Разница во времени

- Привет, предки! – с порога заорал Ромка, - хавчик какой-нибудь нормальный есть или опять голимые макароны?
Родители недоумённо переглянулись.
- Рома, я так поняла, что ты кушать хочешь? – робко спросила мать.
- Да нет, не кушать, давно ремня не получал, - сердито пропыхтел в прокуренные усы отец, - с каких это пор у тебя родители «предки»? Или ты нас закопал уже? Хоть покажи в каком месте и за чей счёт...

Ромка сбросил с ног кроссовки, раскидав их в прихожей по углам, швырнул на вешалку ветровку и бейсболку и, насмешливо взглянув на родителей, прошлёпал в свою комнату. Через несколько минут оттуда загремела музыка.

- Ну вот, дождались. А ты всё «где Рома?», «где Рома?». Шляется сутками напролёт, а родителям слова по-человечески никогда не скажет! – отец раздражённо зашуршал газетой.
- А вот взял бы да поговорил с ним, как мужчина с мужчиной, а то вечно за газетой прячешься, будто и не сын он тебе.
- Сын, конечно! Только не понимаю я его - в школе, вроде бы, по русскому языку пятёрка была. И откуда нахватался? Ну почему макароны «голимые»? Голые, что ли? Так бы и сказал – голые! Без ничего в смысле... А с какой стати он решил, что они голые? Там ведь и подливка, и котлеты!
- Голимые, значит, невкусные, - терпеливо объяснила мать,- они сейчас все одинаково говорят – и отличники, и двоечники. Сидят ведь безвылазно в интернете, я как-то почитала переписку и чуть с ума не сошла! Там грамматика и рядом не стоит, сокращения какие-то...
- То-то и оно, что в интернете... Ну скажи ты мне, пожалуйста, неужели не достаточно почитать газету? Или там что другое ещё?
- Вова, там ВСЁ! – мать округлила глаза, - уж думала, что всякого повидала, ничему не удивлюсь, а тут как-то присела на минутку, да так весь вечер и просидела.
Отец заинтересованно взглянул поверх газеты на мать:
- Когда это ты засиделась и что там такого увидела, что на весь вечер хватило?
Мать слегка смутилась:
- Когда ты на рыбалку с ночёвкой укатил. А мне что было делать? Ты лещей своих таскаешь, Ромка с пацанами рассекает, а я одна.
- Кого это он там с пацанами рассекает? Ты что, уже от него нахваталась, не можешь нормально сказать?
- Да так как-то проще,- улыбнулась мать и опять попросила,- поговорил бы ты с ним.

Отец отложил газету в сторону, тяжело вздохнул и, решительно хлопнув себя ладонями по коленям, поднялся и пошёл в ромкину комнату.
Сын сидел, уставившись в экран компьютера, и  стучал по клавишам, совершенно не обращая внимания на грохочущую музыку.  Отец, немного подумав, почти вырубил звук.
- А? Что? Что за фигня? – закрутил головой Ромка и, увидев отца, дурашливо поклонился, не вставая со стула, - наше вам с кисточкой! С моралями прибыть изволили? Или ва-аще с ремнём? Так вот что я скажу – мне уже восемнадцатый, так что права не имеешь!
- При чём тут морали и ремень? Ты ремня и в детстве не знал, а теперь то к чему?  – отец не знал, с чего начать разговор, - я поговорить зашёл. Найдёшь для отца несколько минут?
Ромка нетерпеливо глянул на экран и что-то быстро написал:
- Па! Я ведь занят, не видишь, что ли? Когда вы заняты, я ведь вам не мешаю. Имею я право на личную жизнь или нет?
- Конечно же имеешь... Только вот личная жизнь твоя и не жизнь вовсе, а чёрт-те что.

Сын оторвался, наконец, от экрана:
- Интересно, и чем же моя жизнь вас не устраивает?
- Да буквально всем! Буквально всем... – отец немного помолчал, - ну чего хорошего сидеть часами в свой комп уткнувшись? Мёдом там намазано, что ли?
- Ну да, а чего хорошего сидеть часами и сериалы по телеку, как мама смотреть? Или как ты – по полдня на поплавок на рыбалке пялиться. – сын с превосходством посмотрел на отца, - Учите меня, учите, а я уже и сам всё соображаю. Па! Я уже взрослый человек!

