Мои пограничные байки

               
                Байка - Первая.  Начало службы.

Что такое служба в армии я смутно себе представляла.  Хотя я родилась в семье военного лётчика,  мама моя тоже  какое – то время  была военнообязанной, и видимо это оказалось «заразно», настал момент, когда пришлось служить и мне,  по – контракту,  в главном пограничном управлении  нашего города, где я тогда проживала.  Я не знаю, как у других проходила служба в армии, но у меня каждый день, это  было целое событие, причём не только для меня, а для всех пограничных войск в целом.  Когда  я устраивалась , и меня спросили согласна ли я служить телефонисткой, я уверенно ответила – «Да!»,  хотя понятия не имела , что это за специальность такая, но как обычно решила: - «На месте разберусь!», главное  - новое и интересное! Если бы я ещё и знала, …  насколько! Самое интересное началось с самого устройства, вернее оформления документов. Это что – то. Народная мудрость гласит: -  «Театр начинается с вешалки!», так вот: - Служба в армии «по – контракту», начинается с оформления кучи бумаг, причём написанных в сотнях экземпляров и форм, заполненных от руки – печатными буквами. Такую анкету я заполняла первый и надеюсь последний раз в  жизни. Мало того, что тебя «раздевали» вопросами не просто до трусов, а вообще оставляли в чём мать родила, так ещё и надо было расписать всех  своих родственников до седьмого колена, а если ты ещё и замужем или женат, то за компанию это  проделать с родственниками второй половины, и важен для «спецслужб» только один вопрос: - «Не сидел ли кто из них, или не привлекался?» Если честно, то я так далеко и глубоко своих родственников не знаю, только до прабабушек и прадедушек, и то – очень размывчато, в общих чертах имею о них представление. Анкета – это только начало, потом ты носишься с другими мелкими бумажонками по ЖЭКам , проходишь всю медкомиссию, это не дело одного дня, как у гражданских, ты её проходишь в военном госпитале , а там, прежде чем допустить к службе (всех же готовят, как для войны), разберут тебя по запчастям, раскрутят до винтика, медленно и методично, и так же долго заворачивать будут, и при этом, между делом то же самое раз десять спросят.
      Вообщем,  когда наконец – то я сдала и заполнила   раза  с пятого все требуемые бумаги, и с облегчением вздохнула, решив, что это было –  самое трудное, чтобы наконец – то  приступить к службе. Потому что, думала я ,  проще работы, как болтать по телефону – нет, именно так я представляла себе обязанности телефонистки. И вот,  когда,  наконец, я вышла первый день на службу, в первую смену, в так называемый «час пик»,  и увидела, в чём заключается моя работа…… мне стало плохо, и я  мысленно сказала: - « Хочу домой, к маме!». Я  подумала что трёх испытательных месяцев для  меня будет мало, я и за год не смогу разобраться с этой странной  штукой, под названием – коммутатор.  Но не так страшен чёрт, как его малюют.  Не прошло и месяца, и я познала   специфику  этой работы не хуже коллег, прослуживших в этой должности года по два, не меньше.   Очень быстро я поняла, что к чему, и уже, буквально через две недели стала похожа на профи с двадцатилетним стажем. Я ловко управлялась с шнуропарами,  «раскидывая» очерёдность звонков по – статусу: - сначала, его величество – начальник отряда – командир, затем – начальник штаба – заместитель  командира, ну и дальше по нисходящей.   Пока я осваивала   практику, наступил – май, и настало время сдачи теории. Это оказалось очень интересным  событием, учитывая, что я служила в украинской армии, где всё пишется и читается, а также докладывается,  на украинском языке, я его конечно изучала в школе, но с военной терминологией, его  было не сравнить. Я как всегда не знала, что такое сдача боевых  нормативов, да у меня ещё и формы не было, это нормально в нашей современной армии, потому как начальник вещевой службы,  по фамилии – Малыш (кроме шуток), был очень предприимчивым молодым человеком и всё обмундирование ловко сплавлял за бугор, к венграм. Это помогло ему в его неполные двадцать шесть лет, жить очень и очень безбедно, купить квартиру, классную машину, обзавестись связями в городе, стать «нужным человеком»….. но это к слову, чтобы была ясна картина, почему у нас был недостаток с обмундированием.  