да, - ответила женщина,- будешь сидеть в кресле и кончаться.
Выйдя из туалета, Полина зашла в тамбур покурить. За окном плыл город, глухой и заснеженный. Город спал, только лаяла вда¬ли одинокая собака, или это волк выл от холода. Полина предста¬вила себя одну, в ночном городе, на морозе, ей стало жутко. И тог¬да к ней подошел мужичок, смуглый и кучерявый, с бегающими глазами.
-  Ты почему не купила кресло-кончалку? - взял он ее за локоть.
-  А зачем мне кресло в поезде? - удивилась Полина.
-  Ты же еврейка, - сказал он, - ты должна быть умной и хозяй¬ственной. Кресло в хозяйстве пригодится. Что за жизнь у тебя?
-  Жизнь как жизнь, - печально вздохнула Полина.
-  Ты хоть знаешь, что такое настоящий мужик? Пойдем, я тебе покажу, - сказал он, подталкивая ее к туалету.
Но тут засверкали фонарики, застучали сапоги по вагону, и опять они вдавились в нижнюю полку. Полина искала свой паспорт, а находила удостоверение - и опять искала свой паспорт. И вдруг пограничник закричал:
-  Чьи сумки?
А сумки были Полинины, и еще длинный скелет кресла-качал¬ки, и все это пограничники катили к выходу, а вслед тащилась По¬лина, бледно-зеленая, а потом сидела перед следователем и за¬полняла какую-то декларацию. Ручка не хотела писать, а следова¬тель смотрел на Полину как на пустое место.
-  Но зачем вы вывезли кресло-качалку? - спросил он.
-  Качаться буду, - сказала она.
-  Маленькая, что ли?
-  Да. Маленькая еврейка.
Наконец ее отпустили. До отхода поезда оставалось пять минут. Задыхаясь, она потащила вещи по путям, перетаскивала сум¬ки, ломая ногти, тащила их, а время шло. И уже буквально в десяти метрах от поезда кресло вдруг зацепилось за какую-то железяку, веревка развязалась, какая-то дощечка с треском выскочила из пазов, и кресло-качалка, кресло-кончалка, в котором качаются и кончают, качаются и кончаются, - стоит на перроне во всей своей красе, и падает на него снег, а Полина прыгает вокруг него, машет руками и кричит что-то вслед уходящему поезду, и плачет.
Поезд ушел, а она все глядит ему вслед, а потом поворачива¬ется к креслу и трясет его. А город спит, и спят все евреи и спят все дети, и пограничники спят в своих казармах, и собаки спят в своих конурах. А Полина плачет, кусает себя за руку, чтобы проснуться. Но уже не просыпается.
-  Ша, евреи, - думает Полина, - поезд ушел.


Рецензии
Глубокоуважаемая Элина!

Так бывает, когда рассматриваешь мастерски написанную, ладно скомпонованную картину. Но выполненную не в классическом стиле, не в тебе уже известных импрессионизме, кубизме, и т. д. А - как-то по-другому. Не будучи знатоком живописи, не можешь передать словами и малой доли того, чтО о содержании этой картины, о замысле художника, и пр. смогли бы рассказать, например, сотрудники музея или организаторы выставки картин этого художника. Просто чувствуешь нутром: это — настоящее искусство!

Подобное ощущение возникло у меня во время чтения Вашего рассказа. Странное многослойное повествование, переплетение реального и мнимого, имевшего место и воображаемого... Всё, вроде бы, не завершено: ни поход в туалет, ни рассказ о жизни героини, ни её галлюцинации, ни поездка в...
И всё же чувствуется литература неплохого качества.

Такой вот мой странный отклик на необычное произведение. Увы, литература сего рода находит спрос нечасто и далеко не у всех. Читатель хочет быть зрителем понятных ему событий. А тут необходимо по ходу чтения постоянно раздумывать: «А что бы это могло значить?». Получается, как с нотной грамотой: одни читают её и напевают «с листа», другие видят лишь ничего для них не значащие закорючки.

Хотелось бы узнать, на какого читателя Вы рассчитываете, как Вы сами определяете жанр Ваших произведений (рассказы??). Вы ведь не только практик, но и теоретик - доктор филологических наук, професор кафедры русской литературы.

P. S. Уберите, пожалуйста, ненужные переносы. Они были необходимы при печатании на машинке — компьютер (и, тем более, формат Прозы.ру) переносов слова не признаёт.
И — ещё: разбивка текста на абзацы тоже весьма желательна.

Ваш,

Согрива   03.02.2013 23:09     Заявить о нарушении