18. Закон тундры или Великий Юкагир

       ВТОРОЙ ЭПИЛОГ (письма Великого Юкагира с комментариями автора). 

Впервые публикую отрывки из писем Семена Курилова , адресованные автору этого маленького мемуарного романа . Почему - отрывки ?.. А потому , что не настало еще то время , когда бы их можно было опубликовать полностью ! Еще живы - в отличие от моего друга ! - те , в кого направлены критические стрелы , выпущенные из лука Семена Курилова , еще живы и процветают те , кто портил кровь писателю .
Не « героев » жалко , но у них есть дети , а у детей – внуки … Правнуки и правнучки подрастают , вооружённые интернетом ! Генеалогические деревья пытаются выращивать в семейных садах своих !
Да и сам Семен был по-настоящему живым человеком , и ошибался по-человечески - зачем же друзьям тиражировать его ошибки ? Пусть этим займутся его враги !

Письма Семена Курилова - это , своего рода , подстрочник того , что он хотел сказать . Великолепно владея устным русским языком , он терялся , переходя на русский письменный и , забываясь , писал на родном юкагирском языке или якутском.
Я предлагаю письма в сокращении еще и потому , что часть написанного рукою юкагирского писателя использовано мною в этом романе .
И еще: письма , отдельные их положения , чтобы они стали понятны читателям, я буду комментировать.

НАДПИСЬ НА ПОВЕСТИ СЕМЕНА КУРИЛОВА ВСТРЕТИМСЯ В ТУНДРЕ ».
(Повесть печаталась в нескольких номерах журнала «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА»)

«Дорогой Михаил Леонидович! Я рад нашему знакомству . Пусть Ваше пребывание в тундре , в моей тундре , принесет Вашему творчеству большую Колымскую страду - не меньшую, чем «Севастопольская страда».
С. Курилов. 2 окт. 1976 г. п. Черский.»

Делая эту надпись, Семен , улыбнувшись , заметил:
- Только , Михаил Леонидович , не делай того , что позволял себе лауреат Сталинской премии Сергеев-Ценский .
- А что делал лауреат ? - не понял я . - И что не делать мне ?
Курилов пояснил :
- Обворовывал писателей .
Тут я совсем ничего не понял .
- Как это ? И при чем тут - Ценский ?
- При том, читал я в одном из твоих сборников , хорошие слова об этом писателе …

Семён имел в виду мой большой литературоведческий очерк «ВСТРЕЧИ В БАЙДАРСКОЙ ДОЛИНЕ», в котором наряду с другими писателями , я уделил несколько строк и Сергееву-Ценскому .

- Да было б тебе известно твой Ценский целые страницы , мягко выражаясь , позаимствовал у Михаила Филиппова! Читал « Осажденный Севастополь » ? .

Читал я «Севастопольскую страду» , а «Осажденный Севастополь» - нет , прочту его ненамного позже , хотя крымская тема - основная в моих книгах . Поэтому я и отмахнулся тогда от куриловских слов ! Я ещё не знал тогда , ровно через две недели , после того , как Семён сделает надпись на журнале , получу « Осаждённый Севастополь » от сына писателя Бориса Михайловича Филиппова с дарственной надписью , - познакомился с ним в Центральном Доме литераторов , где он был директором.
Сказал я тогда Семёну Курилову :
- Все мы повязаны одной веревкой в той или иной степени , все мы друг друга перепеваем .
Но Семён только усмехнулся , когда я ему это высказал. И заметил :
- Прочти, а после поговорим !
Поговорить не пришлось ! ..

А совсем недавно я нашел подтверждение словам Семёна . У самого Бориса Филиппова . Точнее, в его письме, которое он опубликовал в журнале («ЗНАМЯ», № 1 за 1989 г. – М.Л.) . В нём есть такие строки :

« ... Несмотря на различия в форме , роман Филиппова явно послужил Сергееву-Ценскому в качестве одного из основных первоисточников , о чем свидетельствует огромное количество совпадений в деталях обоих произведений . Приведенные выше около 70 текстуальных сопоставлений неопровержимо доказывают наличие в эпопее Сергеева - Ценского всех форм заимствования - от идеи и подражания до прямого плагиата , - а также наиболее отрицательных форм плагиата , выражающихся в механическом перенесении готовых деталей и текстов вне творческого переосмысления и переработки их , что зачастую делает эти детали в новом контексте, при иных ситуациях фальшивыми ... »

К чему я это ? А к тому, что самоучка Семен Курилов , не имеющий дипломов о высших образованиях , бывший полуграмотный пастух , которому первый редактор «Колымской правды» Сучков составлял
« обязательную программу для чтения », уже в молодости знал то , что и в старости не каждому дано .
Впрочем, чему я удивляюсь ? На то он и Великий Юкагир . И его книги , в отличии от многих , если и уйдут со временем , то только вместе с нашей грешной планетой.

А теперь, как я и обещал, перейдем к письмам Семена Курилова, присланными мне в Севастополь .

