Репортаж. В радуге брызг и пены
Здесь-то самое время и вспомнить, что наш город ещё называют «Северной Венецией»: десятую часть её площади составляет вода. Это – 86 каналов и рек, общей протяжённостью более трёх сотен километров. А это значит, что по воде можно попасть практически в любой питерский уголок. И заметьте – никаких сотрудников ГИБДД. К тому же шесть рек Невской дельты достигают ширины от ста до шестисот метров, местами превышая километр: вот где есть возможность разгуляться любителям безнаказанной скоростной езды. Да и сама Нева, растянувшаяся в пределах города более чем на три десятка километров, - прекрасная скоростная магистраль.
Одна из водных стоянок на Крестовском острове: моторные яхты, катера, аквабайки. На одном из водных мотоциклов по очереди носятся молодые люди. Рёв двигателя, тучи брызг на крутых виражах, визг и хохот. Мы с приятелем и его сыном экипируемся основательнее молодых байкеров: решено посмотреть с воды, как город готовится к своему юбилею, а это часа три, по сути, в воде, такова уж специфика езды на водном мотоцикле. Поверх специальных костюмов надеваем спасательные жилеты, и – в путь.
Загорающие только головы поднимали, а вслед уже не успевали посмотреть: стремительные 120-сильные машины уносили нас по узкой протоке в речку Крестовку со скоростью восемьдесят километров в час. Вписываемся под деревянный Мало-Крестовский мост, распугивая ныряющих с него ребятишек, и круто заворачиваем в Малую Невку. Здесь уже нешуточные волны от ветра, обещанного с утра синоптиками. Скачем, не снижая скорость, с гребня на гребень, и вода, срываясь с них, с размаху бьёт в лицо, по рукам, в грудь. И вот уже хочется хохотать, как те девчушки в купальниках, носившиеся по акватории яхт-клуба.
Песочная набережная и Набережная адмирала Лазарева Петроградского острова, вдоль которых мчатся наши аппараты, - не те места, где бывают туристы, поэтому и приготовлений к трехсотлетнему юбилею города здесь не заметно. За Лазаревским мостом резко поворачиваем налево и выходим по узкой речке Ждановке к Петровскому стадиону, так знакомому каждому болельщику «Зенита», да и не только этой питерской команды. Огибаем его и попадаем в Малую Неву. Здесь волны уже совсем серьёзные. Наши байки скачут, как норовистые лошадки, приходится смягчать удары, пружиня ногами, но и это порой мало помогает: кажется, что позвоночник не выдержит и рассыплется на отдельные косточки.
Гулким эхом отозвались наши моторы под Тучковым мостом, под Биржевым, и мы вырываемся в Неву, в самую туристическую Мекку. Справа – Стрелка Васильевского острова с её Ростральными колоннами, ещё правее – Дворцовый мост и Эрмитаж, слева Заячий остров с Петропавловской крепостью.
На самой полной скорости, срываясь с волны на волну, в покровах и радуге брызг и пены доходим до истоков Зимней канавки и ныряем под каменный Эрмитажный мост. Вслед за ним нас приветствуют не менее красивые Первый и Второй Зимние каменные мосты, перекинутые через Зимнюю канавку, и мы Мойкой выходим в канал Грибоедова к Храму Воскресения Христова, или, как его ещё называют, Спаса-на-Крови. Здесь перманентная готовность туристической индустрии к юбилею: сувенирные палатки, разномастные плавсредства с экскурсантами и плавучие же буфеты для них – всё пространство около храма освоено. Красавец храм смотрит на всю эту суету снисходительно. А нас он, похоже, и вовсе не заметил, только разомлевшие от немилосердного солнца продавцы киосков да многочисленные туристы свесили головы через парапет и проводили нас завистливыми взглядами.
Протиснувшись под второй в городе по ширине (95 метров) Казанский мост, мы на самой малой скорости прошли под Невским проспектом и рванули по узкому и, как оказалось, извилистому каналу Грибоедова, дошли до Никольского собора, особо почитаемого моряками, и Крюковым каналом дошли до Фонтанки. Вода, в высоких гранитных берегах, укрытая от ветра, была гладкой, будто проутюженной солнцем, и мы развили приличную скорость. Только приходилось лавировать между притопленными пластиковыми и стеклянными бутылками, банками, обильно набросанными теми же туристами. И этот жуткий запах стоячей в канале воды…
У Аничкова моста мы швартуемся к дебаркадеру-кафе и заказываем чай. Хочется просто посидеть, вытянув ноги: тело, разгорячённое скоростью, солнцем и водой отдыхает. По Аничкову деловито и бездельно спешат люди, машины вдруг останавливаются на нём, скучиваясь на красный сигнал светофора, а здесь уютно и прохладно от близкой, рукой достать, Фонтанки. Дебаркадер чуть заметно покачивает: ленивая гладкая волна мягко шлёпает по его заросшему мелкими водорослями борту.
За полчаса мы объехали весь исторический центр города-юбиляра и без проблем швартовались (читай, парковались, причём, бесплатно!), где хотели. Ну, а костюм для деловых визитов или сидения в офисе можно возить в непромокаемом пакете. Так что: все на аквабайки!
Фото Владимира Гашева.
Журнал «За рулём» 78 регион», 2002
Свидетельство о публикации №212031100907