Ну так как форма у меня  отсутствовала, то на «тревоги», я не бегала, и все эти военные сборы как – то обходили меня стороной. Но всё – таки пора настала. И вот тёплым майским денёчком, когда у меня был заслуженный выходной, мне позвонила моя коллега и радостно сообщила, что сегодня сдача боевых нормативов. Я, по своей природной привычке повозмущалась, но с другой стороны, так как я человек любознательный, то мне стало интересно, что же это такое, я вырядилась, как – будто собралась в клуб на пати, обеспечила себе соответствующий такому случаю макияжик…поярче, и не спеша отправилась на работу. Когда я проходила через плац, я думала, что наступила война (тьфу – тьфу, не дай Бог, конечно), я такое видела только в кино. Начиная солдатиками, младшим офицерским составом, и заканчивая старшим, почти все служащие нашего пограничного управления  копошились на улице. Весь плац был разбит на зоны, где были установлены столы, стулья, и  каждый из начальников какой- то службы принимал свои нормативы. Я прошла через весь этот ажиотаж и суету в свою роту, и там дежурная телефонистка мне уже объяснила что к чему, и что она с радостью предоставит мне свою форму, так как она не сможет пойти, потому что находится на боевом посту. Только это, кстати освобождало нас, от сдачи боевых нормативов и беготни по тревоги. Я, за три месяца, первый раз одела форму, камуфляжную, с зелёным беретом, кокетливо сдвинув его на бок, всё же должно выглядеть  красиво и  эффектно, и выплыла на плац. Первым пунктом назначения оказалась сдача устава… Люди добрые, я понятия не имела, что это такое, ещё меня очень удивило и разозлило одновременно, что у всех в руках оказались тетради с конспектами, и народ оказывается два раза в год проходит, как сейчас модно говорить …переаттестацию, а я понятия об этом не имела.   В роте связи, я служила вместе с девушкой , по имени Ира,  моих лет, только она была радисткой. Так вот, у Иришки тоже оказались эти волшебные конспекты, и она уже не первый раз сдавала нормативы, поэтому она  меня потихоньку, между делом вводила в курс.  Майор из воспитательной подготовки, уже с видом вампира, предвкушающего кайф от того, что сейчас напьётся вдосталь крови человеческой (ей – Богу, у него даже лицо было похоже на  внешность вурдалака!), вальяжно раскинувшись на стуле,  с самодовольной ухмылочкой заявил: -  Ну – с, кто готов отвечать, первым? – в ответ соответствующее гробовое молчании, желающих нет.  – Хорошо – продолжил майор, - Тогда начнём по списку…… И началось……, ладно я, которая ещё испытательного срока не прослужила, но те, кто уже не первый год в отряде, со своими волшебными тетрадками,  на вопросы майора, мычали что – то невразумительное. Майор  весь  взмок, и  сдался, уже чуть ли не умаляя, чтобы просто ему объяснили, что такое – устав. Когда я почитала определение этого понятия, я  подошла и честно  сказала «воспитателю»: - Простите, пан майор, я даже по – русски не могу понять смысла определения, а Вы хотите, чтобы я ещё и по – украински его рассказала, и вообще, я ещё на испытательном сроке. Это кстати пока и делало мне поблажки. Так, первый этап пройден, свою тройку с  натягом я заработала. Пойдём дальше. Дальше было ещё интересней. Надо было одеть и снять ОЗК, защитный костюм, за определённое время. Тут уж без ненормативной лексики не обошлось. Я его только по телевизору видела, и то в кино, но никогда в жизни не подумала бы, что его придётся в жизни примерять самой. Если бы не Ира, я бы просто пропала, я даже боялась подойти к этому произведению искусства (кстати, сроки годности на данные костюмчики, уже давно сошли!), а как его одевать, понятия не имела. Но с помощью Иришки мне всё – таки пришлось проделать эту манипуляцию. Через две минуты пребывания в этом резиновом колпаке, я почувствовала себя овощем в парнике, с той лишь разницей, что в парник хоть воздух поступает, а здесь в давно списанных противогазах, кислородом и не пахло, пахло плесенью и мышами.  