5 апр. 1977 г.
Добрый день, дорогой Михаил Леонидович!
Опять моя жизнь стала одинокой : Галя (Узнаете Насиму Нуршину? настоящее ее имя - Галя , а фамилия ... Семен Курилов называет ее в своих письмах Г. Ш. - М. Л.) , вновь ушла к своему законному мужу . Причина?.. Я не смог осуществить все , ее меркантильные соображения: судейскую должность , кооперативную квартиру , уст¬ройство дочери в Институт международных отношений .
И , наконец , она поняла, что гонорары , которые получает писатель за свою адскую работу , крайне ничтожны , и что «лучше жить с рабочим с большой зарплатой , чем с грошиком в кармане посещать высокие , коробчатые дома писателей . ( Письмо написано по приезду из Москвы , где Семен Курилов был на писательском пленуме . Вместе с ним была и Насима , по Курилову Г. Ш . - М. Л.) , и знакомиться с разными людьми , пользы от которых - одни разговоры ...
А её бывший муж , как вам известно , успел жениться в ее отсутствие на другой , но Г. Ш. быстро ее потеснила , и заняла свое прежнее законное место .
Мужа она вновь завоевала , но по его заявлению , которое он сделал раньше , Г. Ш. обсудили на бюро РК КПСС , исключили из КПСС и отстранили от должности юриста .
Жестоко , конечно , но судя по ее поведению , - будучи её мужем , я сумел это понять ! - она вполне заслуживает такого наказания . Но даже при таких критических обстоятельствах , она попыталась меня еще раз обмануть . Сказала : 20 апреля я вновь перейду к тебе , только сходи в райком партии и всю вину за мое поведение возьми на себя . Скажи , что в уходе из семьи, виноват только ты один . Ты один и больше никто !
Я наивный человек , было уже поверил , но выступить в защиту её всё равно не мог … Г. Ш. обозлилась на меня ...
Таким образом , я окончательно освободился от жены и , может быть , в поисках красивой невесты приеду в Севастополь . Возможно , моряки еще не всех успели вывезти!..
Прошу , обо мне не следует писать слишком красиво . Тем более , что не состоялась моя семейная жизнь . Поэтому все впечатления , которые возникли у вас в те счастливые для меня дни , та радость пребывания моего на земле , сегодня потеряла смысл без нее !.. Не надо обо мне ничего придумывать . Пишите просто : живу с тремя дочками - Оксе , Ярхадана , Чэнди , которой исполнилось четыре года . Моей младшенькой ...
Вас интересует , как я пишу ?.. Пишу, когда ласточка вдохновения подлетит к моей душе . И , слава богу, что ласточка часто навещает меня . И , когда я начинаю сачковать , прилетает « рогатая » ласточка , чтобы боднуть меня . Мол , проснись !.. Но это случается редко , вдохновения я не ожидаю , я сам создаю это вдохновение . Но , по-видимому , я не один такой из пишущих . Но есть и отличие от писателей-современников , я не люблю путешествия . Это , наверное , оттого , что я пастушил с двенадцати лет, исколесил всю тундру и ... отъездил свое !.. И выплакал свое !. Даже Г. Ш. однажды заметила , что я совершенно не умею плакать .
Она права , я нынче действительно не могу плакать , все слезы отданы детству и юности , холоду , голоду , тяжелому труду и одиночеству , несмотря на то , что меня окружало две тысячи оленей и тысячи людей сегодня !..
Спасибо за книгу. Выйдет моя - пришлю. Привет вам от моих дочерей.

Постскриптум . Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти моего отца.

Приписка на обратной стороне письма :

«По решению партийной комиссии , завтра рассматривается мое персональное дело . Повод ? Мои отношения с Г. Ш. Как минимум, выговор обеспечен .

22 апреля 1977 года .
…Что ж, поговорим о детстве . Оно не завидное и вспоминать о нем неинтересно , и я бы не хотел прожить его еще раз . В моем детстве не было ни кино , ни журна¬лов , ни конфет , а было немного муки , рыбьего жира . Из муки делали лепешки и пекли их на рыбьем жире . Таковым было наше повседневное питание ... А рубаху из материи я надел впервые , когда мне исполнилось шесть лет.
Обычно мы , дети тундры , надеваем матерчатые рубахи только летом . На выпуск ! Поверх кожаных штанов ! И носим ту рубашку не снимая до тех пор , пока рисунок на ней не исчезнет под слоем грязи .
Летом - хорошо ! Летом мы , тундровые дети , переходили на стационарный образ жизни . Но родители оставались у озера Большое Улуро ( Олеро ) - рыбалили они там .
Лето - самая вольготная пора в нашей жизни , разве только вот комар донимал и не давал надолго выходить из тордоха .
А вообще , всё мое детство кажется мне сплошным кочевьем ! И когда меня спрашивают , с чего началась моя жизнь , я вспоминаю быстро несущийся по озеру караван , мелькающие деревья , будто старающиеся нас обогнать , бесформенный лунный шар над головою , и все это вместе взятое , пугало меня своей фантастичностью.
В шесть лет родители отдали меня на содержание и воспитание родственникам .
Что вам о них рассказать?.. Тётка моя была очень доброй , слыла мудрой женщиной и чистоплотной хозяйкой , и в тундре пользовалась заслуженным авторитетом .
А как она играла в шашки !.. Будучи совершенно неграмотной , она так изучила эту игру , что без труда выигрывала у всех , кто садился с ней за доску ! У всех учителей выигрывала , и у всех уполномоченных , которые попадали к нам ... Аксинья Ни¬колаевна Курилова умерла в 1963 году .
Но тундра держится не на одной доброте , у нее свои законы , диктуемые условиями. У тетки я жил до десяти лет , кочевал вместе с нею , она меня любила и жалела . А , глядя на нее, меня любили и жалели даже самые злые пастухи ... А вот, когда в двенадцать лет я окончил начальную школу , и до семнадцати лет пастушил в разных бригадах , тетки рядом не было , и я узнал все мерзости жизни. И родствен¬ный деспотизм , и безразличие людей к твоей судьбе . Если всё хорошее , что было в моей тундровой жизни , сложить с плохим , то в сумме получится по нулям . Добро уничтожится уроками жестокости , уроками мучения , обидами ...
Время , прожитое мною , было послевоенным и это наложило свой отпечаток . Хлебные и промтоварные карточки отменили , и хоть были деньги , но на них купить ничего было нельзя . В магазинах - не самые лучшие американские товары и продукты ; чёрная мука , напоминающая песок , сахар в кубиках и консервы в банках , мясо которых напоминало ондатровое .
Эти продукты , конечно, спасали нас в годы войны , но старые люди к ним при¬выкнуть не могли и много старых людей повымирало с голоду ! Дед мой, по материнской линии , не осилил последнюю свою тропу в жизни , сел в ста метрах от тордоха и - замёрз . Бабушка - больная и голодная - умирала на моих глазах . Помню ее последние слова , обращенные к матери :
«Зачем со мной делишься хлебом !?. Мне все равно умирать , накорми детей ! » Бабушка часть своей скудной порции оставляла на утро и утром нас подкармливала этими остатками . А сама охала и приговаривала, что ей есть не хочется . Мы , дети радовались , нам больше достанется !
Бывало , маме из колхозного склада выдадут две щуки на трудодни - она плот¬ничала в колхозе ! - и вся наша семья - семь человек! - ужинаем этими двумя ры¬бами и радуемся.
Родители , я это заметил , медленно поедали свои кусочки рыбы , а на утро - как и бабушка ! - докармливали нас тем , что с вечера сами не съели!..
Лето 1943 года ... Я увидел,— и запомнил навсегда ! - как одна больная чахоточная старуха палит оленью шкуру , собирает в тарелку нагар и , давясь, харкая кровью , аккуратно ложкой поедает эту пищу.

