Гл-2. Страдание отверженности

               
                При попытке обсудить проблему изгойства, одно слово "изгой" вызывало у слушателей возмущение и страх, реже жалость, изгой - это тот, кого травлей изгоняют из группы. Быть отверженным стыдно, и потому редко кто отважится признать себя изгоем.
Обычный всегда осознанный не обладает какими-то особыми чертами характера, которых бы не было у других людей. Он, как и все соглашается с лидером и не высказывает собственного мнения.  Он тоже восхищается лидерами и любит их. Но он делает это не так, как все остальные. Обычные люди восхищаются естественным лидером как будто без оснований, и верят ему без сомнений и критики разума.  И чем сильнее лидер, тем сильнее их восхищение и вера, достигающие уровня поклонения божеству. Чтобы  ни сказал и ни сделал  лидер (любого типа), люди воспринимают это, как разумное и правильное, даже если он говорит нелепости и делает страшные вещи. Очевидно, это -  инстинктивные   реакции.   Это как будто всеобщее опьянение, никто не может трезво оценивать поведение лидера. Никто, кроме более сильного естественного лидера и всегда осознанного.
Всегда осознанный восхищается разумом лидера и качествами его души, если лидер этого достоин, и его талантами, если они у него есть.  Это – реакции разума, а  не инстинкта.
В отличие от всех остальных членов группы всегда осознанный соглашается с лидером и старается не высказывать своего мнения  не потому, что думает и чувствует так же, как и лидер, а потому, что боится его гнева и  санкций.
Пример.
Девочки 10-11 лет в пионерском лагере общаются с девочкой лидером. Она говорит, что родилась дома. И все остальные девочки преданно глядя ей в глаза весело лгут, что все они тоже родились дома. Хотя все они, кроме лидера, родились в роддоме. Всегда осознанная девочка молчит. «А ты»? - грозно спрашивает у неё лидер. И все остальные тоже смотрят на неё грозно и враждебно. И девочка, ощущая страх, говорит, что она родилась дома. Но, несмотря на её старания быть, как все, лидер всё равно подвергала её завуалированной травле.
Всегда осознанный тоже  ощущает симпатию к ИОЛ и инстинктивно подражает ему.  Но ИОЛ воспринимает это с суровым сомнением. Его лидерский инстинкт требует любви и поклонения,  полного совпадения чувств и мнений, а не симпатии и подражания. Когда начинается травля, всегда осознанный удивляется, обижается, страдает и, конечно, боится. ИОЛ инстинктивно ждёт, что в ответ на его злобу и гнев всегда осознанный, ощутив к нему страх, начнёт любить его, как происходит со всеми.
К слову, это тоже очень древний рефлекс. Однажды, я была чем-то расстроена, а кошка крутилась под ногами. Я гневно накричала на неё, выплеснув из себя поток агрессивной энергии. Кошка присела от испуга, утробно взвыла, а потом выгнула спинку, выставила задок кверху, загнула хвостик набок и посмотрела на меня покорно и заискивающе! Я поняла, что в ответ на гнев вожака стаи у неё включился защитный рефлекс любви к нему, призванный и у вожака вызвать любовь к ней.
Но всегда осознанный, в отличие от всех остальных, в результате агрессивных нападений ИОЛ не начинает рефлекторно любить его, а начинает видеть в нём несправедливого и злого человека. Это – тоже реакция разума, а не инстинкта.
Враждебное отношение, ненависть и презрение в глазах членов группы заставляют всегда осознанного ощущать себя отверженным и глубоко страдать. Но ещё больше его угнетает невидимая агрессивная энергия, исходящая от членов группы. Очень трудно в момент этого воздействия не ощутить себя таким, каким тебя видят окружающие. Внешнее воздействие как бы программирует самоощущение. Что бы изгой ни делал, он ощущает со стороны лидера и членов группы уверенность, что его поведение неправильное или нелепое. Быть самим собой, таким, каким его создала природа, в условиях травли человек не может. Он становится «неуверенным в себе». Это не значит, что он не уверен в своих знаниях, умениях и возможностях. Здесь было бы правильнее сказать, что он уверен в том, что члены социальной группы не верят ни его знаниям, ни его возможностям. И у него для этого есть основания.
Конечно, поведение каждого всегда осознанного в положении изгоя в различных жизненных ситуациях зависит от его личностных качеств. Я в стрессовых ситуациях всегда ощущала себя лидером (ситуационным). И никому не позволяла навязать мне свою волю, ибо я отвечала за жизнь людей.
Страдание отверженности (выраженное в той или иной степени) постоянно давит на всегда осознанного изнутри. Ослабляется его иммунитет, ослабляется психическая защита, изменяется структура его биополя и распределение энергии в организме. Появляется ощущение, что энергия как бы уходит вовне.
