Об одном художнике или Бедные мы, бедные!
Как вы поняли, я не прозаик и писать прозу не умею, но вот сегодня вспомнилась одна картинка, - а подсказала миниатюра одного из прочитанных сегодня авторов, - и захотелось рассказать одну историю…
Случилось как-то мне побывать на стихийной выставке самодеятельных художников…Тоже так что-то: ранняя весна, слякоть, ветер продувной, смотришь на это чёрт-те что и только хочется что кофе горячего глоток.
Случай такой и представился: с моим товарищем, тоже, в отличие от меня, художником, пошли мы в гости к его знакомому «гению». («Он гениален! Ты увидишь! Ты никогда ничего подобного не видела! Ты узнаешь!..» и т.п.)
Гениальный художник жил, как водится, в каком-то замусоленном кособоком домишечке в частном секторе ( надо заметить, что тогда, да и, думаю, теперь никуда не девалось, в самом центре города Винницы было много кварталов старых «частных» домов - и наподобие купеческих-мещанских особнячков, и так, по мелочи). Нагнувшись, вошли…
Тускло, потолок на брови падает, из кухоньки чадит, жена с одним на руках, другой за подол, детьми, - как и положено семейной и творческой обстановке гениального художника. Проходим в святая святых…
Здесь я открою вам секрет раньше, чем его открыли мне: я, как интеллигентная барышня, по пути к объекту всё обновляла в памяти свои пёстрые неукомплектованные во что-то стройное знания из области живописи и иже с нею, дабы не осрамиться, однако…
Оказалось, что это было не просто лишнее, а даже как бы запрещённое, и вот почему: «гений» был самородком, творящим национальную (как вы догадываетесь из географии, украинскую) традицию «малювання», и принципиально (!) не интересующимся всеми прочими, до него бывшими, фактами и артефактами в целях самосохранения. Однако…
Признаюсь, ничего подобного я в жизни не видывала и не знала, что надо чувствовать при обозрении увиданного. (Не зря говаривала нам декан факультета
Ирма Львовна Золотовицкая, доктор искусствоведения по части музыкальной критики:
«Не ленитесь! Ходите в народ, хотя бы наведывайтесь…» - так вот, оказывается, для чего! Чтобы знать, что прилично «чувствовать» при встрече с неопознанным артефактом и его творцом.)
.
Итак, сперва мне была продемонстрирована картина с русалкой, у которой из разодранного бока сыпались винтики-болтики-пружинки…
Вторая, третья, – что-то в том же роде.
Формы напоминали обезумевшего (!) Дали, перекормленного (!) Босхом, но в традициях древнерусского лубка, как-то так. Колорит, вкупе с тусклым освещением каморки и кухонным чадом, производил впечатление тягостное до тошноты: смеси оттенков тёмно-синего с тёмно же зелёным, с резкими проколами лимонных и кроваво-алых прочерков и дырочек…
Помню ли я дорогу назад под отвесно падающим кусковым снегом до кофейни?
Едва ли… Друзья мне даже коньяк капнули в кофе, видя моё состояние - на грани
безумия и истерики. Нет, современный фольклор не моё, - это я не «решила», это как руки вымыть, ну не знаю что ещё, как объяснить чисто физиологическое неприятие…
Однако, однажды я купила себе на восьмое марта коробку масляных красок и пару кисточек у испитого художника на стихийном базарчике - что-то дорого, но чего не пожалеешь ради искусства. Оказалось, что надо сперва научиться грунтовать холст… а вдруг (то есть непременно!) я его испорчу, и снова, - краски до сих пор лежат в гараже на полочке. Засохли, поди.
На вопрос гения «Ну как?» ответилось хамское: «Да вот… заштопать бы бок русалочке…» - после чего мы были выдворены с позором как «ничего не смыслящие в настоящем искусстве».
Ну, вот, и думай, что же такое это «настоящее» искусство, после которого хочется
убить художника, себя, кинуться на стену головой… и выпить водки! Или выкинуть свою голову туда, подальше, за овраг -- от искусства подальше.
P.S. Кто-нибудь когда-нибудь задумывался над тем, а каково критику?.. Бедные мы, бедные!
10.03.12.
Свидетельство о публикации №212031100413