О как я злился на эту старуху за скупость! Хоть бы ложечку дала попробовать!..

Я пришел домой , сжёг шкуру и не только сам попробовал это варево , - не знаю как назвать !? - но и накормил жженкой сестренку Дашу , которой только исполнился один годик... Как я ее не отравил !?.

Мать пришла с работы , рассердилась - «что ты наделал , лучшую шкуру испортил ! » - а потом посмотрела на наши вымазанные , голодные физиономии , заплакала…
С первыми вьюгами и морозами , нас направили в школу . Мы очень боялись идти учиться , помня о голоде и холоде , но школа встретила нас приятной неожиданностью - каждый день давали но 200 граммов хлеба , и по кубику сахара !.. Но этого явно не хватало, чтобы заполнить голодные желудки .
Это было в войну , а после войны , в первые годы стало еще голодней и холодней . Занятия в школе прервались - сидеть в нетопленных классах было невозможно и мы все ютились в одной спальне .
Учителя голодали вместе с нами , с нами и мёрзли . Некоторые от голода и холода становились неразговорчивыми , и лишь наш классный руководитель Василий Егорович Соловьев - сейчас он на пенсии - « отогревал » нас своими рассказами о тропиках , субтропиках , и « кормил » нас надеждами . Говорил: скоро каждый ученик начнет получать по триста граммов хлеба , по сто граммов масла и по пять кубиков сахара ! А в обед на первое будет жирный бульон с мясом , на второе - котлеты , жареная рыба с лапшой , а на третье - компот по полной кружке !.. А еще будет полдник ! И будут на полднике подавать оладьи . Желающим - с маслом ! Или - с сахаром !.. А ужин - мечта ! Жирное мясо с овсянкой ! Хлеб - двести граммов . Масло ...
И мы забывали на минуточку голод ! И кто-нибудь из мальчиков непременно шутил :
- О ! При такой пище мы превратимся в буржуев !
И мы засыпали с надеждой , подгоняя приятное и близкое будущее . Засыпали удивительно легко...
Потом , самых худых и вымученных голодом детей , стали отдавать по семьям . Наиболее зажиточным семьям ... Я попал к школьной прачке , нянчил ее детей и мне кое-что перепадало из пищи ... Зажиточная семья тоже была полуголодной ...
С горем пополам , а начальную школу мы все-таки окончили и всем желающим предложили продолжить учебу в поселке Черском - это за шестьсот километров от Андрюшкино . При том учеба должна была вестись на русском языке .
Это нам предлагали наши учителя , а правление колхоза агитировало нас оста¬ваться в оленеводстве ... Победило оленеводство , и я с легким сердцем подался в пастухи ! Интернатская учеба мне и так надоела за четыре года , а в пастухах можно олениной наедаться вволю !.. И потом , мы , живущие в озерном краю , очень боялись реки Колымы , о которой рассказывалось много мрачных историй ...
Пастушество досталось мне нелегко !.. Во-первых , скидок на детство не было , а во-вторых , нам уже было по двенадцать лет , а наши родители в эти же годы , становились пастухами , каюрами, охотниками . И взрослые считали, что мы - новое поколение - « испорчены школой ». Мальчики слишком медленно бегают , а едят и спят много !.. И в бригаде , -а первый год я работал у своего дяди ! - даже чтение книг было явлением нетерпимым . Рискованно было даже иметь книгу ...
Возможно , не все понятно из моей жизни . Поэтому несколько подробностей, несколько , как сейчас пишут, штрихов к портрету :
По-русски до 1955 года умел только материться - научили русские плотники , строившие дома в нашем поселке; немое кино впервые увидел в 1942 году , а звуковое - в 1953 ; водку стал пить в тридцать пять лет и прекратил в сорок . Так и пишите : одна пятилетка пьянства в жизни юкагирского писателя . Женился в двадцать четыре года на русской . Трое детей . В армии не служил . В ВЛКСМ не состоял , однако был делегатом 16-го съезда ВЛКСМ - представлял Якутию . Был делегатом третьего и четвертого съездов писателей РСФСР. В обоих случаях избирался членом правления . Член КПСС с 1970 года ...
Сестра Даша , которую я чуть не отравил нагаром шерсти , в восемнадцать лет стала коммунисткой , несколько лет пастушила , а нынче работает в совхозе « Нижнеколымский » заведующей парткабинетом , и заканчивает партийную школу . Ганя - о нем вы знаете подробно ! - поэт и кандидат филологических наук - работает в секторе северной филологии в Якутском институте . Коля - художник . Вторая сестра Валя утонула в шестнадцать
лет. Наш отец до нашей матери , двух жён похоронил и женился в третий раз после сорока лет . Нашей маме было двадцать . Отец скончался в 1952 году от болезни , а мать жива - она с 1911 года рождения . Живёт всю жизнь в Андрюшкино .
Интересная деталь: до шестнадцати лет я умел по-русски только материться , а моя дочь Оксе в совершенстве владеет не только русским языком , но и английским . Мечтает стать преподавательницей английского языка ... ( И стала ! Оксе Семеновна Курилова - преподаватель английского языка в Черской школе - М. Л. )
Вот, Михаил Леонидович , кое-какие подробности из моей жизни. Калейдоскоп впечатлений , воспоминаний !.. Если о чем не написал , то о том мы с вами договорили !..

