Глава 5. Ведущий лидер и изгой

Однажды, я наблюдала небольшую туристическую группу с самого начала её образования. Незнакомые люди собрались на экскурсию и разместились в микроавтобусе. Очень быстро из них выделились две женщины с властным и высокомерным выражением лиц. Они держались вместе и сразу было видно, что одна из них - инстинктивно объединяющий лидер, а вторая - наиболее авторитетный, после лидера, член группы. В ожидании автобуса члены вновь образованной группы активно общались между собой, - они были знакомы.
В автобусе я, вдруг, ощутила, что что-то произошло, как будто холодным ветерком подуло от членов группы. Они были вежливы, но от них исходило тяжёлое враждебное напряжение. Затем – появились вызывающие реплики, которые продолжались в течение всей поездки. Наконец, мы приехали на место и слились с другими малыми группами.
Через несколько дней на экскурсии я снова встретилась с этими же людьми. Теперь в ней был другой лидер – мужчина. Он был в этой группе и на первой экскурсии. Но тогда он в единстве со всей группой достаточно недвусмысленно выражал мне свою враждебность. Теперь, став лидером, он начал относиться ко мне доброжелательно. Остальные держались настороженно. Затем я с удивлением увидела, что он СИМПАТИЗИРУЕТ мне. А вслед за тем я ощутила его молчаливое ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Люди расслабились и потеряли ко мне интерес, ибо лидер ПРИЗНАЛ меня членом своей группы.
Это изменение отношения ко мне человека после включения в нём программы ведущего лидера говорит о том, что в его лидерском инстинкте ЗАПРОГРАММИРОВАНА способность принимать в свою группу всегда осознанного.

Следующий отрывок из книги Рона Джонса «Третья волна» (Ron Jones, The Third Wave, 1977, курсив — мой) демонстрирует не только преображение человека после включения в нём программы ведущего лидера, но и ещё более удивительное преображение бывших ИОЛ после выключения у них лидерской программы. А также - исчезновение завуалированной травли изгоя после перехода группы под управление ведущего лидера.

"Третья волна началась с вопроса: «Как могли жители Германии утверждать, что они не знали о массовых расправах над евреями? Как могли соседи или даже друзья еврея говорить, что их не было рядом, когда это происходило»? Это был хороший вопрос. Я не знал на него ответа. Я решил потратить неделю на исследование этого вопроса. ... Я прочёл лекцию о красоте дисциплины. ДИСЦИПЛИНА - такая САМОТРЕНИРОВКА, когда ценой преодоления реальных трудностей ДОСТИГАЕТСЯ УЛУЧШЕНИЕ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, окончательная победа.
... Уровень активности класса резко изменился: РАНЬШЕ в обсуждении принимали участие в основном только НЕСКОЛЬКО человек, а теперь - ВЕСЬ КЛАСС.
... Каждый ощущал свои способности, и все были РАВНЫ между собой. Они делали ОБЩЕЕ ДЕЛО.
... Ещё более странным казалось ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ответов. Ученики, ОБЫЧНО НЕ РЕШАВШИЕСЯ говорить, НАХОДИЛИ ПОДДЕРЖКУ своим усилиям.... Академическая УСПЕВАЕМОСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОВЫШАЛАСЬ.
...Я начинал думать, что ОНИ СДЕЛАЮТ ВСЁ, ЧТО Я ТОЛЬКО ПРИКАЖУ. … Я назначил трёх учеников сообщать о нарушениях правил поведения … половина класса теперь считала своим долгом наблюдать за своими товарищами и доносить на них.
...Эти три юные женщины НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ учеников класса. Они обладали спокойной уверенностью в себе, и ИМ НРАВИЛОСЬ, когда обстановка в школе давала им возможность ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ академические и ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Эти ученицы казались озадаченными и печальными. Теперь, когда я оглядываюсь назад, они кажутся мне похожими на детей с так называемым ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ.
...Роберт обладал весьма слабыми академическими способностями. Он ВСЕГДА ел ленч ОДИН. Третья волна дала Роберту возможность найти своё место в школе. Он наконец-то стал РАВНЫМ всем остальным. Он улыбнулся (ДО ЭТОГО я, кажется, НЕ ВИДЕЛ, ЧТОБЫ ОН УЛЫБАЛСЯ).

Если я прекращу эксперимент... резко верну их в обычную учебную действительность... Для Роберта и других подобных ему учеников будет слишком болезненно и унизительно, если им укажут на их место и скажут, что это была всего лишь игра. Они станут посмешищем... Я НЕ МОГ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ "РОБЕРТЫ" ОПЯТЬ ПРОИГРАЛИ.