То же самое наблюдение (в похожем случае) описывал К. Юнг: «...в результате неподвижность жизни равнозначна неврозу. Вследствие такого застоя ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ РАСТЕКАЕТСЯ во всех мыслимых направлениях, по-видимому, без всякой пользы» (К.Г. Юнг, "Отношения между эго и бессознательным", курсив мой).
Я наблюдала подобные ощущения после агрессивной психической атаки, когда возникало чувство резкой физической слабости, энергия как будто куда-то уходила («растекалась», как описывал это К. Юнг). Что происходит во время психической атаки? Я уже писала (в разделе «Неосознанное общение»), что в большинстве случаев ранят не слова, а ранит агрессивная энергия нападающего. Когда тело и душа в хорошем состоянии, энергия психических атак не ранит, она как бы отскакивает от объекта нападения.
Но когда человек истощён физически и психически, этот щит уже не может защищать его так, как раньше. Возможно, ощущение вытекания или растекания энергии в момент агрессивного удара идентично ощущению вытеканию крови из раны при физической травме.
Я заметила, что во время длительной травли энергия изгоя не уходит, она – ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЕТСЯ на периферию. Отсюда – физическая и психическая слабость. Возможно, это происходит для защиты организма изгоя от постоянных агрессивных энергетических атак (часто, коллективных), которые направлены на него со всех сторон.
Ещё в детстве всегда осознанный в положении изгоя замечает, что люди ведут себя агрессивно и враждебно только в присутствии лидера. ВНЕ ГРУППЫ те же самые люди, которые его травили, относятся к нему приветливо! Всегда осознанный понимает, что травля идёт - от ИОЛ.
Но ПОЧЕМУ лидер и все остальные так ненавидят меня? - думает изгой, - Ведь, я – ничего плохого никому не сделал! Со временем всегда осознанный понимает, ПОЧЕМУ травит его лидер. Из документального телесериала «Последний герой-1»: «Меня МОЖНО СЛОМАТЬ, но ИГРАТЬ на меня - НЕЛЬЗЯ!», - цитирует Шекспира всегда осознанная Наталья (администратор гостиницы), объясняя отношение лидера «племени» к себе.
В оригинале цитата звучит так: «Call me what instrument you will, though you can fret me, you cannot play upon me». В дословном переводе: «Назовите меня любым инструментом, хотя вы МОЖЕТЕ мучить меня, вы НЕ МОЖЕТЕ играть на мне». Дословный перевод точнее отражает мысль Шекспира, что на изгое не «нельзя» играть, на нём НЕ МОГУТ играть. Т.е. полной инстинктивной власти над ним у лидера (и его подчинённых)  нет.
Обычно изгой не бунтарь. Чтобы не испытывать мучений травли всегда осознанный всеми силами старается понравиться ИОЛ. Но осознанное подчинение, даже самое преданное, ИОЛ принять не может. Ибо его лидерская программа рассчитана только на инстинктивное управление и подчинение. Если всегда осознанный старается хорошо работать, ИОЛ никогда не считает его работу хорошей, он обязательно найдёт к чему придраться. Если всегда осознанный старается вести себя смиренно и покорно, ИОЛ начинает откровенно издеваться над ним. Но в ответ на издевательства всегда осознанный ощущает обиду на лидера, а не рефлекторную любовь к нему. И лидер  понимает его смирение и покорность, как притворство, а не как признак искренней любви к богоподобному существу (которым считает себя лидер этого типа и его группа), и  начинает испытывать к нему отвращение и презрение. Ненависть же ИОЛ нисколько не уменьшается, и травлю всегда осознанного он не прекращает.
Поэтому как бы всегда осознанный ни старался, как бы ни унижался, как бы ни признавал себя ниже, ничтожнее лидера, ПОНРАВИТЬСЯ ему он НЕ МОЖЕТ.
Вернуть обоим радость жизни может только уход изгоя из группы. Но куда уйти из лодки в океане? Или из казармы? И в случае тяжёлой открытой травли изгой может покончить жизнь самоубийством.
У меня было три наблюдения противоположного поведения, когда всегда осознанный обоснованно отстаивал перед ИОЛ своё мнение. И в каждом случаях это вызывало открытую травлю большой силы.
Надо заметить, что симпатии даже одного члена группы, выраженной невербально, или наедине, достаточно, чтобы у изгоя исчезло страдание отверженности. Видимо, социальный инстинкт всегда осознанного воспринимает такое отношение, как информацию, что он уже не изгой. И наказующее действие его собственного социального инстинкта (за неправильное поведение в группе), которым и является страдание отверженности, прекращается (до очередного проявления враждебности группы или одного из её членов).


Рецензии