Херсонесский тупик

 Памяти художника
 
 
 
Письмо из юности с предисловием и комментарием
 
  В Евпатории жил   удивительный человек. Но, как часто бывает, только когда он умер, многие с особой горечью оценили его уникальность. И пригласили всех, кто когда-либо знал и любил художника или его работы, на крошечную    выставку. Где люди самого разного возраста и профессий говорили о судьбе не очень    заметно-громкой, но памятной. В музеях,     картинных галереях,
здравницах Крыма, у отдельных любителей   живописи
осталось немало работ Юрия Васильевича Волкова, среди которых    —  «Подвиг
пяти черноморцев», «Не уйти»!, «Расплата»,    «Херсонесский тупик»...
Та встреча напомнила
мне про письмо,   ' полученное мною в начале 80-х, и свои личные встречи с Юрием Волковым.

 Письмо-воспоминание
(Б.П. Случанко, г. Керчь)

 В молодости я жил в Евпатории, учился в техникуме. Однажды в узком переулке, сбегавшем к морю круглыми булыжниками, познакомился с художником. Жил он в двухэтажном доме, обращенном окнами к солнцу. Днем запирался у себя в прохладной мастерской — и работал. Вот уже какой месяц
трудился он у мольберта, стараясь воспроизвести на полотне то, что случилось в последний для гитлеровцев день в Севастополе. Впервые от него я услышал слова Херсонес, Херсонесскнй тупик...
  Каждый, кто заходил в
мастерскую, мог подумать, что попал  в разгромленный       немецкий штаб. Навалом   лежали малинового цвета шинели, черные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро
офицерских погон и угрожающе темнел ствол автомата...
   Мой новый знакомый по
крупицам собирал те следы недавней
войны. Порою просил кого-то попозировать, порою, надолго отвлекаясь от кистей и палитры, опускал в воду различные предметы и, наблюдая,
рисовал. За всем в мастерской таилось много нерассказанного, нераскрытого. А за тихим холстом шуршали страницы истории - чудился грохот двух тысяч
орудий, обрушивших на оконечность Маячного полуострова близ Севастополя,
шквал огия и металла, в воздух летели гитлеровские
огнеметы, беспомощно ползли теперь уже никому не страшные змеи колючей
проволоки. Слышался грохочущий шум стремительной лавины советских танков, и войско фашистов уже не мог спасти пересекающий Херсонесскнй мыс   земляной вал. Тогда, в мае 1944 года, по утрам так же, как сегодня, вставало солнце. В лохмотьях тумана и дыма оно освещало обрывы с прилипшими к ним фигурами людей. Часть гитлеровцев пыталась удрать ка плотах и
бочках из-под бензина, да плыть было некуда...
Гарь, смрад, обрывки
разорванных документов,
трупы с распухшими лицами — вот что встретили советские бойцы на краю Херсонесского мыса. Из ложбин в утесах воины-гвардейцы
выводили жалких солдат фюрера. Один из них, подавленный, сидел на камне, опустив ноги в воду и бросив голову
на теперь уже свободные от автомата руки. Рядом в растерянности стоял
немецкий офицер, за ним
солдаты с трясущимися поднятыми руками... Так кистью Юрия Волкова было
передано крушение адской
машины третьего рейха, машины войны.
  Прошло много лет, за которые и Севастополь отстроился, и неизвестно, где находится теперь поразившая меня картина.
Немало выросло памятников в честь тех, кто сложил голову за город-герой. Один из них, словно штык,
поднявшийся к небу, —  увенчанный орденом «Победа» обелиск в ознаменование разгрома крымской группировки фашистов на
мысе Херсонес 12 мая 1944 года. Утром тень от памятника
острой стрелой падает в
крайнюю точку полуострова. Теперь она ложится на
землю как тень солнечных
часов, отсчитывающих дни
мира...
 
*   *   *

   Прислав мне эти свои давние воспоминания, мой старший товарищ из Керчи журналист Борис Петрович Случанко просил побывать в доме художника и сообщить ему,
Случанко, некоторые современные детали, необходимые для   публикации.
   Просьба коллеги совпала с моим собственным желанием встретиться с известным в городе человеком. И вот я вхожу в неказистый домик где-то в старой части города...
   Вскоре я сообщил Борису Петровичу, что картина «Херсонесский ТУПИК» стала собственностью Военно-исторического музея Краснознаменного Черноморского флота. В Симферопольском художественном музее хранится другой вариант того же произведения. А особую популярность Волкову принес холст "Подвиг пяти черноморцев», выставленный в одном из залов музея в
Симферополе.
  Из разговора я понял, что не случайно батальная тема
стала ведущей в творчестве члена Союза художников
СССР Ю. В. Волкова, и6Q
фашистов он видел не только в кино. Раненому молодому артиллеристу довелось бежать из вражеского плена...

  К Волкову-художнику в
пору моей с ним встречи никто не относился безразлнчно. Перед ним или преклонялись, или удивлялись его
«странности». Волкова не
волновали заработки — только Ее Величество 
живопись. Он мог на месяц отложить срочный заказ, увлекшись созданием инструмента, облегчавшего, например, измерение при лепке скульптуры. Не каждый способен более 20(!) лет провести в своей мастерской, занимаясь
только экспериментами.
 - Лишь совершенное владение техникой живописи дает истинный простор для
творчества, возможность
полностью отдаться во власть замысла, - сказал мне Юрий Васильевич. И ошибался каждый, кто считал те годы периодом простоя - Волков сумел тогда раскрыть для себя тайну матовой живописи в отличие от блестящей, мешающей восприятию, разработал приемы быстрого и точного нанесения изображения, покорил цемент и гипс. Когда я сказал одному из ценителей творчества  Волкова что-то об
отсутствии в характере живописца деловитости, 
собеседник резко меня   поправил: «Делячества в нем нет... Это    настоящий талант, которому, кроме искусства, ничего не надо - ни денег, ни славы».
   Мы с нетерпением ожидали, когда же подойдет к концу период
исканий и Волков приступит к осуществлению задуманных крупных работ. С
меня Юрий Васильевич
взял тогда слово ничего о нем не публиковать, взамен обещая  непременно пригласить, когда картина — первая после огромного перерыва — будет завершена.
   Дождался я не  приглашения - лишь известия о его уходе. И подумал: треть жизни этот человек посвятил тому, чтобы другие художники с меньшим трудом могли постичь таинства большого искусства, им за те годы открытые. И очень важно, чтобы его идеи и находки не затерялись, не забылись, а действительно служили Творчеству.

  А недавно, в декабре 2011-го, в городе открыли мемориальную доску Юрию Волкову - на том самом здании у моря, где когда-то, вскоре после Великой Отечественной, в его мастерской не раз бывал мальчик Боря, будущий керченский журналист. 

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ: Юрий васильевич Волков (1921-1991 гг.) –  художник-баталист, участник Великой Отечественной войны, ученик профессора Академии искусств Николая Самокиша.  Работал в жанре графики, акварели, живописи, скульптуры. Его картины находятся в музеях Крыма, Москвы, Волгограда, частных коллекциях.
 
 1981 - 2012


Рецензии