Вариант сознания... ч. 103
Если внимательно почитать Чехова, то в его произведениях обнаружится присутствие дьявола как надличностной силы; дьявол невидим, но его появление в нашем мире обозначено красными глазами. О дьяволе напоминали Чехову красные огни пожаров на Сахалине; в рассказе «Случай из практики» красные огни фабрики представляются герою знаком инфернальной силы. Если во времена Чехова дьявол был скорее художественным символом зла, то в веке ХХ-м разгул дьявольского вмешательства в дела людей обозначен горами трупов, сожженных ипритом в первую мировую войну, и миллионными гекатомбами гражданской войны в России.
Осознавали ли большевики свою причастность к всемирному злу? Вероятно, осознавали. В дневниковой записи замечательного русского композитора Георгия Свиридова от 21 ноября 1981 года читаю: «Первый сатирический журнал, который издавался в России после установления советской власти, начал выходить в 1918 году. Он назывался «Красный дьявол».
«Очень красноречивое название», - иронично прокомментировал Георгий Васильевич. Добавлю, что в 1920 году на улицах покинутого белогвардейцами Севастополя первым появился броневик большевиков под названием «Антихрист». Свою повесть о похождениях Чичикова по городам советской России Михаил Булгаков назвал соответственно: «Дьяволиада». Булгаков подарил книгу Марии Павловне Чеховой, на которой богобоязненная сестра великого писателя начертала: книгу не выдавать…
16 августа 2007.
* * *
Звездный скальпель
Середина августа. Все то же, что в июне или июле: по утрам солдаты поют под барабан, днем одолевает жара, к вечеру на небо выползают робкие облака, и только сухой стук яблок в саду вносит грустную нотку. Скоро лету конец…
Я в отпуске с начала июля. Привык к дачному распорядку: утром - работа на компьютере, набиваю очередную книгу, днем - приглядываю за мастерами, которые отливают бетонную площадку, вечером, вытянув ноги, сижу на деревянном диванчике в саду и посматриваю в небо. По небу, невинному и ясному, протянулось прозрачное облако - розовое фламинго с зыбкой шеей в половину небосвода. На светлом фоне зигзагами летают пузатые стрекозы, которые появились вдруг, неведомо откуда и зачем. Днем хороводятся пестрые бабочки, а вечером - вот эти странные стрекозы.
Проходит время, небо темнеет, стрекозы находят кров под каким-нибудь кустом, и вместо зрительных впечатлений прорезываются слуховые. Постукивают яблоки, побрехивают деревенские собаки, в уши настойчиво вползает треск ночных сверчков, которых поэты по ошибке называли цикадами. Сверчки… При упоминании о сверчках хочется ухмыльнуться, но мышцы лица расслаблены, и растягивать кожу в иронической ухмылке просто лень. Кампанию по развенчанию цикад возбудил крымский поэт Слава Егиазаров: он вычитал где-то, что цикады, дескать, трещат только в дневное время… Может, оно и так, но в русской поэзии за сотни лет сложились общепризнанные клише. Сверчок стал символом домашнего уюта, цикада обозначает усладу южных ночей… Егиазаров демонстративно отверг цикад и заселил свои вирши сверчками; от этого в голове звучит не поэзия, а барабанная дробь.
Завороженный руладами сверчков, стараюсь постичь логику их отчаянного состязания. Поначалу кажется, что все трещат на один манер. Но у каждого своя пластинка. Один из певцов укрылся слева, за молодой черешней. Он настойчиво кому-то вдалбливает, продолжая, видимо, старый спор: «Т- рь - рь - рь - рь - рь - и - и - и! Т-рррри! Т-рррри!» Его оппоненты сидят справа в кустах малины и не согласны. Один, прерываясь от волнения, заикается: «Ч - ч - ч!», а его напарник во все горло (если так можно выразиться) выводит: «ты - рь - рь - рь - рь - рь - э - э -э!». « Чи-тыррррре! Чи-тырррре!». «Т-рррррри!» - еще громче вопит спорщик слева, и в стане соперников возникает сомнение. Заика нерешительно произносит: «Тр-и-и-и-и?». «Т-ррррри, т-рррри!» - утвердительно доносится слева. Но сомнения проходят, и правая фракция дружно возглашает: «Че - ты -ррррре! Че - ты - рррре!».
Замечаю, что в капелле, или, если угодно, в парламенте сверчков есть и свои нейтралы. Отрезвляюще и сухо, как тиканье таймера стирмашины, звучит речь сверчка за спиной - видно, это голос заднескамеечника, которому давно надоели споры о тупом и остром конце яйца: «Ти-ти-ти-ти-ти». Парламентские краснобаи его, конечно, не слушают и трещат по-прежнему: «Т-ррррри!» - «Че-тырррре!» - «Т-ррррри!» - «Че-тырррре!».
Впрочем, Бог сними, с поэтами и сверчками. Кстати, юный Пушкин в обществе «Арзамас» именовался Сверчком…
Вчера вечером я засиделся и невольно окунулся в мистерию ночной жизни. Пахло душистым табаком и подгнившей грушкой. У самого моего лица, бесшумно ломая траекторию, в стоячем воздухе шмыгали летучие мыши. Я дернул головой влево, пытаясь отследить полет, и наткнулся на странную картину. В ложбине за силуэтами гор торчало нечто вроде стоячего языка пламени - желтого и застывшего, словно отлитого из крашеного воска. Конец пламени будто загнут ветром влево. Я не сразу понял, что это уходящий за горы месяц; минут пять я наблюдал, как желтое пламя гасло - вот остался язычок, вот светлый уголек, вот он превратился в точку…
Долго сидел я в странном оцепенении… Раскинув руки по спинке скамьи и закинув голову, бездумно смотрел в самую середину неба, словно ожидая чего-то; ничего не происходило, только подслеповатые звезды слегка помаргивали; одна из них почему-то засветилась ярче и, изобразив запятую, исчезла. Очнувшись, я недоуменно потер затекшую шею и опустил взор на бренную землю… Через темный огород, переваливаясь словно еж, прошествовал молодой хомяк. Он перебрался через бетонную дорожку и принялся шуршать под яблоней. Вдруг замер. По небу с севера на юг словно резануло скальпелем. Это закончилась беспутная жизнь одного из персеидов, которые тучей носятся по Солнечной системе - будто сумасшедшие мотоциклисты по горным дорогам. Вот еще сверкнуло, и еще… Так и мы сгорим, когда придет срок.
Срок не за горами. В России и Украине большинство мужиков не доживают до шестидесяти. Мне скоро стукнет шестьдесят один - и это притом, что пережито два инфаркта. Счастливчик… Может, вот такие неспешные вечера под звездным небом и дают энергию одоления старости. Впрочем, скоро отпуску конец, начнется привычная гонка. Утром на работу в музей, днем - на лекции в университет, вечером - у компьютера: переписка по электронной почте, подготовка очередного очерка для публикации… А в мыслях и чувствах - вот тут, на этом рассохшемся диванчике посреди Крыма, под необъятным небом, на негритянском теле которого так быстро зарастают порезы звездного скальпеля.
17 августа 2007.
Свидетельство о публикации №212031100398