Отец разволновался. По сути Роман был прав. Жена поглощала сериал за сериалом, не давая мужу доступа ни к футболу, ни к хоккею...

- Ну, на мать ты не кивай, она до сериала и поесть приготовит, и постирает, и порядок в комнатах наведёт. И в твоей, между прочим, тоже! – отец пошёл в атаку, - вспомни, когда ты в последний раз в квартире приборку делал?
- А ты? – сын невозмутимо повернулся к экрану, - па, давай не будем. 
- Нет уж, давай будем! – завёлся-таки отец,- ты рыбалку мою не трогай, я там наедине с природой, я там воздухом чистым дышу, птиц слушаю, а ты всё лето в компьютер пялишься, ни разу на пляж не выбрался, посмотри на себя в зеркало – бледный, как спирохета!
- Ого, а что это за зверь такой – спирохета? – Ромка развернулся вместе со стулом, - поясни, родитель!

Отец смутился. Брякнул, не подумав, теперь сын не отцепится. Он взял стоящий у стены стул и подсел поближе к компьютеру:
- Ну-ка, покажи, чего там в твоём интернате интересного? – отец, как ему показалось, умело перевёл разговор на другую тему.
- В интернете, а не в интернате! Ты чего, прикалываешься или конкретно тормозишь?
- Не приставай к отцу! Давай, показывай! – отец явно смутился.

Ромка застучал по клавиатуре:
- Вот смотри: тут твои газеты, там цены на бензин, вот расписание автобусов на нашей остановке, фильмы хоть какие... Па, а ты какую школу заканчивал?
- Эту, как её, первую среднюю в Шахтёрске. А что?
- Так, давай посмотрим. Год выпуска семьдесят третий?
- Семьдесят третий. Ты чего это там колдуешь? – отец придвинулся к экрану чуть ли не вплотную.
- Подожди, не мешай!- Роман погонял мышку, - О-па! Па, фамилии узнаёшь или я не туда въехал?

Отец по-детски шевелил губами, читая длинный список фамилий. Он то улыбался, то хмурился:

- Ну надо же! С Витькой Харченко я раз пять дрался из-за Любки Переверзевой. Где они сейчас? А с Серёжкой Плетнёвым на спор с третьего этажа прыгали, кому не слабо. Прыгнули вместе, а приземлились врозь. Я на ветку тополя угодил, так только задницу отбил об землю, а Плетнёв палец на руке сломал, когда падал. Ох и было же нам обоим! – отец улыбнулся и замолчал.
- А ещё что было? Кроме Переверзевой у тебя девчёнка была? – Ромке тоже вдруг стало интересно.
- Ну а как же, конечно была – Круглова Надюха. Из-за неё тоже с пацанами махался не один раз. Из-за неё, кстати, свой первый зуб на танцах потерял.
- Везёт же тебе на Надюх – мама тоже Надюха, - съехидничал Ромка.
- Ну да, Надюха. Только сейчас она Любавина, а тогда была Круглова, мамуля твоя!

Ромка не ожидал такого поворота событий. Его вообще никогда не интересовало где и как познакомились родители, где жили до его появления на свет:
- Па, так ты у нас, оказывается, однолюб! Вы что, сразу после школы женились?
- Не сразу, конечно. Я в армию ушёл, Надя два года меня ждала. Потом вернулся, закончил техникум, начал работать, а уж потом и свадьбу сыграли. А ещё через три года ты у нас появился. Как говорится, вершина любви! – отец остался доволен последней фразой.

- Как это – вершина любви? – Ромка совсем ничего не понял и не оценил отцовского лиризма.
- Ну, песня такая есть, «Я люблю тебя, Жизнь», - пояснил отец, - там слова такие: и вершина любви, это чудо великое – дети!. Разве не красиво?

Ромка сначала захихикал, а потом и вовсе расхохотался.
- Ты чего это ржёшь? – насупился отец.
- Ой, не могу! Вершина любви!-   Ромка вытер выступившие от смеха слёзы и вдруг стал серьёзным, - вот ты говоришь «вершина любви», а сам меня своим отпрыском называешь!

У отца буквально отвисла челюсть:
- Ну ты, Ром, и загнул! Чего ты? Ты вот что, ты не хами!