… Снова о ней ! Никак не могу выйти из любовного шока , хотя кой какие сдвиги есть . Но Г. Ш. атакует меня снова : говорит , что любит только меня, но хочет сохранить свою семью , поэтому говорит , чтобы мы продолжили отношения тайно ... Пересиливая себя , показал ей кукиш !..
Мне , человеку мнительному , соперничество с мужем не годится . А об Г. Ш. я узнаю всё новые и новые подробности , которых я не знал до сих пор , и которые не украшают женщину. И от этих подробностей мое отвращение к ней усиливается и я очень сожалею , что был ослеплен любовью и всего этого не видел ...
Хватит о ней ! Надо поработать. Третий роман окончить нужно , иначе я не найду себе спокойствия . Пока печатается повесть («Увидимся в тундре» — М. Л.) нужно успеть подготовить подстрочник романа . А это большой труд . Каждая книга трилогии - 20- 30 печатных листов на юкагирском языке , в русском варианте дожимаю до 22-23 листов...
Михаил Леонидович ! Очень прошу , не скрывайте от меня ничего, напишите все , что вы знали о моей татарке . Пишите смело и не жалейте меня , каждая новая подробность о ней , ускоряет мой переход от любви к отвращению . Окажите услугу , напишите , и тем самым вы спасете меня .
Я , например , узнал: моя Г. Ш. прилетела из командировки в Черский инкогнито и , пожив у любовника на Зеленом Мысу два дня , « прилетела » к мужу . Измученная , усталая ... Бедный муж крутился над нею как юла , стараясь создать покой больной женушке ! Здорово ?!
И со мною она пыталась вытворять подобные трюки , но вовремя сдержалась , почувствовала , что у меня острый нюх . Я даже по-татарски за два месяца выучился говорить . И , когда она в разговоре с мужем по телефону ( Г. Ш. жила тогда у Курилова - М. Л. ) сказала «мин синэ яраттзм - рано или поздно я к тебе вернусь! » - я тут же разоблачил ее. Но она свела все в шутку ...
А , что касается Г. Ш., сообщаю : за «посягательство на чужую семью», выговор положили мне в карман !..
У меня просьба: я пишу черными чернилами «Радуга». В Якутске их нет, заказывал у одного друга в Москве , но ни ответа , ни привета . А чернил осталось полфлакона . Устройте мне два флакона чёрных чернил и я ими напишу новеллы и пришлю вам.
Это письмо пишу на машинке , хотя письма писать на машинке я не любитель . Но , так экономятся чернила , да и вы лучше разберетесь что к чему !
Спасибо за обещание невесты ! Но вряд ли севастопольские моряки оставят для меня хоть какую-нибудь мариманку ...
Жду ответного письма . «Невесту» можете вложить в конверт . Посмотрю, соответствую ли я ей !
Ваш заполярный товарищ Семен - юкагирский Самсон.

17 мая 1977 года.
… Не надо на меня обижаться , Михаил Леонидович , за задержку с ответом. Сообщаю вам , вы просто спасли меня . Два флакона чернил стоят гроши , а для меня они равны одному роману ! Искреннее спасибо!.. Другие мои товарищи такую услугу считают мелочью , а крупную придумать не могут !..
Насчёт очерка обо мне . Мною занимался только Наум Мар , но это было лишь маленькой статьёй , то , что вышло из-под его пера. И при том , тех сведений , что есть у вас, у него не было ...
Сейчас страдаю над романом . Сопромат - в полном смысле этого слова ! Мысль ворочается со скрипом . Но все же это лучше , чем быстрое скольжение мысли по поверхности . Для трамплина приходится в сороковой раз читать-перечитывать Бальзака ... А тут еще отвлекает «сердечный роман»... Несмотря ни на что , переживаю до сих пор ... Она скоро уезжает совсем на материк . Скорей бы! Думаю , мне будет легче , но и ужасно страшно - ведь больше я ее не увижу никогда !
Между прочим , свой психологический шантаж продолжает. Звонит .по телефону и клянется в любви ! Просит свидания ...
Я ее начал жалеть и написал в обком партии письмо , с просьбой о смягчении наказания . Не должны так строго наказывать женщину из-за любви к юкагирскому писателю!
Думаю, в партии ее восстановят...
В Черском тишина . Гусей запретили стрелять и я это считаю своей победой . (С экологической статьей Семен Курилов выступил в газете «Правда». Я читал эту . Статью , но в каком номере она была опубликована , не помню - М. Л.)
Редактор «Колымской правды» переживает большое «горе» - премию Союза журналистов СССР. Ведь награда обязывает ! А ему уже за пятьдесят ... Почему слава находит людей в старости ?! Я бы славу достойным воздал в двадцать пять лет , чтобы у них хватило времени выбиться в гении . Думаю, и мне в пятьдесят воздадут по заслугам. Что ж , подожду, осталось уже немного...
Ваш юкагир С. Курилов .

