Друг

У Людомира было много ближников. Почитай – четыре дюжины людей рады были в доме его погостить, сулею с ним распить, пособеседничать с ним, да на жизнь ему пожаловаться. Много было ближников, да не знал Людомир, сколько у него друзей. Порешил раз: «отделю друзей от нахлебников! Спытаю их!»
В первую седьмицу приглашать в гости перестал да на приглашения побеседовать отмахивался. Десятка с два от него утекло, знаться с ним не пожелало.
Во вторую седьмицу изобразил Людомир горе лютое, каждому другу по три раза на дню в слезах бежал, выслушать просил. Еще с десяток людей от него отвернулось.
В третью седьмицу стал он денег безвозвратно просить. Надо, мол, очень, а зачем – сказать не могу. Снова от него люди отворачивались. Человек десять всего осталось в ближниках.
В седьмицу четвертую стал упрашивать друзей постоять за него в лютой сече. И лишь трое из десяти пришли с топорами, спрашивая – где враг?
На пятую седьмицу стал Людомир проклинать оставшихся, во глаза да заглазно поносить их. Возмутился один:

- Я всегда ему помогал, а он..!

И бросил друга. Второй же с третьим решили:

- Горе ему ум помутило! Нельзя друга и таким бросать!

И к обоим оставшимся походил Людомир прося:

- Друг! Мне твое сердце нужно! Отдай мне его! Сам вырежи!

И только у одного он нож отбирал, не давал своей просьбы исполнить.
Того он с той поры и звал другом, горе и радость пополам делил. Да все ругал даже спустя годы:

- Что ж ты, дурак, ради блажи моей чуть себя не порешил? Уж не поверю никак, что душа в тебе рабская была!

А друг ему отвечал:

- А я другу верить привык! Коли сердце другу надо – знать не для потехи. А что такое жизнь перед дружбой настоящей? Да ничто! Все иное и зваться дружбой недостойно!


Рецензии