...Третья волна стала ЦЕНТРОМ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. ... В аудиторию втиснулось более двухсот учеников. … Я просил продемонстрировать преданность. Стены помещения задрожали от оглушительных выкриков: "Сила в дисциплине". Казалось, что КАЖДОЕ МОЁ СЛОВО понимают и ЛОВЯТ НАЛЕТУ.
...Как может народ быть частью какого-то процесса, а потом ПОСЛЕ СМЕНЫ ВЛАСТИ притворяться, что никто ни в чём на самом деле не участвовал? Вы ничем не лучше и не хуже немецких фашистов, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные. Мы видели, что фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС.
...Третья волна перестала существовать. Роберт плакал. Я подошёл к Роберту и обнял его. .. Некоторые стали возвращаться, чтобы быстро обнять нас с Робертом. Другие ОТКРЫТО ПЛАКАЛИ. Люди сбивались в тесный круг и обнимали друг друга".
Конец цитаты.
Во время этого эксперимента (который длился одну неделю) в классе наступили удивительные перемены. Преподаватель обещал им, что дисциплина, как самотренировка, поможет им "достигнуть улучшения умственных и физических возможностей", и их УМСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ уже на третий день РЕЗКО УЛУЧШИЛИСЬ!
Но у бывших лидеров класса всё произошло наоборот. Когда они перестали быть лидерами (т.е. когда их лидерская программа отключилась) их поведение и они сами резко изменились. Они стали неуверенными и неловкими. Прежде они "НАМНОГО ПРЕВОСХОДИЛИ своим ИНТЕЛЛЕКТОМ ОСТАЛЬНЫХ", а после того, как перестали ощущать себя лидерами, они, как и изгой Роберт, начали производить впечатление "детей с ОТСУТСТВИЕМ СПОСОБНОСТЕЙ К УЧЁБЕ". Их, конечно, не подвергали травле (ведущие лидеры не применяют этот метод воздействия), класс просто перестал обращать на них внимание. Девушки пожаловались родителям, кто-то из их родителей пожаловался раввину, он позвонил Рону Джонсу, тот объяснил ему ситуацию, и эксперимент продолжался.
Все стали, РАВНЫ между собой. А Роберт, который  всегда был один и никогда не улыбался, т.е. был изгоем в классе, перестал быть изгоем: «Он наконец-то стал РАВНЫМ всем остальным». И учитель не хотел допустить, чтобы он снова стал изгоем ("Я не мог допустить чтобы "Роберты" опять проиграли").
Подростки испытывали душевный подъём и РАДОСТЬ ЖИЗНИ ОТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ, от осознания важности этих действий для их развития. ОНИ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ.
Полученный эффект можно объяснить тем, что кроме вышеописанных рефлекторных реакций в социальной группе, существует ещё РЕФЛЕКТОРНАЯ РАДОСТЬ ЕДИНСТВА, - не менее удивительное и приятное ощущение, чем рефлекторная радость победы. Она возникает во время коллективных действий под руководством ведущего лидера (или ситуационного лидера, который тоже всегда ведущий). При этом УДОВОЛЬСТВИЕ ЗАВИСИТ не от характера действий, а от СОВМЕСТНОСТИ и СЛАЖЕННОСТИ этих действий. Это может быть коллективная игра, совместный физический труд или совместное решение умственной задачи, повторяющиеся ритуальные действия, и многое другое. В какой-то из моментов совместного действия внезапно возникает упоительное ощущение РАВЕНСТВА И ЕДИНСТВА всех со всеми, лёгкость в теле, стойкое ощущение тихого и радостного удовольствия от происходящего, вкус к жизни, которая внезапно становится интересной и наполненной смыслом. ИЕРАРХИЯ ИСЧЕЗАЕТ. В лидере при этом также не видят грозного властелина, которого следует бояться, а видят вождя, за которым хочется радостно следовать. Рефлекторная радость единства не такое острое ощущение, как рефлекторная радость победы, но длится долго, человек ощущает себя счастливым столько, сколько длится совместное действие.  Очевидно, это - не один рефлекс, а цепочка  одинаковых рефлексов.
"...фашизм - это не то, что делают какие-то другие люди. ЭТО ЧТО-ТО, СИДЯЩЕЕ ВНУТРИ КАЖДОГО ИЗ НАС", - писал Рон Джонс. Это "что-то" - социальный инстинкт.


Рецензии