Стёкла в противогазе  сразу запотели,  и я потерялась в пространстве. Учитывая, что на улице стояла 25 – градусная  жара, я почувствовала, что сейчас просто потеряю сознание, меня повело куда- то в сторону, и я чуть не завалилась  прямо на плац, меня вовремя подхватили крепкие руки нашего подполковника …Кульбеды ……, начальника боевой подготовки.  Такое ощущение, что на службу в наш отряд отбирали людей специально,  с необычными фамилиями, спецслужбы  поработали наверное.  Так как в этом костюмчике ещё и глухо, как в танке, а мне же  нужно ещё и поболтать и прокомментировать всё,  то я просто на весь плац – орала, так, что  другие «экзаменаторы» и «экзаменующиеся»,  отвлеклись  и наблюдали за этим шоу. Да что там говорить, сам командир вышел на плац, чтобы лично увидеть, что же это за фрукт мадам с позывным….. «Каменщик – 16», которая  везде  уже была на слуху в управлении, как «летучий голландец», слышать –слышали, а видеть не видели.  Вообщем пока меня носило из стороны в сторону, потому что для сдачи нормативов, продержаться в этой резиновой массе надо было определённое время, параллельно ещё отвечая на вопросы экзаменатора, народ получал удовольствие от бесплатного представления,  мало того, что я одела..типа сапоги, от этого резинового  костюмчика,   не на те ноги, на которые положено: - левый – на правую, и наоборот, так ещё и выдала фразу , в ответ,  на объясняющего мне подполковника, от чего предохраняет этот ОЗК, я ответила как всегда – коротко  - ёмко и конкретно: - …..от нежелательной беременности он предохраняет, потому как никаких отверстий не имеется в нём! Наконец – то и этот зачёт, с горем – пополам, был сдан.  После этого были вопросы по теории боевой подготовки, но и тут прокатил вариант, что я ещё типа – стажёр, а собирать и разбирать оружие и сдавать нормативы по стрельбе меня от греха подальше –  не допустили,  разумно решив, что, раз она понятия не имеет, что такое защитный химический костюм,  оружие мне в руки лучше не давать, даже не заряженное и в разобранном виде, у меня и оно выстрелит.  И наконец,  подошло время сдачи самого лёгкого экзамена, спортивной подготовки. Это оказалась проще простого, тем более принимал его молодой лейтенантик, которого я хорошо знала, потому что мы с ним вместе учились в школе, и хорошо знали друг друга . Я,  посчитав, что все трудности позади, просто с радостью направилась к нему. Мы с Иришкой уже порядком уставшие на солнце и жаре мучиться и  морально, и  физически,  а Иринка – вдвойне, потому как, ещё и мне помогала от души, сидели, прохлаждались в тенёчке, и просто со смеху покатывались, вместе с  лейтенантом Колей,  как наши штабные матроны, тёти типа прослужившие лет по пять -  десять, и имеющие габариты, таких размеров, что даже при желании, им форму таких размеров в жизни не подобрать (существуют же стандарты),  а чехлы для танков уже давно перестали шить, падали и валились навзничь, не сумев даже создать видимость отжимания и классического качания пресса. Мы так увлеклись, что даже не заметили, как на плац выплыл наш Наполеон. Так все называли нашего командира – начальника отряда. Он был просто вылитый император, и ростом и фигурой, и даже лицом был похож, ему только треуголки не хватало для полного сходства.  И вот, император, пружинистой походкой спортсмена и в то же время,  вальяжной, как у сытого кота, направлялся к нам. Одна из матрон,  с чувством  матюкнувшись,  проинформировала, что прошёл слушок,  о том, что командир лично будет принимать зачёты, выборочно. Что ж, губа не дура, выбрал, когда весь «цветник» в сборе, и вот как назло, когда Его Величество подошло, одновременно с ним подошла и моя очередь отжиматься от пола и качать пресс, кстати Иришке повезло, она успела проскочить. Но тут конечно, я в грязь лицом не ударила, выполнила всё на пять с плюсом, времени осталось в запасе, чтобы ещё по два захода выполнить норму,  так что даже Наполеон цокнул языком, что на его языке означало – высший пилотаж. Вообщем, самый главный экзамен я прошла, засветилась перед начальством с лучшей стороны, так что даже мои  косяки  по связи, мне простились, списали всё на неопытность  как новичка в службе.
    


Рецензии