14 июня 1977 годя.
... Никак не привыкну писать письма друзьям на машинке !.. Вы уж постарайтесь разобраться в моем почерке . Дело в том , что когда письмо другу я пишу рукою , получается естественней и идет от сердца . Будто не буквы я вывожу, а отсылаю кардиограмму своего сердца.
Дорогой Михаил Леонидович ! Благодарен вам за письма и за длительные разговоры на Колыме , и мне не хочется терять нашей дружбы . Очевидно я буду вас просить об этом! - вы станете моим переводчиком . Буду посылать подстрочники . Судя по всему - разрешите покритиковать! - у вас есть арсенал литературного таланта , который вы тратите на разбор , обзор великих и средних краев , людей , событий . А если вам взяться за личное , увиденное , сдобренное личными переживаниями , стать историком сегодняшнего дня ! Написать произведение , в котором нашли бы свое место и древние Марки Твены и современные Цицероны . С вашими задатками и возможностями вы бы смогли создать Большое Огниво в современной литературе . Джек Лондон, если б не побывал на Аляске , остался бы незамеченным . Не помогли бы ему великие аристократы Америки , не помогли бы вашингтонские небоскребы ... А я, почему-то , не люблю стиль Джека Лондона ... Максим Горький , если бы создавал такие вещи как Бальзак , далеко бы не продвинулся в литературе ! Но его революционная страсть усиливает его художественную натуру ! Вот почему я думаю, что вам - а не пошел бы ты , Пешков в люди ! - необходимо на несколько лет оторваться от севастопольских берегов и уйти на Север как Джек Лондон . Уверен, вы сделаете хорошие книги ! Об этом говорит ваша наблюдательность , литературная въедливость , краски Севера - залог вашей второй литературной жизни.
Таким образом , готовьте рюкзак и осенью , поцеловав супругу , на зиму отправляйтесь на Север . И не обязательно на Колыму . Ведь Колыма, это только начальная граница Крайнего Севера .
Вот мое предложение , вот о чем я думаю , читая вашу книгу ...

Я только что возвратился из Москвы . Находился там с 27 мая по 8 июня. Зачем я там находился? Подробности прочитайте' в газете «Литературная Россия» за 3 июня .
Познакомился с неплохой девушкой . 16-го она защищает кандидатскую. Без пяти минут кандидат педагогических наук . Занимается преподаванием русского языка в нерусских школах . Имеет дочь четырнадцати лет. Влюбилась в меня . Ну, если не в меня , то просто в мое имя , может быть. Поэтому я чувствую себя на высоте . Но верить уже никому не могу и не хочу, слишком дорого приходится платить за чувства ...
Насчет моей звезды ... Продолжает трезвонить по телефону . Даже ночью нет телефону покоя . Люблю , говорит , и хочу встретиться . Но я с нею встречаться не желаю , хоть вы и не написали мне о ней ни строчки , но я и так знаю о ней уже предостаточно , никакая химия ее уже не отмоет!
Но , что правда, то правда , заявление в обкомпарт я написал . Пусть хоть из партии ее не изгоняют !.. Написал , а потом пожалел о своем поступке необдуманном . Дело в том, что из обкома мне сообщили , что Г. Ш. такого про меня понаписала , такие невероятные обвинения , что по этим сообщениям тут же прибыл представитель обкома .
Но , странное дело , этот представитель обкома даже не увиделся со мною , а ог¬раничился только разговором с Г. Ш.
Мне потом рассказали об этом собеседовании . Представитель обкома попытался упрекнуть Г. Ш. за клевету на юкагирского писателя . Но Г. Ш. не в пример представителю обкома , владеет всеми необходимыми качествами для такого разговора : красноречием , дикцией , артистическим спокойствием... И , самое главное , от отсутствия совести не страдает !..
Г. Ш. убедила представителя обкома , что Курилов один виноват во всем , виноват в том, что она унижена сейчас в лице общественности , и за это он должен ответить !..
Да, что там говорить , Курилов , хоть и поздно, но сам же написал об этом в обком .
Вот чем обернулось мое письмо в обком в защиту Г. Ш.!
Неприятности преследуют нас , но я понимаю , мы сами авторы половины из них , возможно , это естественный процесс , без неприятностей в жизни мы с вами не были бы писателями !
Я вам когда-то рассказывал , что три года назад меня уже пытались исключить из партии . За мою убежденность ! За мою упрямость !.. Но один голос «за» и меня оставили в рядах партии. И вот сейчас , кто-то очень хочет воспользоваться историей с этой дамой и повторить издевательство !.. Тактика какова ! Казуистическая тактика . Вот как один из «доброжелателей» защищает честное имя писателя. Привожу самую невинную фразу: «Курилову далеко до красавца , а вы красивая и элегантная женщина , и это говорит , что с вашей стороны любви не могло быть . И что вы , Г. Ш., превратили Курилова в чучело для своих корыстных целей » .
Но я считаю , это неприятности мелкие , крупные - это опустошение души . И это опустошение души я испытал в эту зиму . Да и сейчас еще рецидивы дают себя знать ... Впечатление такое, что стою на болоте , кругом туман и я просто не знаю куда двигаться ? В какую сторону ? Один неверный шаг и засосет болото ... А ведь я не на болоте , я был в Москве и возле меня находилась красивая женщина . Но , пусть хоть десять распрекрасных дам суетится возле меня , я уже не раз обманулся в любви , и остерегаюсь шагать по болоту .
Вчера тронулась Колыма . Уплыл лёд и вода чиста , как море у Севастополя . Чебаков - тьма ! Ловят ведрами ! Но мне жаль тратить время на рыбалку , хотя и писать сейчас не могу. Дело в том , что в Москве я целую неделю пролежал в больнице с повышенным давлением - 160 на 100 . Прошлое сказывается ! Память не стирается ! В Москве я ходил по тем же местам , по которым ходил с Ней , ужинал в буфетах и ресторанах , в которых ужинал с Ней , и мне временами казалось, что ничего не изменилось и стоит мне оглянуться , Она рядом . Но рядом была другая ! Тоже красивая , добрая , ласковая тридцатипятилетняя женщина , но я был холоден как бык-кастрат ...
А из больницы меня выписывать не хотели . Больше того , в институт ревматоло¬гии направить хотели , но я настаивал на выписке . А когда заведующая терапевти¬ческим отделением категорически заявила , что лежать я должен минимум месяц , то я сразу нашел убедительные доводы в защиту выписки . Я заявил врачу , что давление у меня поднялось от того, что в Москве я просто запил ... Поверила - выписала !..
Ваш Семен Курилов».

