Подайте нам музыки...

   
       Обобщенное абстрактное искусство воплощения художественных образов посредством звука, наиболее чувственное среди искусств, художественный эквивалент философии и математики, украшение нашей жизни, лекарство для души.  Немецкий мыслитель эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401-1464) видел в нем инструмент создания Вселенной. Она способна выразить одновременно и конкретность переживаний, и обобщенность мысли, и особенности восприятия зависят не только от места и времени... И это все о музыке.
      В канун празднования Международного женского дня на сцене Чеченского государственного театра им. Х. Нурадилова Чеченский Государственный симфонический оркестр малого состава (десять скрипок, две виолончели, контрабас, флейта, гобой и фагот) дал концерт классической музыки.  Художественный руководитель симфонического оркестра -  Валерий Владимирович Хлебников,  российский дирижёр, гобоист и музыкальный педагог, художественный руководитель и главный дирижёр Национального симфонического оркестра Северной Осетии-Алании, солист симфонического оркестра Ростовской филармонии, профессор ростовской консерватории по классу гобоя, заслуженный артист РСФСР (1986), народный артист России (2006).
      Напомним, что первое выступление Государственного симфонического оркестра ЧР после двадцатилетнего перерыва состоялось в сентябре прошлого года.
 
      Обещанный оркестр полной величины  до 80 человек (не будем затрагивать вопрос  экономической целесообразности полномасштабного оркестра) и студия для молодых исполнителей классической музыки еще в перспективе.
Веерообразно рассаженные музыканты хорошо видят дирижерскую палочку. Чтобы музыканты лучше слышали друг друга в совместной игре и создавалось компактное, согласованное звучание оркестровой группы вдоль рампы небольшой сцены театра расположились  слева первые скрипки и две виолончели справа. Третьи скрипки позади первых,  места альт заняли вотта* и кехат-пондар**. Контрабас, как ему и положено, - за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположился небольшой  ряд деревянных духовых инструментов. Нет, конечно, медных инструментов (трубы, валторны, тромбона и тубы). Ни литавр, ни арф.
        Хорошая американская рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.

        Небольшой экскурс в прошлое: почти шестьдесят лет в Грозном работало музыкальное училище(1936-1996). В июне 1994 года был последний выпуск, и  новый учебный год не был закончен из-за начавшихся в декабре боевых действий. После этого училище практически прекратило свою деятельность, что было формально закреплено путём его присоединения к культ-просвет училищу в 1996 году, хотя училище продолжало свою деятельность и в 1995 году. Но выпускники того года не получили дипломы.
       В 1996 году была проведена реорганизация – два училища были объединены в Республиканское училище искусств. Из-за известных событий РУИ не в состоянии было проводить полноценный учебный процесс.      
       Чеченский государственный колледж культуры и искусства является правопреемником Чечено-Ингушского республиканского культурно-просветительного училища, Чечено-Ингушского республиканского музыкального училища, Чеченского училища культуры и Республиканского училища искусств.

       Коллектив колледжа прилагает все усилия для осуществления полноценного качественного учебного процесса, хотя испытывает острую нехватку учебных помещений – нет собственного здания и общежития, нет в достаточном количестве музыкальных инструментов, ученической мебели, инвентаря и оборудования.

        Правда, молодёжь может получить музыкальное образование и в Чеченском государственном пединституте на кафедре «Музыкальное образование», где готовят учителей музыки для общеобразовательных школ.
        Профессионалов, связанных с музыкальным образованием не только Грозного, но и всей Чечено-Ингушетии помнят по сей день. Эти люди оставались с музыкальным училищем до конца: Анидалова Л.А., Арустамова И.Л., Афанасьева Л.Г., Безуглова Ж.П., Бексултанов У.А., Голубева Л.В., Грачёва А. Н., Давыдова Г.Б., Дорошенко В.А., Казикянц С.Е., Лазарева (Орадовская) С.Б., Лежейко П.Н., Меденцев Ю.И., Михайлова (Загребельная) В.А., Орадовская И.Б., Пилюцкая О. А., Сумелиди Г. Ф., Фадеева В. А., Фомина В.А., Черненко Л.И., Шамсутдинова Г.Н., Щёголь Л.И., Эдисултанов А.А.