Ромка повернул кресло к компьютеру и застучал по клавишам, не обращая на отца никакого внимания, а отец, справившись со смущением, опять рванулся в бой:
- Хорошая песня, не то, что ваши – бум-бум, да хип-хоп. Ни слов, ни музыки! Да вот, хотя бы первые строчки из того же куплета взять – «как поют соловьи! Полумрак поцелуй на рассвете»... Разве сейчас такие слова пишут? Нет, ты мне прямо скажи – пишут или нет? И повернись к лесу, то есть к компу, задом, а ко мне передом! Пишут или нет?

Ромка развернулся к отцу:
- Па, ты прав! Никто сейчас таких слов не пишет, нечего возразить.
- А почему? Разве перевелись поэты на Руси? – обрадовался очередной маленькой победе над сыном отец.
- Не перевелись, наоборот пишут все, кому не лень. Но ни один идиот не станет целовать полумрак, для поцелуев девушки есть. Что, в ваше время был на девчёнок дефицит? А-а, помню, ты рассказывал, что у вас на всё был дефицит. Вот, значит, почему некоторые полумрак целовали. – в голосе сына слышалось неподдельное ехидство.

Отец проглотил Ромкин пассаж и задумался – а ведь и впрямь странные слова, как он раньше над этим не задумывался? Неожиданно повеселев, он продолжил по теме:
- Слушай, а у тебя девушка есть?
- Па, это сейчас не модно! – беспечно махнул рукой Ромка, - ну, тусуемся, конечно с Дашкой, но это так, что бы скучно не было.
- С Дашкой? А я её знаю? – заинтересовался отец.
- Знаешь, наверное. Она на прошлой неделе ко мне приходила. Помнишь, ты ещё потом ругался - типа такая молодая, а уже курит?
- Ах, эта... – отец разочарованно вздохнул, - да разве это девушка? Я тогда вообще подумал, что к тебе пацан какой-то тощий, как глист, пришёл. У него, вернее, у неё ботинки тяжеленные, мы такие в армии «гадами» называли.
- Не гады, а шузы. Мода сейчас такая! – Роман помрачнел. Ему и самому не нравились девчёнки в таком прикиде, но сама Дашка была ему симпатична. Потому что добрая и смешливая, даром, что в шузах.
- Не понимаю я такой моды! В наше время девушка была Девушкой, мы для своих девушек почти подвиги совершали, цветы им дарили, на руках носили. А подойди с букетом к твоей Дашке, того и гляди – лягнёт га..., то есть шузой по коленной чашечке и всё, инвалид! Да и как можно её девушкой называть, если у неё в ушах по семь проколов, в носу булавка, на языке шарик какой-то. Не девушка, а металлобаза какая-то! – отец всерьёз расстроился.

А Ромке наоборот стало весело:
- Па, тогда уж не металлобаза, а ювелирный магазин, у Дашки весь прикид оттуда. К тому же у неё на пупке цепочка есть!
- А ниже пупка дверь? И она её на цепочке держит? – отца понесло, - она, когда в шузах по асфальту топает,  металлом не гремит?

Ромка живо представил себе, как Дашка грохочет своими железяками и расхохотался.

Улыбнулся и отец:
- Так вот, сын. Мы своих девушек на руках носили, не то, что вы.
- А чего их носить, сами дойдут, куда надо. У них сейчас эмансипация. Попробуешь помочь, так можешь и по чайнику схлопотать. И в кафе, между прочим, они за себя сами платят, - вдруг брякнул Ромка, абсолютно не подумав о последствиях.
- Да? – вскинул брови отец, - тогда зачем ты, поганец эдакий, денег просишь, что бы девушку в кафе и в кино сводить, если она за себя сама платит?
- И куда это мама запропастилась? – быстренько ушёл от неприятной темы Роман, - ма-а-ма, ты нас кормить думаешь или как?
- Давайте к столу, дармоеды, - в дверном проёме появилась мама в фартуке. На носу белело мучное пятнышко, - пока вы тут песни распеваете, я пелемешек налепила.

Отец наморщил лоб, вспоминая слово:
- Э-э, голимых, что ли?
- Нет, с маслицем! Марш мыть руки!

Пообедав, никто не торопился вставать из-за стола. Немного подумав, сын вдруг спросил:
- Предки, ой, па-ма, а вы своих родителей всегда слушались, что ли? И ваши песни вашим родителям нравились? Ни за что не поверю, если скажете, что нравились!