12X1977 г.
... Долго молчал не из-за хорошей жизни . Тяжело болею . 14 октября должен был быть в Якутске , но врачи запретили вставать с постели . И 22 октября я вряд ли полечу в Москву - там должны состояться Дни литературы и искусства северян и народностей Дальнего Востока …
Короче - дни мои сочтены... Что ж , человеку после сорока и положено умереть . Да и смерть - штука страшная только для живых ...
Сплоховал всевышний со здоровьем моим , да и я усугубил - два месяца пил горькую - последствия рокового брака-сожительства.
А Г. Ш. до самого вылета на материк водила меня за нос , а когда ее самолет растворился в воздухе я и запил ...
Но бросил и больше дурманить себя не хочу. Не хочу остаток своей жизни связывать с вином.
Сейчас мне делают различные вливания , достали импортные лекарства . Если воздействие всех препаратов и инъекций будет безрезультатным , то... ничего не попишешь !..
У меня - горе! Средняя дочь - Ярхадана - признана больной : врожденный порок сердца , хроническое заболевание печени и горла . Это обнаружили магаданские врачи , когда она была в санатории . И сейчас я боюсь не за себя , а за детей волнуюсь!..
Летом Аксинья уедет учиться, а я останусь при двух дочках , одна из которых больная , да и я сам больной...
В Черском ничего интересного. В прошлые годы даже смена времен года была интересней! А нынче ничего радостного не ощущаю, все серо...
«Новые люди» переведены на якутский язык и изданы. Но платят совсем мало. А сборник новелл перенесли на 1978 год...
Мимо моего окна проходит дорога на кладбище и каждую неделю—две-три процессии. Ужас! Как я раньше этого не замечал !..
Вам советую , по Северу не скучать . Я сам противник перемены мест , хотя родился кочевником . Не надо ездить, не надо после сорока лет собирать материалы, после сорока у писателя должен находиться пожизненный материал !.. Зачем распылять и без того малоотпущенное человеку время ?..
Я думаю , что своими письмами приблизил вас к Колыме и вам станет легче писать северную книгу.
Ваш Семен Курилов


И наступило молчание, но я знал: Семен Курилов - Великий Юкагир очень и очень болен . С Севером переписка у меня не прекращалась – остались там друзья и по сей день. ... И вот долгожданное короткое письмо от Семена Николаевича , которое оказалось последним.

16 мая 1978 года.
… Большое спасибо за книжку ! Молодец !.. А у меня все полетело к чёрту! Сегодня мне сообщили , что с 1977 года мне назначена пенсия . Это после паралича правой ноги и правой руки ... Забываю простые слова...
Лечили меня и в Черском , и в Якутске - остался таким же хромым , безруким и молчаливым . Слова произношу с трудом . Врачи говорят, до шести месяцев не выходить из дому...
Оксе готовится в институт - Пединститут московский . На английское отделение. Если в этом году не пройдет по конкурсу, поедет на следующий год...
Эту запись я попробовал сделать правой рукой.
Пока хватит. Ваш С. Курилов.»

ИЗ НЕКРОЛОГА .