     В Чеченской республике до сих пор помнят Леонида Матвеевича Шаргородского -  музыканта с большой  творческой судьбой. Одно время Леонид Матвеевич дирижировал симфоническим оркестром нашей филармонии. Преподавал  в Грозненском музыкальном училище теоретические предметы и композицию. Саид Димаев учился у него на дому. Когда Леонида Матвеевича не стало, из Москвы был прислан композитор Борис Израильевич Шнапер, который тесно сотрудничал с Аднаном Шахбулатовым.


    На ниве профессионального музыкального образования  в Грозном продолжают трудиться Жанна Петровна Безуглова и Умар Ахматсултанович Бексултанов. Центральная детская школа искусств №1 состоит всего из двух  классных комнат в здании средней школы №41, которых зачастую не хватает, и преподаватели проводят уроки на дому у своих учеников. Если  не ошибаюсь,  то в Грозном нет никого, кто преподает скрипку и духовые инструменты. Даже  преподавание фортепиано сталкивается с тем, что очень мало элементарных нотных сборников.

     Но любовь к музыке живет. Зал  забит до отказа людьми, соскучившимся по настоящей классической музыке.

     Начался концерт с  чеченских народных мелодий. Исполнение - сносное.
Потом гостья из Ингушетии решила порадовать нас своим пением.  К сожалению, Л. Барахоева не Ламара Чкония, хотя и пыталась спеть "Букет цветов из Ниццы". Знаменитую песню Сальваторе Адамо "Падает снег" она тоже не потянула. Сагри Бибиев попытался спеть "Двадцать лет спустя" Юрия Антонова. Некачественная запись музыки, воющий микрофон и песня с "колес" не получилась, хотя благодарные слушатели аплодировали.
      Великолепная игра первой скрипки Нины Якимовой, импровизация наших музыкантов при исполнении "Грозы" венецианского композитора Антонио Вивальди. Отличная игра этих же музыкантов веселой инструментальной мелодии известной во всем мире "Тико-Тико", написанной выдающимся бразильским композитором Зекинья де Абреу. Кстати, мало кто знает, что она была написана еще в 1917 году и сначала называлась "Tico-Tico no Farelo" (в переводе на русский - "Воробей на отрубях"), но затем, в 1931 году, автор переименовал мелодию в "Tico-Tico no Fuba" ("Воробей на кукурузной крупе"). В том же году была сделана оркестровая запись мелодии, и она стала распространяться на виниловых пластинках, и не только в Бразилии, но и в других странах, и постепенно дошла до СССР.
В России эту мелодию обычно знают под сокращённым названием Тико-Тико (Tico-Tico), хотя по правилам бразильского диалекта португальского языка правильно произносить не Тико-Тико, а Чику-Чику.
     Насладиться звуками деревянного духового музыкального инструмента с одинарной тростью - кларнета, который обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности, и саксофона, обладающего полным  мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью, не удалось  опять же из-за  шума микрофона.
Не смог оркестр передать красоту звуков  знаменитого "Вчера" Пола Маккартни,
Зато зал благодарил за "Танго" Якоба Гаде "Ревность" и звуки неземного счастья вальса Евгения Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь", лучший вальс Арама Хачатуряна из драмы Лермонтова "Маскарад", звуки флейты при исполнении пьесы "Жаворонок".
  Ни "Либер танго" , ни "История танго" не получились, несмотря на старания дирижера, впрочем, как и "Кармен-сюита" Ж. Бизе и Р. Щедрина.
 
  Спасибо за "Кавказский танец" Чиргизбиева З. Тут уж постарались наши виртуозы.

    Это Салах Исрапилов (воттанча) - выпускник культпросветучилища и Гаджи Гаджиев (пондарча), получивший музыкальное образование по классу "Национальная гармонь" у Жариловского В.Л. в 1987 году.
   
      Халтурил контрабас на пару с микрофоном, который, совсем некстати, издавал душераздирающие звуки.
       К великому сожалению, страдаем мы и из-за отсутствия квалифицированных ведущих (не говорю уже о дикции, когда речь полна стилистических ошибок).

      Несмотря на все казусы, концерт Государственного симфонического оркестра Чеченской Республики прошел при полном аншлаге.

      Изголодался слушатель по настоящей музыке!
____________________________________________
*вотта -         народный инструмент, барабан
**кехат пондар - народный инструмент, гармонь


Рецензии
Познавательно.

Саид-Хасан Кацаев   15.03.2012 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо. Только увидела этот отклик.

Зура Итсмиолорд   17.08.2012 13:18   Заявить о нарушении