Мама потрепала его по лохматой голове:
- Ну да, как же! И через окна по вечерам убегали на улицу, и песни пели свои, и подзатыльники получали, а кто и ремня на филейные части, - она лукаво помотрела на отца.
- Да и было-то всего пару раз! – покраснел отец, - зато сколько раз мимо – пальцев не хватит не руках и ногах!
- А что за песни-то пели? – Роману и вправду было интересно.
- Папа Высоцкого с утра до ночи крутил. Запись затёртая до дыр, половины слов не разобрать, а он слушает и слушает. Столько раз я с ним ругалась из-за этого, а он только улыбается!  А мне наши современные песни нравились - «Лада», например. Слова там хорошие – «даже если станешь бабушкой, для меня ты будешь ладушкой»!
- Это что, про ваш «Жигуль» песня? – выпучил глаза сын-обормот, - ни фига себе, ему уже лет тридцать, а всё «ладушка-оладушка»?
- Не пойму я тебя, Рома, - вздохнула мама, - притворяешься ты или действительно не понимаешь? Ведь то была наша жизнь! Наша!
- Всё я понимаю, чего там... Разница у нас во времени, вот и всё. Вам не повезло, родились и жили в эпоху тотального дефицита, поэтому и хлеб не выбрасываете никогда. Родились бы сейчас, всё бы иначе воспринимали.

Отец бережно смахнул в ладонь со стола хлебные крошки и вынес их на лоджию, где уже несколько лет держал кормушку для птиц и вернулся в кухню:
- Родились бы сейчас, тебя бы не было. Знаешь, сын, а я рад, что родился в своё время. Да, трудно приходилось, верно заметил, что хлебом не разбрасывались, но жили интересней,чем вы. И двойки получали, и подзатыльники тоже. В углах настоялись авансом за всё ваше поколение, зато  в футболы-хоккеи сражались, в походы ходили, на рыбалке уху с дымком ели, по ночам арбузы с бахчи воровали. А самое главное – дружили крепко и слово «честь» для нас было не просто словом.

- Ну вот, пошло-поехало! А что, в наше время вокруг одни иуды, что ли? И мы дружим, только интересы у нас другие, - Роман ушёл в глухую оборону.
- Да какие там у вас интересы? Кем вы будете? Кем растёте? – отец разволновался не на шутку, - Восемнадцать лет скоро, а всё, как ребёнок! О будущем пора задуматься, я с мамой не вечные!

Ромка долго молчал. Отец даже начал подумывать о том, что перегнул в своих претензиях палку.

- Какие интересы?.. Знаешь, па, разные интересы. По-твоему, если меня, например, к технике не тянет, то жизнь у меня не сложилась? Или, если на рыбалку с тобой не езжу, то совсем я пропащий человек? А я твёрдо решил – сначала в армию, - (мама охнула),- потом в универ на экономический поступлю. А по поводу того, что я ещё ребёнок... Па, это быстро проходит, ты только не волнуйся, - и неожиданно сменил тему,- ма, давай папе адрес в интернете сделаем, а то он на своей рыбалке протухнет совсем.
- Так ты его научи, а то он своими клешнями всю «клаву» расколотит! – блеснула знаниями мама.
- Какую ещё такую Клаву? – не понял отец.
- Я тебе потом объясню, - Роман вышел из-за стола, - пойду адрес делать. Поставлю «Любавин», а домен какой пристегнуть?
- Что за домну? Ты мне ещё мартен пристегни, - обиделся на собственную бестолковость отец.
- Ну, па, ты даёшь! Пошли, пошли! – подтолкнул он отца в сторону своей комнаты, - посмотрим, какой ты у нас хакер!
- Сын, я не знаю, что такое «хакер», но имей в виду, что я терпеть не могу снукер! И пул ихний тоже презираю! Я русский бильярд уважаю! Ты хоть раз пробовал в русский бильярд?

Ромка захохотал и потащил отца за руку. Через пять минут из ромкиной комнаты донеслась  исполняемая на два фальшивых голоса песня всех поколений:
- Любо, братцы, любо-о! Любо, братцы, жить!

07.02.2012
Атолл Тарава, порт Бетио


Рецензии
Очень полезно посидеть вот так с детьми поговорить.Для всех.
3190

Нина Иванова 2   25.05.2015 22:54     Заявить о нарушении
Полезно иногда и для родителя :))

Виктор Румянцев   26.05.2015 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.