«Многонациональная литература нашей республики понесла большую утрату . 6 апреля 1980 года в поселке Черский Нижнеколымского района, после продолжительной тяжелой болезни скончался известный юкагирский писатель , член правления Союза писателей РСФСР , лауреат Якутской республиканской премии им. П. А. Ойунского , член КПСС Семен Николаевич Курилов .
Родился С. Н. Курилов 9 сентября 1935 года в Олеринской тундре Нижнеколымского района в семье колхозника . Он с ранних лет начал свой трудовой путь : работа пастухом-оленеводом , кассиром-счетоводом, заведующим избой-читальней , секретарем кочевого Совета , монтером , мотористом , радистом , заведующим красным чумом , старшим методистом агиткультбригады , участковым инспектором рыбоохраны .
Обнаружив в себе талант писателя , он со страстью отдался творческой работе . Тонкое и глубокое знание истории и жизни родного народа , северного края помогло ему создать интересные и яркие произведения . В своих широко известных романах «Ханидо и Халерха» и «Новые люди» писатель поднял совершенно незатронутые пласты жизни людей Севера. Быт, труд, обычаи и традиции одной из коренных народностей севера Якутии — юкагиров поданы им на фоне новых социальных изменений, в столкновении человеческих страстей и характеров , в форме высокохудожественного эпического повествования.
В повести «Встретимся в тундре», в новеллах и рассказах Семен Курилов показал своих современников , создал их колоритные образы , полные самобытности и психологизма. Особенно ярко это видно в его последней книге рассказов « Чаундаур ».
Семена Курилова по праву можно назвать самобытным крупным летописцем жизни своего народа . В его лице многонациональная советская литература утратила одного из ярких представителей развивающихся северных литератур . Книгам С. Н. Курилова суждена долгая счастливая жизнь , потому что они стали неотъемлемой частью духовной сокровищницы советского народа,
Талант и заслуги С. Н. Курилова в области литературы оценены по достоинству...»

И перечень немногочисленных наград : медаль , грамоты … Но зато - длинный перечень фамилий под некрологом . И среди этих фамилий те , кто подставлял подножки живому писателю , те , кто пытался его исключить из партии , те , кто звонили ему по ночам , пугая не только его самого , но и дочерей.

Спи спокойно, Великий Юкагир , теперь ты не доступен ни для кого !

1978-2005 гг.
Севастополь (Крым ) – Хайфа ( Израиль ) . 

Copyright: Михаил Лезинский, 2009
Свидетельство о публикации №2910140072

+++                +++++                +++

Рецензия на «18. Закон тундры или Великий Юкагир» (Михаил Лезинский)

Что-то вдруг слеза пробила...Как живого увидела Великого Юкагира и простилась с ним...Спасибо вам за книгу.
Эр Светлана   15.03.2011 21:30   • 
 +++
Дорогая Светлана , письма Великого Юкагира , которые ты прочитала , сегодня хранятся в Севастопольском государственном архиве , где у меня есть свой Фонд .
Спасибо , что читаешь.
Михаил Лезинский   15.03.2011 22:27 
+++
Юкагир...такой талантливый, такой веселый и такой грустный...читала и видела его огромные руки, его влюбленные в жизнь глаза, его трех дочек, которыми он восхищался, жалел и любил, его потаскуху пассию,  погрубшую , подставившую подножку, и тех , кто поднимал золоченую подлую руку, чтобы сломать, уничтожить, растоптать талант. Юкагир - восхищаюсь им, и вижу его переживания...знаете, у меня душа заболела за него...Вот, он спрашивал у вас, почему вы пишете о ком-то, а не пишете просто романы? А как бы я узнала про Юкагира, если бы вы о нем не написали?
Эр Светлана   16.03.2011 09:08 
+++
И я люблю эпистолярный жанр, как Ваша преданная читательница Т.А. Письма писателей могу читать запоем, как интересный роман. В них та естественность и непридуманность момента, которая и является главной для восприятия времени и личности. Ты , Мишунь, конечно, проникся любовью и почтением к этому Курилову, а я его не читала, так что не удивительно, что не вызвал он во мне какого-то особого трепетного чувства. Не потому, что ты не старался. Как раз старался изо всех сил. Но когда личность по-настоящему ВЕЛИКАЯ, и стараться не надо. Она сама за себя все скажет. А здесь... В письмах Курилова как раз и подтвердилось мое подозрение, что он  не заслуживает сострадания, но он еще слишком заботился о своем партийном авторитете. Он так партию любит, так много пишет о своих отношениях с обкомами и райкомами (все эти жалобы: писал, забирал, снова писал), что невольно отторгает симпатию к себе. Понятно, это ради выживания, что ли. Но ведь в те времена творили и писатели совсем другого плана - с внутренним протестом по отношению к СИСТЕМЕ ( Астафьев хотя бы). Может быть, он ВЕЛИКИЙ в сравнении со своими соплеменниками? А жил бы в Москве, его никто бы не считал таковым?
В твоем романе ты сам куда более интересная фигура. Не обижайся на меня за МОЕ мнение. Оно никакой роли не играет в судьбе твоего героя. Мне кажется, что ты более ярок и талантлив, чем Курилов. Но, конечно, это благородно, что ты отдал дань человеку, уважаемому в своих краях и, возможно, не успевшему раскрыться до конца в творческом плане.
Твоя немного огорченная Волчица тем, что огорчила тебя, Великого крымского писателя.
Людмила Волкова   13.11.2010 18:07   • 
+++
Обозвала "великим" и теперь не знаешь , как отвечать .Тю на тебя , Волчара .
Михаил Лезинский   13.11.2010 18:51   
+++
Мища, не отвечай. Я счастлива, что теперь в моих знакомых ходит такая выдающаяся личность как Лезинский Михаил. Мало того - обзывает меня по-всякому, целует, обнимает, тюкает. Так зачем мне другие великие?! Хватает тебя одного. Другие пусть подождут. Ты мне посоветуй, что автобиографического почитать про твою особу? Чтобы уже совсем сродниться. Буду хвастаться, что есть у меня такой Медведь, который... ну и так далее.
Твоя гипертоничная Волчица (200 на 100, а я тебя читаю!).
Людмила Волкова   13.11.2010 19:02   
+++
"... В твоем романе ты сам куда более интересная фигура. Не обижайся на меня за МОЕ мнение. Оно никакой роли не играет в судьбе твоего героя. Мне кажется, что ты более ярок и талантлив, чем Курилов. Но, конечно, это благородно, что ты отдал дань человеку, уважаемому в своих краях и, возможно, не успевшему раскрыться до конца в творческом плане".

Ах, обмануть меня не трудно ,
Я сам обманываться рад ...
Кажется , - Лермонтов , но тоже Михаил .

ЧИТАЙ мою мемуарную прозу , - роман-признание "... СТАЛ БЫ УГОЛОВНИКОМ", полное название которого , "ЕСЛИ Б ИЗ МЕНЯ НЕ ВЫШЕЛ ПИСАТЕЛЬ , СТАЛ БЫ УГОЛОВНИКОМ ".

Твой , измученный нарзаном , Дед Михась .
http://proza.ru/2007/07/15-176
Михаил Лезинский   13.11.2010 22:24 
+++
Проверил , - Не Лермонтов , хоть и Михаил!

Александр Пушкин
ПРИЗНАНИЕ

Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

СБИВАЙ ПОСКОРЕЕ ДАВЛЕНИЕ и читай . Хошь Лермонтова , хошь - Пушкина , а хочешь и Деда Мишку Лезинского!
Михаил Лезинский   14.11.2010 01:32   
+++

Спасибо, Михаил! Очень люблю эпистолярный жанр, когда письма пишут не для литературного архива писателя, а от души искренним и близким людям. трудная жизнь выпала на долю юкагирского писателя, горькая судьба. Сколько же нужно было душевных сил, чтобы преодолев всё стать писателем. И как больно, что такая короткая жизнь, увы.
Спасибо, дорогой, выздоравливайте и не напрягайте глаза пока не восстановятся.
Ваша Т.
Татьяна Алейникова   10.11.2010 08:10   •   
+++
Письма ВЕЛИКОГО ЮКАГИРА Семёна Курилова я недавно сдал в Севастопольский государственный архив , где у меня есть фонд .
Спасибо , Татьяночка , за прочтение всего маленького романа .
Михаил Лезинский   10.11.2010 10:38 
 +++
Достойный, очень интересный эпилог к повествованию.
Несколько вечеров в этом Колымском мире думаю, очень важен для каждого, кто читал.
Повествование светлое и прекрасное, замечательные люди, такие разные и такие неповторимые.
Образ писателя останется в памяти...
Все замечательно, и грустно немного и интересно.
Ваша Любовь
Любовь Сушко   08.04.2010 15:50   • 
+++
Любушка-голубушка ,а не заняться ли нам новой повестью "НАД ФОРОСОМ БЕЗОБЛАЧНОЕ НЕБО"? Мне интересно будет услышать ваше профессиональное мнение . Я её , - повесть! - сейчас разбиваю на главы и помещаю на свою страничку .
Если ДА , то прямо выходите на мою страничку , а если НЕТ , пойду пришивать рукава на жилет!
Завсегда с вами , Михайло Додононыч .
Михаил Лезинский   08.04.2010 18:53   
+++
Конечно, будем читать, а как же. У меня уже привычка выработалась, как кофе по утрам, крепкий и ароматный.
Ваша Любовь...
Любовь Сушко   08.04.2010 19:04   
+++
Михаил, этот роман подарил мне несколько часов общения с очень светлым, по-настоящему прекрасным человеком - с Вами! То, как Вы относитесь к своим героям, к миру, к отдельным явлениям жизни - такое редко встретишь! Ваше отношение отражается в языке и стиле, в описании людей, оценке их поступков - вроде бы, ненавязчиво и даже скупо, но абсолютно четко и ясно. Пожалуй , сегодня было бы невозможно взять такой тон, описывая нынешних гараниных - превратившись в господ, эти товарищи вызывают ожесточение и бессильную злость. Но видя данный тип в Вашем романе, невольно проникаешься отношением к нему Максима. Оно иное, оно из иного времени, в нем еще есть чувство естественного превосходства человечности над автоматизмом наживы и выгоды.
Рад знакомству,
С уважением
Самойлов   16.01.2010 01:44   • 
 +++
И рад знакомству ! Только вы меня переоцениваете ,Роман , я , как писал Евгений Евтушенко , "разный , натруженный и праздный..."
Но всё равно приятно , что вам понравилось . Спа-си-бо!
Михаил Лезинский   16.01.2010 15:46 
 +++
Здравствуйте! Может быть, Вы помните – Севастополь, улица – Древняя? О Вашем творчестве могу сказать только одно – писатель, Вы действительно – писатель!
С Уважением!
Лунный Заяц   21.10.2009 01:54   •   
+++
Да! Если у Вас будет время, откройте на моей странице - «памятник», текст читать не обязательно, на фото взгляните!
Думаю, Вы сразу узнаете, - куда я забрался?
Лунный Заяц   21.10.2009 02:18   
+++
Мне ли не помнить улицу Древнюю , которая ведёт к Херсонесу Таврическому . Я жил когда-то на улице Дм. Ульянова , которая пересекала Древнюю и из окон моей квартиры был виден Херсонес .
Я живу прошлым и сегодня .
С уважением , Михаил .
Михаил Лезинский   21.10.2009 09:16


Рецензии